ПриватБанк - Новости Житомира
Журнал Житомира
Новости сегодня: Воскресенье, 11.12.2016    13:55:12
Журнал Житомира » Статьи » Авторская колонка » Борис Дубман

Прогулка по Михайловской

Автор Борис Дубман

Борис Дубман

все статьи автора

       Михайловская – любимая пешеходная улица житомирян, уникальная и единственная в городе улица с рядовой застройкой зданиями XIX и начала ХХ века. Перед прогулкой познакомимся вкратце с ее историей. Во второй половине XVIII и в начале XIX века между нынешними улицами Театральной и  Михайловской был сад и огороды монахов Бернардинского монастыря. А с правой стороны нынешней Михайловской были сады и огороды монастыря сестер-шариток. А на границе между земельными участками этих двух монастырей была межа - полоса ничейной земли. Спасаясь от жестоких преследований в России, в 1810 году 356 старообрядцев-филипповцев (сокращенно - филиппоны, а на украинском языке – пилипоны) прибыли в Житомир и поселились на этой меже. Филлиповцы - сторонники старца Филиппа (в миру — Фотий Васильев, 1674—1742). Здесь они основали свое небольшое село Пилипоновка. По названию села и свою сельскую улицу назвали Пилипоновской. Она соединила Радомышльскую и Станишовскую дороги (теперь это улицы Киевская и Большая Бердичевская). В центре села построили свою деревянную старообрядческую церковь. Это примерно где теперь  арт-кафе «Глобус» (бывший ресторан «Смоленск»). Пилипоны были спокойными, доброжелательными и трудолюбивыми людьми. Они прославились в Житомире как отличные строители и ткачи. 

       В декабре 1852 года Волынским губернатором стал генерал-майор Синельников Николай Петрович. За его трехлетнее губернаторство город стал почти неузнаваемым. "Энергичный, неподкупный, справедливый, грозный бич взяточничества, Синельников всюду успевал в короткое время многое сделать для вверенных ему губерний", - пишет о губернаторе Синельникове Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. По его указанию Пилипоновскую улицу начали застраивать новыми кирпичными домами европейского типа, которые почти в таком же виде сохранилась до настоящего времени. А пилипонам пришлось осваивать новую территорию в районе нынешней улицы Довженко. Этот район и теперь еще называют Русской Слободкой. Переселили их за казенный счет. Старообрядческую церковь продали на снос за семь рублей. Ее приобрел сам губернатор Синельников, перепродав потом местному домовладельцу, который сделал из нее добротный деревянный дом из шести комнат. Дом не сохранился.

       В 1856 году на углу Пилипоновской и Киевской улиц на средства житомирского купца второй гильдии Михаила Хаботина построили храм, который был освящен в честь святого Михаила Архистратига (Михайловская церковь). По названию храма Пилипоновскую улицу в 1888 году переименовали на Михайловскую. В 1921 году ее  назвали улицей Горсовета (потому, что на ней находилось здание городского совета), в 1957 году – улицей Советов. При немецкой оккупации в 1941 году улица называлась Geringstrasse, а в 1942 и 1943 годах – Малой Коростенской. Все эти переименования не воспринимались житомирянами, особенно коренными жителями города. И они все равно всегда называли ее Михайловской, или ласково - Михалкой, а теперь еще ласковей - Мехалкой.  В 1991 году улице вернули ее прежнее название – Михайловская.

       Михайловская  всегда выполняла торгово-обслуживающую функцию. До революции магазинов на ней было более полусотни (по данным Георгия Мокрицкого – 54), 22 кустарные мастерские, банки, редакции, типографии, гостиницы, кафе, рестораны. Была на Михайловской даже «Первая Волынская фабрика железной мебели, несгораемыхъ шкафов, самосвертывающихся шторъ, строительныхъ водопроводныхъ механическихъ изделий» Л.М. Вайсбрейта в его собственном доме. Владельцами зданий на Михайловской улице были общества, товарищества или очень богатые люди. Их хозяева большую часть помещений своих домов сдавали на съем. Такие дома назывались доходными. До конца XIX века на улицах Житомира не было нумерации домов. В Памятных книжках Волынской губернии нумерация домов впервые появилась в 1899 году только на улице Михайловской, а на остальных улицах - в последующие годы. Нумерация домов на Михайловской начиналась от улицы Киевской. И так было до 1957 года. В 1957 году перенумеровали улицу в обратном направлении, уже от Большой Бердичевской (тогда – Карла Маркса). Первую в городе ее в 1936 году заасфальтировали. В последующие годы улицу еще несколько раз асфальтировали, и каждый раз уровень ее поднимался. На старых фотографиях видно, что здания были с высокими цоколями, а часть из них с цокольными этажами. Теперь цоколи спрятались под асфальтом.

       Во время Второй мировой войны Михайловская уцелела. Всего одно старое одноэтажное здание было разрушено и два двухэтажных пострадали от пожара. После войны на Михайловской разместились областные и городские комитеты партии и комсомола, городской совет, Дворец пионеров, главный гастроном, центральный универмаг, кинотеатры, магазины. Первомайские демонстрации  и парады до 1960-х годов проходили на Михайловской улице. Временная трибуна из нескольких грузовиков стояла в самом начале нынешней улицы Бориса Лятошинского (тогда это было начало Гоголевской улицы).

