ПриватБанк - Новости Житомира
Журнал Житомира
Новости сегодня: Понедельник, 05.12.2016    04:29:18
» » » 2016 » Апрель » 24
dubman О "Графской" лестнице

dubman


Оценка: 4.7/5
Голосов: 14

О "Графской" лестнице

24.04.2016, 21:02:35 1138 4.7 20

       Открываю энциклопедию «Вулицi Житомира» на странице 342: «Графські сходи. Народна назва сходів, що ведуть з центральної алеї парку ім. Гагаріна до набережної р. Тетерів. Сходи побудовані в 1912 р. в садибі барона Шодуара».

 

       Тут народ явно ошибся с названием. Лестницу построил в дар городу барон Иван Максимилианович де Шодуар. И называть ее уместно Шодуаровской или хотя-бы Баронской, но не Графской. И расположена лестница не в бывшей "садибі барона Шодуара", а на бывшем Четвертом бульваре, который начинался возле Беккеровского переулка (ныне Шодуаровский), и заканчивался у левого берега реки Тетерев, спускаясь к нему террасами . А усадьба барона находилась с правой стороны Четвертого бульвара. Нынешняя центральная аллея парка — это часть бывшего Четвертого бульвара.

 

       Но меня интересует еще один вопрос - действительно ли именно эта лестница была построена в 1912 году? Вот что писала газета «Жизнь Волыни» в 1915 году: «Четвертый бульвар сначала был устроен рационально, террасами, но тут сделали невозможную лестницу вниз к реке. К счастью, лестница эта пришла очень быстро в ветхое, непригодное для ходьбы состояние, и ее уничтожили и возобновили прежний способ спуска к реке террасами». Получается, что в 1915 году никакой лестницы не было. А ту "невозможную" лестницу что построили (видимо, в 1912 году), к тому времени уже уничтожили и спускались к реке террасами. Получается в итоге, что барон де Шодуар, вероятнее всего, построил лестницу в 1916 году. А в 1917 начались революции, и было уже не до строительства.

 

На фотографии 1952 года — Шодуаровская лестница. Автор фотографии — Борис Дубман.

Прикреплённые изображения:
dubman О "Графской" лестнице
Администрация сайта zhzh.info может не разделять точку зрения авторов опубликованных материалов и ответственность за них не несет.
Комментариев: 20
ВадимКиплинг
1 Вадим Киплинг (ВадимКиплинг)   • 00:56:29, 25.04.2016
-1

Отличная информация. Я не знал, что Шодуаровская лестница при бароне и пришла в негодность. Хотя, помню, я ранее со своей мамой спорил при ее жизни по этому поводу: она уверяла, что еще до войны никакой лестницы в парке не было, спуск к реке шел по террасам - от беседки к беседке. А лестницу якобы начали строить немцы в оккупацию - "под Гиммлера", силами наших военнопленных. Немцы ее построили, они же сами и раздолбили, когда палили из орудий с той стороны Тетерева по Шодуаровскому дворцу. Мама моя уехала на учебу из Житомира в 1946-м, лестницы еще не было, а когда в 1951-м вернулась, лестница уже стояла. Не знаю, насколько эта информация соответствует действительности, но любопытно.
dubman
2 Boris (dubman)   • 08:33:35, 25.04.2016
+6

"Информация" Вашей мамы абсолютно не соответствует действительности. Лестница была и до войны. Откройте энциклопедию «Вулицi Житомира» на странице 342, и Вы увидите фотографии этой лестницы 1939 года. Ее ремонтировали в 1930-х годах, в начале 1950-х и реконструировали с облицовкой гранитом в 1982 году. При немецкой оккупации лестница не пострадала.
ВадимКиплинг
3 Вадим Киплинг (ВадимКиплинг)   • 20:54:53, 25.04.2016
0

На 2. Спасибо! Значит, в том споре с мамой я был прав. Жаль только, что сказать ей об этом не могу( Возможно, мама не помнила таких вещей, потому что в Житомир ее привезли из Испании только в 1937-м в 11-летнем возрасте и она не особо по городу разгуливала ввиду первоначального языкового барьера. Она рассказывала еще, что на территории нынешней 1-й горбольницы после убийства Сеника и Сциборского в сентябре 41-го было прощание с ними и понаехало множество чинов СС. Маму-испанку перепутали с еврейкой и собирались вести в гетто, но она какого-то эсэсовца покрыла по-испански отборной руганью и ее потащили в гестапо, которое первоначально располагалось якобы недалеко от больницы, в доме Рихтера. С мамой обошлось все благополучно, гестаповцы разобрались, что она не еврейка и даже шоколада дали с собой. Но сам факт того, что гестапо располагалось в доме Рихтера - имел ли место? Извините, что не по теме блога.

P.S. Маленькая поправка: лестницу облицовали гранитом не в 1980-м, а в 1982-м году, одновременно с общей реконструкцией парка и запуском пешеходного моста. Я это прекрасно помню: все это происходило на моих глазах, я жил на Старом бульваре (тогда он был улицей 50-летия Октября). Помню хорошо, как убирали со старой лестницы прежние лепные цветочные корзины и клали гранитную облицовку на "перила".
dubman
5 Boris (dubman)   • 21:47:51, 25.04.2016
+3

Исправил на 1982 год. Спасибо за подсказку.
Если не ошибаюсь, то гестапо находилось в здании бывшего Крестьянского банка на улице Парижской Коммуны (ныне - Фещенко-Чопивского, дом № 11).
ВадимКиплинг
6 Вадим Киплинг (ВадимКиплинг)   • 22:55:41, 25.04.2016
-1

