Quote (HOOLIGAN)
Так,в двух словах можно:какой НГ всё-же считался важнее что-ли???...я так думаю,что осенний?ведь летоисчесление тогда начинается,или я ошибаюсь?
На самом деле такого понятия как "новый год" в древности не было. Германцы отсчитывали ушедшие зимы, а славяне - прошедшее лето. Но европейские народы вели свой календарь по солнцу (арабы и евреи, например, пользуются более примитивной лунной хронологией). Точкой отсчёта солнечного цикла европейские народы приняли зимнее солнцестояние, а наши соседи азиаты (вклячая "русские" финно-угорские племена) отсчитывали Больший (Великий) день, когда день становится больше ночи. Про то, что некие племена началом года называли осеннее равноденствие мне не известно. Спросите об этом на нашем форуме, там много знатоков. Кстати, на нашем основном сайте http://ogin.in.ua/ через пару дней появится умная научно-популярная статья Станислава Тадеушевича Поляковского, посвященная именно хронологии.Добавлено (02 Январь 2011, 22:24:38)
---------------------------------------------
Вот начало этой статьи (без предисловия и эпиграфа). Возможно Вам будет интерестно:
1.1. Время и хронология как философские категории
При рассказе о тех или иных событиях принципиальным вопросом оказывается вопрос времени. Если изучать историю по источникам, то так или иначе возникнет вопрос их датировки.
Слово «хронология» происходит от греческого «хронос» - время. Именно отсюда берет корни историческая традиция называть науку о времени именно так. Согласно представлениям современной филологии, в латынь, а оттуда и во все западноевропейские языки оно проникло именно из греческого.
Время как философскую категорию с точки зрения философии, а также с точки зрения физики как натурфилософии не столь просто определить. Над его точным определением поломало свои головы не одно поколение философов. Что касается времени как понятия сугубо физического, то о нем есть несколько теорий. К счастью, их немного, и все они не худшим образом разобраны в недавно вышедшей книге А.К.Гуца «Элементы теории времени» [52]. Иногда различия между ними носят парадигмальный* характер, и споры между ними очень часто носят просто неразрешимый характер, так как каждая из спорящих сторон базируется на своей системе понятий и каждая из них права со своей точки зрения. Как это ни странно, они к нашей книге не имеют отношения: нас интересуют не столь тонкости физической природы времени, сколь становление той периодизации, которая позже легла в основу календарей.
*Парадигма - это система идей, взглядов и понятий, различных моделей решения множества проблем, а также методов исследования, принятых, как привило, в научном сообществе в определенный исторический период и являющихся в этот период основной методологической базой для всего мирового научного сообщества. Так это определение дается на одном из философских сайтов, и автор книги принял решение воспроизвести его здесь для читателей, не очень близких к философии.
Всегда с практической точки зрения время как таковое в абсолютном смысле человечество интересовало значительно в меньшей степени, чем время в смысле относительном. Иными словами, всегда интересовал временной интервал между некими двумя событиями, в обязательном порядке сравнимый с временным интервалом между другим двумя событиями. Особенно когда человечество начало уже выходить из первобытнообщинного состояния и когда начали бурно развиваться различные формы хозяйственной деятельности.
Вернемся к термину «Хронология». Под ним, если следовать статье профессора кафедры истории науки химического факультета МГУ Я.А.Кеслеру [57], опубликованной на страницах Интернет-Альманаха «АртИфакт»*, понимаются две вещи: (1) Хронология как последовательность событий во времени и (2) Хронология как наука об измерении времени. Первое из двух пониманий более характерно для повседневной жизни, а второе – для науки.
* Прим. Автор при передаче названия журнала попытался сохранить шрифтовую стилистку.
При этом под "исторической хронологией" понимают вспомогательную историческую дисциплину, которая изучает системы летосчисления и календари разных народов и государств, а также помогает устанавливать даты исторических событий и возникновения исторических источников.
Рассмотрим эти тезисы немного подробнее.
Хронология в первом, то есть повседневном смысле есть ретроспективная реконструкция, поскольку единственная, причём скользящая точка, от которой только и можно отсчитывать время назад - настоящее время, и, как следствие, о принятии конкретной "точки отсчёта" историкам надо предварительно договариваться, т.е. она конвенциональна. Не случайно же в 1945 г. при основании ООН был предложен универсальный Всемирный календарь с обратным отсчётом времени от года учреждения ООН, а кроме того, кстати, есть вполне научная шкала времени BP = before present (т.е. лет до настоящего времени). Конвенциональность, договорённость в полной мере относится ко многим периодам исторической хронологии. Кстати, именно такого принципа, before present, то есть счета дней от сегодняшнего дня вглубь, придерживается геологическая наука.
Хронология во втором, то есть научном смысле есть естественнонаучной дисциплиной, поскольку в этом случае она основывается на воспроизводимых измерениях колебательных и вращательных природных циклов. Это же в полной мере относится к астрономической хронологии.