       Михайловская давно стала любимым местом неспешных прогулок. В годы моей юности гуляющие по Михайловской без особой цели в шутку говорили, что они шагами «меряют Михалку» или что «сдают стометровку». Вообще-то улица небольшая, всего 288 метров. Это примерно 400 шагов или почти три «стометровки». Эта уютная улица еще и место свиданий. Свидания назначали и теперь назначают, как правило, «под часами». Теперь главные часы города на здании Горсовета, а в 1950-х годах большие круглые электрические часы висели на кронштейне на здании Главпочтамта, как раз на углу улиц Михайловской и Киевской (тогда – Горсовета и Ленина). Здесь и я назначил свое первое свидание. А до и после войны часы были на специальном высоком столбе, который стоял в сквере на Михайловской. На этом столбе был еще и календарь, барометр, термометр и флюгер. Такова вкратце история улицы. А теперь приглашаю прогуляться со мной по любимой Михайловской, чтобы новым взглядом посмотреть на старые, знакомые с детства здания, каждое из которых имеет свою историю.

       На углу улиц Михайловской и Большой Бердичевской с левой стороны в стиле эклектики красивый доходный дом купца Ушера Готтесмана (дом № 1). Здание в плане имеет сложную конфигурацию и состоит из трех частей высотой в один, два и три этажа. Трехэтажная часть снаружи не видна. Она во дворе. В 1907 году Готтесман сдал на съем помещения второго этажа первому в городе частному восьмиклассному Житомирскому коммерческому училищу Нины Леонидовны Ремезовой. С 1911 года директором училища и преподавателем истории был Николай Лятошинский - известный историк, краевед, общественный деятель, отец выдающегося украинского композитора Бориса Лятошинского. Здесь учился украинский писатель (репрессированный) Гордей Брасюк, жил в одной из квартир композитор Виктор Косенко. А на первом этаже разместились магазины, в том числе магазин и «складъ всехъ фотографическихъ принадлежностей» Генриха Лейбенгарца, который мог снабдить, судя по рекламе в газете, «житомiрянъ, жителей губернiи, а также гостей города чудесной оптикой — фотоаппаратами Цейса, Герца и прочимъ». А еще у него можно было купить музыкальные инструменты и почтовые открытки с видами Житомира. В годы советской власти на верхних этажах были различные советские учреждения, а во время фашистской оккупации Гебитскомиссариат. Теперь в здании Бюро технической информации и Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. На первом этаже до недавнего времени был центральный гастроном, а теперь магазины «Квартал» и «Модерн». Здание хорошо сохранилось. Вот только красивый балкон над входом в магазин убрали.

       С правой стороны улицы на углу с Большой Бердичевской в 1900 году «Житомiрское Общество Взаимнаго Кредита» построило собственное двухэтажное здание (дом № 2) в стиле модернизированного барокко. Членами общества были мировой судья Петр Антонович Косач (отец Леси Украинки), скульптор Генрих Олишкевич (автор памятника Пушкину на Старом бульваре). Это была не только контора Общества, но и его доходный дом. Первый этаж почти полностью был отдан заведениям торговли – небольшим частным магазинчикам. На втором этаже Общество сдавало в аренду комнаты двум музыкальным учебным заведениям: классам Житомирского артистического общества (в них учился, а потом преподавал выдающийся украинский композитор Михаил Скорульский) и музыкальным классам Житомирского отделения Российского императорского музыкального общества. Здесь преподавали Александр Ружицкий и Теофил Рихтер (отец Святослава Рихтера), виолончелист и математик Василий Коломийцев, Мария Прушинская, учился будущий  украинский композитор Борис Лятошинский. Главным в здании был прекрасный концертный зал на втором этаже, который сохранился до настоящего времени как сессионный зал городского совета. В этом зале выступали: выдающийся певец Федор Шаляпин (20 мая 1903 года), Михаил Скорульский, Платон Цесевич, Михаил Эрденко, Ян Кубелик, Иосиф Гофман, житомирская муниципальная хоровая капелла «Орея». В начале 20-х годов здесь работала труппа театра имени Манцева при Волынской губернской ЧК, потом – Второй русский драматический театр (с 1922 до 1926 года), после него – Волынская музыкальная профшкола. В этом здании располагались также «Дом просвещения», клуб 132-го пехотного полка, клуб ЛКСМУ. Перед Второй мировой войной на первом этаже национализированные магазины объединили межу собой общим проходом, образовав первый в городе Универмаг. Во время освобождения Житомира здание сильно пострадало от пожара. Пострадал и примыкавший к нему со стороны Большой Бердичевской улицы (тогда – Карла Маркса) двухэтажный дом, построенный в 1891 году купцом Журавлевым. Реконструировали эти два дома с надстройкой еще одного  этажа по проекту главного архитектора города  Семена Моисеевича Энгельмана. Реконструкция была завершена 21 февраля 1959 года. После реконструкции они стали одним зданием, в котором находится Житомирский городской совет. В 1973 году  в угловой части здания в башенке над главным входом появились главные часы города. На пилонах перед входом на фасаде здания 9 мая 1965 года укрепили две памятные мраморные доски в честь воинских частей и соединений, которые освободили Житомир от немецко-фашистских захватчиков, а в 1987 году на фасаде установили мемориальную доску с барельефом Михаила Скорульского.

