Живий Журнал
 
ЖЖ Инфо » Мой блог » SteamRoller » 2013 » Январь » 21
SteamRoller Точку в споре о "в"/"на" Украине ставит диаспорный языковед

SteamRoller


Оценка: 3.1/5 Голосов: 25

Точку в споре о "в"/"на" Украине ставит диаспорный языковед

20.01.2013, 23:34:25 21763 3.1 16

В очередной раз не мешает напомнить по поводу перманентного спора об сверхважном вопросе "в"/"на" Украине.
http://varjag-2007.livejournal.com/4225162.html

Петро Одарченко, професор-мовознавець из США (надеюсь, его сложно назвать  клятим москалем), пишет:

1. Дослідження мови видатних українських письменників, наукових діячів, літературознавців, мовознавців свідчить про те, що форма "на Україні" є панівна в українській літературній мові, що ця традиційна форма - нормативна.

2. У мові Тараса Шевченка основна форма - "на Україні". Вона найчастіше вживається в мові великого українського поета. Інші форми - "в Україні", "в Украйні" вживаються у творах Шевченка значно рідше. В прозі, зокрема в листах, Т. Шевченко завжди вживав форми "на Україні".

3. Як виняток форма з прийменником "в" вживається тоді, коли перед іменником "Україна" є прикметник: "в самостійній Україні", "в Західній Україні". Але майже завжди вживається - "на Правобережній Україні", "на Лівобережній Україні", "на Великій Україні".

4. Теорія про "недержавну" форму "на Україні" (проф. І. Огієнка - митрополита Іларіона) абсолютно безпідставна, надумана й шкідлива. Вона суперечить загальновживаним нормам української літературної мови.

("Про культуру української мови", вид-во "Смолоскип, Київ, 1997 р., стаття "Словосполучення на Україні»)

------------------------------


А свидомым (и ЫнЬшим альтернатитвно одарённым) уродовать свой язык мешать не буду.

Администрация сайта zhzh.info может не разделять точку зрения авторов опубликованных материалов и ответственность за них не несет.


Блоги на эту тему:
Комментариев: 16
Krez
1 Sanya (Krez)   • 23:48:53, 20.01.2013 [Материал]

Коли читав листи С. Петлюри, вразило вживання "на Україні". Тому думаю, що справді не треба так ускладнювати це питання. Уж він точно був патріотом України і знав, як правильно писати )))
SteamRoller
5 Михаил (SteamRoller)   • 09:57:00, 21.01.2013 [Материал]

>>Коли читав листи С. Петлюри, вразило вживання "на Україні". Тому думаю, що справді не треба так ускладнювати це питання.

А в чому "ускладнення"?
Петлюра знав, як правильно писати українською (вірніше "новояз" ще не був тоді таким розповсюдженим).
Passionar
2 Дмитрий (Passionar)   • 00:18:56, 21.01.2013 [Материал]

Язык - это живая организация, так что и он поддается той или иной форме изменений. Что касается пресловутого "в/на", то сегодня употребляется и та и та форма, что считаю вполне нормальным (впрочем как видим и раньше, пускай и в разных пропорциях).

Как по мне, то наиболее стойкий формат со временем будет:
на русском языке - "на"
на украинском - "в".

Лично я не заморачиваюсь подобным, а на жаркие споры того как же все же правильнее "в" или "на" смотрю с иронией и гораздо спокойнее, чем на "в кинЕ" и "в пальтЕ" )
telefon
4 джавахарлал нюру (telefon)   • 01:10:25, 21.01.2013 [Материал]

Сразу вспомнился конфликт между тупоголовыми и остроголовыми.
SteamRoller
6 Михаил (SteamRoller)   • 09:57:59, 21.01.2013 [Материал]

>>на украинском - "в".

Насаждено искусственно, несколько лет назад.
Но я же говорю, хотят уродовать _СВОЙ_ язык - вперёд и с песней.
Мариан
3 Мариан Романишин (Мариан)   • 00:45:40, 21.01.2013 [Материал]

Это абсолютно неважный вопрос.
Hoakina
7 Марина (Hoakina)   • 11:32:13, 21.01.2013 [Материал]

Ну что Вы, для блогера важнее вопроса нет. Особенно как для человека, не говорящего по-украински. Может в английском есть какие-то разночтения - знаете как говорят "по-английски пишут Ливерпуль, а говорят Манчестер". Михаил, просветите островитян.
SteamRoller
8 Михаил (SteamRoller)   • 11:51:20, 21.01.2013 [Материал]

>>Особенно как для человека, не говорящего по-украински.

