НЕ БЫВАЕТ ЛЮДЕЙ ХОРОШИХ, НЕ БЫВАЕТ ЛЮДЕЙ ПЛОХИХ
(психология личности)
[/i]Добро - так же не хорошо, как и зло - не плохо Как правило, сказки заканчиваются так: "стали они жить-поживать и добра наживать!". После такой оптимистичной декларации многие юные слушатели домысливают: "повезло людям - закончились у них все проблемы, и привалило им пожизненное счастье!". На самом деле не было у героев сказок полного счастья. Хоть в сказках об этом и умалчивалось, но после тотальной победы добра принцессы начинали пилить своих царевичей, ибо те, в свою очередь, уходили в запой, склонялись к супружеским изменам и искали новых приключений на свою задницу - люди ведь не могут жить спокойно, иначе возникают пролежни и атрофируются мозги. Частые скандалы и депрессивные состояния, в которые сказочные герои впадали от скуки, выглядели не так романтично, как их былые подвиги в борьбе со злом, поэтому нам о них уже не рассказывали. Но когда мы выросли, то поняли, что истинный финал любой сказки должен быть непременно убогим, ведь в сказках добро всегда побеждает зло, а одно лишь добро без зла, в конечном счете, само порождает зло.
Понятно, что добро и зло существуют не в природе, а только у нас в голове. В силу своего эгоизма, хорошим мы, как правило, называем то, что для нас выгодно, а плохим - то, что вынуждает нас, преодолевая лень, энергичней шевелиться. Хорошее приводит к ожирению, а плохое укрепляет дух и тело (не всегда, конечно, но часто). Именно трудности (проблемы, страдания), которые мы преодолевали в течение жизни, заставляли нас активно думать и действовать и поэтому сформировали нашу стойкость, решительнось и другие качества, благодаря которым нашу личность можно назвать целостной. "Всё, что меня не убивает, делает меня сильнее" (Фридрих Ницше).
Удивительно: мы желаем добра и побольше, но в больших количествах оно нас развращает; мы ненавидим зло, даже в малых дозах, хотя оно закаляет нас. Вот вам пример:
Как вы думаете, почему пала Римская Империя - символ воинской славы и доблести человечества? Ответ: от развращения добром, к которому так сильно стремятся люди. Накануне краха римляне одержали блистательные победы в провинциях: Азии, Македонии, Галлии и за их пределами. Вследствие эксплуатации побежденных народов, золото хлынуло в Рим рекой - денег было так много, что весь римский народ был освобожден от налогов. Некоторые сенаторы говорили о наступлении золотого века и всеобщего благоденствия - рай, да и только. Все враги были повержены. "Хватит, навоевались, теперь можно и расслабиться", - решили римляне и стали "жить-поживать и добра наживать": погрязли в роскоши и оргиях, мозги заплыли жиром, дисциплина упала. Всё было слишком хорошо и поэтому очень плохо. Приближалась агония Империи. Иногда тяжелобольному становится хорошо перед смертью - вскоре после наступления всеобщей праздности и разврата Рим пал под натиском варваров.
Но в те времена, когда римляне активно боролись с агрессивными нападками злых врагов, когда они напрягались - они были в отличной форме и владели миром.
Добавлено (30/07/2007, 12:45:45)
---------------------------------------------
Хороший человек или плохой - дело вкуса
Из памяти напросился рассказ Льва Толстого "После бала", в котором самый колоритный персонаж - заботливый папаша-полковник, проявлявший на балу нежнейшие чувства к своей дочери Вареньке, после бала был сущим извергом для одного бедолаги-солдата. Причем, казалось бы, парадокс: и на балу, и после бала полковник вел себя вполне естественно, поэтому, напрашивается вопрос: а которое же из этих двух лиц - приветливое или свирепое - его настоящее лицо?
Как говорит история, Толстой этого полковника не высосал из пальца, как терминатора; в основе рассказа лежит действительное событие и, следовательно, полковник - натуральный. Поэтому, похоже на то, что добрый (папа) и злой (начальник) - это разные грани личности одного и того же реального человека. И центральный герой рассказа - влюбленный в Вареньку юный простодушный дворянин, шокированный лютостью обаятельного полковника, вероятно, в тот момент своего жизненного развития не допускал мысли о том, что любой человек включает в себя самые разные "хорошие" и "плохие" склонности, которые он получил от предков и которые могут развиваться в течение жизни и проявляться в зависимости от обстоятельств. Если мы задумаемся над вопросом: хороший ли человек тот полковник, или плохой?, то обнаружим, что однозначно ответить на него нельзя: с одной стороны - отличный семьянин, а с другой - бил по лицу немощного солдата. На этот вопрос возможны разные ответы, отражающие точки зрения автора и конкретного читателя, дочери и солдата, христианской морали и обагренной кровавыми ритуалами религии Вуду и т.д.
Добавлено (30/07/2007, 12:47:26)
---------------------------------------------
Каждый человек многолик
Иногда кому-то из нас, как тому влюбленному юноше, может казаться, что человеческое "я" - неделимое целое. Люди могут восклицать: "ну и конь же ты педальный!" и обычно не говорят: "мне не нравится та часть твоей личности, которая в данных обстоятельствах напоминает мне педального коня".
Гороскопы гласят, что "близнецы" - двойственны. С этой астрологической спекуляцией нельзя не согласиться, потому что не только "близнецы", но и все остальные люди имеют не только два, а гораздо больше лиц. "Всякий человек, кем бы он ни был, старается напустить на себя такой вид и надеть такую маску, чтобы его приняли за того, кем он хочет казаться; поэтому можно сказать, что общество состоит из одних только масок" (Франсуа де Ларошфуко). У каждого из нас много масок на разные случаи жизни. Человек - как стакан, состоящий из противоположных граней: смеяться может лишь тот, кто когда-то плакал; чтобы уметь быть добрым, иногда надо быть злым. В зависимости от ситуации мы поворачиваемся к другим людям своими различными гранями: с детьми мы не такие, как с взрослыми (один мой сосед строго прикрикнул на своего сынишку: "а ну-ка застегнись!", увидев же меня, улыбнулся: "с праздником!"); с начальником мы ведем себя не так, как с подчиненными; со знакомыми не так, как с незнакомыми; с женщинами не так, как с мужчинами; для одних людей мы ангелы, а для других можем быть чуть ли не дьяволами.
Откровенны мы только с собой и лишь изредка с другими. Сплошь и рядом люди думают одно, а говорят иное, потому что "если бы наши мысли были написаны у нас на лбу, то все бы отворачивались от нас" (Скилеф). Продавец, который надел маску вежливости и терпеливо отвечает на вопросы покупателя, про себя может думать: "да когда же ты заткнешься и, наконец, раскошелишься?". Тюремщик с садистским уклоном на вопрос: "почему вы выбрали именно эту профессию?", наверняка ответит: "я хочу служить гуманистическим идеалам человечества". За представительными фасадами политических (и не только) решений обычно скрывается откровенно грязная закулисная возня, и если бы чиновники озвучивали свои истинные резоны - какого размера взятки они получили и какие сделки на самом деле стоят за их делами - то скандалам не было бы числа, поэтому они часто предлагают нам поверить в ложные, но благовидные мотивы.
Наша личность - из масок, а жизнь - маскарад.
Добавлено (30/07/2007, 12:48:56)
---------------------------------------------
отрывки статей взяты с http://www.orator.ru/