Что касается задач хронологии как науки, то они следуют из ее определения, а также из целей и задач исторической науки в целом. Хронология отвечает на вопрос «Когда?», и ее задача – ответить на этот вопрос как можно более достоверно и качественно. (Здесь, наверное, уместно будет вспомнить, что гностические задачи исторической науки в целом – давать как можно более достоверное описание событий прошлого).
Здесь можно вспомнить и о таком термине, как техническая хронология. Этот термин ввел Иделер в своей известной монографии «Справочник по математической и технической хронологии», напечатанной в Берлине в 1825 г. К тому времени, скажем, немного забегая вперед, с традиционной версией мировой истории было уже все ясно, и можно было легко и непринужденно сосредотачиваться лишь на технических проблемах. Как правило, речь шла о несложных с физической точки зрения способах пересчета номеров лет и дней с одной хронологической шкалы в другую.
Примерно такой же характер носят «Хронологические таблицы Джона Блэра» ([48]), которые специально, согласно их предисловию, предназначались для правящих монархов. ПО крайней мере, им они посвящались. О том, что послужило главным и основным источником для этих таблиц, да и для всей фактологической базы могучих древних царств, речь пойдет в четвертой главе
1.2. Особенности учебной и научной литературы по этой теме
Хронология ныне имеет ранг прикладной исторической дисциплины, и в этом качестве она преподается в учебных заведениях соответствующего профиля. По вопросу ее становления имеется как русскоязычная литература, так и литература на иностранных языках, прежде всего английском и немецком. Русскоязычная литература по сравнению с иностранной страдает меньшей информативностью.
При этом особенностью всей без исключения литературы по этой теме оказывается тот факт, что все ее авторы исходят исключительно из традиционной хронологической версии истории человечества. Возможность существования других версий истории человечества показана автором этих строк в других его работах, в частности, в работе «Теоретические основы реконструкции истории человечества» [72].
Если более подробно о русскоязычной литературе (Каменцева [56], Климишин [59]), то она полна итоговых таблиц и справочного материала, в то время как часто необходимый исторический материал, касающейся становления мировой хронологии, в ней отработан по принципу наименьшего сопротивления. Упоминается, естественно, Дионисий Ничтожный, который, согласно легенде, впервые ввел счет лет от Христа, а также тот факт, что до Петра на Руси годы считали от сотворения мира. Более подробно ни вопрос становления мировой хронологии, ни вопрос становления отдельных календарных систем не освещается. Впрочем, в этой теме можно найти довольно большое количество загадок, тайн, неизведанных вещей или просто отдельных вопросов, относительно которых можно сказать, что материал по каждой из них – это задача не из простых.
Что касается литературы на иностранных языках, то здесь, помимо издания, которые содержали справочную литературу, имеют место хорошие обзоры ее становления, как, к примеру, книга профессора Кельнского университета г-жи Анны-Доротеи фон ден Бринкен "Historische Chronologie des Abendlandes" [6]. Ее автор пользуется заслуженным авторитетом как крупнейший специалист в этом вопросе в Западных странах. Заслуга автора книги состоит в том, что, несмотря на ее традиционный характер, ее автор сумела показать всю сложность пути становления хронологии. Благодаря этому очень часто сквозь изложение чисто традиционных представлений о становлении хронологии, ясно пробивается та информация, которая совершенно четко в этом пути становления хронологии высвечивает проблемы системного характера, оказывая тем самым неплохую услугу альтернативистам, к которым принадлежит автор этих строк.
* * *
Вернемся к задачам хронологии и методам их решения. Наблюдение за природой предоставляет возможность сопоставления текущих событий с природными циклами. Эти наблюдения и легли в основу многочисленных вариантов календарей задолго до появления хронологии в ее повседневном понимании. И фиксация времени с помощью этих природных циклов была самой простой и самой естественней. Их мы и рассмотрим сейчас поподробней. А заодно расскажем о становлении других основных хронологических понятий.
Глава 2.
Основные понятия, имеющие отношение к хронологии времяисчислению
Давайте бросим взгляд на хронологию как на естественнонаучную дисциплину, основывающуюся на воспроизводимых измерениях колебательных и вращательных природных циклов. И давайте рассмотрим сами эти циклы.
Наиболее короткий цикл, наблюдаемый чисто астрономически, по движению небесных светил, без специальных технических приспособлений – это суточный цикл. Он наблюдается по восходу и заходу Солнца. Но, если этот суточный цикл наблюдать не на экваторе, то очень быстро выходит на поверхность разная продолжительность дня и ночи в зависимости от времени года. Очень легко замечается, что разность, к примеру, между продолжительностью самого короткого и самого длинного дня года увеличивается по мере продвижения от земного экватора к его полюсам. При этом при достижении приполярных широт летом день, а зимой ночь как явления исчезают вообще и сливаются. Такое явление всем известно как Полярный день и Полярная ночь. На Северном и южном полюсах продолжительность Полярного дня и Полярной ночи составляют по полгода.
