Очерк Бориса
Турчинского
Владимир Степанович Шиш является одним из ведущих музыкантов среди
исполнителей на валторне и высокопрофессиональным, опытным педагогом,
достойным последователем корифеев валторнового жанра. Все накопленные
знания и навыки, а также собственные концепции педагогической работы он
реализует в своих учениках. За годы преподавательской деятельности он
воспитал много прекрасных исполнителей, лауреатов Международных и
Всероссийских конкурсов, которые работают в лучших оркестрах Москвы и
России.
Мой давний друг и коллега
Я хочу рассказать об удивительном человеке, который сочетает в себе
высокий профессионализм, душевное тепло и самые лучшие человеческие
качества, какие только могут быть у человека и настоящего Маэстро с
большой буквы. Владимир Шиш – заслуженный артист России,
профессор,зав.кафедрой медных духовых инструментов Московской
государственной консерватории имени П.И.Чайковского, Академии музыки
им. Гнесиных и классической Академии музыки имени Маймонида.
Вернее, даже и не я расскажу о нем, а он сам расскажет о себе в ответах на вопросы нашего интервью.
С Владимиром Шишом я знаком очень давно, но увидевшись с ним
сравнительно недавно, я встретил такого же обаятельного и внимательного
друга, которого ни время, ни слава не изменили. Он остался таким же,
каким я его помнил многие годы…
В 1972-1974 годах Владимир Шиш был солистом оркестра Ростовского театра
музыкальной комедии. Затем, вплоть до 1991 года — он солист и
концертмейстер группы валторн симфонического оркестра Ростовской
филармонии. Позже – солист и концертмейстер группы валторн
симфонического оркестра под управлением В.Б. Дударовой. Следующая
ступенька творческого подъема – солист симфонического оркестра «Русская
филармония».
Профессор, преподаватель.
Концерты, мастер-классы. Награды и звания.
Помимо работы в оркестрах, Владимир Шиш всегда много занимался сольным и
камерным музицированием. С большим успехом исполнил «Серенады»
Бриттена для валторны и голоса в сопровождении Корейского национального
симфонического оркестра в Сеуле.
Свои мастер-классы маэстро проводил во многих городах России
(Йошкар-Ола, Сызрань, Минеральные Воды, Коломна), а также в Тбилиси,
Сяньмине (Китай), в столице Турции Анкаре. Он постоянный член жюри
международных и всероссийских конкурсов.
Вот послужной список и награды Владимира Шиша.
Заслуженный артист Российской Федерации. Звание присвоено в 1993 году.
Почётная грамота министерства культуры Российской Федерации. Грамота
Комитета по культуре города Москвы. Диплом Ассоциации «Классическое
наследие». На протяжении 35 лет В.С. Шиш является солистом и
концертмейстером ряда оркестров, с которыми выступал во многих странах
мира, а также в лучших концертных залах Москвы. Его исполнительская
деятельность чрезвычайно насыщена. Кроме работы в оркестрах, Шиш
занимается сольным и камерным музицированием. С большим успехом исполнил
«Серенады» Бриттена для валторны и голоса в сопровождении Корейского
национального симфонического оркестра в городе Сеуле. Участник
Российского «БРАСС-Квинтета» под управлением В.М.Прокопова, с ним он
гастролировал в Польше, Испании, Японии и других странах мира.
Наша встреча: задушевный разговор
При нашей встрече я задал своему давнему товарищу и коллеге ряд
вопросов, ответы на которые были интересны мне, и будут небезынтересны
также и музыкальной общественности, читателям журнала «Оркестр».
-Володя, возвратимся мысленно к истокам, к началу-начал. Насколько я
знаю и помню, ты приехал учиться в Житомирское музыкальное училище из
других краев. Как получилось, что ты оказался у нас в Житомире?
-Я из небольшого городка Пирятин Полтавской области. Играл в детском
духовом оркестре. Мама заметила мою тягу к музыке и говорит: «А давай
попробуем в музыкальное училище!». Решили поехать в Житомир, где мне
сразу предложили валторну. Наверное, Михаил Семенович Лукашенко, мой
будущий педагог, увидел во мне валторниста, поэтому и решил взять к себе
в класс. А он был в то время еще и завучем училища. Так что вопрос
решился очень быстро и как-то сам собою.
