Интересные факты из истории Житомира или «Знаете ли Вы?..».
|
|
MasterOK_keys | Дата: Чт, 14.03.2013, 15:51:39 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Репутация:
8
Награды: 4
Украина, Житомир
|
История Житомира. Железнодорожный вокзал С чего началась история железнодорожной станции Житомир? Наверное, с публикации в газете "Киевские ведомости" за 6 марта 1875 года, а именно более чем за двадцать лет до того момента, когда житомиряне впервые услышали пронзительный и необычный для них свисток паровоза. Прогресс всегда долго и тяжело прокладывал себе дорогу. Тем более, когда, по иронии судьбы, дорогу должна была пробивать себе сама же дорога! Газеты же еще в 1875 году, в частности, писали о значительном экономическом эффекте от строительства железной дороги именно через Житомир: "... соединение железной дороги Бердичева через Житомир, потом Турова на реке Припять в Минск, прорезая почти все южное Полесье, полностью совпадало бы с направлением сбыта полесской продукции. Дорога прошла бы от Житомира до Турова той полосой, которая имеет достаточно железной руды и каменного угля, и положительно повлияла бы на их разработку, особенно важную для 120 сахарных заводов, которые находятся в этом регионе.. .. Министерство путей сообщения признало необходимость железной дороги между Бердичевом и Житомиром, и продолжения этой дороги от Житомира на Туров ... " Но, само министерство хоть и признало железную дорогу для Житомира необходимой, понадобилось еще больше двадцати лет, чтобы идея воплотилась в жизнь. К тому же, значение железной дороги для этого значительного в то время губернского города, главного для огромной Волынской губернии с населением почти в 4 миллиона человек и территорией в 72 тысячи квадратных километров не ограничивалось лишь экономическими и стратегическими соображениями, которые в сжатом виде процитированные здесь. Ведь Житомир имел большую потребность в железной дороге, именно как значительный культурный и административно-политический центр края, который по числу населения входил в первый десяток городов тогдашней Украины. О так, как говорится, железная дорога сама стучалась в ворота Житомира. Чтобы убедиться в сказанном, достаточно лишь посмотреть хотя бы на один из фотоснимков Житомира конца прошлого столетия. На них мы видим хорошо застроенные улицы европейского типа. На снимке внизу изображена Киевская улица. Уже за городом, где она превращалась в шоссе в Киев, выросли помещения железнодорожной станции. А еще в доме на углу с Михайловской находилось руководство Первого Общества подъездных путей. Этот дом пользовался печальной славой у пожарных . Он трижды горел, пока в начале 1930-х годов его не снесли и не построили здесь почтамт. Общество подъездных путей, созданное в 1893 году, осуществило строительство узкоколейной железной дороги из Бердичева в Житомир. Видимо, потому и железная дорога тогда называлась Житомирским Подъездным путем. Почему Подъездным? А потому, что он соединял губернский центр с сетью Юго-Западных железных дорог. Решение о сооружении этой дороги было принято Житомирской городской думой в 1894 году. Вообще сеть подъездных путей была столь разветвленной и развитой, что ею от Житомира можно было добраться до самой Одессы ... Этими железными дорогами до сих пор пользуются для подвоза грузов (особенно сахарные заводы). Забегая вперед, скажем, что в 1899 году в Киеве было выпущено достаточно оригинальный и до сих пор не повторный "Иллюстрированный путеводитель Юго-Западными железными дорогами". В нем 14 страниц посвящено Житомирскому подъездному пути и Житомиру, как значительному историко-культурному и административному центру края и месту отдыха и туризма. В частности, автор пишет, что "... вообще окрестности Житомира по берегам речки Тетерев отличаются своею живописностью, здесь имеется Целый ряд поэтических уголков, Которые один лучше другого". Вот такая приятная характеристика. Но вернемся немного назад, когда через Тетерев только собирались строить железнодорожный мост, а из Бердичева в направлении Житомира прокладывались первые километры рельсов. 19 сентября 1895 киевские газеты сообщили о начале прокладки железной дороги из Бердичева и сооружениях первых 5 верст.
