Первым из российских государей посетил губернский город Житомир 14 сентября 1816 года император Александр I. Среди сопровождавшей императора большой свиты из 49 экипажей были граф Алексей Андреевич Аракчеев и генерал-фельдмаршал князь Петр Иванович Волконский. К такому неординарному для Житомира событию готовились заранее.
Благодаря воспоминаниям непосредственного участника этого события Яна Дуклана Охотского мы можем познакомиться с интересными подробностями: «Мы были заранее уведомлены о дне прiезда государя и о согласiи его быть у дворянства на балу. Все предводители были созваны и сделана была съ величайшею охотою складка по 500 червонцевъ съ повета на торжество приема и бала. Въ театре, сравнявъ партеръ и сцену, устроили огромную танцевальную залу; полъ въ ложах обпли зеленым сукномъ, а стены белымъ коленкоромъ съ драпировкой. Ложи перваго этажа соединили съ залой, а ложи втораго этажа образовали галерею для музыки. Надъ этой галереей устроены были транспаранты, изображавшiе важнейшiя событiя изъ последней войны, взятiе Парижа и т.п.; шли надписи и эмблемы вокругъ всей залы между гирляндами и фестонами. Все драпри были изъ пунцоваго мериноса, и вся мебель – 500 креселъ, – тоже обиты были пунцовымъ мериносомъ. Освещали залу две тысячи свечъ. Транспаранты освещались тысячу масляныхъ лампъ.
Позади театра, наскоро построили вторую залу; въ ней за одинъ разъ, вокругъ одного стола, триста человекъ могли ужинать. Устроены были два громадныхъ буфета. Въ одномъ поставлено было девятьсотъ различныхъ высокихъ сортовъ винъ, въ другомъ находились: чай, кофе, шеколадъ, варенье, конфекты, плоды и прочее.
Мне поручили устройство бала, ужина и буфетовъ, прислуги, музыки и всего необходимаго. Привезли повара Дагеза изъ Дубна, и онъ за 300 червонцевъ обязался приготовить ужинъ для главнаго стола; остальные нанятые повара должны были приготовить холодныя кушанья, долженствовавшiя стоять на боковыхъ столикахъ, помещавшихся вдоль стенъ въ зале для ужина. Князья Любомирскiе, Яблонскiе, графъ Иллинскiй, Стецкiй, Валевскiй и другiе доставили серебро, хрусталь, фарфоръ, все нужное для буфетовъ и кухни. Всем этимъ заняли целый особенный домъ, къ которому для караула ежедневно наряжали офицера и шестнадцать солдатъ. Чего недоставало брали изъ магазиновъ, въ особенности изъ магазина Ходоара – 500 паръ великолепныхъ чашекъ, канделябры, бронзу и прочее. Изъ Романова (Иллинскаго) были присланы парижскiя бронзы. Прислуга, мною избранная изъ красивейшихъ людей, состояла из восьми камердинеровъ у каждаго буфета, двадцать у главнаго стола, не считая прочихъ имъ помогавшихъ. Музыку далъ Ганскiй, и были еще два оркестра полковыхъ. Сформировали оркестр изъ 80 музыкантовъ подъ дирекцiей славнаго Герке…».
Упомянутый Охотским оркестр графа Ганского возглавлял немецкий и украинский скрипач, дирижер и педагог, автор многих скрипичных произведений Август Герке. Граф Вацлав Ганский – это первый муж Эвелины Ганской (будущей жены Оноре де Бальзака). А граф Юзеф Иллинскаий – последний владелец Житомира. В 1797 году российское правительство выкупило у него город.
Император подъехал прямо к Крестовоздвиженской церкви на Замковой горе, оттуда – в дом-дворец Волынских губернаторов на Киевской улице (теперь на том месте кинотеатр "Украина"). После того, как губернатор Варфоломей Гижицкий представил Александру I местное дворянство, все отправились на бал в театр, который был тогда на нынешней площади Королева, напротив Пилипоновской улицы (теперь Михайловская).
Читаем далее мемуары Яна Дуклана Охотского: «Отъ дворца къ театру зажжена была иллюминацiя; въ одинадцать часовъ послышался крикъ народа и загремели голоса: vivat Императоръ! Vivat Александръ милосердный!! Экипажъ Императора подъехалъ. Все мущины въ зале удалились въ боковыя галереи, только дамы остались въ центре залы. Когда Александръ вошелъ, дамы все вдругъ встали, а madame Гижицкая и Генрихъ Иллинскiй вышли къ нему на встречу и приняли его. Государь былъ въ мундире конныхъ-егерей, без шитья; очень скромно одетый, точно онъ въ эту минуту, отказавшись отъ всех высокихъ отличiй своего сана, хотелъ быть только наилюбезнейшимъ человекомъ. Онъ ласково кланялся и приветствовалъ всехъ приближавшихся къ нему. Даже трудно было поверить, что это былъ тотъ самый, увенчанный славою герой, которому принадлежала шестая часть света. Несколько дамъ было представлено Гижицкою, и Государь открылъ съ нею балъ и потомъ протанцовалъ съ пятнадцатью дамами. … По окончанiи каждаго танца Императоръ целовалъ своей даме руку. Реестр, съ кемъ танцовать, былъ сотавленъ прежде. … Передъ ужиномъ онъ уехалъ, но свита осталась – Волконскiй, Норовъ и прочiе».
Весной 1842 года Житомир посетил император Николай I (Николаем I был утвержден в 1827 году первый Генеральный план застройки Житомира). После Житомира он собирался посетить Киев. Киевский губернатор Дмитрий Бибиков как раз в это время проложил в Киеве новую улицу (нынешний бульвар Шевченко) и обсадил ее с обеих сторон каштанами. Вернувшийся из Житомира гонец, специально направленный туда к императору, привез известие, что во время его рапорта о приготовлениях в Киеве, у восседавшего на лошади монарха появилась гримаса недовольства. Говорят, что в это время Его Величество укусил слепень. А гонцу показалось, что как раз в тот момент, когда речь шла о каштанах. Этого было вполне достаточно, чтобы встревоженный губернатор дал отбой, и в ночь накануне приезда царя все каштаны выкопали и выбросили. Вот такой курьезный факт.
В октябре 1858 года Житомир посетил император Александр II. К его приезду для торжественной встречи на Семинарийской площади (ныне Соборная) около Семинарийского костела выстроили огромную деревянную триумфальную арку. В автобиографической повести "История моего современника" Владимир Галактионович Короленко вспоминает: «...когда мне было пять лет, в Житомир приезжал молодой царь Александр II. ... мне смутно вспоминаются толпы народа, страшный гул человеческих голосов и что-то невидимое, промчавшееся где-то в глубинах этого человеческого моря, после чего народ, точно вдруг обеспамятевший, ринулся к центру города. Все говорили, что это проехал царь…
Гораздо отчетливее сохранились впечатления вечерней иллюминации. Я помню длинные вереницы огней, протянувшиеся к площади, где над всем высилась огромная арка, пылавшая как костер. Толпы людей передвигались внизу, как черные потоки, а вверху было еще более черное небо. По временам где-то поднимались крики "ура", которые подхватывались, крепли, проносились по улицам вдаль, перекатываясь огромным сплошным гулом. У нас был далекий родственник, дядя Петр… После царского проезда он рассказал несколько анекдотов. Мне особенно запомнился один: перед самым царским проездом полиция заметила в боковой улице корову. Когда будочники кинулись на нее, она смертельно испугалась, когда же раздались крики "ура!", то корова пришла в совершенное исступление и бросилась в толпу, раскидывая людей рогами. Таким образом, она будто бы пробила себе путь до пустого пространства, оставленного для проезда царя, и попала туда как раз в то мгновение, когда промчалась царская карета. Корова ринулась прямо за каретой и торжественно прибыла к губернаторскому дому, а за нею два запыхавшиеся, насмерть запуганные подчаска».
Император Александр III в первой половине сентября 1894 года "изволил следовать из Спалы в Крым". Он уже был серьезно болен и во время поездки утомился. Поезд остановили на окраине Житомира возле железнодорожного моста через реку Тетерев. «Его Величество чувствовал себя настолько сильным и крепким, что без посторонней помощи изволил выйти из вагона; Государыня Императрица Мария Феодоровна вышла из вагона, поддерживаемая под руки Наследником Цесаревичем (ныне благополучно царствующим Государем Императором) Николаем Александровичем и Великим Князем Георгием Александровичем. Вся свита тоже вышла из вагонов, но оставалась около последних; Царская-же Семья без провожатых гуляла в роще; Государь Император Александр III остановился на берегу р. Тетерева и сидел там вместе с Государыней Императрицей Марией Феодоровной на камне. Прекрасная погода благоприятствовала прогулке Его Величества. Поезд простоял в этом месте 55 минут… (П. Андреев "Иллюстрированный путеводитель по юго-западной железной дороге", издание 1897 г.)».
Последний российский император Николай II несколько раз посещал Житомир, где проводил смотр войск местного гарнизона. Об этих его визитах история сохранила очень мало материала, в основном фотографии. В истории 17-го пехотного Архангелогородского Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича полка, который с 1903 по 1914 год дислоцировался в Житомире, есть такая запись: «Полк посетил император Николай II. Прошел к Архангелогородскому полку, который успел выстроиться в резервной колонне. Государь здоровался, благодарил за службу».
В Российском государственном архиве кинофотодокументов сохранилась редкая фотография, где Николай II с сыном цесаревичем Алексеем проводят смотр войск 56-го пехотного Житомирского Его императорского Высочества великого князя Николая Николаевича полка (второе фото слева в нижнем ряду). Наследник Цесаревич и Великий Князь Алексей еще ребенком был по должности наследника шефом нескольких полков и атаманом всех казачьих войск. С отцом он часто посещал армию, награждал отличившихся бойцов. На фотографии слева возле палатки стоят императрица Александра Федоровна и все четыре дочери – Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Снимок 1912 года. В последний раз Николай II прибыл в Житомир во время Первой мировой войны осенью 1916 года (третья и четвёртая фотографии слева в нижнем ряду), чтобы возглавить парад генералов и офицеров в ознаменование Брусиловского прорыва (наступательная операция Юго-Западного фронта Русской армии под командованием генерала А. А. Брусилова, проведённая 3 июня – 22 августа 1916 года). Эти две фотографии сделаны Теодором Можаровским – пресс-атташе Русской Армии.
Борис Дубман
Август 2011
Иллюстрации верхнего ряда:
Портреты императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III и Николая II.
Иллюстрации нижнего ряда:
Первая слева — Возле дома Волынских губернаторов во время приезда в Житомир российского императора Николая II. Автор фотографии неизвестен.
Вторая — Император Николай II, цесаревич Алексей, великий князь Николай Николаевич во время смотра по случаю праздника Житомирского полка на плацу. Дата съемки – 1912 год. Место съемки: Ореанда.
Третья и четвертая — Николай II на параде генералов и офицеров в городе Житомире в ознаменование Брусиловского прорыва. Фотографии 1916 года, автор – Теодор Можаровский (скопированы с сайта ru.wikipedia.org/wiki/Можаровские).