-Кто твои первые авторитеты в музыке? Наверное, преподаватели музыкального училища? Какими они тебе помнятся?
-Борис, я читал в журнале «Оркестр» твой очерк «Мечты сбываются» о нашем
общем друге – прекрасном кларнетисте и дирижере из Новосибирска
Владике Янковском, ты там всё очень полно и очень правильно написал о
наших общих педагогах, которые были для нас всех кумирами, поэтому мне,
в общем-то, и нет смысла что-то добавлять, чтобы не было банального
повторения.
Много замечательных преподавателей было в нашем училище, они дали мне
основательные знания в области музыки и не только в музыке. Но особенно,
я хочу вспомнить своего главного учителя по специальности Михаила
Семеновича Лукашенко, чья жизнь оборвалась внезапно, когда я был в
начале 4-го курса.
Выпускник военно-дирижерского факультета при Московской государственной
консерватории, он был в высшей степени интеллигентным и эрудированным
человеком, прекрасным дирижером и педагогом.
Именно ему я обязан тем, что он привил мне любовь к музыке, и к моему инструменту, к валторне в частности.
Живя в Москве, я иногда встречаюсь с друзьями Лукашенко по суворовскому
музыкальному училищу, сегодня – кадетскому, и по военно-дирижерскому
факультету. Все они так тепло о нем отзываются. Я горжусь, что был его
учеником.
-В училищные годы меня очень удивило известие о том, что ты поехал
учиться в относительно периферийный Ростовский музыкально-педагогический
институт, хотя я уверен – ты легко поступил бы в столичные Киевскую
или Московскую консерватории. Что повлияло на такое твое решение?
-Решение поступать в Ростовский музыкально-педагогический институт
пришло неожиданно, я бы сказал спонтанно. Несколько ребят из нашего
училища поехали туда, тем самым «накатав дорожку». По училищу пошли
слухи, что там хорошо: есть работа для духовиков и т.д. Я дружил с
флейтистом с нашего курса Лешей Матвиенко. Вот мы и решили вместе
поехать в Ростов.
Я очень многим обязан этому прекрасному городу. Атмосфера в институте
была творческая. Заниматься было интересно. На кафедре работали
талантливые педагоги, все играющие, что очень важно! Ю.В.Шишкин –
зав,кафедрой и одновременно – солист-флейтист симфонического оркестра.
И.Л.Артемьев, мой преподаватель, отличный валторнист, прекрасный
ансамблист. Владимир Лавриков – отличный кларнетист, также совмещал
преподавательскую работу с игрой в симфоническом оркестре, был
концертмейстером группы кларнетов. Композитор Л.И.Изральевич, который
написал много произведений различной формы для многих духовых
инструментов.
Из антологии современной истории музыки.
Среди выпускников ростовского музыкально-педагогического институты –
лауреаты и дипломанты международных, всесоюзных, всероссийских
конкурсов, профессоры и доценты, заведующие кафедрами вузов, обладатели
почетных званий Российской Федерации, республик бывшего СССР, кандидаты
искусствоведения, стипендиаты правительства Российской Федерации,
фондов М.Л.Ростроповича и «Русское исполнительское искусство»,
победители общероссийских конкурсов «Молодые дарования России», «Река
талантов», «Новые имена».
Выпускники кафедры работают во многих творческих коллективах,
учреждениях и учебных заведениях культуры и искусства Южного
Федерального округа, в других регионах России, за рубежом.
Так, А.Э.Арустамян (кларнет) – солист камерного оркестра Барселоны;
Г.А.Гречухин (тромбон) – заслуженный артист Белоруссии; А. И. Кротов
(ударные инструменты) – профессор академии имени Рахманинова,
концертмейстер группы ударных инструментов; А.А. Пивоваров (флейта) –
заслуженный артист России, концертмейстер группы флейт Воронежского
симфонического оркестра; М.О.Радинский (труба) – доцент, директор
детской музыкальной школы; А.А.Рало (ударные инструменты) – кандидат
искусствоведения, доцент Астраханской консерватории; А.Г.Решетников
(труба) – заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества,
солист Симфонического оркестра Московской филармонии; И.И.Середенко
(труба) – доцент Дальневосточной государственной академии музыки и
театра; Б.В.Синкин (ударные инструменты) – заслуженный деятель искусств
России, заведующий музчастью театра имени А.С.Пушкина в
Санкт-Петербурге; А.В.Шахбазов (кларнет) – лауреат международного
конкурса в Афинах в 2004 году, солист симфонического оркестра города
Салоники.
