Журнал Житомир инфо

УКР | РУС        Сегодня: Вторник, 20.08.2019    22:10:22
» » » 2013 » Февраль » 1
boris04 Наши Земляки Василию Петровичу Матвейчуку -60! -очерк Б.Турчинского
Оценка: 5/5
Голосов: 1


Наши Земляки Василию Петровичу Матвейчуку -60! -очерк Б.Турчинского

01.02.2013, 17:02:25 2050 0.0 0

Василию Петровичу Матвейчуку-60!

От редакции научно-популярного Журнала Оркестр (Москва)

Мы уже привыкли к тому, что в своих статьях на темы музыки, в очерках о коллегах-музыкантах, наш собкор Борис Турчинский задает своим героям много интересных вопросов и о творчестве, и о личных судьбах. Но с очередным собеседником – Василием Петровичем Матвейчуком – валторнистом, дирижером, преподавателем, заслуженным работником культуры Российской Федерации, кандидатом искусствоведения, профессором, вышло несколько по-другому. Василий Петрович - человек настолько скромный, что приготовленные для него вопросы… чуть было не остались без ответа. Матвейчук весь в своей музыке, а «говорильню» о себе считает суетой. Можно сказать, даже несколько стесняется, когда говорят о нем…
Но недаром автор статьи был хорошо знаком с Василием Матвейчуком еще с юности! В преддверии 60-летнего юбилея своего товарища Борис Турчинский в очень интересной форме рассказал нашим читателям о его жизненном и творческом пути. Так давайте же поближе познакомимся с человеком, так много сделавшим для нашей русской культуры!
От имени редакции хочется тоже поздравить юбиляра и пожелать ему долгих лет и плодотворной деятельности!


Романтизм и реализм


С Василием Матвейчуком мы познакомились, будучи студентами музыкального училища. Что привело парня из глубинки в мир музыки и почему именно валторна, пусть так и останется для нас загадкой: путь в нашу профессию у каждого свой, но то, что мальчишка мечтал стать военным, это бесспорно, так как именно это подтолкнуло его к поступлению в Институт военных дирижеров при Московской консерватории.
Среди героев моих очерков, а их уже более двадцати, Василий Матвейчук выделяется тем, что это дирижер особого и даже редкого романтического направления, он – флотский дирижер. Каковым был, кстати сказать, сам Римский-Корсаков!
Начинал Матвейчук военную службу на знаменитом советском крейсере «Дмитрий Пожарский». В 1955 году крейсер вошел в состав Военно-морского флота СССР, а в 1990-м, в эпоху безвременья начала 90-х, был… продан частной индийской фирме на металл… Что ж, как в песне поется: «Доля такая у кораблей…». К счастью, по-другому складывается судьба флотских офицеров, музыкантов флота.
Что же музыка делает на боевом корабле, каково назначение выстроившихся на палубе на морском ветру оркестрантов? Впрочем, разве мы с вами сами этого не знаем?
На флоте, как ни в каком другом виде Вооруженным сил, ухо бойца привычно к мелодии, ведь наряду с командами и песней ветра звучит пронзительный голос боцманской дудки.
Отходит судно от причала в свой дальний поход – под суровый бравый марш, а швартуется, придя из плавания, - его встречают радостные звуки марша встречи. «Это мы, это мы – краснофлотцы, часовые советских морей!».
В фильме «72 метра» прекрасно показано, как в хаосе политической неопределенности 90-х годов все расставила по местам гордая, не подверженная никаким веяниям, военная музыка. «Оркестр! «Прощание славянки»!», - скомандовал командир, и моряки, чеканя шаг, ушли с площади, где драли горло на трибуне политики. Не дело военных во все это влезать. Военный служит родине и только! (кинофильм режиссера В.Хотиненко,2004г.)
…Флаг на «Дмитрии Пожарском», перед тем, как списать судно на слом, спустили под музыку оркестра. И нет, наверное, для флотского музыканта минуты в музыке печальнее! Болит душа, ведь корабли уходят навсегда, словно друзья, будто братья…

Оркестровые краски моря

Однако, от политики – к творчеству! О Римском-Корсакове – флотском дирижере пишут, что впечатления его морской жизни воплотились через некоторое время в морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях средствами оркестровых красок. Как хорошо сказано: «оркестровые краски». Музыкант ведь тоже художник. И у Матвейчука со временем будет то же самое: отстоявшиеся впечатления моря дадут новый толчок к интересному творчеству уже на берегу.
…Служба на клипере не оставляла много времени для совершенствования музыкальных навыков Римскому-Корсакову, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора — вторая часть (Анданте) Первой симфонии (конец 1862 года), после которой Римский-Корсаков надолго забросил сочинительство.
Но все наоборот было у флотского дирижера Матвейчука. Во время службы был у него такой большой простор для творчества, как и сам океан. Еще бы! Художественный руководитель такого оркестра! Можно себе представить, что это значит. Постоянные концерты для моряков, для тружеников Владивостока. Творческая энергия била ключом из флотского дирижера, будто поток, будто хлынул девятый вал!



