Живий Журнал
 
ЖЖ інфо » Статті » Прес-релізи, Місто, Україна

Бабушка Владимира Высоцкого уроженка Житомира. ФОТО

Автор: Виктория Сапунова, журнал Бизнес, 22.07.2008, 00:59:32
…и от Вовки нет спасенья. Я приехал вас развеселить”

25 — мистическое число Владимира Высоцкого. 25 января 1938 г. он родился, 25 июля 1980 г. ушел из жизни. И даже первая фотография будущего поэта была сделана 25 июля. Правда, не в Киеве — в жизни поэта город на Днепре не сыграл такой значимой роли, как, например, в судьбе одного из его любимых писателей Михаила Булгакова.


Экскурсоводы вряд ли станут водить туристов по киевским местам Высоцкого, как сегодня водят по "булгаковским”. Хотя адресов, связанных с этой фамилией, в столице более чем достаточно (БИЗНЕС уже писал о жизни ближайших родственников Владимира Высоцкого в Украине; см. №7 от 13.02.06 г., стр.58, 59). И обрывки воспоминаний, случайные встречи, кратковременные знакомства складываются в то, что можно назвать Историей города и поэта. Два поколения этой семьи выросли под каштанами столицы, молодой бард устремлялся сюда к своей первой жене — Изе Высоцкой, а позже в течение нескольких лет приезжал в Киев с концертами.

Киевские корни

Хорошо знакомые улицы, дома, мимо которых ранее шествовал равнодушно, приобретают совершенно иное значение, если знать истории, которые с ними связаны. Как в "Призраке оперы” под звуки музыки и ветра времени возвращает себе былую славу и блеск ныне ветхий, а некогда величественный театр, так и обычный дом под №20 по ул. Ивана Франко в Киеве мог бы преодолеть барьер времени. Поднимите глаза к балкону второго этажа, подключите чуть воображения — и вы различите там фигуру уже немолодой, грузной женщины, которая держит на руках кота и с любопытством и любовью смотрит на улицы родного города. "Буду в Киеве камни на мостовой целовать, а в Москву никогда не перееду”, — слышится ее голос. Дебора, Дора, Иродиада, Дарья. В семье мужа ее предпочитают именовать Ириной. В девичестве — Дебора Евсеевна Бронштейн, в замужестве — Ирина Алексеевна Высоцкая (во втором браке ставшая Дарьей Алексеевной Семененко), бабушка Владимира Высоцкого. Ее родная внучка, двоюродная сестра поэта, Ирэна Высоцкая, вспоминает о ней так: "Человек добрый и веселый, она умела заразительно смеяться и быть чрезвычайно остроумной. Это, наверное, от нее у всех Высоцких страсть к хохмачеству, умение заряжать сам воздух доброй шуткой”.

    Когда бабушка впервые услышала "Городской романс” своего внука, заканчивающийся "прозрением” героя ("Понял я, что в милиции делала/ Моя с первого взгляда любовь…”), она долго смеялась, хлопала в ладоши и все повторяла: "Браво, мой мальчик! Браво!”. Бабушка поддержала "театральные” устремления внука, когда тот решил бросить Московский инженерно-строительный институт и поступить в школу-студию МХАТ. Возможно, потому что сама была заядлой театралкой: даже когда она уже практически не выходила на улицу, ее второй муж Георгий Лукич заказывал машину, чтобы вместе поехать в оперный театр посмотреть любимое "Лебединое озеро”.

    Но все это будет позже. А в 1915 г. 24-летняя уроженка Житомира, дочь преподавателя местной гимназии вышла замуж за Вольфа Шлиомовича Высоцкого. Владимир Семенович (а именно так со временем трансформировалось имя деда будущего поэта) приехал в Киев в 1911 г. в возрасте 22 лет из Бреста, получил одно за другим три высших образования — экономическое, юридическое и химическое; овладел немецким, французским и польским языками.