Немало выпускников кафедры работают в оркестрах Германии, Греции, Израиля, Испании, США, Канады,Израиля.
-Мы прервались, Владимир, извини. Но это было необходимо сделать для
того, чтобы узнать и понять, в каком замечательном месте тебе довелось
учиться и потом трудиться. Продолжай, пожалуйста.
-Очень скоро меня взяли в оркестр музыкальной комедии. А с 1974-го года я
начал работать в симфоническом оркестре филармонии и сразу
концертмейстером группы валторн. А было это, когда я учился на 5 курсе
института. Довелось работать с выдающимися солистами-инструменталистами
из всего СССР, дирижеры тоже любили приезжать и выступать с нашим
коллективом.
Меня заметили в Москве именно во время гастролей нашего оркестра.
А пригласила меня временно поиграть в своем Московском симфоническом
оркестре Вероника Борисовна Дударова. Прекрасный дирижер, чуткий и
внимательный человек. Она благоволила молодым исполнителям и неважно
было для нее, из какой они глубинки. Согласись, кроме хорошей игры,
иногда нужна и моральная поддержка, и я от нее ее получил.
Дударова помогла мне осваиваться в Москве. Дала возможность заявить о
себе в полный голос. Вероника Борисовна не просто дирижер уникального
природного дарования, но и интереснейшая художественная личность, в
которой счастливо совмещен целый ряд исключительно ценных музыкантских,
человеческих, артистических качеств, что позволяет ей постигать и
трактовать партитуры любой смысловой и стилевой трудности. Я многому у
нее научился.
Из антологии современной истории музыки: Один из прославленных дирижеров XX века Вероника Дударова
В музыкальном мире, в большой слушательской массе людей, артистическое
имя Вероники Дударовой, народной артистки СССР, лауреата Государственной
премии России, академика Международной академии творчества, широко
известно, как у нас в стране, так и в целом ряде зарубежных стран.
Человек многогранного дарования и широкой эрудиции, она обладает яркой
творческой индивидуальностью, высоким профессиональным мастерством.
Вероника Борисовна – постоянно гастролирующий дирижер. Она с огромным
успехом совершает поездки в качестве дирижера во многие страны мира. С
блеском, с большим резонансом в прессе, она гастролировала в
Чехословакии, Польше, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии, Японии,
Иране, Турции, Испании, Швеции, Норвегии, Мексике, Венесуэле, Панаме,
Колумбии, Перу, на Кубе.
Музыкальные критики повсеместно отмечают исключительное, чисто женское
обаяние, которое придает любому исполняемому произведению редкую чистоту
и искренность. Эти качества удивительно органично сочетаются с
необычайно мощным и властным волевым посылом, объединяющим многоликий
коллектив в единый, подчиненный ей, исполнительский организм.
Музыкальный критик белградской газеты «Политика-экспресс» писал:
«Вероника Дударова является тем исключительным, богом данным дирижером,
одинаково владеющим силой, смысловым и звуковым содержанием
произведения, бескомпромиссным в своих требованиях и упорным в
осуществлении своего видения произведения. Она сочетает в своем лице
наилучшие черты артиста, музыканта, дирижера и режиссера звуков».
Критик датской газеты отметил: «Дударова, со своей способностью
передавать психологические состояния в музыке, сделала голос оркестра
почти зримым. Если смотреть на фигуру Дударовой во время дирижирования,
напрашивается мысль, что этот замечательный музыкант имеет некоторую
балетную подготовку – столько в ее жесте выразительной драматичности,
порою мягкости».
Музыкальный критик Барселоны: «Концерт достиг своего
несомненного блеска не только своей выразительностью и напряженностью,
но прежде всего потому, что сумел создать тот магический,
завораживающий климат, который был символом блестящего исполнения,
гармонии и красоты».
