Живий Журнал
 
ЖЖ інфо » Статті » Авторская колонка » Борис Дубман

Монастырь Ордена босых кармелитов в Житомире

Автор: , 13.01.2014, 10:48:06
Автор Борис Дубман

Борис Дубман

все статьи автора

В середине XII века (около 1156-го года) во времена крестовых походов в Святую Землю из Западной Европы прибыли монахи во главе с крестоносцем Бертольдом Калабрийским и поселились на склонах горы Кармель, той самой, на которой сегодня находится город Хайфа.

Пребывая в покаянии и молитвах, называли себя по месту обитания - Кармелитами. Рядом с пещерами у источника Святого Илии, в которых они жили, построили монастырь, останки которого, все еще находятся на своем месте. Открываю Энциклопедию Брокгауза и Эфрона: «Устав К(армелитов), написанный в 1209 г. патриархом Альбрехтом Иерусалимским и утвержденный в 1224 г. Папою Гонорием III, был очень строг. Каждый К. должен был жить в отдельной келье, не есть никогда мяса, заниматься день и ночь поочередно рукоделием и молитвою и известное время проводить в совершенном молчании. Главный приор Симон Сток препоручил орден особенному покровительству Пресвятой Девы-Марии, почему К. с 1245 г. назывались братиею Пресвятой Девы. Вытесненные сарацинами из Палестины, К. с 1238-1244 г. поселились на Кипре, в Сицилии, Италии, Англии, Франции и Испании. В 1247 г. Папа Иннокентий IV дал им менее строгий устав и принял их в число нищенствующих монашеских орденов. Эти и дальнейшие смягчения в уставе повели к различным спорам и к отделению обсервантов, или босоногих К., оставшихся при прежней строгости правил, от конвентуалов, или обутых К., живших по смягченным уставам. … Босоногие (лат. discalceati, т. е. необутые) — так назыв. монахи и монахини (босоногие), не носящие обуви совсем или в течение определенного времени (с 1 мая до Воздвижения Честного Креста) или же носящие вместо обуви лишь сандалии, т. е. подметки (из дерева, кожи, веревок) с ремнями».

       Орден босых (босоногих) кармелитов был утвержден в 1593 году. Поселились они и в наших краях, благодаря магнату и политическому деятелю Речи Посполитой Янушу Тышкевичу. Януш Тышкевич-Логойский (польск. Janusz Tyszkiewicz Lohojski, 1590-1649) – представитель графской линии рода Тышкевичей герба «Лелива», воевода киевский с 1630 года, староста снятынский и житомирский, владелец Логойска и Бердичева. От брака с Ядвигой Белжецкой имел единственную дочь Криштину, которая стала женой воеводы берестейского князя Анджея Масальского. Монастырь Ордена босых кармелитов, основанный в 1627 году Янушем Тышкевичем и расположенный в самом центре Бердичева, по праву считается одной из главных достопримечательностей Украины. Был им основан такой монастырь и в Житомире, но российским и украинским историкам о нем почти ничего не известно. Единственное упоминание есть в книге «Житомир: Підручна книга з краєзнавства» историков и краеведов Николая Кострицы и Руслана Кондратюка: «У 1636 році київським воєводою Янушем Тишкевичем було засновано костьол та кляштор Босих кармелітів. Інших відомостей про нього немає, з чого можна зробити висновок, що з певних обставин кармелітам не вдалося осісти в Житомирі. Костьол, одначе, було збудовано, і він проіснував до кінця XVII ст.». Не только в публикациях  житомирських краеведов, в энциклопедиях ничего больше найти не удалось.

       А вот что нашел у польского энциклопедиста Юзефа Кшивицкого (1838 – после 1908) на странице 903 XIV тома его Географического словаря Царства Польского и других славянских стран (польск. Slownik geograficzny Krolestwa Polskiego i innych krajow slowianskich),  изданного в Варшаве в 1895 году: «Во второй половине XVII века Януш Тышкевич, Киевский воевода, заложил в Житомире костел и монастырь для кармелитов босых.  Неизвестно, однако, или они тут поселились, все же костел стоял на месте бывшей церкви Спаса близ замка и был снесен в конце века». Видимо в словаре опечатка, и следует читать «В первой половине XVII века…», поскольку далее на странице 907 есть уже конкретная дата: «В 1636 году местный староста Януш Тышкевич, Киевский воевода, вместе со своей женой Ядвигой Белжецкой из Бучача, галицкой кастеляншей, основывает монастырь для босых кармелитов. … Во время восстания 1648 г., когда Хмельницкий вместе с татарами разгромил гетманов под Корсунем, князь Ярема Вишневецкий с горсткой шляхты, которая была в его имениях, перебравшись с Заднепровья через Днепр к Брагину, оттуда пришел в Житомир и здесь, укрепив свои отряды шляхтой, которая собралась на сеймик воеводский после смерти короля, двинулся с воеводой Янушем Тышкевичем к Махновке против Кривоноса. В том же году казацко-татарское нашествие, розлившись по всей стране, подалось и в Житомир. Казаки вместе с татарами сожгли город, изгнав мещан. В общем пожаре были сожжены все городские и земские книги Житомирские и Овручские, начиная от 1582 г. Католический костел был полностью уничтожен, а население разбежалось».