       Здание под номером 3 в стиле модернизированного барокко впечатляет своей красотой. Здесь с 1911 года находилось Житомирское отделение Азовско-Донского коммерческого банка. Раньше этот банк был на Большой Бердичевской улице в доме Д. Холоденко (где теперь Житомирский автомобильно-дорожный колледж).  Сохранилась объявление этого банка: «Азовско-Донской Коммерческiй Банкъ. Учрежденъ въ 1871 г… Правление въ Петрограде… Житомiрское Отделенiе сдаетъ внаймы въ особо оборудованной стальной бронированной кладовой несгораемые ящики для храненiя ценностей. Михайловская ул. № 24, соб. Домъ». С 1944 по 1957 год тут находился Житомирский Обком коммунистической партии. В 1944 году его посетил Никита Сергеевич Хрущев (тогда председатель Совета министров Украинской ССР). С 1952 по 1957 год первым секретарем  Обкома был один из руководителей партизанского движения, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор Алексей Федорович Федоров. Освободившееся в 1957 году здание передали городскому Дворцу пионеров. Теперь тут Областной центр хореографического искусства и Житомирская городская школа хореографического искусства с ансамблем «Сонечко» (на русском – «Солнышко»). Ансамбль был создан в сентябре 1973 года Народными артистами Украины Татьяной Ивановной и Михаилом Семеновичем Гузун в структуре городского Дворца пионеров, а школа - в 1993 году. В декабре 2013 года ансамбль получил статус «академического». «Сонечко» принимает участие в культурных мероприятиях города, области и Украины. В последние годы  коллектив приглашался с выступлениями во Францию, Италию, Болгарию, Румынию, Молдавию, Польшу, Литву.

       Второе здание с правой стороны улицы (дом № 4, по старой нумерации - № 19) – это большой трехэтажный доходный дом Ясинской «съ номерами» (так в XIX и в начале XX века называли гостиницы). Построено в начале XX века (предположительно в 1905 году) на месте снесенных двух двухэтажных зданий. Красивый фасад здания выполнен из кирпича в стиле эклектики. Шесть балконов на кирпичных кронштейнах украшали архитектурный облик главного фасада. Их теперь можно увидеть только на старых фотографиях. Это была первоклассная гостиница с названием «Венецiя». В Памятной книжке Волынской губернии на 1906 год есть реклама этой гостиницы: «Вновь открытая первоклассная гостинница "ВЕНЕЦIЯ" по Михайловской ул., домъ Ясинской, вблизи всех присутственнныхъ местъ. Номера отъ 40 коп. до 3 руб. Можно получать домашнiе обеды. Вежливая и предупредительная прислуга. Содержатель Петръ Маркевичъ». В этом же здании находилась «Житомiрская Уездная Земская Управа», а при ней в годы Первой мировой войны «Житомiрскiй городской и уездный Комитетъ по оказанiю скорой помощи беднымъ семьямъ запасныхъ, призванныхъ на действительную службу». При большевиках тут расположился Житомирский окружком КП(б)У. Здесь в кабинете председателя окружкома в 1937 году заседали печально известные еще со времен гражданской войны внесудебные «тройки», которые получили право приговаривать преступников к расстрелу, причем, в максимально упрощенном порядке. На практике это обернулось массовыми репрессиями, в том числе и против тысяч невиновных житомирян. В конце 1930-х годов глухой боковой фасад здания на всю высоту украсили  красочной рекламой: «Граждане! Храните свои деньги только в сберкассе. Трудовая копейка рубль бережет» с изображениями сберегательной книжки и скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Помню, что в советское время на первом этаже была большая парикмахерская с мужским, дамским и детским залами. Теперь тут Центр оказания административных услуг Житомирского горсовета, два кафе, магазин и Лото маркет.

       Дом № 5 – Житомирская детская музыкальная школы № 1 имени Б.М. Лятошинского. Здание, построенное в 1880-х годах, было двухэтажным с полуподвальным  этажом и лоджией на втором этаже. Принадлежало оно домовладелице К.С. Бронштейн. После женитьбы на ее дочери Евгении Моисеевны в доме поселился и ее зять зубной врач Илья Ильич Усанович. 16 июня 1894 года в этом доме у них родился сын – будущий выдающийся ученый физикохимик, академик Михаил Ильич Усанович (1894 – 1981). В 1909 году Илья Усанович на первом этаже дома открыл второй в городе синематограф (кинотеатр) «Люксъ» с залом на 150 мест. Фильмы в те годы были немыми, и обычно показ их имел музыкальное сопровождение на фортепьяно. Профессия пианиста в кинотеатре называлась «тапер». В синематографе «Люксъ» подрабатывали таперами выдающийся композитор, пианист и педагог Виктор Степанович Косенко и не менее известный композитор и педагог Михаил Адамович Скорульский. В 1920 году синематограф «Люксъ» переименовали в «Первый Советский кинотеатр». В 1926 году перед кинозрителями в этом кинотеатре выступала известная украинская актриса Наталия Ужвий. Музыкальная школа тут открылась в 1957 году. В 1997 году отцы города и области приняли решение разрушить здание (памятник истории и архитектуры) и построить новое. Здание не полностью разрушили, его реконструировали с надстройкой третьего этажа. К сожалению, авторы проекта не сохранили прежнюю оригинальную архитектуру фасада. Реконструкция растянулась на 15 лет, и зеленый забор на Михайловской настолько приелся в глазах житомирян, что казалось, что он здесь будет стоять вечно. Наконец, 31 августа 2012 года в торжественной обстановке был открыт корпус музыкальной школы. Минутой молчания все присутствующие почтили память главного строителя Вячеслава Саленко и предыдущего директора школы Зою Малиновскую, которые начали эту стройку, но, к сожалению, не дожили до ее окончания. Помня и чтя память великого земляка Бориса Лятошинского, чье имя носит школа, одну из комнат отдали под его  мемориальный музей. Выдающийся украинский композитор, дирижер и музыкальный педагог, профессор Борис Лятошинский родился в Житомире в 1894 году на нынешней улице Бориса Лятошинского (тогда – Мыловская) в доме № 7. Здесь, рядом с Михайловской улицей, прошло его детство.