За материалами сайта Житомир.инфо.
|
Offline
(Украина)
|
|
|
nik41 | Дата: Чт, 14.03.2013, 21:08:55 | Сообщение # 2 |
Генерал-майор
Репутация:
152
Награды: 23
Украина, Zhitomir
|
120 сахарных заводов! Это жэ может слипнуться Все! :)) Интересно,а сколько осталось сейчас?
|
Offline
(Украина)
|
|
|
zh_80 | Дата: Чт, 14.03.2013, 21:55:58 | Сообщение # 3 |
Генерал-лейтенант
Репутация:
174
Награды: 37
Украина, Zhytomyr
|
Цитата (nik41) 120 сахарных заводов! На Украине "живых" заводов осталось порядка 80-85, после развала Союза было около 220. В Житомирской области остались жизнеспособные - Червонский, Цюрупы и Корнин, остались в памяти Бердичевский сахаро-рафинадный, Андрушевский, Иванопольский. И Коровинецкий скорее мертв, чем жив
|
Offline
(Украина)
|
|
|
garold | Дата: Чт, 14.03.2013, 23:53:00 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Репутация:
7560
Награды: 232
Украина, Zhitomir
|
Цитата (zh_80) Иванопольский. Думаю у вас устаревшая информация,года эдак с 2 как его вырезали,так что -1 к вашему списку.
|
Offline
(Украина)
|
|
|
zh_80 | Дата: Пт, 15.03.2013, 19:05:45 | Сообщение # 5 |
Генерал-лейтенант
Репутация:
174
Награды: 37
Украина, Zhytomyr
|
Информация у меня актуальная, про Иванополь я написал, что он в памяти остался, т.е. нет его больше, а хороший был завод
|
Offline
(Украина)
|
|
|
Kamrad | Дата: Пн, 22.07.2013, 14:15:31 | Сообщение # 6 |
Подполковник
Репутация:
5
Награды: 0
Украина, Винница
|
Вот именно был,теперь мы только потребляем и нечего не производим ,а для страны это пагубно.
|
Offline
(Российская Федерация)
|
|
|
Waliko | Дата: Пн, 22.07.2013, 14:34:40 | Сообщение # 7 |
Генерал-полковник
Репутация:
909
Награды: 67
Сомали, Могадишо
|
Цитата (MasterOK_keys) С чего началась история железнодорожной станции Житомир?
С.Я. Маршак
Багаж
Дама сдавала в багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции Четыре зелёных квитанции О том, что получен багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картина, Корзина, Картонка И маленькая собачонка.
Вещи везут на перрон. Кидают в открытый вагон. Готово. Уложен багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картина, Корзина, Картонка И маленькая собачонка.
Но только раздался звонок, Удрал из вагона щенок. Хватились на станции Дно: Потеряно место одно. В испуге считают багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картина, Корзина, Картонка... - Товарищи! Где собачонка?
Вдруг видят: стоит у колёс Огромный взъерошенный пёс. Поймали его - и в багаж, Туда, где лежал саквояж, Картина, Корзина, Картонка, Где прежде была собачонка.
Приехали в город Житомир. Носильщик пятнадцатый номер Везёт на тележке багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку, А сзади ведут собачонку.
Собака-то как зарычит. А барыня как закричит: - Разбойники! Воры! Уроды! Собака - не той породы!
Швырнула она чемодан, Ногой отпихнула диван, Картину, Корзину, Картонку... - Отдайте мою собачонку!