Звучащий в трех столетиях

Материалы интернета:
Оркестр штаба Тихоокеанского флота - так называют оркестр, недавно отметивший свое 150-летие.
Главный музыкальный флотский коллектив традиционно всегда был непременным участником юбилейных мероприятий в воинских частях, проводов на боевую службу и встреч кораблей, а также иностранных моряков и делегаций, официальных приемов от имени командующего флота, церемоний, ритуалов возложения венков, салютов нации и личных салютов при посещений кораблей флота государственными деятелями и официальными лицами России и зарубежных стран.
Флотский оркестр – одна из визитных карточек Владивостока, о чем свидетельствует его участие в Международном кинофестивале «Pacific Meridian», в Международном экономическом форуме стран азиатско-тихоокеанского региона, в открытии памятников, часовен, Пушкинского театра, музея «Владивостокская крепость», новых общественных учреждений, путепроводов, скверов, спортивных состязаний и выставок российского и международного уровня.
Регулярными стали выступления на центральной площади Владивостока, в том числе и совместно с зарубежными оркестрами. Музыканты – желанные гости городов и поселков Приморского края. В летописи коллектива – участие в юбилейных торжествах в городе Воронеже, колыбели российского флота, посвященных 300-летию флота России, в Петропавловске-Камчатском, посвященных 260-летию города.
В дружеских визитах российских военных кораблей флотские музыканты достойно представляют отечественную музыкальную культуру за рубежом. Им аплодировали жители США, Канады, Китая, Кореи, КНДР, Вьетнама, Индии, Эфиопии, Йемена, Цейлона, Чили, Японии. Неоднократно оркестр штаба Тихоокеанского флота становился лауреатом международных фестивалей военных оркестров «Фанфары мира» – 2000, 2002, 2006 годы, «Водная симфония» – 2001 год и «Цветущая вишня» – 2007-й.
Благодаря стараниям нынешних руководителей, штат в 1997 году был увеличен до 44 музыкантов, что позволило обозначить статус оркестров как малый симфонический и камерный – единственные в Военно-морском флоте России.
За последние годы репертуар коллектива значительно расширился. Концертные программы стали отличаться исполнением весьма сложных в техническом и художественном отношении произведений, различных по характеру, форме и стилю. Звучат увертюры, фантазии, рапсодии, сюиты, марши и песни.
Оркестру штаба Тихоокеанского флота принадлежит исполнение многих серьёзных и оригинальных премьер симфонической музыки во Владивостоке, таких как «Первая симфония» Г.Малера, С.Прокофьева «Пушкиниана», К.Волкова «Андрей Рублев», С.Суровцева «Концерт для балалайки с оркестром», С.Губайдуллиной «Концерт для эстрадного и симфонического оркестров», Э.Денисова «Партита для скрипки с оркестром», Д.Холста «Планеты», С.Рахманинова «Князь Ростислав», И.Стравинского «Концерт для фортепиано с оркестром», О.Мессиана «Пробуждение птиц», Э.Элгара «Энигма» и «Концерт для скрипки с оркестром», Ф.Мендельсона «Гебриды», К.Сен-Санса «Фаэтон» и других.
.

