Живий Журнал
 
ЖЖ інфо » Статті » Авторская колонка » Альфред Грибер

Вполне оправданные переходы

Автор: Альфред Грибер, 07.08.2010, 20:58:37
Автор Альфред Грибер

Альфред Грибер

все статьи автора

Где-то в середине августа 1969 года мне неожиданно позвонил директор Житомирского городского Дома культуры Захар Давыдович Гурвич:

- Альфред, привет, дорогой! Это Гурвич говорит, - услышал я в телефонной трубке знакомый голос.

- Здравствуйте, Захар Давыдович! Как поживаете? Как Ваше здоровье?

- Спасибо, всё нормально. А ты как?

- У меня тоже всё хорошо.

- Слушай, Альфред, у меня к тебе есть серьёзный разговор. Но не по телефону. Ты смог бы подойти ко мне в Дом культуры?

- Конечно, но не в обычный рабочий день. До обеда я обычно «обхожу дозором» своих самодеятельных заводских артистов и готовлю материалы для них, а после обеда провожу репетиции.

- Так, когда тебя можно ждать?

- Захар Давыдович, давайте встретимся в ближайшую субботу утром, если Вам это удобно.

- Мне удобно. В 10 часов тебя устроит?

- Отлично. Буду у Вас в 10 часов утра в субботу. Будьте здоровы! До встречи!

- До встречи, Альфред!

«Интересно, - подумал я, - о чём это Гурвич хочет со мной серьёзно поговорить? Просто так он звонить не будет. Значит, действительно, у него ко мне есть что-то важное. Ну что же, подождём до субботы».

В субботу в 10 часов утра я постучал в дверь кабинета директора ДК.

- Да-да, войдите! – услышал я голос Гурвича.

Открыв дверь, я вошёл в кабинет.

- Можно, Захар Давыдович? Доброе утро!

- Здравствуй, дорогой! Ты, как всегда, точен. Молодец!

Мы обменялись рукопожатием.

- Садись, устраивайся поудобнее, - пригласил меня хозяин кабинета.

После того, как я сел, Захар Давыдович сел напротив, внимательно посмотрел на меня и произнёс:

- Я хочу, чтобы ты отнёсся со всей серьёзностью к тому, что я тебе сейчас скажу. Хорошо?

- Я весь внимание, Захар Давыдович.

- Ты сейчас работаешь худруком в клубе завода «Электроизмеритель» не в штате, а по трудовому договору с почасовой оплатой, верно? – начал Гурвич.

- Да. А откуда у Вас эти сведения?

- У меня есть свои источники информации. А знаешь ли ты, мой друг, что если с тобой по какой-нибудь причине  в следующем году не заключат новый договор, то ты останешься без работы? – задал Гурвич новый вопрос.

- Теоретически, конечно, это возможно, - ответил я.

- Вот именно, - продолжал Захар Давыдович. – Чтобы такой проблемы у тебя не было, тебе нужно быть принятым в штат той или иной организации. Тогда ты будешь уверен в своём завтрашнем дне. И я тебе в этом могу помочь. Я имею честь предложить тебе должность художественного руководителя нашего Дома культуры. Заметь, что это – должность штатная.

- Позвольте, Захар Давыдович, но ведь эту должность занимает Миша Некрич. – попытался возразить я.

- К сожалению, уже не занимает. Он уволился и ушёл на другую работу. Я много думал, кому я могу передать эту должность, и мой выбор остановился на тебе. Что скажешь?

- Всё это так неожиданно, - несколько растерянно проговорил я. – А как же моя работа в заводском клубе? Я только-только начал там разворачиваться за 4 месяца работы. Кроме того, я познакомился с людьми, которые разрабатывают новые электромузыкальные инструменты. И как раз сейчас я помогаю им своими консультациями в создании электронного баяна.

- Ты можешь продолжать свою консультативную помощь в этом деле, не работая на заводе. Твои новые друзья могут выписать тебе пропуск, когда ты им понадобишься. Что же касается твоей работы там в качестве худрука, то разве можно сравнивать масштабы заводского клуба и городского Дома культуры. Ты же мне рассказывал, что работал главным концертмейстером в Ансамбле песни и танца при городском Доме культуры в Казахстане. Ведь так?