   В 1926 г. семья переехала в Москву. К этому времени у Высоцких уже было двое сыновей — старший, Семен (ему 10), будущий отец поэта, и младший, Алексей (ему 7). Владимир Семенович — мужчина красивый, высокий, эрудированный, образованный — всегда заставлял учащенно биться женские сердца и сам любил красивых дам. "Женщины баловали его своим вниманием, и он подчас не оставался равнодушным к их чарам. Владимир Семенович-старший, как и его сын Семен, и внук, будущий поэт, не был однолюбом. За женщинами ухаживал красиво, тонко”, — рассказывает Ирэна Высоцкая.

 

Еще живя в Киеве, он увидел на Крещатике популярную в то время актрису Эльгу Аренс, подругу Клавдии Шульженко, и не преминул познакомиться с ней. Подобрал с земли прутик и преградил им дорогу даме. Она, смеясь, перепрыгнула его — завязалось знакомство. Но Ирина Алексеевна была не из тех женщин, которые закрывают глаза на увлечения мужа. Поэтому брак в скором времени распался. В начале 1930-х годов Ирина Алексеевна Высоцкая вместе с младшим сыном Алексеем возвращаются в Киев, а Семен остается с отцом в Москве.

Высоцковедение
    Свидетельства, подтверждающие "родство” Владимира Высоцкого и его предков с Киевом и вообще Украиной, попали в руки исследователей не так давно — уже в нашем тысячелетии. Так, например, Михаил Кальницкий нашел в одном из городских архивов Киева свидетельство о браке Доры Евсеевны Бронштейн и Вольфа Шлиомовича Высоцкого. А Вадиму Ткаченко удалось получить выписки из житомирского архива, где хранилась справка о рождении бабки будущего поэта.

    Во время Великой Отечественной войны бабушка Высоцкого жила в Киеве — не успела эвакуироваться. Для нее, учитывая национальность, пребывание в оккупированном фашистами городе представляло смертельную опасность. Поэтому в самом начале оккупации она оформила церковный брак со своим вторым мужем и стала Дарьей Алексеевной Семененко. Соседка Высоцких по дому на ул.Франко, 20 Ирина Мельниченко (сейчас — Заслуженный деятель искусств Украины, хормейстер Украинского народного хора им.Григория Веревки) знала Ирину Алексеевну. И именно ее родители спасли бабушку поэта: "Когда начались расстрелы евреев в Бабьем Яру, к нам в квартиру пришли трое немцев. Старший, изучив документы, указал пальцем на Ирину Алексеевну и спросил: "Юде?”. Та ответила отрицательно. Немец еще раз задал свой вопрос и направил пистолет на моих родителей, но те ответили, что их соседка не еврейка”.


    Впервые в гости к киевской бабушке Володя попал в 1950 г. Ему было 12 лет — самый обыкновенный мальчишка своего возраста: коротко стриженая шевелюра с торчащими волосами, белая майка и не по размеру большие шорты-трусы, топорщащиеся колокольчиком, на ногах сандалики. Таким зафиксировал его фотоаппарат дяди, Алексея Владимировича, в Киевском зоопарке. Много лет спустя один из биографов Владимира Высоцкого, Владимир Новиков, написал: "Маленьким он был очень похож на киевского деда — Владимира Семеновича Высоцкого. Пожалуй, по этой линии унаследовал Владимир Семенович-младший любовь к точной информации и уважение к научным открытиям…”. Редкие детские посещения бабушки с возрастом станут чаще, когда в Киев приедет работать первая жена Высоцкого.

 

Киевская жена

"Его звали Вовочка, Володя, Вовчик и даже Васек. Было ему 18 лет. Он весь — радостная готовность помочь, подсобить, выручить, просто так поздороваться, и все пупырышки на его многоцветном пиджаке озорно подмигивали. Случилось чудо. Он стал родным и любимым — глупый мальчик, смешной-смешной, влюбленный во всех девочек сразу…” — так в вышедшей три года назад книге мемуаров под несколько страшным заголовком "Короткое счастье на всю жизнь” Иза Высоцкая (по первому мужу — Жукова) вспоминает о своем Владимире Высоцком, которого в те годы так еще никто не называл.

В 1956 г. был просто Вовочка. Школа-студия МХАТ: она третьекурсница, он только поступил учиться. Они познакомились в студии на вечере знакомств для первокурсников, которые устраивались ежегодно. Потом были Гостиницы Иваново цены которые снизились до минимума и молчаливая роль в дипломном спектакле Изиного курса "Гостиница "Астория” по пьесе Александра Штейна. Так постепенно и завязались их отношения. А однажды Володя взял чемодан Изы и просто перенес его на 1-ю Мещанскую. Она стала его первой и единственной женой, которая до сих пор носит фамилию Высоцкая.

   Они долго не могли оформить отношения официально — Иза была замужем, и хотя отношения с супругом не сложились, официально брак не был расторгнут. Развод представлялся делом хлопотным: необходимо было опубликовать сообщение о разводе в газете, суд должен был проходить по месту жительства ответчика, а он проживал в Таллинне. Помогла бабушка Володи, Ирина Алексеевна. Поскольку она работала косметологом, то имела в Киеве связи. Одна из ее клиенток была народным судьей. Изе удалось оформить развод.

    Свадьбу Иза и Владимир смогли сыграть в 1960 г. А в 1958 г. был тот самый дипломный спектакль "Гостиница "Астория”. И распределение в Киев, в Театр им.Леси Украинки. "Киевский вокзал (Москвы. — Ред.) был затоплен моими слезами. Я стояла, вжавшись в стену, а Володя, упершись ладонями, отгораживал меня от всего мира. И я ужас как ревела. И мы ужас как целовались. Поезд вздрогнул, и я, окончательно обессилев, вжалась в угол полки, уносясь в далекое, в страшное, в разлуку”, — напишет Иза много лет спустя.

    Иза стала жить в одной из бывших гримерных театра. Соседняя комната, где стоял телефон, принадлежала заведующему труппой. Он оставлял ей ключ. Высоцкий звонил туда, а когда любимая поднимала трубку, то слышала: "Здравствуй, это я!”. Не имея возможности видеться, говорили по несколько часов, а еще писали друг другу письма. И редкие свидания в Киеве и Москве. Денег на билеты не было, и Иза радовалась, когда удавалось подработать. Например, озвучить фильм на Киностудии им.Довженко. Откуда брал деньги Володя, она не знала. Но он неизменно приезжал неунывающим, эдаким человеком-праздником, появляясь перед ней со словами: "Здрасьте, мое почтенье, и от Вовки нет спасенья. Я приехал вас развеселить. Зухтер (вообще-то — стукач. — Ред.) парень я бывалый, расскажу я вам немало и прошу покорно "браво” бить! (несколько видоизмененные строфы песни Высоцкого. — Ред.)”.

"Однажды пробрался тайком на репетицию "Дяди Вани”, где Иза Соню играет”, — рассказывает в своей книге "Высоцкий” Владимир Новиков. — Режиссер Романов — со странностями, не выносит посторонних в зале. Вдруг примечает он незваного гостя в бельэтаже и грозно вопрошает: "Кто там?” А оттуда ответ: "Пока — никто”. Ответ оригинальный. Владимир Высоцкий — еще будет!”.

Киевские концерты

Идея организовывать в Киеве концерты Владимира Высоцкого принадлежит товарищу певца Игорю Бровину, тогда — заместителю директора института "УкрНИИгипронефть” (позднее — "ВНИИПК­нефтехим”), знакомство с которым состоялось в 1971 г. в Москве. В то время Владимир Высоцкий — уже известнейший исполнитель, что, однако, не приносит ему желаемых материальных дивидендов: оклад в Театре на Таганке у артиста составлял всего 130 руб., выступать на телевидении и радио возможности не было. Так что единственный выход — организация концертов. А так как официально этого сделать было нельзя, то и площадки, на которых пел бард, оказывались самыми разнообразными — школы, заводы, проектные и научные институты. Все киевские концерты были завязаны на двух людях: уже упомянутом Игоре Бровине и его друге Владиславе Мокринском. Именно с ними связывался Владимир Высоцкий, когда собирался в Киев с очередным концертом. Владислав Михайлович сейчас — заместитель директора по научной работе научно-инженерного центра "АКСО” НАН Украины (Игорь Бровин переехал в Бостон), и БИЗНЕСу удалось с ним встретиться. В разговоре он, правда, неоднократно сетовал, что "столько воды утекло, многое уже стерлось из памяти”, но все равно вспомнил множество подробностей своего сотрудничества и общения с Высоцким.

   Почти 40 лет прошло с того времени, как состоялась их первая встреча. Было это в самом начале 1970-х. "Мне было 22 года, я оканчивал университет и работал в Институте ботаники им. Н.Г. Холодного АН УССР. Мой хороший знакомый Игорь Бровин, который знал Владимира Высоцкого, позвонил и спросил, не смог бы я помочь организовать Володин концерт у себя в институте”.

Первое подготовленное Владиславом Михайловичем выступление прошло в конференц-зале президиума Академии наук. Высоцкий дал там два концерта, а после захотел посмотреть Музей ботаники. Оказался в восторге от экспозиции и даже оставил в книге отзывов запись, сохранившуюся до сих пор.

    Сколько точно концертов удалось устроить, Владислав Михайлович сказать затруднился, но происходило это так: за месяц-полтора до предполагаемой даты выступления Высоцкий звонил или давал телеграмму, предупреждая, что будет "окно” в графике. Приезжал всегда один поездом "Москва — София”. Длились такие импровизированные гастроли 3-4 дня, певец давал 2-3 выступления за вечер; репертуар состоял из 17-26 песен. "Кстати, брал он за выступление немного — 200 рублей за концерт, — рассказал г-н Мокринский. — Очень любил, чтобы задавали вопросы. А люди чаще хотели песни слушать. И вот он споет 3-4 песни, а потом: "Ну что вас интересует?”. В ответ: "Спойте то-то и то-то”. А он: "Ну почему вы не спрашиваете о театре, о стихах, а только песни?”.


    Только однажды Высоцкий приехал в сопровождении друга — Ивана Дыховичного, тогда актера Театра на Таганке. Они возвращались после выступлений в Кишиневе и по дороге заехали в Киев. Остановился Владимир Семенович в гостинице "Украина” на бул.Тараса Шевченко (сейчас — "Премьер Палас”) в том же самом номере, который выбирал всегда. "Я зашел к нему в гостиницу, через полчаса должен был начаться концерт. Он говорит: "Мне там бочонок вина подарили, иди продегустируй, а я пока поработаю”. Я наблюдал из соседней комнаты, как он работает. Сидит, курит, потом — раз! — строчку написал, походил-походил, еще строчку написал. Минут 20 он так посидел, я потом заглянул через плечо, а там — четверостишие”.


    После этого поехали в проектный институт КиевЗНИИЭП, где были запланированы два концерта. Там случился небольшой конфликт. Кто-то из сотрудников позвонил в КГБ и сообщил, что проходит нелегальный концерт Высоцкого. На второе выступление приехали несколько "человек в штатском”, которые, к счастью, оказались поклонниками барда. "Они так аплодировали и эмоционально реагировали, а после концерта просто встали и ушли, что мы поняли — "пронесло”. Но, организовывая Володины концерты, я всегда боялся момента передачи денег. Ведь если бы взяли с поличным, то могло бы дойти и до уголовного дела”.


    Безусловно, устроители концертов рисковали. Игорь Бровин, будучи заместителем директора крупного института, членом партии, никогда сам не брался за организацию выступлений, всегда через посредников. Владислав Мокринский шел на авантюры. Так, например, после того как Владимир Высоцкий дал концерт в Институте электросварки им. Е.Патона, сотрудников предприятия, помогавших в организации, вызвали в партком. Расспрашивали, как вышли на Высоцкого, кто тот конкретный человек, который напрямую связывался с певцом, грозили увольнением, но никто не "раскололся”. "Я всегда ждал последствий, ничего смертельного, конечно, но у меня отец — полковник в отставке, член партии, получил золотой значок "50 лет в партии”, таких людей вообще мало было”. Во время концерта в ЗНИИЭП был сделан снимок Владимира Высоцкого, на котором певец оставил свой автограф. Он до сих пор хранится дома у Владислава Михайловича, вот только чернила за столько лет успели практически полностью выцвести. Жена предлагала восстановить подпись, но хозяин реликвии отказался.

    Запомнился Высоцкий Владиславу Мокринскому как человек простой в обращении, совсем не пьющий, но много курящий. "Курил сигареты "Мальборо”, которые мало кому тогда удавалось достать, и никогда не угощал”. Ужинать предпочитал или в ресторане гостиницы "Украина”, или же в ресторане "Ленинград”, находившемся в подвале на углу ул.Крещатик и бул.Тараса Шевченко. В ресторане никогда не платил. "Мы бы ему, конечно, и не позволили, но он даже не делал попытки. Говорил сразу: "Ребята, вы меня извините, но мне деньги нужны”. Конечно, такую супругу иметь! Однажды у него был заказан билет на самолет, и он послал меня его получить. И я, естественно, полюбопытствовал. Смотрю в паспорт: есть штамп о том, что состоит в браке с гражданкой Поляковой-Байдаровой Мариной Владимировной. Ее же настоящая фамилия — Полякова, а Влади — псевдоним”.


    А вот на единственные с участием Владимира Высоцкого гастроли Театра на Таганке, которые проходили в Киеве в 1971 г., Владиславу Мокринскому попасть не удалось. Тогда на сцене Театра оперетты играли "Десять дней, которые потрясли мир”, "Павшие и живые”, а также "Пугачева”. Владислав Михайлович очень хотел увидеть певца в роли Гамлета. В 1973 г. или 1974 г. он приехал в Москву в командировку. Позвонил Высоцкому домой, трубку взяла мама. Нина Максимовна ответила, что дома Володи нет. "А я думаю, как же попасть на "Гамлета”, как же встретиться с Володей, если он дома не появляется? И мы в день спектакля поехали к театру, чтобы поймать его возле служебного входа. Сестра все не верила: "Мы, москвичи, не можем попасть на этот спектакль, а тут ты”. А зал ведь в Театре на Таганке маленький — всего полторы сотни мест”. Высоцкий появился за 5 минут до поднятия занавеса. "О! А ты откуда тут?”. Провел старых знакомых в вестибюль, и через минуту те уже сидели в одном их первых рядов партера. А Высоцкий — на сцене в черном свитере, джинсах и… китайских кедах.

    Больше Владислав Мокринский с Владимиром Высоцким никогда не встречался. "В 1971 г. я перешел работать в совхоз "Троянда”, выращивал гвоздики, розы. И Володя говорил: "Жаль, нет времени подъехать, посмотреть твои цветы”. А они потом на его похороны поехали. Я срезал 100 шикарных гвоздик. Их Игорь Бровин повез в Москву”. С похорон Игорь Леонидович вернулся с маленькой бобиной для магнитофона "Весна”, где были записи ритуала — 180 метров пленки с выступлениями Николая Губенко, Аллы Демидовой, Бориса Хмельницкого, Инны Ульяновой. Но реликвия со временем затерялась, о чем Владислав Мокринский жалеет до сих пор.

Благодарим за помощь в подготовке материала исследователя творчества Владимира Высоцкого Вадима Ткаченко.
 
Автор: Виктория Сапунова, журнал Бизнес, редактор рубрики "Місто" на ЖЖ.info
Місто | 22.07.2008 | Переглядів: 26697
Коментарів: 0