       К музыкальной школе примыкает двухэтажное здание (дом № 7) бывшего Житомирского отделения Императорского Русского музыкального общества, построенное в 1911 году в необычном стиле модерн (течение декаданс). Декаданс - от французского decadence - упадок. Его основатели выступили  как противники старых течений искусства, главным образом, академизма. Мы видим тут на фасаде «висящие» на втором этаже колонны без баз, окна странной формы. Но фасад здания все же получился привлекательным. Музыкальные классы, которые с 1905 по 1910 годы арендовали помещения сначала в доме купца Журавлева на Большой Бердичевской улице, а потом в здании Общества взаимного кредита, здесь  получили статус училища. Среди преподавателей училища был композитор и пианист Виктор Степанович Косенко. С этим училищем связаны первые шаги в большое искусство будущей народной артистки СССР Зои Михайловны Гайдай. Воспользоваться в полной мере Музыкальное общество новым зданием не успело. Большую часть помещений пришлось сдать в аренду, чтобы вернуть потраченные на строительство деньги. Вернуть деньги не успели - через два года началась Первая мировая война, потом большевистский переворот, Гражданская война, приход к власти большевиков. Национализированное советской властью здание отдали комсомольцам под клуб. В 1931 году здесь открыли первый в городе звуковой кинотеатр имени «12-летия  комсомола Житомирщины», переименовав его позднее во «Второй Государственный кинотеатр имени ВЛКСМ». Красивую надпись на фронтоне фасада «МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ЖИТ. ОТД. ИМПЕРАТОРСКАГО РУССКАГО МУЗЫКАЛЬНАГО О-ВА» сбили и сделали новую большими буквами «ЗВУК-*-КИНО». В кинотеатре было два зала. В малом зале на первом этаже демонстрировали старые кинофильмы, а в большом зале на втором этаже – новые. В фойе перед началом сеансов выступали артисты местной филармонии и художественной самодеятельности. В конце 1980-х годов у большинства жителей города появились телевизоры, и кинематограф утратил былую популярность. Кинотеатр пришлось закрыть. В здании поместили филармонию, городской Дом культуры, а в 1991 году -  Житомирский академический областной театр кукол.

       Мы подошли к началу улицы Бориса Лятошинского. Началась ее застройка в 1860-х годах, и до 1901 года называлась Мыловской улицей – в честь житомирского инженера Григория Мылова, под руководством которого осушили болото в районе нынешнего Житнего рынка, куда и ведет улица. До 1990 года она была началом Гоголевской улицы. Между гостиницей «Бристоль» и началом этой улицы было два старых одноэтажных дома (они видны на фотографии начала XX века). Их снесли предположительно в 1910-х годах и сделали красивый сквер. Со стороны Михайловской в 1930-х годах в сквере установили громадную городскую «Доску почета» с портретами  стахановцев. Так тогда называли передовиков трудового фронта. В скверике был также стенд со свежими номерами газет и карикатурами из сатирических журналов «Крокодил» и «Перець». В 1947 году в скверике построили очень красивый деревянный павильон для продажи мороженного. Теперь на его месте кафе «Иоланта» (дом № 6). В начале 1950-х годов в центре скверика появился фонтан с круглой железобетонной чашей. При подготовке города  к празднованию его 1100-летия сквер украсили новым красивым каменным фонтаном. Оборудование, которое осуществляло работу этого фонтана, находилось в подвальном помещении бывшего ресторана «Смоленск». Когда шли дела по приватизации ресторана, все оборудование однажды ночью похитили. С тех пор он и не работает. Средств на реставрацию фонтана пока не нашли. Да и от сквера ничего не осталось – просто заасфальтированная площадка.

       На углу улиц Михайловской и Бориса Лятошинского привлекает красотой трехэтажный кирпичный дом в неоготическом стиле с элементами эклектики (дом № 8). Построила его купеческая семья Трибелль - владельцы фабрики лайковых перчаток. Семья Трибелль занимала верхний этаж дома, а нижние этажи сдавали в аренду. Здесь размещались «Губернскiй Статистическiй Комитетъ», «Губернскiй Комитетъ по вывозу продуктовъ изъ пограничной полосы» и «Губернское по крестьянскимъ деламъ Присутствiе». Была тут до революции и контора братьев Ратнер, «Ново-открытый ренсковой погребъ Ф.И. КАМЕНСКАГО», мастерская гравера и ювелира Феликса Сорочинского, «Магазинъ мужской, дамской и детской обуви готовой по заказу Н.М. Гаецкаго. В 1920-х и1930-х годах в этом здании размещались редакции газет «Робітник» и «Радяньска Волинь», в которых с 1928 по 1934 год работал литературным редактором украинский драматург Иван Антонович Кочерга (1881 – 1952). К столетию со дня рождения драматурга в 1981 году на фасаде здания установили мемориальную доску из оргстекла. В послевоенные годы в этом здании размещались различные советские организации, в том числе Горком комсомола и отделение милиции. В последние годы тут был банк «Финансы и кредит», а теперь Областное производственно-торговое объединение местной промышленности и офисы нескольких организаций.

