Размышления о человеке и сознании
Автор: Александр Бендер, 13.03.2010, 19:03:07
Человек, в большинстве своем, обладает разумом. Разум – понятие, первоопределяющее нас. Но в тоже время, человек и сам точно не осознал что такое разум. Можно сказать, что разум – это свойство, при котором информация устойчивой структуры, но в тоже время непрерывно меняющейся, но не в хаотическом порядке, (с физиологической точки зрения это наш мозг) получает из вне информацию определенного типа, и сама, без получения уточнений, как-либо корректирующих конечный результат, генерирует информацию, ранее не встречавшуюся, по крайней мере в самой структуре обработки (то есть мозге, его сознании, если ассоциировать с человеком). Как правило, все, что человек определил как «свойство», для него мало объясняется. Свойство – это конечный результат действий какой-то структуры, и если законы этой структуры не определены, то последствия её действия как раз и именуют свойствами. К примеру, сила, вес… Неизвестны первопричины этих свойств. Это большая загадка, огромная… Все, что мы воспринимаем – это свойства, ощущения. Попытки объяснить, фундаментализировать их приводят, как правило, к подмене на другие свойства. И только язык дает скользкую возможно обернуть их твердой оберткой, которую можно мнимо потрогать рассудком.
Человек по мере своей эволюции (не обязательно биологической, скорее наращивания сложности в общем) сначала был, сравнительно, примитивом, и неосознанно получил то, что мы называем разумом. И он не такой, каким бы мог быть, во всяком случае, вероятностно-теоретически. Есть множество факторов, делающих его, разум, очень примитивным. Но ведь мы не могли избавится от них, чтобы стать совершеннее изначально, потому что мы не знали какие факторы нам мешают - мы не могли осознать этого, идя до самой цели (появление разума), без самой конечной цели. Нельзя усовершенствовать ход эволюции разума, не имея при этом самого разума. Лишь внешние факторы могли повлиять на ход событий... Изменить ход истории Вселенной, будучи сами частью Вселенной. Человек стал человеком лишь благодаря влиянию этих внешних факторов. Они - это прилив новой информации, и, в конце концов, после безграничных пересечений, наложений, неустойчивых комбинаций появилась структура, способная совершенствоваться внутри себя самой, и при этом влияние внешних факторов стало лишь катализатором.
Суть вот в чем. Нельзя получить что-то более совершенное, чем то, что мы используем для создания усовершенствования, то есть примитивы, если сравнивать с усовершенствованиями, без изучения самих примитивов. Человеку предстоит еще долгий путь до получения знаний о примитивах, базовых элементарных столбах, но в результате, если это произойдет, то откроется доступ к фактически безграничным в изучаемой области совершенствам. На данном же этапе своего существования человек оперирует лишь понятиями и свойствами, без каких либо глубоких знаний о их происхождении (фундаментальном, опорном, а не причинно-следственном). Под глубокими знаниями здесь стоит понимать уровень информации, достаточный для сложения большого количества комбинаций из полученных данных - чтобы из примитивов можно было сложить как большее количество совершенствований. Это примерно равно тому, что чем больше мы будем знать о свойстве материала для изготовления, тем большее применение мы ему найдем.
Все вышенаписанное подразумевает при этом всем достоверность теории дискретности мира. То есть, теория о том, что любая дискретная частица мира содержит неограниченное количество информации. Стоит лишь опустится на уровень ниже в изучении, и количество информации об изучаемом объекте или частице лавинообразно возрастает. Стоит также отметить, что может быть и иной вариант: опустившись ниже, однажды можно дойти до уровня, не поддающегося дискретизации, либо недосягаемого (принципиально непостижимого?) для нас. Либо же настолько информатически широкого, что просто невозможно будет получить все данные об его дискретности. Тогда, либо разум обречен на постоянное комбинирование полученной информации, либо он попросту неспособен будет выйти за грани своего развития вовсе. Человек же существует в том мире, где комбинирование имеющихся данных позволяет опустится на уровень ниже в ступенях дискретизации. Но неизвестно на сколько уровней эта возможность будет распространятся.
Человек – существо разумное. И, следовательно, как ему и свойственно, всегда рассматривает цепочку информации «причина-действие-результат». Четко очерченной способностью разума является генерирование недостающих звеньев в этой цепочке. Имея причину, сразу постает вопрос о смысле; имея результат, постает вопрос о причине, его вызвавшей. Генерируя смысл, разум автоматически уходит от выполнения действий для получения результата. В случае же отсутствия генерирования, а лишь усваивания, то есть получения информации, нам бы пришлось всегда осуществлять действия, для того, чтобы понять, что будет их результатом. Кроме того, без возможности генерирования, понятия причины и действий для уже осуществившихся результатов никогда бы не были получены. То есть, наш разум позволяет нам усваивать информацию не только в реальном времени, но и двигаясь в направлениях взад-перед в потоке времени.
Большой проблемой является определения происхождения разума. Наука стоит на позиции, что разум это результат деятельности нашего мозга, и все операции делает наш мозг (то есть, сугубо физиологически). Более того, разум здесь абстрактное понятие, наука здесь видит лишь деятельность мозга. И действительно, информация, поступив в наш мозг, обрабатывается, затем генерируется новая, посредством комбинирования имеющейся, и учитывая все второстепенные, уже имеющиеся источники и факторы. Все это дает возможность прогнозировать события по информации, на первый взгляд никак не относящейся к прогнозируемым событиям. Мозг – мыслительный центр, который дает возможность запоминать результаты своей деятельности. Отсюда следует, что разум без мозга просто не мыслим. При смерти мозга разум как таковой исчезает вовсе, как поле без тока. То есть, здесь разум выступает некоторым свойством мозга, а не как некоторой самостоятельной единицей. Другая позиция часто прослеживается со стороны религии. Она подразумевает наличие у человека души. Душа, с этого угла обозрения – это разум, но а пассивном состоянии, и при этом, в принципе, возможно существование за гранями нашего тела. Она же – это разум, который если и может в какой-то степени мыслить, то все равно не может запомнить своих действий. Это либо некий информатический сгусток, имеющий устойчивую структуру, и эволюционирующий, либо же это некое, определенного строения, тело, существующее даже после нашей смерти(получается, что не полной смерти). Это наше самосознание, некая часть нашего существа, неспособное на глубокое мышление, но дающее нашему телу осознать нашу отделенность от остального мира. Некая чистая субстанция самосознания, если хотите…
Существование души научно не доказано, но нам хочется верить, что она есть. Это некий фактор, не дающий нашему сознанию угаснуть. Человеку трудно представить себя без души, потому что он не может представить существование в иной форме бытия. Да и если бы мог, то навряд захотел бы. Человеческое существо настолько привыкло к окружающему миру, что уже не может представить себе иного. Стоит еще сказать, что наши ощущения зависят от нашей физиологической стороны, от нашего тела (тел?). Под привыканием к миру стоит понимать не только настоящее привыкание, понятие которого мы привыкли использовать повседневно (то есть выработка условных рефлексов на часто повторяющиеся факторы, например), а и привыкание в смысле приспособленности, заданной на уровне генов. То есть, тело, в общем говоря, просто приспособлено для мира существующего, и рефлекторно уже настораживает мысль о переходе в другое состояние. Инстинкт самосохранения не дает нам даже права на мысль о переменах в нашем теле. Основным же ступором все же является наличие у человека самосознания, возможности контроля над миром, так как человек стоит вне этого мира, он есть его частью, но его сознание выделяет его из него. Человек мыслит объективно, а посему ему трудно представить мир, в котором он не сможет дискретизировать его, контролировать что-то, а главный страх – страх исчезновения сознания, наявность несознания. Итак, человечество давно верит в душу. Это наша часть, не дающая нам умереть, потерять сознание. Перейдя в состояние души, человек сознателен, но уже без прежней материальности. Мышление если и есть, то от него нет смысла за отсутствием возможности к запоминанию как таковой. Мир воспринимается, но не запоминается. Из этого следует, что наличие мышления у души ставится под сомнение, так как для мышления нужна память. Хоть некоторая. Ведь мышление – процесс преобразования информации. Информацию же нужно на что-то скопировать из мира внешнего, для хранения отражения мира. Здесь ничего нельзя утверждать, потому как со структурой души никто не знаком (при жизни по крайней мере), даже неизвестно существует ли она вообще. Возможно, что душа – это просто упрощенная версия нас, несущая только самые необходимые наши особенности, задатки сущности. То есть, если душу мы не видим, то это еще не значит, что она нематериальна. Возможно, она полностью разумна, имеет все способности для восприятия. Единственное, что можно сказать, так это то, что память, оставшаяся после жизни в материальном теле, в душу не войдет (по большей части точно).