На 5. Спасибо. По поводу Крестьянского банка - скорей всего, Вы правы на все 100. В свое время мне ныне покойный Павел Шмуневский что-то подобное рассказывал: там, на Парижской Коммуны, 11, и гестапо якобы располагалось, и служба безопасности СД, и первое время даже подразделение абвера. Точно-дословно тот рассказ Шмуневского передать не могу - лет 10 с тех пор минуло. Но скорей всего и в доме Рихтера какое-то гестаповское подразделение квартировало, возможно, IV B 4, не зря мою маму по "еврейскому вопросу" поволокли именно туда.
Вам еще раз огромное спасибо за уделенное время!
dakar
7 Инспектор Кранник (dakar)   • 23:20:10, 25.04.2016
-1

В небольшом двухэтажном доме? Может дом №7?
ВадимКиплинг
8 Вадим Киплинг (ВадимКиплинг)   • 23:24:56, 25.04.2016
-1

На 7. Сейчас, кажется, это дом № 9. Если я не прав, Борис, думаю, поправит.
Cobalt
4 Cobalt (Cobalt)   • 21:39:55, 25.04.2016
+3

Спасибо, Борис Дубман.
dakar
9 Инспектор Кранник (dakar)   • 23:27:08, 25.04.2016
-1

Кстати вот какие-то остатки старой лестницы.

https://www.google.com.ua/maps/@50.2437325,28.6638157,3a,15y,353.79h,89.85t/data=!3m6!1e1!3m4!1sgdlZTaspXbSQMCCU6z7wdw!2e0!7i13312!8i6656
ВадимКиплинг
10 Вадим Киплинг (ВадимКиплинг)   • 23:40:09, 25.04.2016
-1

На 9. Эта лестница еще во времена моего детства (начало-середина 70-х) точно такой же была, ничуть не изменилась, как и беседки. А вот кто ее строил?
dubman
11 Boris (dubman)   • 12:08:38, 26.04.2016
+1

Строил лестницу знаменитый житомирский каменотес чех Вацлав Длоуги. Его именем в 1988 году назвали улицу на Крошне. Кто автор проекта лестницы пока установить не удалось, но вполне возможно, что ее запроектировал известный киевский архитектор Зиновий Журавский, услугами которого пользовался барон де Шодуар при строительстве дворца в усадьбе.
Кстати, на моем снимке 1952 года беседки возле лестницы еще нет. Беседку построили в 1953 году.
ВадимКиплинг
12 Вадим Киплинг (ВадимКиплинг)   • 13:21:17, 26.04.2016
-1

На 11. Спасибо. Значит, я опять был прав. Меня мой знакомый уверял, что беседки - еще со времен Шодуара. Я его так и не мог убедить, что они - послевоенной постройки. Еще когда парк реконструировали, нам, пацанам, прораб рассказывал, что беседки возводились как часть прежнего паркового ансамбля после войны. А вот лестница к ним очень старинная и ее никто реконструировать даже не пытался.

Борис. я очень извиняюсь, возможно, это не в тему, но есть ли у Вас что-либо о проекте комплекса подвесных мостов в Житомире начала 80-х?
dubman
13 Boris (dubman)   • 15:29:44, 26.04.2016
+2

Был в левой стороне парка в первой половине 1950-х годов подвесной мостик через овраг. Его можно увидеть здесь: http://foto.zhzh.info/photo/7-0-457
Ныне существующий пешеходный подвесной мост из парка на правый берег Тетерева построили в 1982 году. О том, что был еще якобы какой-то проект комплекса подвесных мостов, мне не известно.
manitu
14 Keeper (manitu)   • 18:43:33, 26.04.2016
0

Вадим , возможно я что-то путаю , но вроде в "Эхо" была твоя статья об этих мостах . Но не уверен . Сорри если ошибаюсь.
manitu
15 Keeper (manitu)   • 18:49:06, 26.04.2016
0

Борис СПАСИБО ВАМ !!!
Я могу вопрос задать о Житомире ?
dubman
16 Boris (dubman)   • 19:26:26, 26.04.2016
+2

Можете задавать любые вопросы по истории Житомира. Постараюсь ответить.
manitu
17 Keeper (manitu)   • 19:41:04, 26.04.2016
-1

Не совсеv по правильной истории ... воспоминания из детства скорее ...
На памятнике С.П.Королеву , на левой лопатке есть стесаное место ... якобы поспорили на ящик (коньяка/водки/шампанского) , что выбьют на камне среди бела дня "бубновый туз" и выбили ... что тут правда ?
dubman
18 Boris (dubman)   • 10:35:00, 28.04.2016
+1

Правда тут только то, что на памятнике есть мелкий дефект. Причину его пока не знаю. Надеюсь в ближайшее время узнать. Кроме приведенной Вами версии, есть в интернете еще две «правдоподобные» легенды, сочинением которых всегда славились житомиряне. Их можно прочитать в комментариях к этой статье: https://story.dirty.ru/spasibo-chto-vyzhil-432118/ . Там почти в конце есть фотография памятника Королеву. Над фотографией одна версия, а под ней - другая.
manitu
19 Keeper (manitu)   • 12:50:32, 28.04.2016
-1

Спасибо Борис! С интересом прочитал почти все комментарии ... интересно узнать как было на самом деле .
dubman
20 Boris (dubman)   • 22:02:39, 06.05.2016
0

На самом деле это дефект гранитного монолита, который скульптор заделал заплатой из куска гранита. С годами клей вокруг заплаты пожелтел и стал заметен. Если внимательно присмотреться, то со стороны спины на памятнике есть еще две менее заметные заплаты. Одна на правом плече, а другая на левой руке чуть выше локтя.
avatar


Обратите внимание:


Это интересно!

Loading...

Читайте ЖЖ.инфо