Принят Верховной Радой и подписан Президентом Закон № 2464-17 от 08.07.2010 г. "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование". (далее - Закон) Срок вступления в силу основных положений Закона - с 1 января 2011 г. Что же такое Единый социальный взнос и чем он отличается от существующих в настоящее время взносов в Пенсионный фонд и фонды социального страхования?
Единым социальным взносом предлагается заменить уплату пенсионных взносов и взносов во все соцфонды (фонд по временной потере трудоспособности, фонд занятости и фонд страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний). Единый взнос не входит в систему налогообложения, а налоговое законодательство не регулирует порядок его начисления, расчета и уплаты.
Главным "сборщиком" единого соцвзноса назначен Пенсионный фонд, который в ближайшем будущем должен преобразоваться на неприбыльную самоуправленческую организацию. Для перечисления взносов в органах Госказначейства будут открыты внебюджетные счета. Задачи, функции, права, обязанности Пенсионного фонда и его территориальных органов, а также порядок осуществления госнадзора по сбору и ведению учета единого взноса определены в разделе IV нового Закона.
Плательщики Единого социального взноса и их учет
Так, в соответствии с Законом, плательщиками единого социального взноса являются (выборочно):
все работодатели - юрлица, использующие труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, или по
гражданско-правовым договорам ;
физические лица - предприниматели, в частности те, которые используют
труд других лиц на условиях трудового договора (контракта);
физические лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, и физические лица, использующие труд других лиц на условиях трудового договора (контракта);
физические лица - предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения, и члены семей этих лиц, принимают участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности;
В ст. 4 Закона определен исчерпывающий перечень плательщиков единого социального взноса.
Учет плательщиков будет вестись путем согласования (информирования) с фондами соцстраха и внесения соответствующих сведений в специальный реестр, а это значит, что их ликвидация не предвидится. Устанавливается пропорциональное распределение уплаченных сумм, а также финансовых санкций, по видам общеобязательного соцстрахования, большая часть которых будет идти на пенсионное страхование. Максимальная величина базы начисления единого взноса рассчитывается из дохода, равного пятнадцати прожиточным минимумам для трудоспособных лиц.
Ставки единого социального взноса
Сам единый взнос для большей части плательщиков устанавливается в процентах в зависимости от классов профессионального риска производства. Ставка начисления единого соцвзноса колеблется от 36,76% базы начисления единого взноса (1-й класс профессионального риска производства) до 49,7% (67-й класс риска производства), что соответствует сумме размеров ныне действующих взносов.
Есть ряд плательщиков, для которых установлены специальные ставки, среди которых
бюджетные учреждения (36,3%);
плательщики, использующие труд наемных рабочих – членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-надзиратели) и бортоператоры, выполняющие спецработы в полетах (45,96%);
субъекты, оплачивающие труд физлиц по гражданско-правовым договорам (34,7% вознаграждения по такому договору) и др.
Кроме того, Кабмин должен утвердить Перечень видов выплат, на которые не начисляется единый взнос.
Особое внимание следует обратить физическим лицам-предпринимателям, находящимся на упрощенной системе налогообложения. Так, в соответствии с Указом 727, сейчас в Пенсионный Фонд перечисляется 42% от суммы единого налога, на обязательное социальное страхование – 15 % (в том числе в Государственный фонд содействия занятости населения – 4% ) от суммы ЕН. Но ни одним из предложенных проектов Нового налогового Кодекса и данный Закон о Едином социальном взносе такое "расщепление" ставки единого налога не предусмлотривает. А это значит, что с 1 января 2011 г. любой предприниматель -"упрощенец" обязан будет платить единый социальны взнос независимо от своей ставки единого налога.
Величина единого взноса для предпринмателей -"упрощенцев" определена в п. 3 ст. 7 Закона. Она
не должна быть более максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом и не может быть меньше размера минимального страхового взноса за каждое лицо.
Сроки уплаты единого социального взноса и штрафные санкции
Основным базовым периодом для уплаты единого соцвзноса определен календарный месяц. Срок уплаты – не позднее 20 числа месяца, следующего за базовым отчетным периодом. Единый взнос подлежит уплате независимо от финансового состояния плательщика.(это подразумевает, что если вы не получали доход вообще, вы ОБЯЗАНЫ уплатить ЕСВ!!)
В случае несвоевременной или не в полном объеме уплаты единого взноса к плательщику применяются финсанкции, а виновные должностные лица несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность.
К плательщику единого взноса могут быть применены следующие штрафные санкции:
в случае уклонения от взятия на учет или несвоевременной подачи заявления о взятии на учет плательщиками единого взноса, на которых не распространяется действие Закона Украины "О государственной регистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей" (N 755-IV от 15.05.2003 г.) – штраф в размере 10 нмдг (170 грн.);
за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса – штраф в размере 10% своевременно неуплаченных сумм;
за доначисление органами ПФУ или плательщиком своевременно не начисленного единого взноса – штраф в размере 5% указанной суммы за каждый полный или неполный базовый отчетный период, за который доначислена такая сумма, но не более чем 50% суммы доначисленного единого взноса;
за непредставление, несвоевременное представление, представление не по установленной форме отчетности – штраф в размере 10 нмдг (170 грн.);
за ненадлежащее ведение бухдокументации, на основании которой начисляется единый взнос, – штраф в размере от 8 до 15 нмдг (от 136 до 255 грн.);
за неуплату, неполную уплату или несвоевременную уплату суммы единого взноса одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется единый взнос (авансовые платежи), – штраф в размере 10% таких неуплаченных или несвоевременно уплаченных сумм.
Кроме того, Пенсионным фондом применяются финсанкции и к банкам.
Заключение
Для отдельных лиц Закон предусматривает возможность уплаты единого взноса на добровольных началах (в частности, для граждан Украины, работающих за пределами Украины). Для этого прописаны условия заключения и расторжения договора о добровольном участии и требования к его содержанию.
Переходными положениями Закона установлено, что с 1 января 2011 года перерегистрация плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд, "безработный", "нетрудоспособный" и "несчастный" фонды и застрахованных лиц не осуществляется, а они автоматически становятся плательщиками единого взноса. Также прописаны условия погашения реструктуризации, списания и взыскания имеющейся задолженности в соцфонды.
С 1 января 2014 года запланировано внедрение удостоверений застрахованного лица. Удостоверение представляет собой специальный документ в виде электронной смарт-карточки с визуальными персонифицированными признаками, обеспечивающий документирование, хранение и использование индивидуальной информации о приобретенных правах в сфере общеобязательного государственного соцстраха.