Живий Журнал
 
ЖЖ Инфо » Мой блог » zloe_zlo » 2013 » Март » 3
zloe_zlo Разбитое радиоактивное корыто

zloe_zlo


Оценка: 4.1/5 Голосов: 13

Разбитое радиоактивное корыто

02.03.2013, 23:32:05 1876 4.1 20

На днях Литва решила в очередной раз пересчитать ущерб, нанесенный ей советской оккупацией. Что интересно, на этот раз она намерена выставить России (правопреемнице СССР) счет за закрытие Игналинской атомной электростанции. 

На первый взгляд сей факт выглядит парадоксом: как же так — Россия (в виде СССР) построила Литве атомную электростанцию, оставила ее в прекрасном работоспособном состоянии, не взяв за это ни копейки — подарила. А литовцы мало того что закрыли ее, так еще и требуют какой-то компенсации. Вот и делай после этого людям добро. Но если взглянуть с другой стороны...

Как резали курочку

Про Литву в начале 90-х годов прошлого века соседи шутили, что она лучше всех подготовилась за годы оккупации к будущей независимости. В Литве были лучшие автодороги в СССР, большой нефтеперегонный завод, отличный порт, замечательная транспортная инфраструктура. И конечно же, мечта всех независимых государств, не имеющих своих нефти и газа — мощная атомная электростанция. 

Игналинская атомная станция тогда представляла собой два самых мощных в мире работающих энергоблока — по 1250 МВт каждый. Кроме того практически был готов третий блок и строился четвертый. Один блок с лихвой покрывал все потребности страны в электричестве, а второй работал чисто на экспорт — питая Эстонию, Латвию, Россию и Белоруссию. Фактически Игналинская АЭС была та самая курочка, которая несла Литве золотые яйца.

Несла эти яйца ИАЭС довольно долго, аж 15 лет независимости — до 2005 года. За это время станция прошла целую серию модернизаций и, по заключению МАГАТЭ, входила в список самых безопасных и надежных станций мира. Третий же, практически достроенный энергоблок литовцы разобрали на металлолом сразу, еще в начале 90-х. С песнями и танцами "зеленых" и ультранационалистов. Дескать, нашей маленькой стране радиоактивные монстры не нужны.

А в 2005 году литовцы вывели из эксплуатации первый блок станции. И в новогоднюю ночь с 2009 на 2010 год — выключили второй. Золотую курочку зарезали. Сделали они это не потому, что станция выработала свой ресурс. Ресурса там было еще на много лет. Дело в том, что закрытие Игналинской АЭС было одним из условий вступления страны в Евросоюз. Сейчас различные литовские умы спорят, можно ли было сохранить станцию, поторговавшись с ЕС? И зачем же ЕС так сильно настаивал именно на полном закрытии станции?

Как устроен атомный бизнес

Для того чтобы понять, зачем ЕС так настаивал на закрытии ИАЭС, стоит взглянуть на экономику атомных электростанций. Для начала — оценить инвестиции "нулевого цикла".

А они — огромны. Дело в том, что по понятной причине атомные станции нельзя строить вблизи больших городов. Из этого следует, что в месте, выбранном для АЭС, надо сначала построить городок эдак на 25-30 тыс. жителей. Со всей полагающейся инфраструктурой. 

Новый город атомщиков в Литве под названием Снечкус построил великий СССР — бесплатно. Автор сам в 1982 году приложил руку к этому строительству как офицер военной спецсвязи. Город, дороги и саму станцию возводили строительные войска Советской армии — пара десятков тысяч бесплатных рабочих. Сколько бы это стоило сейчас по ценам Евросоюза — даже считать страшно.

Так вот, после завершения нулевого, безумно затратного цикла и запуска в эксплуатацию одного блока атомная станция начинает вырабатывать энергию, которая с лихвой покрывает все затраты из-за своей высочайшей эффективности. Так, на момент вывода из эксплуатации в 2010 году станция продавала свою энергию по 1,7-2 евроцента за кВт·ч. С хорошей нормой прибыли — 25-30%.