       На углу Михайловской и Семинарийского переулка (ныне – Скорульского) с левой стороны в начале XX века появился двухэтажный дом  в стиле модерн «Житомирскаго потребительнаго общества», основанного в 1903 году (дом № 9). Украшенный красивым балконом, эркером с куполом, башенками на крыше, дом был украшением улицы. На первом этаже находился главный магазин этого общества, а в подвале - склад товаров. В этом здании находилось также «Городское Общество взаимнаго отъ огня страхованiя» и «Городское Кредитное Общество». Во время Второй мировой войны здание пострадало от пожара. Восстановили его в конце 1940-х годов, упростив конструкцию крыши. На первом этаже открыли магазин продовольственных товаров. Теперь тут магазин обуви и сумок. А с правой стороны переулка двухэтажный дом XIX века (дом № 11). Это была знаменитая в Житомире кондитерская первого класса Карла Шеделя. Запах булочек и пирожных разносился по всей Михайловской. Пекарня находилась в полуподвале. Теперь полуподвала не видно – он «утонул» в асфальте. А в бывшей кондитерской – центр оперативной полиграфии, фотостудия «Кодак» и магазины.

       Рядом с кондитерской Шеделя с правой стороны во второй половине XIX века стоял деревянный дом с флигелем, собственником которого был Иудко-Лейба Дувидович Лившиц. В 1898 году дом купил на снос житомирский домовладелец Октавиан Фортунович Раковский, и на его месте за два года (1899 – 1900 годы) построил впритык один к другому два кирпичных доходных дома высотой в два и три этажа (дома №№ 13 и 15), ставшие фактически одним зданием из двух частей. До революции на верхних этажах были квартиры, а на первом - конторы и магазины. С приходом советской власти здание национализировали и поселили в нем Волгубревком (Волынский губернский революционный комитет). 24 декабря 1934 года в этом здании открылся городской Дворец пионеров. Летом 1944 года в доме Раковского был Главный штаб формирования частей и соединений 1-й армии Войска Польского на Житомирщине. Этот факт запечатлен на памятной доске, установленной на фасаде здания в 2006 году. В 1945 году второй и третий этажи здания вернули пионерам. А на первом этаже разместился Центральный универмаг. В 1961 году Центральный универмаг справил новоселье в новом здании на углу Киевской и Московской улиц, а Дворец пионеров еще ранее переехал в освободившееся от Обкома партии здание бывшего Азовско-Донского банка. Дом Раковского отдали Житомирскому областному институту усовершенствования квалификации учителей и Областному отделу народного образования. Вот уже более пятидесяти лет институт находится в этом здании. Теперь он называется «Житомирский областной институт последипломного педагогического образования».

       Напротив дома Раковского на правой стороне улицы стоит двухэтажный дом XIX века, принадлежавший ранее Берте Зельской (дом № 10). В 1919 году в своем дворе в большом  флигеле (дом № 10а) она открыли кинематограф «Кино-Римъ». Владели кинематографом они недолго. В июле 1920 года его национализировали и назвали вначале кинотеатром «Рим», а потом детским кинотеатром имени Ивана Франко. И здесь, как и в синематографе «Люксъ», молодые композиторы Виктор Косенко и Михаил Скорульский подрабатывали на жизнь таперами. По рассказам современников, зрители бегали за ними по Михайловской из кинотеатра в кинотеатр, чтобы насладиться чудесной игрой — ведь они были пианистами-виртуозами. Я в детстве в послевоенные годы не пропускал ни одного нового фильма в этом кинотеатре. Билеты стоили дешево. Старался приходить за полчаса до начала сеанса, чтобы бесплатно посмотреть концерты артистов филармонии в фойе кинотеатра. Это самый старый из действующих кинотеатров города. Он тяжело пережил 1990-е годы, в 2000-м был частично отремонтирован. И теперь он самый дешевый кинотеатр, продолжающий показывать детские фильмы.

       За домом Лифшицев - четыре жилых двухэтажных дома второй половины XIX века (дома №№ 12, 14, 16 и 18), на первых этажах которых всегда были магазины. В советское время - книжный магазин, гарнизонный промтоварный магазин, магазин «Военная книга», обувной магазин. Теперь – магазины «Vagic» и «Casa Fidanza», «Platinum Bank» и два кафе. У житомирского краеведа Георгия Мокрицкого есть информация, что дом № 18 принадлежал «графу Георгію Адольфовичу Олізару – представникові давнього коростишівського роду української окатоличеної шляхти, з якої вийшов знаменитий Олізар - коханець Марії Волконської і супротивник Алєксандра Пушкіна, свідок на вінчанні у Бердичеві Оноре де Бальзака та Евеліни Ганьскої, близький друг Адама Міцкевича…  До Олізара будинок належав якомусь Рабиновичу, а за ним – селянину Лукашевичу, був подарований новим домовласником Христині Радинській. Зайнявши місто, більшовики … квартиру відібрали, а господарку відправили у будинок для престарілих…».

