Живий Журнал
 
ЖЖ інфо » Статті » Авторская колонка » Борис Дубман

Житомирский монастырь сестер-шариток

Автор: Борис Дубман, 24.05.2022, 20:24:49
Автор Борис Дубман

Борис Дубман

все статьи автора

      Официальное название – монастырь Ордена Сестер Милосердия Святого  Винсента де Поля (фр. Filles de la charite de Saint Vincent de Paul) , а в обиходе – монастырь сестер-шариток. Французское слово charite – благотворительность. Орден был основан святыми Винсентом де Полем и герцогиней Луизой де Марийак в 1633 году.

       Французский миссионер Винсент  де Поль (Vincent de Paul) — католический святой, небесный покровитель католических благотворительных организаций во всём мире. Он родился в 1581 году (по другим данным – в 1576 году) в бедной крестьянской семье на юге Франции в деревне неподалёку от города Дакс, носящего теперь его имя. Благодаря покровительству местного помещика Викентий смог получить общее образование в Даксе, затем изучил богословие в Тулузе.  В 1600 году рукоположен в священники. Вся деятельность Винсента де Поля  проходила под знаком помощи больным и бедным. В 1625 году он основал конгрегацию миссионеров лазаристов, а в 1633 году вместе с герцогиней Луизой де Марийак создал женский орден дочерей милосердия, главным делом которого стала помощь бедным, больным, брошенным детям и каторжникам. Умер Винтсент  27 сентября 1660 года в Париже. Мощи святого хранятся в этом же городе в капелле, названной в его честь, на улице Севр.

       Святая Луиза де Марийяк (Louise de Marillac) родилась в 1591 году в Париже. Она была внебрачной дочерью Луи де Марийяка, члена знатной и влиятельной дворянской семьи. Получила великолепное образование в доминиканском монастыре в Пуасси неподалёку от Парижа, где монахиней была её тетя. В 1613 году Луиза стала женой Антуана Ле Гра, знатного дворянина, секретаря королевы Марии Медичи. В том же году у них родился сын. После смерти мужа Луиза посвятила свою жизнь оказанию помощи обездоленным. В 1629 году её исповедник и соратник Винсент де Поль предложил принять участие в организации работы женских благотворительных ассоциаций и мужских братств в приходах. Особый вклад она внесла в дело образования и воспитания девочек-сирот и девочек из бедных семей. В 1633 году она создала в своём парижском особняке приют для обездоленных девушек из провинции, которые стали помогать будущей святой в её благотворительной деятельности. В том же году по совету и при содействии Винсента де Поля эта община была преобразована в женский орден "Дочерей Милосердия" (ныне самое крупное, многочисленное религиозное женское общество в мире). Луиза де Марийяк стала его первой настоятельницей и до конца жизни им руководила.  Умерла она 15 марта 1660 года в Париже. Мощи святой хранятся в этом же городе в капелле Девы Марии на улице Бак.

       Сначала главной задачей сестёр милосердия была помощь больным на дому, но вскоре поле их деятельности весьма расширилось. Серые сёстры, как их называл народ по цвету их облачения, начали воспитывать детей-подкидышей. Они приняли на себя попечение о каторжниках, затем с 1656 года сёстры оказывали помощь раненым на полях сражений. В скором времени вся Франция покрылась широкой сетью больниц "Шарите". В 1652 году обитель дочерей милосердия впервые была основана за пределами Франции – в Польше, после чего конгрегация быстро распространилась по всей Европе

       В  Житомире  монастырь сестер милосердия (шариток)  был основан  в 1766 году польским церковным и государственным деятелем, библиофилом и меценатом бискупом Юзеф Анджей Залуским за привилегией польского короля Станислава Августа Понятовского (бискуп – католический епископ). До 1766 года этот монастырь сестер-шариток находился в польском городе Пултуске. В 1805 году община купила землю для монастыря в пустующей тогда местности Поповка в границах нынешних улиц Большой Бердичевской, Довженко, Старого бульвара и реки Тетерев. Название местности Поповка поясняется местонахождением ее вдоль берегов нижней части речки Поповка (сейчас в трубах), которая впадала в реку Тетерев в районе бывшей электростанции. Со временем эту местность стали называть Девичьим полем (Plas Panienski), поскольку здесь прогуливались сестры-шаритки женского монастыря.