- Да, это было в Гурьеве до моей службы в армии.

- Так я тебе могу сообщить, что мы уже начали работу над созданием такого Ансамбля на базе нашего Дома культуры. Художественным руководителем, хормейстером и дирижёром этого Ансамбля будет Михаил Енин – директор нашего музыкального училища, балетмейстером и постановщиком танцев – Лев Мирочник. А главным концертмейстером Ансамбля мог бы стать Альфред Грибер. Ну как тебе нравится такое предложение? – глядя мне прямо в глаза, спросил Гурвич.

- Вы прямо искуситель, Захар Давыдович, - несколько ошарашено ответил я. – Разбередили мне душу своими планами.

- Таким образом, - продолжал директор ДК, - у тебя будет две должности: одна штатная – художественный руководитель городского Дома культуры и одна договорная – главный концертмейстер Ансамбля песни и танца. Правда, зарплату ты будешь получать одну, худрука, но зато она выше, чем та, которую ты сейчас получаешь в заводском клубе. А это тоже немало важно. Мне кажется, я тебе сделал такое предложение, от которого тебе просто невозможно отказаться. Я прав или неправ?

- Правы, Захар Давыдович, несомненно, правы. Вы мне сейчас нарисовали такую заманчивую картину моей будущей работы, что мне остаётся только согласиться с Вашим предложением.

- Тогда не будем тянуть время, - решительно проговорил Гурвич. – Быстрее увольняйся из клуба и приступай к исполнению своих новых обязанностей.

Полтора выходных дня прошли в раздумьях и беседах с родными. Но к исходу воскресенья решение было принято: следует соглашаться на предложение Гурвича.

В понедельник утром у меня состоялся ответственный разговор с заведующей заводским клубом Натальей Петровной. Я рассказал ей о своём разговоре с Гурвичем, потом каждый из нас привёл свои аргументы «за» и «против». Однако констатация того факта, что работа в штате предпочтительнее работы по трудовому договору, сыграла решительную роль.

Как бы то ни было, но 1 сентября 1969 года я был принят на должность художественного руководителя городского Дома культуры. И снова всё завертелось: репетиции, концерты, организаторская работа. Шла бурная подготовка к первому выступлению нового Ансамбля – праздничному концерту в честь Великого Октября.

А справедливости ради, следует отметить, что всё в ДК держалось на энтузиазме его директора – Захара Давыдовича Гурвича. В свои уже немолодые годы он обладал завидной энергией. Только благодаря его личным качествам, ДК считался центром культурной жизни города.

И вдруг в октябре энергия Гурвича нашла себе новый объект – дом-музей С. П. Королёва, генерального конструктора советской космонавтики. По стечению обстоятельств Сергей Павлович родился в Житомире. И теперь было решено открыть на родине героя его дом-музей. Гурвич переключил всё своё внимание на создание этого музея, намереваясь стать его директором.

В ДК это сразу стало чувствоваться. Раньше Гурвич всех заводил своими идеями. А теперь стало как-то тихо, спокойно и, можно сказать, скучно. Хотя внешне каждый выполнял свою работу по-прежнему. Вскоре у Гурвича появился заместитель, некий Владимир Потанин.

И тут, как всегда, неожиданно в конце октября мне звонит Наталья Петровна Лавренчук, заведующая заводским клубом:

- У меня для тебя такие новости, просто закачаешься. Нужно срочно сегодня увидеться. Я к тебе приеду в ДК.

- Хорошо, я Вас жду.

Буквально через полчаса мы с Натальей Петровной уединились в моём худруковском кабинете.

- Ты не представляешь, что произошло за эти два месяца после твоего ухода, - взволнованно начала Наталья Петровна. - Наше начальство ужасно разволновалось из-за того, что упустили тебя. Председатель завкома и директор завода пошли к секретарю горкома партии и попросили его помочь выбить в Облсовпрофе штатную должность художественного руководителя для нашего клуба с хорошей зарплатой. Короче говоря, нам эту должность официально дали. После этого тот же секретарь горкома партии по просьбе нашего руководства вызвал к себе  директора ДК Гурвича. Ему объяснили, что такой крупный промышленный гигант как завод «Электроизмеритель» должен иметь хорошую художественную самодеятельность. А для этого горком партии заинтересован в том, чтобы худрук ДК Грибер вернулся на завод в качестве худрука клуба. Поэтому горком партии рекомендует Гурвичу не препятствовать  своему худруку, если он подаст заявление на увольнение по собственному желанию. Короче говоря, нужно только твоё заявление об увольнении.