Оркестр портов Восточного океана

Материалы Интернета:
Андреевский зал Владивостокского Дома офицеров был переполнен. Свободных мест не оказалось даже на балконе. Владивостокцы и жители из близлежащих районов пришли на праздник военной музыки. Оркестр Тихоокеанского флота устраивал юбилейный концерт.
150 лет назад был создан первый на Дальнем Востоке «медный военный хор» – прародитель нынешнего флотского коллектива. И с тех пор на берегах Тихого океана зазвучали его марши и песни.
История тихоокеанских флотских оркестров начинается с того момента, когда приказом по Морскому ведомству от 23 апреля по старому стилю (6 мая по новому стилю) 1860 г. был учрежден «медный военный хор» со штатом 51 человек. Сформированный в Николаевске-на-Амуре «Оркестр портов Восточного океана», как его тогда называли, в 1872 году был переведен во Владивосток. С этим городом и связана вся последующая деятельность коллектива. «Хор музыкантов портов Восточного океана» практически всю вторую половину XIX века оставался единственным профессиональным оркестром во Владивостоке и занимал в этот период особое место в музыкальной жизни города.
История донесла, что до революции флотскими капельмейстерами на восточных рубежах были Подорожников, Шлипгак, А.Канис, К.Беренс, К.Лунд. В советский период оркестром руководили Н.Елисеев, Н.Крылов, В.Грошиков, Ю.Кузнецов, А.Рондырев, Л.Красненков, А.Данильченко, В.Матвейчук. С 1995 года оркестр возглавляет дирижёр, композитор заслуженный артист РФ Константин Селиванов, одновременно являющийся начальником военно - оркестровой службы Тихоокеанского флота. Это уже новейшая история.

С 1995 г. оркестр возглавляет заслуженный артист России, композитор подполковник К.Селиванов, одновременно являющийся военным дирижером Владивостокского гарнизона и начальником военно-оркестровой службы Тихоокеанского флота.



Московское военно-музыкальное суворовское училище

Младший боевой побратим оркестра - Московское суворовское военно-музыкальное училище моложе ровно вдвое. Свое 75-летие отметило оно недавно. Василий Петрович Матвейчук работал и там тоже, и написал об этом в журнале «Оркестр». (Ноябрь, 2012г)
Гордостью училища являются его выпускники. За время существования Московского военно-музыкального училища его окончили более трех тысяч человек, большинство из которых стали зрелыми и опытными педагогами, талантливыми музыкантами и дирижерами.
Среди них видные деятели отечественной духовой музыки, Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации, руководители ведущих творческих коллективов страны:
Начальник Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации, главный военный дирижер, заслуженный деятеля искусств Российской Федерации, член Союза композиторов России, генерал В.М. Халилов,
Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии и премии Ленинского комсомола, начальник Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации - главный военный дирижер, генерал-майор Михайлов Н.М. (1932 - 2006 гг.),
Народные артисты Российской Федерации: капитан первого ранга Данильченко А.С., Иванов В.И., Политиков С.И., Солодахин В.М.
Заслуженные деятели искусств Российской Федерации - доктор искусствоведения профессор Дунаев Л.Ф., кандидат искусствоведения профессор Аксенов Е.С., профессор Коростылев Б.Е., профессор Корнилов Г.Я., Афонин Г.А, Тарасов В.А., Мухамеджан А.Б.
Заслуженные артисты Российской Федерации - главный инспектор Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации подполковник Маякин Т.К., начальник Центрального военного оркестра МО РФ полковник Колотушкин А.А., начальник кафедры инструментов военных оркестров военного института (военных дирижеров) Военного университета полковник Аникин В.И., заместитель начальника кафедры дирижирования полковник Москвичев В.В., старший преподаватель полковник Халилов А.М., подполковник Сальхов Ю.И., подполковник Букаткин Б.Е., подполковник Шевернев И.В., главный дирижер Московского симфонического оркестра для детей и юношества Орлов Д.М., профессор РАМ им. Гнесиных Лебусов В.Г., солисты симфонического оркестра Государственного академического Большого театра профессор РАМ им. Гнесиных Рудометкин Ю.С. и Поплавский А.Ю., профессор РАМ им. Гнесиных Макаров И.В., Гришин В.И., Полушин В.Г., Смирнов Ю.К., Южаков В.И.
Заслуженный деятель искусств республики Бурятия Соколовский В.А., кандидат искусствоведения доцент Худолей В.Р. и многие другие.

Житомирское сухопутье.

Я задаю себе вопрос, как стал моряком сельский паренек из абсолютно сухопутной Улашановки Новоград-Волынского района Житомирской области? В 1967-1971 годах мы с Василием вместе учились в житомирском музыкальном училище имени В.С.Косенко (Василий – по классу валторны у преподавателя Д.И.Цыбенко).
Далее служба в оркестре военного училища гор. Житомира, где был замечательный военный дирижер, давший путевку в «мир военных дирижеров» многим своим питомцам, Рафаил Манжух.
Затем были для Матвейчука годы обучение в Институте военных дирижеров и служба на Тихоокеанском флоте. Позже он стал дирижером оркестра морской пехоты, начальником оркестра штаба, затем начальником военно-оркестровой службы.
Немаловажная деталь в творческой биографии моего друга. В 1980-1985 годах он получил второе высшее образование, успешно закончив Дальневосточный государственный институт искусств по классу музыковедения. В 1985-1999 годы он преподаватель и заместитель начальника по учебной части Московского военного музыкального училища. С 1999 года – доцент, затем профессор кафедры духовых оркестров Московского государственного университета культуры и искусств, заместитель ректора института.
Василий Петрович автор более 40 научных работ, им написано много переложений для духового оркестра и ансамблей различного состава. Выпускники Матвейчука играют во многих ведущих коллективах Москвы, в регионах России.

