Мы продолжим знакомство с художественным
руководителем украинского хора «Ореа» Александром Вацеком. Хор с большим
успехом выступил на международном фестивале «Святовацлавские торжества»,
недавно завершившемся в Праге. С Александром Вацеком беседовала Лорета
Вашкова.
Что для Вас самое важное в интерпретации духовной музыки?«Вопрос непростой. Прежде всего, музыка важна, я стараюсь глубоко изучить
текст, понять, для чего это произведение было предназначено и, конечно,
как музыкант я понимаю, что очень часто великие композиторы брали текст,
как направление, а выражали гораздо больше, поэтому для меня очень важно
понять, что композитор хотел сказать. Я стараюсь много раз это проиграть,
прослушать, и таким образом рождается интерпретация. Главное, конечно,
чтобы никто не остался равнодушным, прослушав такую интерпретацию
произведения. Таков принцип подбора репертуара».
Насколько сложно передавать хористам то, что вы осознаете как задачу?Это - мое самое любимое, потому что мне кажется, что здесь у меня есть
какой-то дар. Я всегда нахожу ассоциацию, которая понятна тому хору, с
которым я работаю. Допустим, русский или украинский хор - это определенный
круг, я знаю, как их зажечь. С чешским хором, когда работаю, это опять
другой подход, с немецким - тоже. Совершенно разный менталитет, разные
привычки, вкусы, но всегда надо найти что-то такое, чтобы люди поняли, что
от них требуется, и максимально выразительно, артистично это исполнили.
Чем вам удавалось зажечь чешских хористов?«Принцип простой. Я находил, что чехи мужчины - более инфантильны, чем,
допустим, украинцы или русские, и поэтому я мужчин зажигал тем, что просил
их быть мужественными. Чтобы они были как оперные певцы, герои, чтобы были
как настоящие мужчины, и не было каких-то отклонений. Женщин просил быть
женственными, но чтобы это не переходило меру вульгарности, потому что
один из моих принципов - быть очень артистичным и раскованным, но эту
границу надо чувствовать, чтобы остаться в рамках возвышенного,
недосягаемого. И я стараюсь этим руководствоваться в работе над вокальными
интерпретациями».
Говорим ли мы о вульгарности, можно вспомнить способ исполнения
певцами, которые склоняются почти к кичу. Как избежать такой трактовки?«Это, конечно, вкус, и очень важно, кто руководит этим процессом. Если на
первом месте деньги, и тот, кто богаче, заказывает музыку, мы просто
деградируем и дьявол будет править балом, и мне не нравится то, что
происходит в чешской эстраде - это слабо. Я сейчас переехал на Украину
после 8-9 летнего периода жизни здесь, там, думаю, этот процесс пошел
сильнее и все разумнее, хотя тоже много разных глупостей и сиюминутности.
Должно быть искусство, любая музыка хороша, я любую музыку приемлю, только
она должна быть на высоком уровне. Один из принципов, когда на конкурс
едем, там хор проверяют в разных категориях - поем классику, авангард,
народную и поп музыку, мы должны перевоплощаться и везде быть
убедительными.
А ближайшие ваши планы - не подумываете ли Вы, особенного после
вчерашнего успеха совместного выступления, о более тесном сотрудничестве
«Ореи» с чешским хором «Гаудеамус»?«Планы - это не так просто. У нас масса проблем с выездом сюда -границы,
визы и т. д., но после вчерашнего концерта ко мне подходили музыканты и
говорили, что это потрясающе и что они ничего подобного не слышали,
поэтому я думаю, что это надо сохранить, и мы обязательно буде планировать
какие-то проекты: «Реквием» Моцарта, Верди, а-капельные. Потрясающе, когда
тебя понимают тридцать пять человек из одного хора и тридцать пять из
другого, и когда они становятся, мы репетируем пять-шесть минут - я могу
год их не видеть, но они понимают меня точно также, у нас великолепный
контакт, и это незабываемое впечатление. Скорее всего, будем планировать
а-капельную программу и какие-то большие проекты, и даже, возможно, с
чешским оркестром».
Кроме работы с чешскими хорами, чем вас обогатило пребывание в Чехии? «Много изменений, я благодарен судьбе, что оказался здесь. Многие люди
вчера подходили и говорили - не зря ты здесь был, смотри, четыреста
человек пришло в зал, многие педагоги, детвора, просто сумасшедшая от
влюбленности в хор. И все это - мои ученики, которых много, и те, кто
работает с хорами - значит, все это было не зря.
Что дала мне Чехия? Я пришел здесь к Богу, испытал мощный пресс
социального давления, потому что на Украине я был маэстро, во всем мире -
маэстро, приехал в Чехию, был никто. Мне пришлось испытать все сначала,
свое становление как украинец, которого никто не знает, к которому
полубрезгливое отношение, а он поднимается и завоевывает какой-то имидж,
поэтому с Богом было легче решать все эти проблемы.
Я многому здесь учился у дирижеров, здесь много прекрасных людей и
музыкантов. Мне очень нравится интеллигентность, присущая чешской
молодежи, ее воспитанность, это просто фантастика! Например, хор
«Гаудеамус» - никто не курит, почти не пьют, могут вообще обходиться без
алкоголя. На Украине и в России с этим большие проблемы. То есть совсем
другая молодежь, и я очень рад, что у меня здесь столько хороших детей,
которых я собирал вместе и воспитывал, но, тем не менее, они уже были
воспитаны родителями и системой, и всем тем, что здесь есть».
Вы упомянули, что пришли в Чехии к Богу. Но до этого вы занимались - и
активно - духовной музыкой. Насколько это взаимосвязано - личная вера в
Бога и исполнение духовной музыки?«На это существуют различные точки зрения. Раньше я работал просто как
музыкант, который чувствовал, что есть какая-то сила надо мной и уважал
это. А сейчас это стало убеждением. Когда работаешь с хором, делаешь
каждую ноту, каждую мелочь, и в конце говорят - прекрасный хор, это
правильно, но это кем-то сделано. И точно также видите, какой прекрасный
мир - мы думаем, что мы его сотворили, но когда понимаешь, что есть
творец, который продумал, просчитал каждый миллиметр, каждый листочек,
отношение к миру меняется. Поэтому и у меня изменилась позиция:
становишься более благодарным за то, что можешь жить, можешь каждую
секунду что-то испытать. Благодарным за пищу и за духовные удовольствия,
за общение, за радость, природу и красоту».
Каковы были ваши впечатления, когда вы вернулись на Украину - вы долго не
были на родине, ваши приезды туда были, скорее, эпизодическими?
«Да, конечно, я работал здесь на основной работе, в брненском
университете, создавал вторую «Орею» - «Гаудеамус», ездил с ними на
конкурсы, периодически приезжал на Украину - там иногда делали какие-то
проекты. Конечно, я сильно изменился внутренне и приехал туда другим
человеком. Больно воспринимались те недостатки и глупость чиновников,
законов и приказов, которые там существуют, и радостно то хорошее, что там
есть. Если сравнивать эти две страны, могу сказать: то позитивное, что есть
на Украине, для меня значит больше, чем здесь. Я чувствую свою социальную
востребованность в большей степени.
Когда выезжаю на гастроли в мир - восторг, все прекрасно, попробовал
стабильно работать в Чехии, чувствую, я нужен, пока концерт, потом люди
как-то забывают, ты уходишь и ты особенно никому не нужен. Играют роль
какие-то связи, я тогда чувствую, что у меня здесь нет корней, я не могу
просто решить какие-то проблемы, потому что все решают другие законы, не
совсем, может быть, справедливые: какие-то знакомства, протекции и звонки.
На Украине это тоже, конечно, есть, но я там родился, меня там знают. То
есть позитивное там решительно выше, но негативное тоже, совершенно
однозначно. И транспорт, и милиция, и отношение чиновников - с каким
трудом нам удается выехать! Казалось бы, радуйтесь, что в маленьком
Житомире есть коллектив, который, к примеру, вернулся из Голландии, занял
два первых места, или участвовал в престижном конкурсе в Леньяно, куда
ежегодно приглашают четыре лучших коллектива мира. В последний раз приехал
хор из Токио, хор из Стокгольмской королевской академии - студенты и
аспиранты. И мы с ними наравне в одном концерте поем, мы не могли быть
намного хуже, хотя, если честно, мы были немного хуже вначале, но в
последние дни мы выравнялись и спели очень сильно.
Отличается ли реакция публики на ваши выступления в отдельных странах?
Насколько она способна приободрить или наоборот отнять воодушевление? «Интересный вопрос. За границей есть в этом смысле определенная
стабильность. Может быть, в северных регионах Франции или Англии
достаточно суровая реакция. Там запрещено хлопать и люди не аплодируют.
Потом, после третьего, четвертого произведения уже не могут сдерживаться,
начинают аплодировать, и к концу выступления зал уже стоит. То есть
нормальная реакция, а вот хуже всего принимают дома. Может быть, уже
привыкли, но все же самая сдержанная реакция - дома. Певцы это знают, что
сложнее всего удивлять свою публику, своих родственников, которые знают
все от «а» до «я», поэтому их труднее всего потрясти.
Может быть, сказывается другая культура, и какие-то излишне тонкие находки
в гармонии или в интерпретации они не понимают, а, смотришь, мы в первый
раз были в Голландии, там прямо крики и топот ног - хористы и музыканты
тоньше реагируют на удачные находки».
Нет пророка в своем отечестве?«Да, может быть так».