А два работающих энергоблока уже несут прибыль, которая позволяет за счет только своих ресурсов строить новые блоки, модернизировать, перестраивать и разбирать старые, утилизировать ядерные отходы, строить для них хранилища… 

Фактически этот бизнес становится "неубиваемым" — самовоспроизводящимся. А если еще учесть, что станция досталась Литве "на халяву" и за нее не надо было отдавать кредитов несколько десятков миллиардов… И еще учесть, что великий СССР "на халяву" снабдил Литву лучшими специалистами-атомщиками для эксплуатации станции…

По советскому плану ИАЭС должна была состоять из четырех энергоблоков с возможностью расширения до шести. Ее мощностью на ближайшие 50-70 лет предполагалось закрыть энергетическую потребность региона — всю Прибалтику, половину Белоруссии, и еще бы осталось для продажи в Польшу.

Вот это, скорее всего, и есть главная причина, почему ЕС так сильно настаивал на закрытии станции. Дешевая электроэнергия в странах, граничащих с Россией, это — "излишняя" независимость этих стран. А независимость предполагает непослушание. Ведь гораздо приятнее иметь дело с жалким просителем кредитов и фондов, чем с самодостаточным народом.

Сколько стоит закрыть атомную станцию

Вторая часть атомного бизнеса — закрытие станций — не менее затратна, чем их строительство. Пока станция работает, прибыли хватает на все. Но когда станция выключается…

В своем интервью перед самым закрытием директор Игналинской АЭС Виктор Шевалдин мне рассказал, что процесс разборки и дезактивации энергетического гиганта займет минимум 25 лет. Причем как это сделать — еще никто не знает.

Дело в том, что технологии разборки реакторов такой мощности и такой конструкции в мире пока не существует. Какие сюрпризы и находки поджидают литовцев, еще никто не знает. И сколько это будет стоить — тайна, покрытая мраком. Миллиарды евро — точно. 

Пока станция работает, можно не торопясь, десятилетиями изучать процесс, искать технологии. Но сейчас станция выключена. Из производителя денег она превратилась в прожорливого их потребителя. Это тепловую станцию можно выключить простым рубильником, три дня на слив воды и охлаждение, а потом — пили и сдавай в металлолом.

А атомную станцию так просто в металлолом не попилишь. Ее надо разбирать по винтику много лет. А потом каждый этот радиоактивный винтик закапывать на многие сотни лет в подземные хранилища. А таких "винтиков" на Игналине — сотни тонн. Там еще несколько десятилетий будут работать две-три тысячи дорогостоящих специалистов. А еще ее же надо эти несколько десятилетий тщательно охранять…

В октябре 2009 года накануне полного закрытия ИАЭС президент Литвы Даля Грибаускайте в интервью мне оптимистично рисовала планы по строительству новых (хороших, западных) атомных энергоблоков взамен плохих (советских). Дескать, мы вместе с балтийскими странами сейчас быстренько замутим общий проект, и новая Игналина-2 снова начнет приносить радость ее стране. Прошло 2,5 года. Проект строительства новых блоков "висит". Денег нет, наплыва инвесторов тоже нет.

Литовское радиоактивное горе

Чтобы понять, почему литовцы сейчас считают Игналинскую АЭС тяжким наследием оккупации, разложу ситуацию по пунктам:

1) На закрытие станции Евросоюз выделил Литве миллиард евро. Этих денег, конечно, не хватит. Где взять недостающее — неизвестно. ЕС, добившись выключения станции, охладел к литовским проблемам. Как мужчина-ловелас после секса. По большому счету, Европе наплевать на эту литовскую радиоактивную могилу. Она всполошится только в случае, если там что-нибудь бабахнет.

2) Литва сейчас из балтийских стран — самая несчастная. У эстонцев имеются свои горючие сланцы, которыми они кормят свои станции. У латышей — каскад электростанций на Даугаве. А Литва вынуждена всю свою энергию производить из импортного газа. Чем бессовестно пользуется российский "Газпром". Он продает Литве газ по самым высоким ценам в Европе. Под девизом "а куда ж вы денетесь?".