Далеко от Москвы

После окончания московских вузов друзья–однокашники Василия Матвейчука, хоть и попадали по направлению в дальневосточный регион, но надолго там не задерживались. Он же прожил во Владивостоке 15 лет, руководил оркестром штаба Тихоокеанского военного-морского флота! Не говоря уж о том, что нашёл время и силы, чтобы во Владивостокском институте искусств получить второе высшее образование, стал ещё и музыковедом.
Он полюбил этот город, этот дальний край и внес свою лепту в то, чтобы удаление на тысячи километров от Москвы не называли « медвежьими углами». Ведь это всё - Россия, его единая Родина.
Знаменита фраза «Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский!». Такие патриоты, как Матвейчук, каждый в свое время, в свою эпоху, шаг за шагом делали этот русский город таким, что, в конце концов, он стал дальней восточной столицей, привлекательной для глав государств и правительств, съехавшихся туда на саммит. И их встречал церемониальный оркестр и встречал дирижер. Другой дирижер, последователь…


И это всё о нём

Мой рассказ был бы не полным, если бы не включился в беседу старый и добрый друг Василия Матвейчука. Михаил Севрук, дирижер оркестра и преподаватель музыкального колледжа в Праге, сохранивший о нашем герое самые тёплые воспоминания.

М.Севрук:

*****


Вспоминаю вступительные экзамены в музыкальном училище. Все абитуриенты волнуются в ожидании результатов и стоят перед зданием училища, разделившись на группы. Поступающие на отделение деревянных духовых инструментов стоят кучкой, а «медники» - чуть в стороне. Обращаю внимание на паренька, который приветливо разглядывает происходящее. Юноша высокого роста с карими глазами, сосредоточенный. Это был далекий 1967 год, а абитуриентом был Василий Матвейчук, впоследствии мой однокурсник по Житомирскому музыкальному училищу им. В.С.Косенко. Преподаватель, принимавший экзамены по теории музыки, сразу сказал, что нас почему-то много и половину нужно отсеять. Однако нас не отсеяли, и мы с Василием стали учащимися одного из старейших музыкальных училищ Украины. Кстати, до поступления в училище ни один из нас не играл на инструментах, на которых нас приняли обучаться (Василия на валторну, а меня на гобой). Приходилось много заниматься, чтобы соответствовать уровню тех ребят, которые пришли после музыкальных школ. Наши преподаватели были милейшими людьми, относились к нам как к собственным детям, помогая во всем и всячески поддерживая.
Замечательным этапом в обучении был превосходный училищный духовой оркестр, который вел бывший военный дирижёр Лукашенко Михаил Семенович. Теоретические предметы вел молодой и знающий педагог Александр Ланис. Не буду дальше перечислять фамилии преподавателей, дабы ненароком не обидеть кого-нибудь, забыв упомянуть.

Со студенческих лет помню Василия как способного думающего студента, отличающегося особой пытливостью и работоспособностью, его интересы всегда заметно превышали учебную программу.
После Михаила Лукашенко оркестр возглавил Рафаил Манжух, который был дирижёром оркестра Житомирского высшего военного училища. Он предложил Василию стать воспитанником оркестра - с тем, чтобы потом остаться служить в Житомире, и дал ему возможность параллельно продолжать обучение в музучилище. Попав в военный духовой оркестр, Василий начал активно заниматься не только на валторне, но обратил более глубокое внимание на теоретические дисциплины, а особый акцент сделал на дирижировании. Он не афишировал, что хочет поступать на военно-дирижерский факультет, но по всему было видно, что он активно к этому готовится - берёт консультации у молодого и эрудированного преподавателя Сирого Дмитрия Андреевича, окончившего институт военных дирижеров. Как вспоминает сам юбиляр, именно преподаватель Сирый заложил ему основы дирижерской практики, которой он руководствуется на протяжении всей своей творческой деятельности. Не удивительно, что после окончания музучилища Василий поступил на факультет военных дирижёров в Москве.
Сам талант не созреет без труда. Став военным дирижером, Василий продолжал учиться и получил второй диплом. Кроме дирижерской практики он глубоко изучает историю музыкального исполнительства, историю духовых оркестров военно-морского флота, архивную документацию и старую периодику, методику преподавания, публикует свои работы в газетах и журналах. Изучая тексты его работ, можно однозначно утверждать, что автор методически верно подходит к освещению тем, глубинно фиксируя самые важные моменты освещаемой темы, а также сопоставляет историчность проблем с современностью. Как военный дирижер Василий достиг больших успехов, став начальником военно-оркестровой службы Тихоокеанского военного флота. Сегодня он профессор Московского государственного университета культуры и искусства, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры России.
Я сердечно рад успехам своего однокурсника и друга профессора Василия Петровича Матвейчука и хотел бы ему пожелать здоровья, много способных учеников, а также огромных творческих успехов.