- Наталья Петровна, но я не собираюсь пока увольняться.

- Вот именно, пока. А ты знаешь, что Гурвич пробивает себе место директора дома-музея Королёва. Так что очень скоро его здесь не будет. А без такого организатора, как Гурвич, Дом культуры очень скоро развалится. Помяни моё слово. И ещё неизвестно, как комфортно тебе будет работать с новым директором. А у нас ведь тебе было хорошо. К тебе уже привыкли люди. Все спрашивают, где ты делся. Да и начальство тебя ценит. Что заметь, тоже не последнее дело. А ведь наш завод всё-таки всесоюзного значения. Видишь, как мы быстро выбили для тебя должность. А ты умеешь хорошо работать, поэтому и мы с тобой так быстро сработались. Так что, думай хорошенько и не упускай свой шанс. А мы все тебя очень ждём.

Распрощавшись с Натальей Петровной и проводив её до служебного выхода, я возвращался в свой кабинет. Вдруг позади себя я услышал голос Гурвича:

- Альфред, дорогой, зайди ко мне, пожалуйста, есть разговор.

Мы зашли в его кабинет и сели около стола.

- Как тебе у нас работается? – спросил Гурвич.

- Нормально, Захар Давыдович, - ответил я. Работы, как всегда, хватает с избытком. Много внимания приходится уделять подготовке праздничного концерта, на котором состоится первое выступление нового Ансамбля. Пока вроде идём в графике. А почему Вы вдруг задали мне такой вопрос? Я что-то не так делаю, может быть?

- Да нет, ты всё делаешь так, как надо. Дело совсем в другом. Тут меня на днях вызывали в горком партии по твоему вопросу.

- По моему вопросу? – удивился я, догадываясь, о чём пойдёт разговор. – Я ведь человек беспартийный.

- Ты да, человек беспартийный, но я-то партийный. А в горкоме мне прямым текстом сказали, что они заинтересованы в том, чтобы ты вернулся работать в клуб завода «Электроизмеритель». Там для тебя вроде выбили штатную должность худрука. И меня «попросили» посодействовать твоему переходу обратно на завод, - грустно констатировал Гурвич.

- Так что, Захар Давыдович, Вы меня увольняете? – поинтересовался я.

- Да ты что, в своём уме? Но если ты задумаешь уйти от нас по собственному желанию, я не имею права тебе препятствовать в этом. Ты должен сам решить эту проблему. Хочешь - оставайся работать в ДК, хочешь – возвращайся на завод. Я приму любое твоё решение. Первое – с радостью, а второе – с грустью и сожалением. Я полюбил тебя, как сына, и мне будет трудно с тобой расставаться.

- Захар Давыдович, откровенность за откровенность. Я слышал, что Вы тоже собираетесь на другую работу. Это правда?

- В нашем Житомире трудно что-то скрыть от людей. Все всё сразу узнают. Я признаюсь тебе, что очень серьёзно занимаюсь созданием Дома-музея Королёва. Я собираю у жителей Житомира необходимую для экспозиции мебель и другие предметы времён, близких к дате рождения Сергея Павловича. Мы разыскали в Москве его мать – Марию Баланину, и она описала нам те вещи, которые были у них в доме на улице Дмитриевской. Сейчас мы занимаемся поиском жилья для тех людей, которые живут в этом доме в настоящее время. Затем предстоит очень серьёзный ремонт этого дома, чтобы придать ему вид того времени, когда в нём жил Королёв. Причём заметь, что я за это не получаю никакой специальной оплаты и никаких денежных средств. Поэтому приходится крутиться. Но, в конце концов, я надеюсь, что стану директором этого музея. А это, как ты сам понимаешь, уже всесоюзный уровень. После меня здесь, по всей видимости, останется директором мой нынешний заместитель Владимир Потанин. А с ним, мне кажется, ты кашу не сваришь.