- Позвольте, мамаша На станции, Согласно багажной квитанции, От вас получили багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку. Однако За время пути Собака Могла подрасти!
|
Offline
(Украина)
|
|
|
Kamrad | Дата: Вт, 23.07.2013, 18:02:41 | Сообщение # 8 |
Подполковник
Репутация:
5
Награды: 0
Украина, Винница
|
Историческая судьба Житомира никогда не была спокойной. Хлеборобам и ремесленникам неоднократно приходилось оставлять свою работу, брать в руки оружие и отстаивать свою свободу и независимость. В XII веке, когда на Русь участились нападения степняков, возникла необходимость в укреплении города. Тогда появились крепостные стены, валы, подземные ходы. Во время осады в них прятались мирные горожане, хранились сокровища, собственность. Через подземные галереи пополнялся запас воды, делались вылазки в тыл врага защитниками города. Только около 80 больших и малых татарских нападений в период с 1241 по 1709 годы которые пережила Волынь, говорят о необходимости существования таких сооружений для многодневной защиты. В те времена в пламени пожаров сгорело много исторических свидетельств, которые могли рассказать о древности города Житомира. По мнению исследователей, первое достоверное летописное упоминание о Житомире относится до 1392 г., когда литовский князь Витовт захватил его по дороге на Киев. В то же время в городе уже был замок, расположенный на горе, которая в результате этого и получила название - Замковая Гора.
Литовцы после штурма города, восстановили и значительно расширили замок. В 1432 Житомир упоминается в числе четырнадцати крупнейших городов литовского княжества. К нему были приписаны села Романово, Левков, Крошня, Котельная и другие.
Не последнюю роль в городе играла и сама крепость. В 40-х годах XVI в. местный зодчий Семен Бабинский и первый житомирский староста князь Богуш Корецкий, он же воевода Волынский, закончили реконструкцию замка. Территория его тогда достигала двух гектаров, имела вид неправильного шестиугольника с тремя воротами и пятью угловыми башнями. Стены были составлены клетью в три бревна в ширину. В центре этого шестигранника находился дворец старости, церковь, амбары. Связь с замком осуществлялся через мост, переброшенный над рвом, и через подземные ходы. Г. Г. Синяков в историко-краеведческой работе "Житомир. Историко-архитектурный очерк" обрисовал их так: "Гранитная скала, на которой стоял замок, затрудняла строительство ходов, но все же они были проведены под замком и выходили далеко за его пределы. Густая сеть подземных ходов общей длиной семьсот метров с многочисленными ответвлениями на глубине два-четыре метра потягалась в различных направлениях и создала своеобразную систему защитных сооружений, которая служила для связи в военное время, Большая часть ходов, которые находились за чертой замка под городской застройкой , имела каменные стены, земляной пол в отдельных местах ходы росширялись и образовывали помещения значительного размера с вытяжными трубами ".
Во времена нападений Житомирский замок становится одним из центров защиты от татарских орд. Со временем возле замка вырастает город. В 1572 г. в нем было 142 двора, в 1609 г.-246 дворов, среди них 16 дворов шляхты. Население Житомира растет за счет "прибывших людей". Среди них было много выходцев из Полонного, Луцка, Овруча, Бобруйска, Турова. Иллюстрация Житомирского староства за 1622 свидетельствует, что в то время замок был хорошо укреплен, имел много орудий и мог вместить четырех-пяти тысячный гарнизон. В то же время построили много новых подземелий. Часть из них была обложена камнями и кирпичом. В те времена подземные ходы считались одной из главных составных частей защиты крепости или замка. Да и вообще, вряд ли существовала когда-то крепость без таких ходов.
Во время освободительной войны 1648-1654 годов замок был настолько поврежден, что на длительное время потерял военное значение. В 1802 г. его остатки сгорели. Официально пепелище было ликвидировано 31 октября 1862 г. В 1890 г. городская дума отдала городище под индивидуальные застройки. Замок окончательно исчез.
Со второй половины XVIII в. подземные галереи утратили свою стратегическую ценность и используются в качестве хранилища для сельскохозяйственной продукции. 24 июня 1804 по приказу царя Житомир был утвержден административным центром Волынской губернии. Это побудило его к экономическому и культурному развитию. Впервые разрабатываются проекты планировки улиц. Строятся административные учреждения: ратуша, дом губернатора, почтовые конторы. Подземные галереи превращаются в обузу для города. Каменные коридоры, расположенные под улицами города, время от времени проваливаются, в результате чего открываются таинственные кирпичные своды. Польский историк Прусиновський в варшавской "Газете польской" за 1864 писал: "О древность Житомира могут свидетельствовать подземные погреба, которые в форме правильных коридоров проходят под землей на несколько локтей ниже поверхности.