       На территории Девичья поля (в районе бывшего Богоявленского сада) находился древний колодец с целебной водой, а над ним маленькая часовенка. Этот колодец принадлежал монастырю сестер-шариток, и во время крестных ходов сюда сходились верующие из далеких околиц, чтобы набрать священную воду. Рядом с Девичьем полем сестры-шаритки посадили большой сад. Сад занимал приблизительно территорию современного квартала в границах нынешних улиц Большой Бердичевской, Михайловской, Киевской, Московской и Ивана Кочерги. Нынешняя улица Ивана Кочерги, сформировавшаяся в 1840-х годах, раньше называлась Садовой улицей, поскольку граничила с этим садом.

       Место для монастыря выбрали на юго-восточной окраине  города на высоком левом берегу реки Тетерев. К монастырю от Большой дороги в Станишовку (теперь улица Большая Бердичевская) вела отдельная дорога, которая начиналась в районе нынешнего памятника Пушкину. Трехэтажное здание монастыря построили в течение 1816 – 1840 годов в архитектурном стиле необарокко из кирпича со сводчатыми перекрытиями. Толщина стен 186 см. Под всем зданием двумя галереями подвал высотой два с половиной метра. А рядом со зданием начинается подземный ход.  Куда он ведет, пока не выяснили, но есть легенда, что он проходит под рекой Тетерев и доходит аж до Бердичева. Это здание запечатлено на гравюре польского художника Эдварда Гораздовского, опубликованной в 1866 году, на гравюре 1889 года французского архитектора Сестеро де Лаутерекена, на рисунке второй половины XIX века  польского художника Феликса Бжозовского и на фотографии начала ХХ века.

       Сестры-шаритки открыли при монастыре первую в Житомире бесплатную больницу (тогда называлась госпиталем сестер милосердия), аптеку, приют для калек и детей-сирот, богадельню для престарелых и сиротское училище. Они не раз спасали горожан и от смертоносных эпидемий. Несколько комнат в монастыре было выделено и для больных военнослужащих. 22 февраля 1813 года инспектор внутренней стражи Военного министерства России генерал-адъютант граф Евграф Федотович Комаровский рапортом управляющему военным ведомством донес, что по его просьбе явился к нему чиновник 7-го класса Долговский, который проверил состояние дел в приюте и «найдя невыгодное положеніе больныхъ  въ содержаніи ихъ, въ короткое время сделал нужныя по сему гошпиталю распоряженія и устроилъ оный въ лучшемъ виде». Этот день (22 февраля 1813 года) считается днем основания Житомирского военного госпиталя.

       Монастырь сестер-шариток пользовался большим уважением и материальной поддержкой житомирян. Ян Дуклан Охотский, бывший  в 1816 году главным распорядителем торжественного ужина по случаю посещения Житомира императором Александром I, пишет в своих воспоминаниях о том, что после ужина: «остатки винъ, конфекты и прочаго мы продали съ молотка желающимъ, и все деньги, получившіяся въ  экономіи от сбора на пріемъ, Гижицкий передалъ въ монастырь сестеръ милосердія, покровительствуемый имъ в особенности». Упомянутый здесь Варфоломей Каетанович Гижицкий с 1816 по 1824 год был Волынским губернатором.

       Про Девичье поле и о сестрах-шаритках рассказал  Владимир Галактионович Короленко в «Истории моего современника»: «Для купанья нам приходилось пройти большие пустыри Девичьей площади (Plac panienski), которая приводила к старому девичьему монастырю (кляштор). В этом монастыре был приют для девочек. И каждый раз в те часы, когда мы веселой ватагой проходили к Тетереву и обратно, приютянки в длинных белых накрахмаленных капорах, совершенно скрывавших их лица, чинно и тихо кружились вереницами по площадке… Впереди и позади шли монахини-надзирательницы, а одна старуха, кажется игуменья, сидела на скамье, вязала чулок или перебирала четки, то и дело поглядывая на гуляющих, точно старая наседка на стаю своих цыплят». 

       Белые накрахмаленные капоры (шляпы) с громадными  полями, на которые обратил внимание Короленко, это отличительная особенность одежды шариток. Это для того, чтобы, дежуря у больных, нельзя было бы прислониться головой к чему-то и вздремнуть. Еще одна отличительная особенность ордена сестер милосердия –  шаритки не были монахинями. Они жили в монастырях, не вступали в брак, но и не приносили монашеских обетов. Ни ношение власяниц, ни другие монашеские условия жизни Винсент де Поль не предписывал сестрам, покаяние которых, по его словам, состояло в исполнении собственного долга: «Монастырь сестер – это больницы, кельи их – наемная комнатка, часовня – приходская церковь, крестные ходы – это шествие их по городским улицам и госпитальным палатам, замки их – послушание, ограда – страх Божий, их покрывало – целомудрие».

       После подавления первого Польского восстания  в 1831 году монастырь как потенциальный «генератор смуты и вольнодумства» попал под указ о запрещении принимать в него новых сестер милосердия, а после смерти последней монастырь велено было закрыть.  С тех пор прошло более тридцати лет, а монастырь продолжал действовать. В 1855 - 1856 годах в ходе Крымской войны в монастыре лечили израненных героических защитников Севастополя. В 1857 году настоятельница монастыря Дзвилович передала десять помещений монастыря под военный госпиталь. Новых сестер милосердия монастырь тайно принимал, но записывали их под именами умерших. Специальная инспекция из Санкт-Петербурга, прибывшая в Житомир раскрыла эту аферу, и монастырь полностью закрыли в 1865 году. Когда Девичье поле в 1870-х годах начали застраивать, в память о поле и о монастыре одну из улиц назвали Девичьей (теперь улица Красного Креста), а другую – Монастырской (сегодня улица Шевченко).

       Все помещения монастыря занял военный госпиталь, который функционировал как гарнизонный лазарет. В 1908 году в госпитале было 600 коек с хирургическим, терапевтическим, инфекционным, венерическим, ушным и глазным отделениями. В ходе Первой мировой войны большой поток раненых вынудил командование расширить госпиталь от 600 до 1000 коек, а также изменить профиль учреждения, преобразовав его преимущественно в хирургическое. В эти годы тут служил хирург Коноплев, который в 1917 году создал "аппарат Коноплева" для переливания крови и впервые применил его в полевых условиях. В 1917 – 1920 годах госпиталь переходил из рук в руки военных частей, оккупировавших город. За эти годы власть в городе менялась четырнадцать раз. С установлением Советской власти в Житомире деятельность госпиталя была направлена на лечение бойцов и командиров Красной Армии.

       Накануне Второй мировой войны госпиталь был лечебным и учебным заведением для частей гарнизона. С началом войны в госпитале стали формироваться военно-санитарные подразделения для нужд фронта. Уже 25 июня 1941 года в госпиталь прибыла большая партия раненых из Луцка, а через неделю из Новоград-Волынского. Раненные заполонили все отделения, и даже коридоры. 4 июля 1941 года началась эвакуация госпиталя. 9 июля, в связи с приближением фронта, личный состав и пациенты госпиталя во главе с его начальником военврачом 1 ранга Филипповым и помощником по медицинской части военврачом  2 ранга Островским эшелоном под бомбежками прибыли вначале в Лубны, затем в Полтаву. В ноябре 1941 года госпиталь был эвакуирован в город Чкалов, где перешел в подчинение командования Южно-Уральского военного округа. В июле 1943 года госпиталь перебазировался в Воронеж и вошел в состав Воронежского фронта.

       В феврале 1944 года госпиталь в полном составе возвратился в Житомир и в составе 1-го Украинского фронта выполнял функции эвакогоспиталя. Боевые традиции старшего поколения медиков госпиталя, прошедших фронтовыми дорогами, продолжили их сыновья и внуки на земле Афганистана. Не обошла стороной медиков госпиталя и чернобыльская беда. Теперь госпиталь обслуживает воинские части и ветеранов Житомирской, Винницкой и Хмельницкой областей.

       При оккупации Житомира немцы использовали помещения госпиталя по прямому назначению, но территорию они превратили в кладбище. Убитых и умерших солдат и офицеров они хоронили прямо во дворе госпиталя. Образовалось целое кладбище (свыше 500 могил). С помощью германского представительства только недавно удалось добиться перезахоронения останков немцев. Во время уличных боев (видимо при отступлении) наших, смертельно раненных и скончавшихся в госпитале солдат, тоже хоронили прямо возле госпитальных корпусов. При рытье траншей под канализацию в госпитале в 1960-х годах (я тогда был прорабом) наткнулись на останки двух наших солдат. Они были закопаны в солдатском обмундировании вместе с носилками, на которых их принесли, и даже с противогазами.

       При освобождении Житомира в 1943 году в результате прямого попадания бомб большинство монастырских зданий были разрушены. От трёхэтажного здания монастыря остался только первый этаж и подвал, где сохранились в своём первоначальном виде помещения со сводчатыми перекрытиями. В настоящее время там находятся физиотерапевтические кабинеты и пищеблок госпиталя.

       Так был почти утрачен интересный памятник истории и архитектуры. Монастырское кладбище в 1960-х годах уничтожили, а его территорию застроили. О сестрах милосердия "шаритках" теперь остались только благодарные воспоминания житомирян.

Борис Дубман
Май 2012




Иллюстрации верхнего ряда:
Первая слева — Святой Винсент  де Поль (Vincent de Paul). XVII век. Автор неизвестен.
Вторая — Святая Луиза де Марийяк (Louise de Marillac). XVII век. Автор неизвестен.
Третья — Бискуп Юзеф Анджей Залуский (Jоzef Andrzej Za;uski). Гравюра 1746 года. Автор – Johann Friedrich Mylius. 
Четвертая — Житомирский монастырь сестер-шариток. На переднем плане – река Тетерев. Гравюра на дереве, опубликованная в "Еженедельный иллюстрированный № 340" от 03.31.1866 с.148.  Автор – Edward Gorazdowski.
Пятая — Девичье поле. На переднем плане – Монастырская улица (теперь улица Шевченко), на заднем плане справа – здание бывшего монастыря сестер-шариток. Гравюра 1889 года. Автор — Карл Сестер де Лаутерекен.
Шестая — Бывший монастырь сестер-шариток. Рисунок второй половины XIX века, опубликованный в "Еженедельный иллюстрированный номер 304 (1516)" от 10.27.1888 с.261. Автор – Feliks Brzozowski.

Иллюстрации нижнего ряда:
Первая слева — Житомирский военный госпиталь (бывший монастырь сестер-шариток). Фото на почтовой открытке начала ХХ века. Автор неизвестен.
Вторая — Фрагмент фасада уцелевшей части здания бывшего монастыря сестер-шариток. Фото 2012 года, автор – Анатолий Магаз.
Третья — Внутренние помещения уцелевшего первого этажа бывшего монастыря сестер-шариток. Фото 2012 года. Автор – Анатолий Магаз.
Четвертая — Внутренние помещения уцелевшего первого этажа бывшего монастыря сестер-шариток. Фото 2012 года, автор – Анатолий Магаз.
Пятая — Галерея подвала бывшего монастыря сестер-шариток. Фото 2012 года, автор – Анатолий Магаз.
Житомирский монастырь сестер-шариток

Автор: Борис Дубман, редактор рубрики "Борис Дубман" на ЖЖ.info


Борис Дубман | 24.05.2022 | Переглядів: 2424
Редакція сайту може не розділяти думку автора статті
та відповідальності за зміст матеріалу не несе.

Коментарів: 0