       Последний на правой стороне улицы – дом № 20. Тут, на углу с Киевской улицей, стоял большой трехэтажный доходный дом Эпштейна, в котором в числе многих других съемщиков было и Управление Южными подъездными путями и Житомирской железной дорогой. В 1934 году в центре города решили построить Главпочтамт с телефонной станцией. Чтобы освободить место для строительства большевики разрушили «до основанья» дом Эпштейна, который мог служить еще много десятилетий и украшать город. Увидеть этот дом можно на старых фотографиях. Главпочтамт построили в модном тогда стиле конструктивизма. Конструктивизм характеризуется строгостью, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Именно таким и было новое здание, но в последующие годы после нескольких «улучшений» наши архитекторы внешний вид здания постарались испортить. Теперь тут «Укртелеком».

       Обратим наше внимание на двухэтажный с антресольным (чердачным) этажом дом № 17 на левой стороне улицы, где кафе «Гриль». Это патриарх Михайловской, построенный в середине XIX века. «Тут жив, - читаем  у краеведа Георгия Мокрицкого, - "заслужений вчитель" п. Чорний, що викладав у місцевому повітовому училищі, і мав в своїх учнях нікого іншого, а самого дідуся Владіміра Лєніна – Iзраїля Бланка (!), який, в свою чергу, ставши лікарем, врятував від смерті Тараса Шевченка». До революции на первом этаже были магазины и частная типография Ш.И. Хорожанского. На фотографии 1930-х годов видна вывеска магазина «Военторг». В 1945 году здесь открыли Детскую техническую станцию. Я помню, что тут были радио кружок, авиамодельный, резьбы по дереву и фото кружок. Вход в станцию был со двора через портал. Помещения для кружков были небольшие, тесные, а желающих их посещать было много. Теперь в этом здании редакция газеты «Интерес», агентство «Турсервис», общество «Знание», кафе «Гриль».

       Рядом с домом № 17 достояла до наших дней уже вросшая по окна в землю «изба в сруб» бывшего Пилипоновского села. На ее месте теперь магазин одежды «ZAKKAZ». Здание построено в стиле «сталинского ампира» (дом № 19). А рядом с ним в 1942 году еще стоял бывший особняк житомирских банкиров братьев Ратнер. В этом доме была типография М. Дененмана. В ней преподаватель Волынской духовной семинарии Н.И. Маньковский отпечатал житомирское издание «Слово о полку Игореве». Здесь печатались и почтовые открытки с видами Житомира. В Памятной книжке Волынской губернии на 1901 год нашел такое объявление: «М. Дененманъ. Житомиръ, Михайловская, возле церкви, д. № 3. Типографiя и литографiя. Существуетъ с 1889 года. … Продажа открытыхъ писемъ съ видами г. Житомiра». Была в этом здании и «Специiальная мастерская 5-й пех. Дивизiи шапокъ и фуражекъ военныхъ и гражданскихъ готовых и по заказу». Это единственный дом на Михайловской, разрушенный во время войны. Фотография дома сохранилась. В конце 1950-х годов на его месте построили магазин «Спорттовары» (дом № 21).

       А на углу с Киевской улицей стоит Свято-Михайловский кафедральный собор, в честь которого в 1888 году улицу назвали Михайловской. Раньше тут была усадьба польского шляхтича Александра Скальковского. Его сын Аполлон Александрович Скальковский (1808 – 1898) стал известным историком, членом Российской Академии наук, основателем Одесского общества истории и древностей. Подавляющее большинство его публикаций было посвящено истории украинского казачества, несколько – истории заселения Южной Украины. В Житомире на Выдумке есть улица Академика Скальковского, названная в его честь. В первом томе книги  Николая Ивановича Теодоровича «Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии», изданной в 1888 году, читаем: «Церковь во имя св. Архистратига Михаила, на Кiевской улице. Построена въ 1856 г. Житомирскимъ купцемъ Михаиломъ Федоровичемъ Хаботинымъ – на его земле и на его же средства (около 40 тысячъ). Каменная, о пяти куполах, с такою же колокольнею. Престола два: одинъ в большой-холодной – во имя Арх. Михаила, а другой – въ теплой – въ честь Воздвiжения частного и животворящего Креста Господня…».

       Умер Михаил Хаботин в 1859 году и был похоронен под алтарной частью в подвальном помещении церкви. 13 (20) февраля 1915 года в этой церкви крестили Святослава Теофиловича Рихтера, будущего выдающегося музыканта XX века, гениального пианиста.  В 1929 году церковь закрыли. С 1936 года она использовалась под склад. И при немецкой оккупации в 1941 году тут был склад конфискованных в начале войны у населения радиоприемников. С 1942 года помещения храма уже использовались по прямому назначению. В 1960 году церковь вновь закрыли, передав ее обществу «Знание». Колокольню снесли, останки Михаила Хаботина перезахоронили в неизвестном месте (предположительно на Вильском кладбище), а в подвале церкви сделали склад магазина «Спорттовары». В 1985 году общество «Знание» переехало в другое здание, а помещения храма занял кукольный театр. В 1991 году церковь была возвращена житомирской общине Украинской автокефальной православной церкви. Церковь уже капитально отремонтирована, но колокольня еще не восстановлена. В 2001 году на фасаде установили памятную доску из полированного габбро, посвященную Михаилу Хаботину, а в 2007 году - посвященную 150-летию освящения храма.