Со времени, когда город начал увеличиваться и в нем сооружались большие каменные строения, подземные погреба открылись в нескольких местах. Из-за этого можно сделать предположение, что житомирские подземные переходы, которые начинались от берегов Каменки, тянулись к древнему замку и от него до р. Тетерев, чуть ниже впадения в нее реки Каменки. Более детальное исследование этого лабиринта и сравнение его с другими подземными ходами, которые очень часто встречаются на Руси дало бы возможность судить как о назначении Житомирской подземных ходов, так и о времени их возникновения ". В марте 1989 г. городская управа издала указ, обязывающий "всех домовладельцев, в усадьбах коих имеются погреба, проникающие под улицы и площади города, заявить об этом не позже 7-ми дней со дня объявления им о сем в Городскую управу". В указе также предусматривалось, что собственники, которые не сообщат о наличии подземелий, привлечены полицией к ответственности. После этого многие горожан с улиц Кафедральной, Великой Чудновского (Черняховского), Большой Бердичевской, Бассейной и других принесли в управу сообщение о наличии подземелий. В этих заявлениях описывались как ходы, обложенные камнями и кирпичом, так и просто вырыты в погребе. Часть подземелий использовалась владельцами домов для хозяйственных нужд, в основном для хранения продовольственных запасов. Волынский губернатор после того как получил эти материалы, 21 апреля того же года приказал городским властям организовать обзор подземелий городским архитектором вместе с полицией для: " выяснения насколько они есть опасными, а в случае угрожающей опасности добиться их засыпки " К сожалению, документы о такой проверке не сохранились.
В том же году в Киеве, проводил свою работу 11 археологический съезд. У первом томе работ съезда, выданном в 1901 г. в Москве, была помещена статья профессора Киевского университета В. Б. Антоновича "Археологическая карта. Волынской губернии". Это было первое сведение археологических и исторических памятников Волыни вообще, и Житомирщины в частности. Здесь находим сведения о подземных галереи Житомира, а также нынешних Житомирских, Новоград-Волынском, Дзержинському, Чуднивькому и Овручском районах области.
В первые годы Советской власти в Житомире археолог С. С. Гамченко исследовал несколько пещер, обнаруженных во время земляных работ. Позже, об этих загадочных галереях он напишет следующее: "От замка, в погребе глубиной два-три и более метров, проложены подземные тротуары, что часть их возникла, можно догадаться, и за городищенских времен. В замковое времени эти тротуары составляли своеобразную систему защитных сооружений различного назначения, ими пользовались для коммуникаций в военное время.
Тротуары расходящихся от замка в различных направлениях. Сеть их большая. Много поперечных ветвей. Зазубни кое-где низкие закоулки (как будто-бы на то, чтобы лежать или сидеть). Имели отдушин (вытяжные трубы и заслонки). Тротуары вырезаны гладко. Размеры: высотой около 2-2,5 м, шириной 1,5-2 м и более. Кое-где заметно облицовка кирпичом."
В 60-х годах в периодических изданиях появляются первые сообщения, посвященные этой теме, их авторы, А. Павлов И В. Липшський, сотрудники областного краеведческого музея, пишут: "Преимущественно, это подземные ходы, которыми, не сгибаясь, могут идти рядом два человека. Своды и стены вымурованы кирпичом, в некоторых местах они расширяются и образуют своеобразные "комнаты", от которых в разные стороны расходятся три-пять галерей ... "
В 1981 г, в ходе геологоразведочных работ был обнаружен древнюю надпись на одной из ниш подземелья на Суринам горе в районе Богунии. По определению специалистов, находка датируется примерно ХV-ХVI вв. тогда было организовано несколько специальных научных экспедиций по изучению подземных галерей под руководством П. П. Шмуневського, А. А. Тарабукина.
Остатки подземелий давали о себе неоднократно знать и в наше время. Коренные житомиряне хорошо помнят, как время от времени в том или другом уголке города проваливается грунт, асфальт, в связи с чем открываются таинственные каменные своды. Житомирские подземелья - уникальные, почти не изучены.
Исторические памятники - постепенно разрушаются при новостроек, или просто обваливаются и засыпаются землей. Если сейчас не исследовать подземелья, то потом будет уже поздно. И когда мы наконец опомнимся, то уже нечего будет искать.
Кроме научно-исторического, это подземное хозяйство имеет большое практическое значение. Ведь старые пещеры держат на себе современный город. А за последние пятьдесят лет на поверхности многое изменилось: проложены новые улицы, построены тяжелые многоэтажные дома. Поэтому в некоторых местах Житомира не исключена угроза оползней. Однако варварское уничтожение подземелий - это тоже не выход. Ибо они еще и по сей день является своеобразной дренажной системой. Разрушение этой системы уже сейчас приводит к нежелательному повышения грунтовых вод. Вот и получается, что разрушать житомирские подземелья - крайне нежелательно, оставлять на произвол - опасно. Остается только одно - изучать их и даже реставрировать, там где это возможно и необходимо.
Форум Житомира, Чат Житомира, Фото Житомира и не только, на портале НашЖитомир.Net
Вернуться к началу
Ответить 1 сообщение · Страница 1 из 1 Вернуться в История
- Похожие темыОтветыПросмотрыПоследний пост
- В Житомирской области на взятке "погорел" директор сельхозпредприятия
Цветочек · 31 янв 12, 18:08 · Происшествия, ДТП 0 59 Цветочек 31 янв 12, 18:08 -
|
Offline
(Российская Федерация)
|
|
|
uragan_zt | Дата: Сб, 14.02.2015, 13:34:03 | Сообщение # 9 |
Генерал-майор
Репутация:
77
Награды: 7
Украина, Житомир
|
сегодня рано утром увидел по Мега, весьма интересно
|
Offline
(Украина)
|
|
|
Паркетчик | Дата: Сб, 27.06.2015, 21:59:43 | Сообщение # 10 |
|
У Маршака много стишков на тему общественного транспорта.
|
(Франция)
|
|
|
KAPLA | Дата: Сб, 24.09.2016, 22:35:10 | Сообщение # 11 |
Сержант
Репутация:
-16
Награды: 0
Украина, Житомир
|
Стідно признаться, но многое из прочитанного не знала
|
Offline
(Украина)
|
|
|
mraz | Дата: Вс, 25.09.2016, 13:25:28 | Сообщение # 12 |
Сержант
Репутация:
-60
Награды: 1
Украина, Бровары
|
Книги Мокрицкого не до такой степени дешёвые, чтобы очень хотелось их покупать. Давно хотел купить также книгу по истории Бердичева, но нигде не могу её найти. Приходится обходиться интернет-материалами.
|
Offline
(Украина)
|
|
|
mcltk2 | Дата: Ср, 02.11.2016, 10:29:36 | Сообщение # 13 |
Полковник
Репутация:
10
Награды: 4
Украина, Житомир
|
у кого есть фото скал житомирского каньена до плотины ??
|
Offline
(Украина)
|
|
|
Celvari | Дата: Вс, 18.12.2016, 22:16:03 | Сообщение # 14 |
Сержант
Репутация:
0
Награды: 0
Украина, Житомир
|
Мне реально стыдно, многое не знала из истории любимого города .
|
Offline
(Украина)
|
|
|
russslan_kr | Дата: Сб, 28.11.2020, 11:21:49 | Сообщение # 15 |
Рядовой
Репутация:
0
Награды: 0
Украина, Черкассы
|
Да, очень познавательно! Спасибо за инфу.
|
Offline
(Украина)
|
|
|
romansvistakk | Дата: Чт, 26.05.2022, 10:24:22 | Сообщение # 16 |
Сержант
Репутация:
0
Награды: 0
Украина, Житомир
|
круто, спасибо!
|
Offline
(Соединенные Штаты)
|
|
|