- Спасибо за откровенность, Захар Давыдович. Мне было очень приятно работать с Вами. А решение я приму в самое ближайшее время.

- Я только прошу тебя никому не рассказывать о нашем с тобой сегодняшнем разговоре, - попросил Гурвич.

- Конечно, Захар Давыдович. Вы бы могли это и не просить. Я знаю, что можно рассказывать другим, а что нет, – пообещал я.

Разговор с Гурвичем заставил меня отнестись серьёзно к предложению Натальи Петровны. Поразмышляв пару дней, я написал два заявления: одно – директору ДК об увольнении по собственному желанию, а другое – в завком профсоюза завода «Электроизмеритель» о принятии меня на работу в клуб на должность художественного руководителя.

В завкоме прореагировали молниеносно и зачислили меня в штат завкома с 1 ноября 1969 года.

А в Доме культуры произошёл некоторый сбой. В эти дни Гурвич ушёл в отпуск и оставил вместо себя исполняющим обязанности директора ДК своего заместителя Владимира Потанина. А тот побоялся уволить меня, не получив на то разрешения Гурвича. Поэтому я оказался работающим одновременно в двух местах.

Праздничные концерты мне пришлось репетировать сразу на двух работах. Хорошо ещё, что концерт в ДК состоялся 4 ноября, а в заводском клубе – 5 ноября.

Октябрьские праздники в этом году продолжались 3 дня, потому что 9-е число попало на воскресенье. Но и после праздников я продолжал работать и в ДК, и в заводском клубе. Хорошо ещё, что на заводе понимающе отнеслись к такой ситуации. Но, тем не менее, из горкома партии последовал всё же звонок и.о. директору ДК с «просьбой» уволить меня с занимаемой должности худрука ДК.

И только 20 ноября был подписан Потаниным приказ о моём увольнении из ДК по собственному желанию.

Вот такие случились в моей жизни вполне оправданные переходы из клуба в ДК и обратно.

Автор: Альфред Грибер, редактор рубрики "Альфред Грибер" на ЖЖ.info
Альфред Грибер | 07.08.2010 | Переглядів: 7110 | Альфред, Житомир
Редакція сайту може не розділяти думку автора статті
та відповідальності за зміст матеріалу не несе.

Читайте також на цю тему:

Коментарів: 2
sax
1 sax (sax)   • 02:21:42, 09.08.2010 [Материал]

Спасибо, что упомянули Михаила Некрича, одного из самых лучших музыкантов города, которого так не любили наши партийные власти ,только за то, что ребята играли свинг и джаз, а оркестр под его управлением был на высоком профессиональном уровне."Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь"гласил коммунистический стишок того времени,тоже самое было и к сожалению уже c покойным Генрихом Бархударовым, ну совсем не угодные люди были для отдела культуры того времени,а Вы как я понял имели талант и не только музыкальный но и ладить с ними, чего нехватало Некричу и Бархударову.Ради бога, не принимайте этот коментарий за упрёк, просто вспомнил те хорошие годы, ну и идиотизм наших парт- властей.С уважением!!!
Альфред
2 Альфред Грибер (Альфред)   • 19:58:58, 09.08.2010 [Материал]

Это не я ладил с отделом культуры, а они со мной. Просто у них не было другого выхода. В то время я был, пожалуй, единственным музыкантом, который мог представить с честью житомирские электромузыкальные инструменты в стране и за рубежом. К тому же многие властители того времени любили послушать музыку. А то, чем они были внутри себя. лучше не вспоминать. Но чем я могу сейчас гордиться, так это тем, что никогда перед ними не пресмыкался. И чувствуя это, они, наверно, и уважали меня.
А с Мишей Некричем мы работали вместе в ДК, я хорошо знал его жену Жанну и дочку. Мы не были близкими друзьями, но товарищами по работе, несомненно были. Он всегда показывал мне свои аранжировки для каких-то оркестров, которые он делал на заказ. А потом мы шли на почту и получали его гонорар или авторские. А музыкант он отменный, высшей пробы.