       Мы прошли всю Михайловскую, останавливаясь возле каждого здания. Здесь каждое здание памятник истории и архитектуры. А вся улица - комплексный историко-архитектурный памятник. Это настоящий музей под открытым небом и та особая атмосфера, в которой как будто бы остановилось время. Городские власти уже второй год как собираются начать реконструкцию родной нам Михайловской с тем, чтобы восстановить ее первозданный вид. Вообще-то для восстановления более подходит слово «реставрация», а не «реконструкция». До новых встреч, житомиряне!

P.S.  Более подробно об истории отельных зданий можно прочитать в моих ранее опубликованных очерках: «История дома купца Готтесмана», «Житомирское Общество взаимного кредита», «Дом Трибелля», «Дом Раковского».



Иллюстрация верхнего ряда – фрагмент карты Житомира с Михайловской улицей.

Иллюстрации второго ряда:
Первая слева – Дом Ушера Готтесмана. Фото на почтовой открытке начала XX века.
Вторая – Михайловская улица. Первый справа – дом Общества взаимного кредита. Фото на почтовой открытке начала XX века.
Третья – Здание Житомирского городского совета. Фото 1961 года, автор – Борис Дубман.
Четвертая – Дом, в котором находился синематограф «Люксъ» Ильи Усановича. Фото начала XX века, автор неизвестен.
Пятая – Михайловская улица. Фото 1961 года, автор – Борис Дубман.

Иллюстрации третьего ряда:
Первая слева – Здание Житомирского отделения Императорского Русского музыкального общества. Фото 1910-х годов, автор неизвестен.
Вторая – Второй Государственный кинотеатр имени ВЛКСМ. На переднем плане – начало Гоголевской улицы (ныне – Бориса Лятошинского), слева – сквер. В сквере высокий столб с флюгером, часами, термометром, барометром и листком календаря. Фото 1945 года, автор - Е.Копыт (из фондов Житомирского областного архива).
Третья – Послевоенная демонстрация трудящихся на Михайловской улице. Первое здание справа – бывшее Житомирское отделение Императорского Русского музыкального общества, второе – бывший дом Усановича, третье – бывший Азовско-Донской банк (тогда – Обком партии), четвертое – бывший дом Готтесмана. Разрушенное здание на правой стороне Большой Бердичевской улицы (тогда – Карла Маркса) – бывший доходный дом барона де Шодуара. Фото 1940-х годов. Сканировано с книги Георгия Мокрицкого «Душа і серце Житомира: Наша рідна Михайлівська”.
Четвертая – Михайловская улица. На переднем плане слева – сквер. Первое здание слева – бывшая гостиница  «Венецiя». Фото 1939 – 1941 годов, автор неизвестен.
Пятая – Павильон для продажи мороженного в сквере на Михайловской улице. Фото 1947 года, автор – Святун (из фондов Житомирского областного архива). 
Шестая – Фонтан в сквере на Михайловской улице. Фото 1989 года, автор – Борис Дубман.

Иллюстрации четвертого ряда:
Первая слева – Михайловская улица. В центре снимка дом Трибелля. Два одноэтажных дома на переднем плане не сохранились. Фотография начала XX века, автор неизвестен. Сканировано с книги Георгия Мокрицкого «Душа і серце Житомира: Наша рідна Михайлівська”.
Вторая – Угловые дома в начале Семинарийского переулка. Первое здание слева – дом Житомирского потребительного общества, второе – кондитерская Карла Шеделя. Фото на почтовой открытке начала XX века.
Третья – Михайловская улица. Первое здание справа – дом середины XIX века (где теперь кафе «Гриль»), второе и третье – дом Раковского. Фото 1930-х годов, автор неизвестен. Сканировано с книги Георгия Мокрицкого «Душа і серце Житомира: Наша рідна Михайлівська”.
Четвертая – Улица Михайловская (тогда – Советов). Фото 1959 года, автор – Борис Дубман.
Пятая – Улица Михайловская (тогда – Горсовета). Фото 1955 года – автор Борис Дубман.

Иллюстрации нижнего ряда:
Первая слева – Кинотеатр имени Ивана Франко (бывший синематограф «Римъ»). Слева – дом Лифшицев. Фото 2012 года, автор – Владимир Белозерский.
Вторая – Бывший особняк житомирских банкиров братьев  Ратнер. Фото 1942 года (из коллекции Анатолия Магаза), автор неизвестен.
Третья – Михайловская улица. Первый дом слева - магазин одежды «ZAKKAZ», второй – магазин «Спорттовары», третий -  Свято-Михайловский кафедральный собор. Фото 2009 года, автор – Koelnat.
Четвертая – Киевская улица. На переднем плане слева дом Эпштейна, на втором - церковь во имя св. Архистратига Михаила. Фото на почтовой открытке начала XX века.
Пятая – Главный почтамт. Фото 1940-х годов, автор неизвестен.

