ПриватБанк - Новости Житомира
Журнал Житомира
Новости сегодня: Понедельник, 05.12.2016    10:37:14
Журнал Житомира » Статьи » Пресс-релизы

Крымские караимы: малый народ с великой историей

фото: zhzh.info
Крымские караимы: малый народ с великой историей


Во Львовском музее истории религии открылась выставка «Крымские караимы: история, вера, будущее», подготовленная на основе фондовых материалов Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника и частных собраний.

Здесь можно увидеть вещи караимского храма - кенасы, свитки Священного Писания и книги религиозного содержания XVI-XX века, фотографии, картины, традиционную одежду и предметы быта караимов. Всего - две сотни экспонатов.

Караимы - малочисленный народ, который имеет собственный язык, монотеистическую религию - караизм ответвление иудаизма, но никогда не имел своей государственности. На исторической родине в Крыму и Мангуп Кале сейчас их немногим более 800 человек (до революции было около 5 тысяч). Караимы жили в Западной Украине (Луцк, Галич), в Литве (Тракай). Сегодня их можно встретить в Киеве, Одессе, Москве, а также в Польше и Франции. В мире осталось почти две тысячи представителей этого этноса, - пишет сайт.

Основные причины уменьшения популяции - Первая мировая и гражданская войны, эмиграция из Крыма в 1920 году, а также строгое брачное право, по которому только в исключительных случаях караиму разрешалось жениться на некараимкою (невеста должна была принять новую религию).

"Караимы - народ с самыми таинственными моментами истории, это - люди-загадки, - говорит автор выставки Максим Мартин. - Их культура всегда существовала наряду с украинским. Больно наблюдать, как она затирается, пропадает. Кенасы сегодня используют как радиостанции, кинотеатры. Только в Евпатории караимской религиозной общине удалось вернуть и реставрировать храм. В выставочных залах всю историю этого народа не покажешь. Цель выставки - напомнить о нем и сохранить хорошую память ".

"Опорой каждого этноса, каждой нации есть ее дух. Пока он жив, дотоле жива нация. Как только враг начинает подрывать основу Божьего творения - народ, тогда он начинает исчезать. Эта выставка является огромным подтверждением того, что в начале и в конце существования народа есть его дух, его духовное богатство ", - говорит Мирослав Маринович, вице-ректор Украинского католического университета.

"Сегодня в Галиче проживают только две чистокровные караимкы, - рассказывает директор Музея караимской истории и культуры Национального заповедника" Древний Галич "Светлана Кукула, приехавшая на открытие выставки. - Это - женщины пожилого возраста, проживающих на улице Караимской. Еще один караим из Галича временно находится в Израиле. Караимы - специфические люди. Они - самодостаточны и не слишком коммуникабельны. Никогда не обращаются за помощью, но им отрадно, когда о них помнят. В фондах нашего музея есть еще много неизученных материалов. Кстати быта караимов, которые нашли на чердаках, ждут открытия отдельного зала. Сейчас их только два - истории и религии ".

Историческая справка

Начала истории караимов восходят к середине VIII века нашей эры - времени, когда в Багдаде, на территории современного Ирака (тогдашнего Аббасидского халифата), начал свою религиозную проповедь Анан бен Давид. Этот человек возглавила оппозиционное движение в иудаизме, сутью которого было отрицание авторитета Талмуда. Талмудом называют поздний дополнение к Ветхому Завету, который объединяет устные дополнения и толкования раввинов. В средние века Талмуд стал основным законоположениям ортодоксального (рабанитського иудаизма), основой еврейской образованности, его считали «устной Торой», то есть книгой, за авторитетом практически равноценной «письменной Торе», или Пятикнижие. Протест против засилья раввината и самого Талмуда оказался в форме призывов вернуться к чистой ветхозаветного учения. Кроме отрицания Талмуда, сторонники Анана следовали провозглашен их учителем принцип буквального толкования Священного Писания, а также отличались от остальных иудеев («талмудистов» или, иначе, «рабанитив») целым рядом религиозных практик и традиций.

Наиболее дискуссионным остается вопрос появления караимов на территории Восточной Европы, то есть в Крыму, а позже в Литве и Польше. Одна из версий связывает формирование караимского этноса с хазарским каганатом, считая караимов потомками хазар или же одним из племен, живших в каганате.

Так же дискуссионным является вопрос относительно появления караимов в Галиче. Караимская традиция связывает этот приход со временем княжения Даниила Романовича и рассказывает, что в 1243 году князь Даниил во время переговоров с ханом Бату вел разговоры о разрешении на миграцию из Крыма караимов. В 1246 году 80 караимских семей из Солхат, Мангупа и Кафы вышли из полуострова и поселились в Галиче, получив привилегию от Даниила. На этом основании можно считать, что караимы из Крыма образовали в Галиче свою колонию в середине XIII века.
Автор: Олеся Пастернак
Пресс-релизы | 19.01.2012
Комментариев: 0
avatar

Новости сегодня:



Новинки сегодня: