Ученый из Житомира изобрел наручный ПК, который
всегда можно носить с собой. Мы живем в эпоху, когда цифровые
устройства стали настолько миниатюрными, что запросто могут поместиться
в кармане. Казалось бы, это просто замечательно! Ведь компьютер,
телефон, фотоаппарат, видеокамера, радио… находятся в одной коробочке.
И всегда под рукой.
— Однако в этом преимуществе есть множество недостатков, которые
портят не только зрение, но и нервы, — говорит Вадим Романько, старший
преподаватель кафедры экономической кибернетики Житомирского института
предпринимательства и современных технологий.
Чтобы устранить
их и тем самым облегчить нам работу с портативными устройствами,
изобретатель разработал необычный наручный компьютер. За что и
удостоился почетного звания победителя Всеукраинского конкурса
«Изобретение-2007». О преимуществах своего достижения он поведал
«Новой».
Были
времена, когда карманные часы считались самыми удобными и популярными.
Но вскоре их вытеснили наручные. И никто не станет спорить, что сегодня
именно они удобнее остальных. Подобная ситуация сложилась и с
компьютерными, мобильными устройствами. Если еще несколько десятков лет
назад они были громоздкими и неподъемными, то к настоящему времени
значительно «сбросили в весе» и легко помещаются на ладони. Но и это не
предел!
— Взять, к примеру, коммуникатор (карманный компьютер со
встроенными функциями мобильного телефона. — Авт.). С одной стороны, он
многофункционален, с другой — у него маленький экран, естественно, что
и буквы микроскопические. Зрение падает только так! — объясняет Вадим
Анатольевич. — Неудобства создает и то, что в многолюдном месте,
например, в общественном транспорте, прежде чем достать коммуникатор из
кармана или сумочки, вам необходимо потеснить рядом стоящих пассажиров.
А чтобы стилусом (бытовое название компьютерного пера. — Авт.)
«набрать» пару строчек текста, понадобится железное терпение. А о том,
чтобы в данной ситуации воспользоваться ноутбуком, не может быть и
речи.
Наручный же компьютер в этом плане намного практичнее и запросто мог бы заменить своих «карманных сородичей».
Ученый из Житомира изобрел наручный ПК, который всегда можно носить с собой
Он
крепится на направляющей пластине, которая фиксируется поверх одежды на
предплечье (со стороны ладони) двумя ремнями или специальным браслетом
так, чтобы кончики пальцев легко доставали до пяти маленьких джойстиков
(расположенных на боковой поверхности), выполняющих функции клавиатуры.
Новые возможности— Вводить текст и команды в портативное наручное цифровое устройство одной рукой, другая рука при этом остается свободной; — работать во время движения — «на ходу»; — вводить текст «слепым» методом со скоростью, конкурирующей со скоростью ввода на стандартной клавиатуре; — компактный широкий экран наручного компьютера. |
—
Один джойстик фиксирует девять видов нажатий, каждое из которых
соответствует восьми направлениям: вверх, вниз, влево, вправо по
диагонали и прямо, — объясняет изобретатель. —Четко определенная
комбинация движений пальцев выводит на монитор нужный вам символ.
Так
что легкими движениями вы печатаете текст (это не единственная
возможность наручного компьютера), не стуча пальцами по стандартной
клавиатуре, а будто бы играя на скрипке. Разобраться же в том, куда
направлять джойстик, чтобы вывести на экран слова, знаки, а также
осуществлять разнообразные расчеты, поможет специальная таблица
раскладок символов и команд. Она крепится на ремне или браслете ближе к
локтю с внутренней стороны руки.
Преимущество наручного
компьютера еще и в том, что ширина его экрана может быть достаточно
большой и ограничивается лишь размерами предплечья. Оптимальный же
вариант — формат стандартного листа А4. К тому же расстояние от глаз к
экрану всегда равно оптимальному расстоянию для чтения — приблизительно
35 см.
У многих
будущих пользователей наручных компьютеров сразу же может возникнуть
вопрос: как же научится на них печатать? Ведь с точностью управлять
маленькими джойстиками кажется очень сложным. Вадим Анатольевич
предвидел и это.
— Для тех, кто владеет слепым методом набора,
работать будет легко, поскольку раскладка символов здесь стандартная.
Адаптировать им свои навыки к джойстиковой клавиатуре в этом случае не
составит особого труда, — объясняет он. — Не очень сложно это будет для
самоучек, которые научились работать с обычным компьютером «методом
тыка». Рефлексы набора у них сформируются за короткий срок, особенно
если воспользоваться специальной учебной программой.
Кстати,
изобретение Вадима Романько можно использовать в качестве телефона и
видеотелефона. Остается всего-навсего реализовать его, тем более, что
разработка запатентована. Ученый уже подал несколько заявок в
соответствующие компании Украины и других стран. И вполне вероятно, что
в ближайшем будущем наручный компьютер станет неотъемлемой частью нашей
жизни.
Группа
европейских ученых во главе с профессором Родди Кови пытается связать
человека и компьютер на эмоциональном уровне. Некоторые их разработки
уже воплощены в жизнь. В одном из музеев Германии в качестве детского
экскурсовода используется мультипликационный персонаж Макс. Он
реагирует на эмоции юных посетителей, к примеру, хохочет вместе с ними
или, напротив, когда те начинают шуметь, ругается, пытаясь их
успокоить. Подобные «экскурсоводы» разработаны и для взрослых. В
некоторых музеях посетителям выдают наладонник с микрофоном и камерой.
Система анализирует голос посетителя, и если он кажется ей скучающим,
отправляет к другому экспонату. Напротив, если что-то особенно
заинтересовало экскурсанта, ему будет предоставлен максимум информации
об экспонате. Конечно, применение подобных систем не ограничивается
музеями. Если верить специалистам, которые продолжают исследования в
этом направлении, в скором будущем могут появиться вполне привычные
устройства, обладающие человеческим интеллектом, анализирующим эмоции
владельца. Например, мобильник, который выбирает рингтон под
настроение, или плейер, проигрывающий только «подходящие» песни.
В
то же время в Брунельском университете британские ученые бьются над
созданием технологии распознавания человеческих эмоций, которая
позволила бы сделать общение с компьютером более дружественным. К
примеру, по выражению лица пользователя компьютер уже может определить
его настроение. Так, ученые легко научили машину узнавать на лице
улыбку. Но когда речь заходит о более тонких чувствах, таких как
печаль, все становится сложнее. Проблема в том, что природа
человеческих эмоций очень индивидуальна — эмоции разных людей так же не
похожи, как почерк, так что создать универсальный алгоритм для
идентификации эмоций пока не представляется возможным. Однако
«выдрессировать» компьютер для конкретного пользователя уже можно.
Одно
же из первых чувств, которому ученые попытались научить компьютер, —
чувство юмора. Но природа юмора слишком сложна, чтобы без проблем
научить «железяку» смеяться над шутками. Пока лишь ученым из
университета Цинциннатти (США, штат Огайо) удалось создать упрощенную
модель «распознавателя шуток». В ее основе лежит база данных слов из
детского лексикона и база примеров того, как эти слова могут менять
свое значение в зависимости от контекста. Программа пытается найти в
тексте признаки американского юмора — распознать простейшие шутки ей
уже удается. Ученые, разумеется, не собираются останавливаться на
достигнутом. Вполне возможно, что через пару лет машина сможет смеяться
даже над самыми изощренными анекдотами. И не только американскими.