Мексиканская газета писала восторженно: «Мы восхищаемся этим
необыкновенным дирижером, отличающимся интенсивной, огненной и
одновременно интеллигентной интерпретацией музыки. Вероника в
совершенстве владеет оркестром и умеет передать каждому оркестранту свои
сокровенные замыслы».
Репертуар Вероники Дударовой огромен. Он охватывает практически все
стили и направления музыкальной литературы. Она является блестящим
интерпретатором, как классической музыки прошлого, так и музыки
двадцатого века.
Еще одной особенностью Вероники Дударовой и ее оркестра является
внимание к молодым, непременно талантливым исполнителям - солистам,
дирижерам, выступающим в совместных концертах с оркестром. Коллектив
оркестра состоит преимущественно из молодых музыкантов, и дирижер не
избегает молодых, порой еще неопытных оркестрантов, а, наоборот, дает им
подлинную школу оркестровой игры.
Тяжелые для России – 90-е годы
-Как тебе, творческому человеку, жилось тогда? Знаю не понаслышке, что
ты получал приглашения из многих симфонических оркестров за рубежом. Где
тебе давали приличный оклад и другие социальные блага. И все-таки ты
предпочел остаться в России. Что это? Патриотизм?
-Да уж. Что и говорить. И в ужасном сне не хотел бы вернуться в те годы…
-Я уже и в самом деле готовился уезжать поработать за границу, собирал
чемоданы в дорогу, когда меня вдруг пригласили на кафедру духовых
инструментов института им.Гнесиных, уговаривали. Оклады были мизерные,
положение экономическое в стране, не тебе рассказывать.
Убедительней всех был зав.кафедрой профессор Иван Федорович Пушечников.
«Володя, со временем все в стране уладится, история тебе не простит,
что ты упустил этот шанс – работать в одном из лучших вузов Союза!», -
говорил он. «Работать с таким материалом, который к нам поступает, это
же такое поле творческой деятельности! Ты потом будешь жалеть…».
Пришел я домой, думал… и к утру решил: будь, что будет, я остаюсь!
-Пушечников «сыграл» на твоем патриотизме! Он верил, что ты патриот! Я
знаю, он говорил тебе: служение своей стране в тяжелые времена – это
долг настоящего гражданина, а ты именно такой, настоящий во всем! Вот,
если бы каждый на своем месте был бы таким же, как ты, и сделал бы то же
самое, то давным давно не было бы никаких кризисов в стране, все цвело
бы вокруг! Такой специалист, как ты, в Европе был бы, как говорится,
«в золоте» и «в шоколаде». Но ты остался со своей страной делить ее
судьбу. И теперь тебе воздалось за это сторицей, ты сделал блестящую
карьеру в России. Однако, расскажи, пожалуйста, как тебя встретил
музыкальный мир столицы?
-Борис, а что ты надеешься услышать? Если я отвечу что, непросто
встретила меня Москва, это будет мало сказано. После Ростова, я бы
сказал, - камерного города, в смысле музыки, Москва – это Мегаполис во
всем, также и в области музыки. Тысячи музыкантов, среди которых
много высокопрофессиональных мастеров! Не было блюдца с голубой
каемочкой! Это точно.
-Перелистывая страницы Интернета, я обнаружил еще один интересный
коллектив, в котором тебе приходилось участвовать. «Брасс-квинтет»
солистов Большого театра оперы и балета, под управлением В.Прокопова, с
которым ты гастролировал в Польше, Испании, Японии и многих других
странах мира.
-Очень интересно было в этом коллективе играть. К сожалению, в 2003 году
ансамбль прекратил свое существование. Но надо заметить, что –
существование этого ансамбля помогло поднять уровень ансамблевого
исполнительства в России, и дало толчок возникновению многих коллективов
подобного направления. В России до сих пор многие ансамбли используют
нотный материал из репертуара «Брасс – квинтета Большого театра», а
студенты слушают и смотрят наши записи, и на этих записях, я надеюсь,
учатся.
-На протяжении многих лет, кроме исполнительской игры, ты преподаешь в
различных музыкальных учебных заведениях Москвы. Как ты все успеваешь?