Внимание! Ни часов, ни минут, ни секунд в связи с движением небесных светил наблюдать нельзя (а относительно давно минувших времен лучше всего применить фразу «было нельзя» - ВП). Долгое время был такой период, когда всем было более-менее понятно, что эти циклы связаны с временными промежутками, значительно меньшими, чем день, но более точное установление, а тем более – взаимное согласование и всеобщее принятие их продолжительности было еще впереди.
С суточным циклом по своей продолжительности соизмерим "приливный" цикл. Он связан, как мы теперь знаем, с движением Луной (правда, на заре человечества об этом не знали). Один прозрачный, но существенный момент: он наблюдался строго в тех странах, которые омываются морем, а еще лучше – океаном. К примеру, на хорошо знакомом всем русскоязычным читателям Черном море приливов практически не наблюдается – оно слишком для этого мало. В отличие от большинства земель, лежащих непосредственно на побережья Атлантического океана – там картина обратная. Как отметил Ярослав Аркадьевич Кеслер в своей работе «Осознание времени» [57], английское слово tide "прилив" - аналог немецкого Zeit, шведского и норвежского tid "время" (ср. также голландское tij = прилив и tijd = время), поскольку приморские, а уж, тем более, островные жители, естественно, свою деятельность соразмеряли с приливами и отливами.
Теперь давайте бросим взгляд на природные циклы несколько более продолжительные. Лунный (месячный) цикл наиболее удобен из-за возможности отсчёта двухнедельных (англ. fortnight) промежутков между первой и третьей четвертями ("растущей" и "стареющей" Лунами) - фазами Луны, а также, учитывая полнолуние и новолуние - определения недельного цикла и установления связи между суточным и месячным циклами. Все измерения в старину проводились без особых претензий на точность, это ярко будет показано при рассмотрении первой пасхалии, потому, к примеру, между отсутствием Луны как таковой (новолунием), и Луной в полном своем сиянии на ночном небе (полнолунием) он фиксировался где-то около четырнадцати-пятнадцати дней, и на это пальцев обоих рук не хватало. А вот когда фиксировалось временное расстояние между этими крайними состояниями и состоянием промежуточным, в котором Луна выглядела как полукруг, то оно составляло от семи до восьми дней. Это и послужило главной причиной возникновения временного промежутка в одну неделю продолжительностью в семь дней.
Здесь же нужно отметить, что когда первобытных людей взял интерес сопоставить число дней с количеством пальцев, то у них получилось такое понятие, как декада. При этом примерно три декады составляли один месяц – и этот факт был понадежней и поточней того, что такой же месяц составляют четыре промежутка по семь дней! В любом случае, некие попытки связать измерение времени с периодом в десять дней были. И сегодня такое понятие, как декада, в ходу, хотя оно куда менее популярно и менее значимо, чем неделя.
При обзоре многих календарных эр в начале своей книги о Жозефе Жюсте Скалигере [20] Энтони Графтон, профессор Принстонского университета (США), упомянул о календаре кубинских аборигенов, который был связан с числом двадцать. Там простой год был разбит на восемнадцать месяцев, причем в пяти из них (или в шести, если в високосный год) было двадцать один день, а в остальных тринадцати – по двадцать. Ну что же, трудно сказать, такое сообщение у хронистов появилось в шутку или всерьез, но в любом случае здесь видна попытка отражения некой мечты связать продолжительность календарного временного промежутка с общим числом пальцев у человека.
Немного забегая вперед и ссылаясь на «Осознание времени» Кеслера: если число 10 (десять) положить в основание системы счисления, то следующим числом в этой иерархии, являющимся знаком перехода к следующему разряду, будет число (100). С числом 100 уже связаны не декады, а столетия, о них чуть ниже. А что касается слова «декада» ("decade"), обозначающее "десятилетие", то впервые, согласно Кеслеру, оно замечено лишь в 1385 г. Как будет показано дальше по ходу книги, это как раз заря хронологии. А легендарные "деценалии", якобы введённые в Риме Августом, но всплывшие только в 1540 г., к непрерывному счёту времени отношения не имеют.
Ну а теперь о самом напрашивающемся временном промежутке – о лунном месяце. Автор книги солидарен с Иваном Антоновичем Климишиным, автором одной из лучших популярных книг по теме хронологии под названием «Календарь и хронология» [59], в том, что именно месяц оказался одним из первых временных промежутков, на который первобытному человеку было легче всего обратить внимание и легче всего сопоставить с продолжительностью солнечного дня. И именно с понятием месяца у него были связаны первые измерения. Недаром, по-видимому, во многих языках мира слово «месяц» со словом «мерить» одного корня. К примеру, латинское mensis – месяц и mensura – мера, греческое «мэнэ» -Луна и «мэн» - месяц, английское moon – Луна и month – месяц. В русском и украинском языках слова «месяц» и «мiсяць» соответственно употребляются в двух смыслах: и месяц как планета, и месяц как временной промежуток.