3) Все проекты строительства новых атомных "правильных" реакторов буксуют. Дело в том, что зловредная Россия уже заканчивает строительство своей Калининградской АЭС. Скоро в регионе появится мощный производитель дешевой электроэнергии. В свете этого потенциальные инвесторы не торопятся вкладывать свои средства в новую Игналину. 

Более того: на границе с Литвой замыслил построить свою атомную станцию при помощи России батька Лукашенко. Если и этот вариант выгорит, ни один сумасшедший не вложит в литовский проект ни цента. Энергетический рынок региона будет сыт навсегда.

 Вот и сидит бедная Литва пригорюнившись, как известная старуха у разбитого (радиоактивного) корыта. И горько сожалеет, что не смогла распорядиться таким ценным подарком СССР, как атомная электростанция. И все, что ей сейчас остается — перенести этот подарок из роскошных активов в разорительные пассивы. Из подарка судьбы — в ее проклятие. В тяжкое наследие "оккупации". Что, в принципе, так и есть.

 PS 

Интересная деталь: по первоначальному советскому проекту атомная станция должна была стоять не на литовском берегу озера Друкшяй (Дрисвяты), а на белорусском. Но что-то там не устроило геологов, и станцию перенесли на три километра — на территорию Литовской ССР.

Тогда это было не важно — кто ж мог подумать, что через 25 лет СССР развалится? Но если бы станция досталась белорусам, зуб даю — сейчас бы там весело работали четыре энергоблока и весело строились еще два. Уж батька Лукашенко бы такого подарка судьбы не просрал. Сорри.

Юрий Алексеев

Более подробно: http://aftershock.su/?q=node/24934


Напомню наши реалии:

- закрытие ЧАЭС - нам тоже много чего обещали, а теперь у нас двуставочный тариф :-)

Там уже строилась третья очередь (5-6 блоки), все заморозили.

- "убитие" ХАЭС. После моратория 1987 года второй блок, находящийся в состоянии пуско-наладочных работ (!) разворовали так, что проще было "с нуля" построить новый, чем его восстановить.

Администрация сайта zhzh.info может не разделять точку зрения авторов опубликованных материалов и ответственность за них не несет.

Комментариев: 20
Lisa111
1 Роман (Lisa111)   • 23:40:48, 02.03.2013 [Материал]

На немецком радио недавно выступала политолог из Украины, которая недавно ездила в Ригу. С её слов местные политики поговаривают, что до свтупления в ЕС было лучше. Раньше они делали что хотели и могли, а теперь даже министра без одобрения Вашингтона назначить не могут. Независимость - она такая независимая...
Passionar
2 Дмитрий (Passionar)   • 00:16:19, 03.03.2013 [Материал]

А тем временем работы на строящейся Островецкой атомной станции идут опережающими темпами и 2017 год все ближе. Бацька времени не теряет, а инвестиции оцениваются в 10 млрд. знаков Соединенный государств Америки, как выражается известный энциклопедист!
Radiaciy
3 Sergey (Radiaciy)   • 05:11:35, 03.03.2013 [Материал]

Свою новую станцию они строят лет эдак 7
http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/litva/1629144.html
при чем "кинули" своих соседей.
А то, что строится в Белоруссии и Калининградской области их конечно очень волнует т.к. там уже строится, а у самих "еще конь не валялся"
http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/litva/1631016.html
толян11
4 анатолий (толян11)   • 08:53:39, 03.03.2013 [Материал]

а я с грустью вспомнил торжественное с помпой закрытие ЧАЭС,тогда москали покрутили у виска пальцем и даже не поехали на это тупое шоу. ЧАЭС по оценкам экспертов была самая безопасная и могла много лет давать доход а не потреблять,вобщем все написанное в статье подходит и к ЧАЭС
SteamRoller
6 Михаил (SteamRoller)   • 10:58:01, 03.03.2013 [Материал]

Как говорится, "два дибила - это сила".
tuna
5 norman (tuna)   • 09:58:35, 03.03.2013 [Материал]

вытрут ноги об прибалтов .причём не только россия.
они в ес нужны как окоп от пьяного медведя.
Sams2
7 Александр (Sams2)   • 11:21:59, 03.03.2013 [Материал]