       Убежали и босые кармелиты (видимо в Бердичев, где монастырь хотя и был разграблен казаками Богдана Хмельницкого, но не уничтожен), и больше в Житомир не возвращались. Понадобилось полтора десятка лет для того, чтобы город заново отстроить и возвратить к нормальной жизни, и почти 80 лет, чтобы в город вернулось католическое духовенство. Прошло более трех с половиной столетий. В 2012 году на Замковой горе при рытье котлована под строительство музея Природы обнаружили руины здания с фундаментами, стенами шириной более метра, кирпичными арками и сводами, характерными для зданий монастырей и костелов и датируемые археологами XVII веком. В XVII веке в Житомире на Замковой горе, кроме монастыря Ордена босых кармелитов, была православная деревянная церковь и католический деревянный костел Святой Марии (на месте нынешнего Кафедрального костела).  Деревянный костел Святого Николая (на горе Кокрин, где теперь заброшенная часовня Святого Николая) был уничтожен татарами еще в XVI веке. И что же получается в итоге? Какой напрашивается вывод? Что тут, на Замковой горе, вероятнее всего, были обнаружены руины монастыря с костелом Ордена босых кармелитов. Председатель областного Общества охраны памятников культуры  Георгий Мокрицкий высказал мнение о том, что необходимо законсервировать находку и сделать ее экспонатом в новом музее Природы, но этот замысел при нынешних руководителях города и области оказался абсолютно нереалистичным. Уникальную археологическую находку уничтожили бульдозером.



Иллюстрации верхнего ряда:
  1. Первая слева – Монастырь отцов кармелитов на горе Кармель в Хайфе, переименованный в 1950-х годах в Стелла Марис. В этом здании, построенном в 1853 году, под алтарем церкви находится пещера, в которой поселились первые кармелиты в XII веке. Источник - http://www.isra-travel.com/default.asp?itemid=277
  2. Вторая - Януш Тышкевич. Неизвестный художник, XVII век. Источник - http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Janusz_Tyszkiewicz.jpg?uselang=
  3. Третья – Монастырь Ордена босых кармелитов в Бердичеве. Источник - http://uamuseum.com/v842-Monastyr_-Bosyh-Karmelitov.html

Иллюстрации нижнего ряда – Руины, предположительно, монастыря Ордена босых кармелитов на Замковой горе в Житомире. На первой слева фотографии на стене сложены человеческие кости (возможно, погибших при уничтожении монастыря), найденные археологами. Фотографии 2012 года, автор - Татьяна Дончук.
Монастырь Ордена босых кармелитов в Житомире
Борис Дубман | 13.01.2014 | Переглядів: 9078
Редакція сайту може не розділяти думку автора статті
та відповідальності за зміст матеріалу не несе.
Коментарів: 5
Egor_Goodman
1 Egor_Goodman (Egor_Goodman)   • 14:57:14, 13.01.2014 [Материал]

>Уникальную археологическую находку уничтожили бульдозером.

дауж. :(
TarasS
2 Тарас (TarasS)   • 00:26:23, 17.01.2014 [Материал]

"Понадобилось полтора десятка лет для того, чтобы город заново отстроить и возвратить к нормальной жизни, и почти 80 лет, чтобы в город вернулось католическое духовенство."

Тобто, костел повернувся у Житомир аж в 1720-х роках?

На основі яких даних Ви зробили такий висновок?
dubman
3 Boris (dubman)   • 16:02:14, 19.01.2014 [Материал]

Нет никаких документальных свидетельств о деятельности католического духовенства в Житомире в период с 1648 года до 1724 года. Не подтверждена она и исследованиями современных историков. Известно, что только в 1724 году киевский и черниговский епископ Самуил Ожига перенес в Житомир свою кафедру. И в том же году киевский каштелян Казимир Стецкий основал в Житомире иезуитскую миссию.
TarasS
4 Тарас (TarasS)   • 01:10:16, 20.01.2014 [Материал]

Борисе, погодьтеся, "нет никаких документальных свидетельств" - не означає, що в Житомирі не було католиків або вони не молилися.

Після "гуляння" Дорошенка на Правобережжі було відносно спокійно. Єдина прикметна деталь - православні поступово переходили в унію, цей процес тривав все XVIII ст. Природно, що і римо-католики у такому місті, як наше, не сиділи без храмів і священників.
dubman
5 Boris (dubman)   • 20:14:39, 24.01.2014 [Материал]

История строится не на предположениях и логике, а на фактах.