Гравюра XIX века панорамы Замковой горы в Житомире (вид с правого берега реки Каменка) известна не только краеведам, но и всем, кто интересуется историей древнего города Житомира. Загадок в ней три — дата создания, ее автор и большое одноэтажное здание с пилястрами с правой ее стороны. Краеведы Николай Кострица и Руслан Кондратюк на странице 72 книги "Житомир: Пiдручна книга з краєзнавства" не указали дату создания гравюры и ее автора, но отметили, что это реконструкция В. Олейника. Краевед Георгий Мокрицкий в своем иллюстрированном путеводителе и в энциклопедии Житомира написал, что эта гравюра Наполеона Орды первой половины XIX века. Вообще-то, тут может быть только один вариант — или не первая половина XIX века или не Наполеон Орда. Из биографии знаменитого белорусского и польского литератора, композитора, музыканта и художника Наполеона Орды известно, что путешествовал он по Волынской губернии, запечатлевая в своих рисунках достопримечательные места, с 1872 по 1875 годы.
Рассматривая гравюру, пытаюсь определить дату ее создания. Слева вверху вижу большое двухэтажное с цокольным этажом здание. Это дом Волынского губернатора, прозванный житомирянами "Королевским дворцом". Открываю на странице 60 книгу "Волынскiя записки, сочиненныя Степаномъ Руссовымъ въ Житомире", изданной в 1809 году в Санкт-Петербурге, и читаю:
«1802 года Октября 31 дня сгорелъ въ Житомире Генералъ Губернатовскiй домъ, который былъ хотя деревянный, но величины и архитектуры отменно хорошей». По воспоминаниям непосредственного участника событий тех лет Яна Дуклана Охоцкого дом сгорел потому, что
«Губернаторъ Решетовъ выстроилъ, прислонив къ задней стене дворца, маленькую кухоньку, и оттуда начавшийся пожаръ въ два часа истребилъ все зданiе». Если присмотреться к гравюре, то на уровне цокольного этажа в углу здания видна эта маленькая пристроенная кухонька. Гавриил Степанович Решетов был Волынским губернатором с 7 февраля 1802 года до своей смерти 28 августа 1805 года. Вот и получилась уникальная возможность установить дату создания гравюры — 1802 год, притом, не ранее февраля месяца и не позднее октября. У меня такое впечатление, что на гравюре ранняя весна во время снеготаяния. Еще не было тогда Наполеона Орды. Он родится через пять лет 11 февраля 1807 года. Увы, но автор этой замечательной гравюры пока неизвестен.
Рядом с "Королевским дворцом" справа деревянная церковь. Когда и кем она построена неизвестно. Предположительно в конце XVII — начале XVIII века на месте древней церкви Спаса. Преподаватель Волынской духовной семинарии Николай Иванович Теодорович в первом томе книги "Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии", изданной в 1888 году, называет ее
«Церковь во имя Воздвиженiя честнаго и животворящаго Креста Господня». В 1900 году рядом с ней построят новую каменную Крестовоздвиженскую церковь, а старую снесут. В центре гравюры на заднем плане каменный храм Вознесения Господня, построенный в 1737 году. В 1805 году он будет освящен во имя Святой Софии. Ныне Кафедральный костел Святой Софии — единственное здание на этой гравюре, сохранившееся до наших дней. Правее костела над крышами домов видна верхняя часть колокольни еще одной церкви. Это бывшая униатская церковь, построенная в XVIII веке на том месте, где теперь площадь Победы. В 1794 году она стала православной с названием
"Соборная церковь Преображенiя Господня". Сама церковь была каменная, а колокольня деревянная. В 1851 году на ее месте начнут строить новую колокольню из кирпича и реконструкцию этой старой церкви, а в 1853 году уже почти законченное здание неожиданно рухнет. Пришлось рядом строить новый Преображенский собор, который ныне украшает наш город.
Вся правая часть гравюры — бывшая Иезуитская Юридика (с 1773 года после упразднения ордена иезуитов папой Климентием IV – Поиезуитская Юридика). В Житомире иезуиты появились в начале XVIII века, построив монастырь с костелом. Костел был каменным трехэтажным с двумя высокими башнями со шпилями. Здание монастыря каменное двухэтажное с высоким цокольным этажом, в плане Г-образное. Костел и монастырь в 1773 году закрыли. Костел больше не использовался, а монастырь превратили в поветовое (уездное) училище. С 1797 года в этом здании находились почти все губернские учреждения и Высший Земский суд. Часть помещений тогда использовали и под тюрьму. Потом все здание превратят в тюрьму. Эти два здания мы видим на самой старой карте Житомира 1781 года и на картах последующих лет. Костел в 1841 году разберут на кирпичи, но здание монастыря сохранилось до настоящего времени. Сохранилась старая фотография Замковой горы 1873 года А. Жилинского в том же ракурсе со зданием бывшего монастыря. Именно эти два здания должны быть в правой части гравюры. Но мы видим только две башни костела со шпилями, треугольный фронтон между ними и часть двухскатной крыши костела. Ни трехэтажного здания костела, ни самого большого в городе в то время здания монастыря на гравюре нет. Вместо них большое одноэтажное здание с пилястрами, за которым виднеется еще одно, почти такое же на месте трехэтажного костела. Откуда они взялись? Не было их тут никогда. Ни на одной старой карте города их нет. Не мог же неизвестный нам автор гравюры, нарисовавший все с фотографической точностью, ошибиться только в правой ее части.
Присмотревшись к гравюре в двух разных книжках, обнаружил в правой ее части несколько существенных различий. К примеру, в одной книжке мы видим два больших одноэтажных дома перед башнями костела, а в другой второй дом почти закрыт уже ставшим еще более высоким первым домом, но зато появился ручей, впадающий в Каменку. Совершенно разный рисунок рельефа склона горы в нижней части гравюры. И я понял, что это два варианта реконструкции гравюры, выполненных Олейником, где он утраченную в оригинале часть дорисовал сам по своей фантазии. Вообще то, принято произведения искусства не реконструировать, а реставрировать. Еще ни один реставратор не дорисовывал картины, гравюры или рисунки мастеров прошлого. Детали, утраченные бесследно, не додумываются никогда. Допускаются только тонировки. Ни один скульптор не приделал Венере Милосской руки, а Нике Самофракийской голову. Меня удивляет не то, что житомирские краеведы не заметили подлога, а то, что самые авторитетные из них поместили искаженную гравюру в свои книги. И это не первый случай. Я уже приводил примеры в моем очерке "Житомирский замок". Это факты искажения истории нашего города.
Иллюстрации верхнего ряда:
Первая слева – Панорама Замковой горы. Вид с правого берега реки Каменка. Гравюра начала XIX века неизвестного автора. Источник: Книга Николая Кострицы и Руслана Кондратюка «Житомир: Підручна книга з краєзнавства», страница 72.
Вторая – Панорама Замковой горы. Вид с правого берега реки Каменка. Гравюра начала XIX века неизвестного автора. Источник: «Энциклопедія Житомира», том II, книга 1, страница 14.
Иллюстрации нижнего ряда:
Первая слева – Фрагмент плана Житомира 1781 года. Для наглядности оранжевым цветом закрасил здания Иезуитского костела и Иезуитского монастыря.
Вторая – Иезуитский костел и бывший монастырь. Рисунок первой половины XIX века. На переднем плане хаотичная застройка, возникшая после закрытия монастыря в 1773 году, на втором плане – заброшенный и разрушающийся Иезуитский костел, за ним – здание бывшего монастыря. Под рисунком на польском языке написано: «Бывший костел Поиезуитский в Житомире». Рисунок подписан на борту: «К. PRZYKORSKI. "Иллюстрированный еженедельник", № 283 от 25.02.1865, с.68».
Третья – Замковая гора. Вид с правого берега реки Каменка. В центре снимка вверху большое белое здание – бывший Иезуитский монастырь, используемое тогда под тюрьму. Фото 1873 года, автор – А. Жилинский (A. Zelinsky).