Всем, так рвущимся в ЕС, не мешало бы задуматься об этом. Сейчас желающих выйти из ЕС, вероятно, больше, чем тех, кто хочет туда вступить. Сейчас Европа чуть оживилась только из-за того, что для них замаячила "угроза" вступления Украины в ТС, что усилит Украину и ЕС потеряет часть рынка сбыта своего дерьма.
Lisa111
8 Роман (Lisa111)   • 11:34:26, 03.03.2013 [Материал]

Да, ЕС поступило с прибалтами по-варварски. Я слышал с пол года назад передачу об этой АЭС. В СССР она считалась самой надёжной и экологичной, но при вступлении в ЕС было выдвинуто условие о её закрытии т.к. производимая ей энергия была слишком дешёвой и делала конкуренцию сетям ЕС. Прибалты так жутко хотели стать Европой, что согласились...потом кусали локти.

Примерно так же поступали с другими их предприятиями: здания заводов РАФ (микроавтобусы, кто не знает) и ВЭФ (радиоэлектроника) - теперь дискотека и торговый комплекс. Был у них сахарный завод крупный (название забыл) - разобран по кирпичикам и под его названием выпускает сахар совсем другой завод из другой страны ЕС...
SteamRoller
9 Михаил (SteamRoller)   • 11:53:33, 03.03.2013 [Материал]

Европа хочет нам только хорошего, и попытки вступления туда не могут навредить никак!!!
zloe_zlo
11 Роберт (zloe_zlo)   • 12:02:22, 03.03.2013 [Материал]

1250 МВт не было нигде!
У нас на ЧАЭС все блоки - миллионники. Закрыли. Правда и работал там только третий, первый выработал ресурс (как-никак, самая старая у нас станция), зато третья очередь, сами здания, уже была - дострой и продавай ток в Европу!
Зато на РАЭС оставили 2 440-вых старья.
zloe_zlo
12 Роберт (zloe_zlo)   • 12:05:58, 03.03.2013 [Материал]

Да, там только Дзинтарс, вроде, и остался.
Мы пока не готовы в ЕС, но движемся в верном направлении - угробили только в одном Житомире(!) почти все заводы - что на металл посдавали и Дастор построили, что (неэффективный мебельный комбинат) превратили в Глобал, что просто убили.
Больше "глобалов" - быстрее вступим в ЕС!
Да, еще памятники Ленину убрать надо.
zloe_zlo
10 Роберт (zloe_zlo)   • 11:58:25, 03.03.2013 [Материал]

Ёмко и точно!
zloe_zlo
13 Роберт (zloe_zlo)   • 12:09:45, 03.03.2013 [Материал]

Что-то господа свидомые помалкивают, выходной, видимо.
Lisa111
14 Роман (Lisa111)   • 12:11:18, 03.03.2013 [Материал]

Я из их продукции вижу в продаже только Рижский бальзам и шпроты (иногда продают под маркой "Довгань"). И то, всё это, кроме "Довгань", продаётся только в русских магазинах. Шпроты довгань иногда завозят в сеть "Реал".

И это страна - член ЕС! Для сравнения, только в немецких магазинах (про русские молчу) всегда в продаже украинские водка Немиров и Крымское Шампанское и русские водки Столичная, Парламент и Русский Стандарт.
zloe_zlo
15 Роберт (zloe_zlo)   • 12:18:01, 03.03.2013 [Материал]

Так это уже не "те" шпроты. Сейчас "шпроты" делают из кильки или салаки.
Lisa111
17 Роман (Lisa111)   • 12:21:29, 03.03.2013 [Материал]

Не знаю, не покупал.
Была как-то передача о шпротах, так есть таки заводы, которые ещё делают по ГОСТУ.
zloe_zlo
19 Роберт (zloe_zlo)   • 12:24:19, 03.03.2013 [Материал]

Лучше и не покупайте :-)
Sams2
20 Александр (Sams2)   • 13:11:57, 03.03.2013 [Материал]

Вообше-то шпроты - это и есть килька горячего копчения, бланшированная в масле...
1-10 11-11


Объявления:

Читайте ЖЖ.инфо