В рассмотрении души еще один важный аспект есть в том, как душа может появляться в нас. Либо она попадает в нас при рождении, то есть это наше самосознание, выводя человека из разряда просто высокосложного биологического тела, либо же она появляется во время жизни, образуя некое тело, которое не дает нашему сознанию потерять свой объектный вид. Если душа путешествует из тела в тело, то это исключает наличие у нее памяти из жизни в прошлом теле. В этом случае душа есть неким ключом, дающим человеку кроме телесного ума еще и разум. Это фактор, выделяющий нас из внешнего мира.
Говоря о человеческом теле, напрашивается вопрос: а зачем оно? С одной стороны, наше тело очень даже совершенно (относительно совершенно, конечно). Теоретически, наше тело есть совершенная машина для жизни в данной окружающей среде, в этом бытие. Животные, например, напрямую зависят от окружающей их среды, и их тела тоже отлично приспособлены, даже лучше, чем наши. Но это справедливо лишь для определенной среды. Сменив среду обитания при довольно сильном смещении, животное просто беспомощно, и обречено на гибель. Человек же, обладая разумом, подстраивается по среду обитания, а позже уже подстраивает ее под себя, в некоторой мере. Теоретически, наше тело почти совершенно, тут и регенерация, и приспосабливаемость, и прочее и прочее. Но на самом деле все иначе. В реальном положении дел наше тело довольно уязвимо и хрупко.
С человеческой точки зрения кажется невозможным сам факт появления человека как такового. Это настолько сложная структура, что её появление выходит за рамки человеческого понимания. Опираясь, пускай, хоть и на ту же теорию эволюции, невозможно представить, сколько понадобилось случайных событий, чтобы в результате взаимодействия материи, можно сказать, пассивной, появилась некая самостоятельно меняющаяся структура. И просто уму не постижимо, сколько прошло комбинаций, в результате которых появилось даже самое примитивное ДНК. И сколько было удачных комбинаций, но без возможности репродукции. Должно было быть бесчисленное количество комбинаций, в результате которых появилось устойчивое соединение, в виде некоего тела с молекулой ДНК, то есть клеткой. И трудно поверить, что в результате стольких комбинаций, наложений физических законов, обменов информацией, появились лишь существа в привычном для нас виде. Так и хочется признать то (или нет?), что есть множество эволюционирующих существ, но за пределами нашего восприятия. Еще больше кажется невероятным количество смертельных для организма комбинаций мутаций, появившихся в результате эволюции. Комбинаций немыслимое количество, а жизнеспособных всего несколько, и притом многие из этих нескольких гибли под действием внешних факторов. А ведь человек это сложнейшая система, в которой проявилось бесчисленное количество удачных мутаций. Еще более поражающей есть эволюция умственная, ведь тут нельзя прямо применить обычные законы естественного отбора. Трудно даже предположить когда появилось самосознание. Ведь это настолько сложное понятие, что даже неясны его первопричины, вызывающее его в нас каждый день, не говоря уже о мутациях, вызвавших его. Так что, либо человечество до сих пор не выявило сторонних факторов эволюции, неких катализаторов, либо эволюция идет по неким непонятным принципам, либо же все комбинации действительно были, и в результате человек появился по общепризнанным эволюционным законам.
Автор: Александр Бендер, редактор рубрики "Прес-релізи" на ЖЖ.info
http://alex-bender.livejournal.com/
Прес-релізи
| 13.03.2010
| Переглядів: 1209