********
Педагог, музыковед, дирижер.

Сочетание нескольких профессий – дирижёра, педагога, музыковеда – позволяет быть автором многочисленных исследований об истории военно-оркестровой службы военного флота. Последнее исследование Матвейчука было посвящено военным духовым оркестрам России в целом со дня их зарождения до наших дней. Его герои в истории музыки – центральные исторические фигуры, сыгравшие главные роли в создании, дальнейшем существовании и процветании военных морских оркестров России.
Снова вспомним, что Николай Андреевич Римский-Корсаков, участник знаменитой «Могучей кучки», был одним из первых капельмейстеров и военных дирижёров Морского ведомства России. Но не он один. Его последователи, композиторы и дирижёры – Николаевский Ф.И., Кюсс М.А., Шатров И.А., Чернецкий С.А. и другие – продолжили развитие военного музыкального искусства России.
И, если интересно узнать, какова же судьба развития оркестровой военной музыки морского флота России в ХХ1 веке, в наши дни, кто сегодня пишет для этих оркестров, можно обратится к творчеству В.П. Матвейчука и обнаружить подробную информацию в его работах.
А чем он еще увлечен сегодня, накануне 60-летнего юбилея?

Под руководством маэстро Матвейчука

Сегодня В. П. Матвейчук активно участвует в организации и проведении конкурсов и фестивалей различного уровня, нередко является председателем или членом жюри региональных музыкальных конкурсов и фестивалей. Постоянно оказывает методическую и практическую помощь музыкальным учебным заведениям, любительским и профессиональным оркестровым коллективам России. Принимает активное участие в организации и проведении ежегодных оркестровых ассамблей, подготовке к изданию научно-популярного журнала «Оркестр», являясь одним из корректоров и членом редакционного совета этого журнала.
Его ученики, ансамбли и оркестры участвуют в различных семинарах, конкурсах и фестивалях исполнительского искусства, он сам неоднократно входил в состав членов жюри и говорил о сегодняшнем огромном, глубоком, динамичном и перспективном потенциале молодых исполнителей.
Скажем, к примеру, вот один из недавних Международных детских, юношеских и взрослых конкурсов - фестиваль «Музыкальная мозаика», который прошел в 2011 году в Ижевске уже во второй раз. Конкурсное прослушивание проходило в течение трех дней в Государственном театре оперы и балета, в ДК «Аксион», в Детской школе искусств №9, в Республиканской детской школе искусств. В фестивале «Музыкальная мозаика» принимали участие таланты из разных уголков России: из республик Башкыртастан, Татарстан, из Тюменской области, Пермского края, Иркутской области, Архангельской, Кемеровской, Нижегородской, Кировской – чуть ли не со всех краёв России! Василий Петрович не только представлял своих учеников, но и был в жюри конкурса.
Несколько лет назад Василий Петрович пригласил меня посетить институт, где он работает, и меня поразил контингент преподавателей – их портреты со званиями и описаниями высоких регалий висели на стенах учебного заведения.
У Матвейчука и семья музыкальная. Жена Ольга заслуженная артистка России, играет в ведущих оркестрах народных инструментов столицы. И два музыканта–профессионала великолепно уживаются! Потому что служат одной великой идее – Её Величеству Музыке!

Прикреплённые изображения:
boris04 Наши Земляки Василию Петровичу Матвейчуку -60! -очерк Б.Турчинского
Администрация сайта zhzh.info может не разделять точку зрения авторов опубликованных материалов и ответственность за них не несет.
Комментариев: 0


Объявления:

Читайте ЖЖ.инфо