Люди едят, ели и будут есть. Эта простая жизненная аксиома и стала основной для направления бизнеса семьи Анны и Леонида Мегделиною. В 2004 году они сели в метро и начали ездить от станции к станции, изучая, что предлагают украинцам перекусить в этих людных местах. Так невдалеке от станции метро Петровка им на глаза попался ларек с выпечкой "Форнетти", привлекающий прохожих надписью "франчайзинг".
Это сейчас ларьки с этой выпечкой стоят буквально на каждом углу, а тогда их были единицы, да и само слово «франчайзинг» мало кому что говорило.
Через несколько месяцев поисков Анна и Леонид решили встретиться с представителями «Форнетти».
«Если честно, то тогда нас попросту уговорили, хотя условия для начала бизнеса действительно были очень привлекательными. Не последнюю роль для меня сыграло то, что в других странах эта сеть уже успешно работала, — вспоминает Леонид. — Поэтому перед принятием окончательного решения я поехал к себе на родину в Румынию и убедился в успешности бизнеса воочию. Более того, ларьки с выпечкой есть буквально в каждом городке, а отношение румынов к продукту позитивное».
Так Леонид и Анна решили сосредоточить свое внимание на выпечке и занялись поиском места под будущие ларьки. «Когда выбирали место дислокации, очень пригодился опыт работы директором выставки в выставочном центре «АККО-интернешнл», где я вела направление кондитерской промышленности, — говорит Анна. — Отобрав 11 наиболее удачных, с нашей точки зрения, мест, обратились в горадминистрацию за разрешением на установку малых архитектурных форм».
Вот только вместо 11 разрешений чиновники выдали всего одно. К тому же предпринимателям предлагалось далеко не то место, которое им хотелось. Складывалось впечатление, что на список мест в администрации вообще никто не смотрел. И Леонид решил доказать чиновникам, что они не вправе отказывать в разрешениях.
Филологу по образованию пришлось с головой нырнуть в законодательство, поскольку юристов, специализирующихся именно на проблемах частных предпринимателей, найти не удалось. В итоге предприниматель смог отстоять свои права. «Чиновники низших рангов умудряются перекручивать законодательство под свои интересы, — говорит Леонид. — Вооружившись законами, многие из которых были приняты еще во времена СССР, но действуют и поныне, о чем чиновники «подзабыли», я ринулся в бой. Иногда своей чрезмерной осведомленностью ставил их в тупик. Не обошлось в этой борьбе без обращения в суды и прокуратуру с целью доказать, что мои права на занятие предпринимательской деятельностью действительно нарушаются». Так постепенно отвоевывались места под торговые точки. И если начинали предприниматели с двух точек, то на сегодня их уже восемнадцать.
Жаркие будни
Еще когда супруги находились в поиске бизнес-идей, решили, что выбранное ими дело должно быть интересным, дабы каждый смог самореализоваться. Присматриваясь к рынку общепита, идею открыть ресторан или бар отбросили сразу. Во-первых, на рынке очень высокая конкуренция, а во-вторых, необходим был крупный стартовый капитал. Тогда как для открытия двух точек «Форнетти» достаточно было $15 тыс.
Начиная сотрудничество с «Форнетти», супруги рисковали: с одной стороны — никто из них ранее не был связан с фаст-фудом,
с другой — на тот момент нужно было работать на импортном венгерском полуфабрикате, и в любой момент могли возникнуть перебои с поставками. Тем не менее, отсутствие конкуренции — весомый аргумент для любого предпринимателя начать бизнес.
Безусловно, возле тех же станций метро есть бабушки и ларьки, продающие беляши и пирожки. Но ни первые, ни вторые не могут похвастаться сертификацией продукции.
«Мы неоднократно наблюдали, что если на площади 100 кв.м есть ларек с нашей выпечкой, а рядом еще два конкурента с пирожками, то вскоре они закрывались, не выдерживая конкуренции, — рассказывает Анна. — Ну и, конечно же, мы постоянно экспериментировали. К примеру, летом снимали стекла с ларька, чтобы покупатели шли «на аромат». Собственно, это и есть самая эффективная реклама в нашем бизнесе».
Примечательно, что успех торговой точки не зависит от потока прохожих. Главное, чтобы место само по себе было удачным. Хорошо, когда невдалеке есть офисы, учебные и государственные учреждения, например, посольство, налоговая инспекция, пенсионный фонд. Тем не менее, стоит помнить, это продукт не для спальных районов и не для центра города. В «спальниках» хозяйки сами что-нибудь испекут, а в центре столицы работают и живут состоятельные люди, которые предпочтут пойти в ресторан или кафе. К подобному выводу предприниматели пришли путем проб и ошибок. Далеко не всегда выбор места для торговой точки был удачен.
Свою лепту в бизнес вносят и погодные условия. Например, оптимальная температура для продажи выпечки 23-25 градусов со знаком плюс. Если на градуснике + 27, продажи падают на 10%, если жара достигла 30 — спрос может снизиться на 50%. С минусовой температурой аналогичная ситуация. Но Анна и Леонид не отчаиваются. Падение спроса на выпечку летом перекрывают продажей прохладительных напитков, а зимой — чая и кофе.
Быстрый старт
Чтобы сегодня заняться таким же бизнесом, потребуется порядка $7 тыс. на открытие одной точки. Причем речь идет только об аренде ларька, поскольку получить право собственности практически нереально. Все удачные для торговли места уже разобраны.
Аренда точки обойдется примерно в $1 тыс. в месяц, хотя ввиду кризиса цены могут существенно снизиться. Для успешной работы понадобится морозильная камера — $700; мебель в корпоративном стиле (стеллаж, столешница, полки, шкафы) — $400. «Можно сэкономить на покупке новой морозильной камеры, купив б/у, но мы бы не советовали, — уверяет Леонид. — Ведь герметичность камеры может быть повреждена. В результате экономия отразится на снижении прибыли». Далее компания «Форнетти» своим партнерам предоставляет возможность взять в аренду печи для выпечки продукции. Печи, даются под залог. Нужно внести $1 400. Желательно сразу взять две. В эту стоимость также входят стартовые рекламные элементы: ценники на каждую корзину, рекламные плакаты, корзины для продукции, монетницы, комплект протвеней для каждой печи плюс так называемая шпилька, чтобы продукция перед выпечкой размораживалась, а также бумага для выпечки и стартовое количество фирменных бумажных пакетов. Новых продавцов менеджер компании, выезжая на точку, обучает правильно работать с печью.
Закупка полуфабриката будущему предпринимателю обойдется в 15 грн./кг, а продавать его можно по 28 грн./кг. При удачном расположении торговой точки один продавец в день должен обслужить примерно 300 покупателей со средним чеком 7 грн. Если так работать 22 дня в месяц, можно заработать $800-1 200. Таким образом первоначальные затраты окупятся в течение трех месяцев. На начальном этапе можно сэкономить на найме продавцов, работая самостоятельно, особенно, если этот бизнес делать семейным: муж поехал за закупкой продукции, жена реализовывает выпечку. В этом случае и деньги на зарплату продавцу можно сэкономить, а это примерно 2 500 грн.
В случае наемного персонала важно вовремя пресекать воровство, контролировать соблюдение процесса выпечки. При нарушении технологии выпечки, например, перепекании, продукция усыхает, а поскольку продается она «на вес», то и прибыль в этом случае тоже уменьшается.