Автор материала: Борис Дубман
 

Борис Дубман | 02.01.2015
Редакция "Журнала Житомира" может не разделять точку зрения автора статьи
и ответственности за содержание материала не несет.
Комментариев: 7
TarasS
1 Тарас (TarasS)   • 21:22:15, 02.01.2015
0

Борисе, вітаю! Чи відомо Вам, яка установа окупантів перебувала в будинку коопспоживспілки (зараз це Велика Бердичівська, 13)? Є дані, що Гебітскомісаріат був саме у цьому великому, зручному і просторому приміщенні - а не тулився сиріткою над гастрономом, як пишете Ви і ще деякі дослідники.
dubman
2 Boris (dubman)   • 22:41:50, 02.01.2015
+4

Приветствую Вас, Тарас!
Чтобы у Вас не было сомнений, посмотрите внимательно что написано на вывеске на балконе здания Гастронома на углу Михайловской и Большой Бердичевской на этих двух фотографиях, снятых 1 января 1944 года:
http://foto.zhzh.info/photo/centralnyj_gastronom_v_zhitomire_1944_god/7-0-1083
http://foto.zhzh.info/photo/ugol_ulic_gorsoveta_mikhajlovskoj/7-0-7764
Что касаемо здания Облпотребсоюза на Большой Бердичевской,13, то оно построено в начале 1950-х годов по инициативе тогдашнего первого секретаря Обкома партии А.Ф. Федорова. Помню как строили это здание.
TarasS
3 Тарас (TarasS)   • 19:31:45, 03.01.2015
-1

Борисе, дякую за відповідь і за фото! І все ж - "осадочек остается". :) По-перше, є фото часів окупації, де на місці центрального гастроному - центральний гастроном з вивіскою. Літнє фото, в гастроном заходять житомиряни. Чи відомо Вам, коли саме туди перемістили Гебітскомісаріат? Мені видається дивним, що для такої важливої установи німці обрали дуже старе приміщення з дерев'яними перекриттями. Нарешті, стосовно будинку на Великій Бердичівській, 13. Так, за всім ознаками "хрещатицького стилю" він виглядає як післявоєнний. Але тоді якого біса на ньому висить меморіальна табличка про якусь "підпільну партійну конференцію 1943 р."? :)
dubman
4 Boris (dubman)   • 22:48:43, 03.01.2015
+4

Фотография http://foto.zhzh.info/photo/7-0-96 , где еще нет вывески "Gebitskomissar" и на которую Вы ссылаетесь, снята в первые дни оккупации в 1941 году. Обратите внимание, что слева двое рабочих снимают вывеску «Гастроном». На более поздних снимках там уже вывеска на немецком.
Мемориальную доску на новом здании Облпотребсоюза повесили потому, что на этом месте было старое здание Райпотребсоюза, где проходила подпольная партконференция. Здание разрушено при освобождении Житомира. Вот что об этом писал ныне покойный краевед Николай Кострица: «10 квітня 1943 року відбулася обласна партійна конференція. Проходила вона в будинку Житомирської райспоживспілки, всього за декілька десятків метрів від гебітскомісаріату. Місце для проведення конференції було обрано не віпадково. Саме в райспоживспільці служив експедітором під скромним прізвищем Бородін секретар підпільного міському партії О.Д. Бородій”.
TarasS
5 Тарас (TarasS)   • 20:46:59, 05.01.2015
-1

Борисе, погодьтеся, навіть якщо там була якась підпільна "конференція", то табличка мала б виглядати так: "На цьому місці до 19... року стояв будинок, у якому..." (далі за текстом). Насправді ж факт проведення "партконференції" є індивідуальною міфотворчістю звичайного посібника окупантів О. Бородія - який, як і тисячі інших окупайт-арбайтерів, після війни відчайдушно вдавав із себе героя-підпільника. Для проведення обласної (!!!) конференції потрібно послати надійних кур'єрів в УСІ райони, скликати тамтешній актив (???), забезпечити логістику та фантастичну конспірацію. А делегати прибували б, у кращому разі, на кінних возах. Уявіть, Борисе, на Михайлівській стоять в ряд вози: "Бердичівський підпільний райком ВКП(б)", "Коростенський..." :)
dubman
6 Boris (dubman)   • 22:45:40, 05.01.2015
+1

Тарас, я ценю Ваш юмор типа "...посібника окупантів О. Бородія - який ... після війни відчайдушно вдавав із себе героя-підпільника". Но согласиться с Вами не могу. Дело в том, что 10 мая 1943 года Алексей Бородий был арестован гестапо, а 30 мая 1943 года расстрелян.
TarasS
7 Тарас (TarasS)   • 00:05:22, 06.01.2015
-1

Борисе, за логікою тодішнього СРСР, всі, хто співпрацював з окупантами - були посібниками. Без жартів. В Білоруській РСР після війни завели понад 500 000 (!) справ за посібництво. В Українській РСР - понад 2 000 000.
Ким був Бородій/Бородін насправді - треба розбиратися, і дуже серйозно. Опубліковані архіви ЦШПД кажуть, що масштаби зрадництва і подвійної гри серед "підпільників" були феноменальними.
У факт проведення якоїсь партконференції поряд з Гебітскомісаріатом - НЕ ВІРЮ категорично.
avatar

Новости сегодня:



Новинки сегодня: