Как в Житомире театры строили (часть первая)
Автор: Борис Дубман, 25.05.2022, 17:33:20
Ещё в далеком 1797 году в Житомире была основана первая театральная антреприза (частный театр). Это знаменательное событие, видимо, и можно считать началом истории житомирского театра. Общественность города уже тогда подняла вопрос о строительстве стационарного здания для него. Театр построили через пять лет, в 1803 году, когда Житомир ещё не был официально утверждён центром Волынской губернии. Место для строительства выбрали на правой стороне Большаой почтовой дороги в Бердичев (теперь Большая Бердичевская улица), как раз напротив нынешней Михайловской улицы. Строили здание на средства благотворителей губернии при активном содействии Волынского губернатора, действительного статского советника Гавриила Степановича Решетова. Он был назначен Волынским губернатором 19 января 1802 года, коим и оставался до своей смерти 28 августа 1805 года. За эти годы, кроме театра, он успел построить в Житомире новый Губернаторский дом на Киевской улице (после того как нечаянно сжег бывший губернаторский дом "Королевский дворец" на Замковой горе, неудачно пристроив к нему кухоньку).
Торжественное открытие первого в городе театра произошло в 6 часов вечера 30 августа 1803 года и было приурочено к именинам императора Александра I. Таким образом, Житомир стал одним из немногих городов, в которых уже в начале XIX века театр существовал в общедоступном специальном здании. Благодаря воспоминаниям Яна Дуклана Охотского, жившего в то время в Житомире, мы имеем представление, как выглядел театр. Здание было деревянное. Большой зал с партером, верхними и нижними ложами был рассчитан на 350 мест. Житомирский театр не имел тогда собственной театральной труппы, а гастролеры неохотно приезжали в Житомир, считая его "нетеатральным". Как отметил с иронией уроженец Житомира, известный писатель Лев Никулин в книге "Люди русского искусства": «…они боялись, как чумы, здешней глуши: тут жили люди с каменным сердцем и кошельком, который редко открывался».
Значительные изменения в театральной жизни города произошли при Волынском губернаторе, действительном тайном советнике Михаиле Ивановиче Комбурлее, известном театрале и меценате. У него была своя театральная труппа, которая кроме Житомира, гастролировала в Бердичеве, Каменец-Подольском, Тульчине и других городах. Как сообщила газета "Литовский курьер" 7 ноября 1809 года губернатор Комбурлей в театре отмечал свой день рождения. В честь именинника поставили мелодраму французского драматурга Гильбер де Пиксерекура "Мавританские испанцы". Зрелище было таким необычным и роскошным (только в свите герцога играло около 60 статистов), что это выдающееся событие "подвело" некоторых житомирских историков, которые впоследствии ошибочно посчитали эту дату днём основания театра.
В среднем срок службы губернатора составлял 2–4 года. Это делалось для того, чтобы вельможа не обрастал знакомствами и связями среди местного населения. Камбурлей пробыл на этой должности 9 лет (с 1806 по 1815 год), что его и сгубило. В Сенат поступили жалобы на его корыстные действия: он позволил местным дельцам провозить контрабандный товар. На место расследования был прислан сенатор Сивере, которому местные дворяне передали обвинительный акт против Комбурлея. В ходе сенаторской проверки Комбурлей с другими чиновниками был обвинён в преступлениях, снят с работы, подпал под следствие как нарушитель государственных законов. Комбурлей не выдержал свалившегося на него несчастья и, находясь под судом правительствующего Сената, скоропостижно умер.
А при Волынском губернаторе, действительном статском советнике Варфоломее Каетановиче Гижицком в Житомире произошло ещё одно значительное событие, имеющее непосредственное отношение к зданию театра. 14 сентября 1816 года в сопровождении большой свиты Житомир посетил император Александр I. По этому поводу в театре устроили бал. Участник этого события Ян Дуклан Охотский вспоминает: «Въ театре, сравняв партеръ и сцену, устроили огромную танцевальную залу; полъ въ ложах обпли зеленымъ сукномъ, а стены белым коленкором съ драпировкой. Ложи перваго этажа соединили съ залой, а ложи втораго этажа образовали галерею для музыки. Надъ этой галереей устроены были транспаранты, изображавшiе важнейшiя событiя изъ последней войны, взятие Парижа и т.п.; шли надписи и эмблемы вокругъ всей залы между гирляндами и фестонами. Все драпри были изъ пунцоваго мериноса, и вся мебель – 500 креселъ, - тоже обиты были пунцовымъ мериносомъ. Освещали залу две тысячи свечъ. Транспаранты освещались тысячу масляныхъ лампъ. Позади театра, наскоро построили вторую залу; въ ней за одинъ разъ, вокругъ одного стола, триста человекъ могли ужинать…».
История Житомирского театра неразрывно связана с именем известного украинского и польского актёра, режиссера и драматурга Антона Змиевского (1769–1834). Он был антрепренером в театре губернатора Комбурлея, потом создал свою труппу, с которой часто посещал Житомир. Его пьеса "Чумак-чародій" пользовалась большим успехом. Яркую страницу в театральную жизнь Житомира вписал польско-украинский драматург Кароль Август Гейнч (Гинч, 1810–1860-е годы), который родился и жил в Житомире, работал аптекарем. Его стихотворные пьесы "Возвращение запорожцев из Трапезундры", "Проделки улан", "Тогдашняя молодежь" и другие имели большой успех не только в Житомире, но и во Львове, Бердичеве и других городах. В 1864 году в его произведении "Комедия-опера" впервые со сцены прозвучала песня Павла Чубинского "Ще не вмерла Україна, і слава, і воля", впоследствии ставшая Государственным Гимном независимой Украины (правда, первая строка в официальной версии звучит теперь так: "Ще не вмерли України і слава, і воля")..
С именем аптекаря Короля Августа Гейнча и его отца – коллежского советника, доктора медицины и философии Франца Кароля Гейнча связано название бывшего пригородного хутора Хинчанка, который им принадлежал и находился в квартале нынешних улиц Мануильского, Восточной и Киевской. Вначале хутор назывался "Гейничивкой", постепенно название трансформировалось в "Гиннесивку", а потом – в "Хинчанку". Безымянный проезд в Житомире, где находилась усадьба Франца Кароля Гейнча, в 1995 году назвали "Кароля Гейнча проездом".
В разные годы посещали Житомир коллективы первых на Украине частных странствующих театров Рекановского, Жураховского, Зелинского, киевская труппа Леваневского, а также харьковская труппа Л. Молотковского и И. Штейна с участием великих актёров Михаила Щепкина и Карпа Солёника. Летом 1829 года пять концертов дали итальянские певцы Джованни Гели, Каролина Тусант, Галлис де ля Рокере. В 40–50-х годах XIX века на сцене житомирского театра выступали звезды первой величины: французская певица Полина Виардо, братья Винявские – пианист и композитор Иосиф и скрипач Генрик.
В 1847 году гениальный венгерский композитор, пианист и дирижер Ференц Лист посетил Житомир и находился тут с 8 до 22 февраля. За это время он дал два концерта на сцене театра. Первый концерт прошёл в субботу, 15 февраля. Из "Волынских губернских ведомостей" мы узнаём: «Событие это привлекло в Житомир посетителей не только из ближайших окрестностей, но из отдаленных уездов губернии; гг. помещики со своими семействами спешили приехать послушать игру г. Листа, а он так был внимателен к посетителям, что не отказал дать ещё другой концерт». М. Сарнецкий в журнале "Киевская старина" тогда писал, что приезд знаменитого венгерца буквально наэлектризовал публику, но помещение театра, в котором он выступал, не выдерживало никакой критики: «Деревянное, полуразваленное здание. В ясную ночь можно было увидеть сквозь потолок и крышу звезды, а в непогоду дождь, как сквозь сито, лил в партер и в ложи. Учитывая это, губернатор разрешил находиться в театре в шляпах на головах…». Так и сидели зрители еще несколько лет в "шляпах на головах" в здании театра, доведенного до такого состояния, что оно уже не подлежало ремонту.
Инициатором строительства нового здания театра стал генерал-майор Синельников Николай Петрович, назначенный Волынским губернатором в 1852 году. У него уже был опыт. Будучи дежурным офицером Генерального штаба, он возглавлял строительство театра в Красном селе. И, находясь в должности губернатора Владимира, всего за каких-то десять месяцев сумел благоустроить город и театр, учредить там Общественный клуб. После того, как из Петербурга было получено разрешение на строительство нового театра в Житомире, Синельников обратился с прошением о финансовой помощи к своему непосредственному начальнику, генералу от инфантерии Дмитрию Гавриловичу Бибикову, который тогда занимал пост Киевского военного губернатора, а также Подольского и Волынского генерал-губернатора (фактически – наместник Правобережной Украины). Прошение не было удовлетворено. Пришлось строить новый театр собственными силами. Большое количество жителей губернии и негосударственных организаций отозвались на призыв Синельникова сделать пожертвования на новый каменный театр. Собрали несколько десятков тысяч рублей серебром. Проект театра на 650 мест составил выдающийся архитектор, академик архитектуры Иван Васильевич Штром (1825–1887). Участок для строительства выделили на Жандармской улице (ныне Пушкинская).
Театр построили "изящный, каменный под железной крышей, с постоянным помещением для всей труппы и прочих лиц, служивших в театре". Зрительный зал был с ложами бенуара и бельэтажа, портал сцены позолоченный, кресла оббиты малиновым бархатом, театральные декорации нарисованы знаменитыми итальянскими мастерами того времени. Театр был торжественно открыт 6 октября 1855 года. В то время помещение житомирского театра считалось одним из лучших на Украине.
Но Синельников в Житомире построил не только театр. За его трехлетнее губернаторство город стал почти неузнаваемым. "Энергичный, неподкупный, справедливый, грозный бич взяточничества, Синельников всюду успевал в короткое время многое сделать для вверенных ему губерний, особенно со стороны внешнего благоустройства. Общественные сады, театры, мосты, памятники и т. п. устраивались им в каждом городе", – пишет о губернаторе Синельникове Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Одна из улиц в Житомире в 1878 году (еще при жизни Синельникова) была названа, в соответствии с указом Правительствующего Сената Российской империи, "Синельниковской".
О житомирском театре в книге Андеева П. "Иллюстрированный путеводитель по юго-западной железной дороге", изданной в 1897 году, написано: «Городской театр принадлежит к числу лучших зданий города; он находится не далека от центральных улиц, но в местности, удаленной от стука и грохота мостовой. Размеры здания не велики и архитектура его не отличается ни красотою, ни импозантностью, но он все-таки значительно лучше и обширнее сгоревшаго киевскаго городскаго театра, с которым имеет много общаго. Это приписывает тому, что, планы киевскаго и житомирскаго театров, строившихся одновременно, были будто-бы, по ошибке, отосланы не по назначению: в Киев прислали проект театральнаго здания, предназначавшагося для Житомира и на оборот. По бокам театра находится тенистый сквер».
То, что пишет Андреев, что якобы перепутали проекты житомирского и киевского театров – это чья-то шутка, придуманная еще в XIX веке, и в которую до сих пор почему-то верят житомирские и киевские краеведы. Никто ничего не перепутал. Оба театра, действительно, одновременно проектировал Иван Васильевич Штром, но с учётом численности населения городов. В Житомире тогда проживало около 40 тысяч человек, а в Киеве примерно в полтора раза больше. Театр в Житомире был запроектирован с залом на 650 мест, а в Киеве соответственно на 900. Ложи в Киевском театре располагались в четыре яруса (в Житомире в два яруса). Пол в зрительном зале в Киеве был подъёмный – соединялся во время бал-маскарадов со сценой. Был ли пол подъёмным и в Житомире – пока выяснить не удалось. Известно, что киевский театр был заложен 15 июля 1854 года, открыт 2 октября 1856 года, а сгорел 4 февраля 1896 года. Находился он на том же месте, где в настоящее время находится Оперный театр.
В своей книге "Люди русского искусства" Лев Вениаминович Никулин (настоящее имя и фамилия – Лев Владимирович Ольконицкий), отец которого работал антрепренером и актёром в житомирском театре, о житомирском театре вспоминал: "Это был настоящий театр, уютный и благородный зал с ложами бенуара и бельэтажа, с превосходной акустикой. Зал был почти круглый, и слово, произнесённое на сцене шёпотом, слышалось так, точно вам прошептали его на ухо. Плафон театра был расписан летающими пухлыми купидонами и томно улыбающимися музами, лирами и гирляндами роз…".
Основателем труппы театра и её художественным руководителем стал выдающийся польский писатель и общественный деятель Юзеф Игнацы Крашевский (1812–1887). Он же был и автором ряда пьес, которые ставились в театре. Юзеф Крашевский жил в Житомире с 1853 по 1858 год. На должность административного директора театра Крашевский пригласил своего приятеля из Львова, известного театрального деятеля Адама Миклашевского. Труппа ставила спектакли на польском и украинском языках. В 1865 году, после поражения польского восстания, эта труппа была распущена. Данный факт получил скандальную огласку на страницах газеты "Колокол", издававшейся А.И. Герценом и Н.П. Огарёвым в эмиграции.
На сцене житомирского театра начинали свой творческий путь такие знаменитые актёры как Митрофан Трофимович Иванов-Козельский и Николай Николаевич Синельников. Здесь выступали Михаил Щепкин, Айра Олдридж, Леонид Собинов, Томмазо Сальвини, Михаил Кропивницкий, Мария Заньковецкая, Вера Комиссаржевская, Иван Козловский и много других выдающихся артистов. Всех и не перечислишь. Иван Тургенев здесь слушал выступление французской певицы Полины Виардо. Огромным успехом пользовались пьесы Ю.Крашевского, М.Старицкого, П.Мирного, М.Аркаса, П.Нищинского, И.Карпенко-Карого, А.Островского, А.Сумбатова-Южина, А.Толстого, Ф.Достоевского, В.Шекспира и многих других драматургов.
28 апреля 1874 года в театре состоялся концерт известного композитора и пианиста Юлиуша Зарембского, который родился и провёл часть своей короткой жизни в Житомире. Он умер в возрасте 31 года и похоронен на Польском кладбище в Житомире. 21 августа 1897 года в этом театре состоялся первый в городе сеанс синематографа.
В 1918 году на Театральной площади, перед зданием театра, впервые в Житомире отметили Первомайский праздник. Трибуной был балкон, который служил и крышей портика перед входом в театр. Здесь проходили митинги и даже парады. В феврале 1919 года житомирский театр был национализирован, и в нем сразу ввели должность комиссара. В августе 1920 года театру было присвоено имя Т.Г. Шевченко. Тогда же в театре Степан Бондарчук и его жена, Софья Мануйлович, создали украинскую труппу "Незалежний театр". Правда, в 1922 году она прекратила своё существование, а большинство членов труппы переехало в Киев и влилось в театр "Березіль".
На сцене житомирского театра в 1926 году произошла дискуссия между епископом Степаном Орликом и наркомом просвещения Анатолием Луначарским. В 1928 году тут читал стихи Владимир Маяковский.
В 1934 году в Житомир переводят Киевский передвижной театр имени КОСПС (Киевского областного совета профсоюзов), который в 1937 году становится театром имени Щорса. Он просуществовал до 1941 года.
Во время оккупации Житомира основной состав труппы находился в Средней Азии, но после войны актёры не вернулись в Житомир, переехав сначала в Ужгород, а затем – в Запорожье. В январе 1944 года была создана новая труппа, в состав которой вошёл ряд актеров из тех, кто выходил на эту сцену до войны. Так начал свою новую творческую жизнь нынешний театр. Примечательно, что свой первый спектакль "Наталка-Полтавка" он поставил 8 января 1944 года, ровно через неделю после освобождения Житомира. На представлении присутствовал командующий войсками 1-го Украинского фронта Николай Фёдорович Ватутин.
В 1945 году театр получил название "Житомирский областной украинский музыкально-драматический театр". И с этим театром я знаком как зритель еще со времен моей ранней юности. Билеты на галёрку тогда стоили дешево (по той же цене, что и билеты в кино), и я старался не пропустить ни одного нового спектакля.
Здание театра дожило до наших дней. Оно является памятником архитектуры и одним из символов старого Житомира. Планировка помещений, интерьеры и внешний вид постройки в основном сохранились в первоначальном виде. Во время ремонта в 1896 году в зрительном зале установили чугунные подпорки для поддержки верхних ярусов, а в 1957 году портик на главном фасаде перед входом в театр превратили в тамбур. В 1966 году сам театр переехал на площадь Ленина (ныне Соборная) в новое здание на 950 мест с большим и малым залами, спроектированным киевским архитектором Борисом Петровичем Жежериным и главным конструктором Василием Петровичем Пироговским. А старое здание театра вначале использовалось как городской Дом культуры, а с 1982 года стало Житомирской областной филармонией.
Иллюстрации верхнего ряда:
Первая слева — Первый житомирский театр. Современный рисунок из архива Н.Е. Кострицы.
Вторая — Генерал-майор Синельников Николай Петрович. 1880-е годы. Фрагмент картины художника Константина Маковского.
Третья — Академик архитектуры Иван Васильевич Штром, автор проекта театра в Житомире. Портрет неизвестного художника. Источник – http://art.1september.ru/articlef.php?ID=200702112
Четвертая — Здание театра на Пушкинской улице. Фотография на почтовой открытке начала ХХ века.
Пятая — Здание театра на Пушкинской улице. Фото 1965 года, автор – Борис Дубман.
Шестая — Здание театра на площади Ленина (ныне Соборная). Фото второй половины 1960-х годов, автор – Игорь Козюлин.
Иллюстрации нижнего ряда:
Первая слева — "Зеленый театр" Хорошанского в городском парке. Фото 1975 года из архива А.И. Магаз, автор неизвестен.
Вторая — Летний театр "Ракушка" в городском парке. Фото 2011 года, автор – Анатолий Магаз.
Третья — Проект реконструкции летнего театра «Ракушка» на 2 тысячи мест. Источник – zhzh.info.
Четвертая — Проект зрительного зала на 1500 мест недостроенного Гастрольного театра на Старом бульваре. Источник – страница 201 книги Владимира Никулина "Музей космонавтики имени С.П. Королева в г. Житомире".
Пятая — Заброшенное и забытое строительство Гастрольного театра на Старом бульваре. Фото 2012 года, автор – Анатолий Магаз.
Автор: Борис Дубман, редактор рубрики "Борис Дубман" на ЖЖ.info
Борис Дубман
| 25.05.2022
| Переглядів: 2328
Редакція сайту може не розділяти думку автора статті
та відповідальності за зміст матеріалу не несе.