Интересно, с чего это вы решили что я "не говорю по-украински".

Как я понимаю, кроме минусов, возразить мнению профессора-мовознавця из США вам нечего.
Hoakina
10 Марина (Hoakina)   • 12:53:33, 21.01.2013 [Материал]

И что постоянно говорите? То есть семья украиноязычная? И с каких это пор Вы привлекаете мнение вражеских профессоров? Тех, которые придумали коверкать современный украинский язык своими диаспорными словечками? Нелогично как-то. Почитайте № 2 - больше мне добавить нечего. Потому не повторялась. А если для Вас это такая важная проблема, то я искренне за Вас рада - жизнь похоже у Вас удалась.
SteamRoller
11 Михаил (SteamRoller)   • 13:11:17, 21.01.2013 [Материал]

>>И что постоянно говорите?

Нет.

>>То есть семья украиноязычная?

Смешанная, жена украиноязычная; я даже попервой перешёл на украинский, но теперь специально чтобы дети знали оба языка говорю в семье только по-русски.

>>И с каких это пор Вы привлекаете мнение вражеских профессоров?

Вам, как гуманитарию, похоже неизвестно, что приведение в доказательство мнения с противоположной стороны имеет куда большее вес в споре - им-то незачем обманывать "в эту" сторону, их вы не обвините в "пророссийскости" или "влиянии Путина".

>>Тех, которые придумали коверкать современный украинский язык своими диаспорными словечками? Нелогично как-то.

Тем выше им доверие. Или думаете что "на украине" это американизм?
Исследование Шевченка это "коверкание"?
Удивлён.

>>А если для Вас это такая важная проблема

Какая "такая"? Смешно бурление говн, которое этот вопрос вызывает, особенно "неугодное" мнение профессора, и всё.
Мариан
13 Мариан Романишин (Мариан)   • 19:11:40, 21.01.2013 [Материал]

А вы лично как считаете: этот вопрос важен?
SteamRoller
15 Михаил (SteamRoller)   • 17:32:20, 25.01.2013 [Материал]

>>А вы лично как считаете: этот вопрос важен?

Ну, для "мовознавцев" неважных вопросов в деле правильности языка не бывет.
А меня лично немного подбешивает, когда люто ненавидящие всё русское берутся меня учить, как правильно говорить по-русски, "на" или "в".
А оно вон, оказывается и по-украински всё ровно так же))
scif77
9 Владимир (scif77)   • 12:20:28, 21.01.2013 [Материал]

Сторонники "НА" можете содомировать друг-друга до икоты, но правильно будет "В"!!! А название книги говорит, что Чары на Украине(для тупых пример- чары на человеке)... Юлечка В Украине, а не НА Украине!!!
SteamRoller
12 Михаил (SteamRoller)   • 13:15:11, 21.01.2013 [Материал]

>>но правильно будет "В"!!!

(кивает головой)
Мнение анонимного Владимира куда весомее какого-то профессоришки-мовознавця, да.

>>А название книги говорит, что Чары на Украине(для тупых пример- чары на человеке)

(кивает)
"Книга досліджує народну демонологію українців, містичні традиції та ворожіння."
Чего только не придумаешь, чтобы ложный тезис "подтвердить"!
scif77
14 Владимир (scif77)   • 22:50:47, 22.01.2013 [Материал]

Вы считаете, что грамотнее Чары в Украине??? Не равняйте такие вещи как например "ехать в Украину" и "чары на Украине"-т.е. не в ней, а на ней!!! Украина зачарована(заколдована)...
Автор Владимир...
SteamRoller
16 Михаил (SteamRoller)   • 17:35:00, 25.01.2013 [Материал]

>>Вы считаете, что грамотнее Чары в Украине?

Нет, я "считаю" так, как в школе учили: "на Украине".
Исторически так сложилось.

>>т.е. не в ней, а на ней!!

Нет, речь о том, какие чары бывают (как колдуют) на Украине.
"Книга досліджує народну демонологію українців, містичні традиції та ворожіння."

>>Украина зачарована(заколдована)...Автор Владимир...

Вы вообще читаете, что вам пишут?


Объявления:

Читайте ЖЖ.инфо