-С трудом, но успеваю. Мне все это интересно. С удовольствием работаю и с
ансамблями валторн. Иногда бывает, что в тот же день работаю с детьми в
музыкальной школе, где соответственный репертуар, а затем мчусь в
академию, где меня ждут произведения совсем другого уровня. График моего
дня очень загружен. К тому же я стараюсь всегда быть в
исполнительской форме. Считаю обязательным уметь преподавателю
проиллюстрировать ученику исполняемое им произведение на уровне,
неважно какой оно сложности. Времени свободного почти нет. Хотя люблю
свою дачу, люблю покопаться в земле, построил там многое своими
руками. Люблю строить.
-Володя, я хочу немного осветить твою концертную деятельность, как
солиста инструменталиста. Не секрет что многие российские композиторы
доверяют тебе первое исполнение своих произведений, написанные для
валторны.
-Я уже говорил, что стараюсь быть в игровой форме. Выступаю с сольными
произведениями для валторны и фортепиано в ЦДРИ, в Большом театре, в
зале имени Чайковского, в Музыкальной гостиной Дома Шуваловых, в Большом
зале Российской Академии музыки имени Гнесиных, выступаю с
симфоническим оркестром Ростовской филармонии, с симфоническим оркестром
Кисловодской филармонии, с симфоническим оркестром «Русская
филармония» под управлением А.А.Ведерникова, с оркестром министерства
обороны (концерт Р.Глиера, дирижер Владимир Лебусов). Горжусь, что
организовал почти ежегодные концерты, памяти выдающегося валторниста и
педагога Бориса Афанасьева.
ИНТЕРЕСНЫЙ ШТРИХ К ПОРТРЕТУ Я спросил у Володи, на каком инструменте он
играет. Конечно, валторна фирменная. А вот мундштук? Его ответ меня
потряс. Владимир достает из кармана старенький мундштучок и говорит:
«Это мундштук мастера Федора Степановича Федыка из Житомира, который я
купил у него в конце 60-х годов, и мундштуку этому нет равных, даже
среди самых, как сейчас говорят, «навороченных».
Мундштуки Федыка – это была чисто ручная работа. Не обладая большими
токарными знаниями, Федык обладал отличной интуицией, как должен быть
скроен мундштук, внутренне и внешне. Работал он в основном обычным
шабером (трехгранный бархатный напильник). Большую помощь в изготовлении
мундштуков ему оказывал его коллега по цеху и хороший трубач Леонид
Сталинский, который на месте мог проверить звучание мундштука и оценить
его достоинства.
В.Ш.: -Конечно, я помнил этого мастера, который искусно изготавливал
мундштуки, и они стояли в инструментах многих, в том числе очень хороших
музыкантов. Валторнистов, трубачей и тромбонистов. Приезжали
заказывать из многих городов Украины, Белоруссии, России. Этот человек
делал большое дело, и я рад, что мы его можем вспомнить и выразить ему
благодарность за его мастерство, пусть даже через много-много лет.
Вот, что еще я прочел об этом эпизоде в Интернете.
«У Владимира Степановича имеются даже именные мундштуки «Shish»! История
их создания случайна: ещё в Житомирском музыкальном училище для
15-тилетнего Володи мастер сделал мундштук по особой технологии, который
служит ему до сих пор. Позже, когда Владимир Степанович уже начал
преподавать, он давал ученикам поиграть на своём мундштуке, а они
изъявляли желание иметь такой же. Тогда Владимир Степанович заказал
своему другу-мастеру в Москве несколько мундштуков для учеников, которым
не подходили фирменные мундштуки, и его друг выгравировал фамилию
Владимира Степановича на них. Так имя «Шиш» превратилось в лейбл. А эти
мундштуки работы мастера, и, правда, заключают в себе нечто такое, о
чем молодой Шиш и не догадывался: они совмещают в себе части из
мундштуков разных фирм и серебряное кольцо на полях мундштука».
(В.Неваляная. Информационный портал «Мир вокруг нас», сентябрь 2012 г.).
-Володя, за годы педагогической деятельности, ты воспитал целую плеяду
прекрасных исполнителей и педагогов, среди которых лауреаты
международных конкурсов, солисты лучших оркестров России.
Ученики Владимира Степановича играют и учатся за рубежом (Норвежская
музыкальная Академия в г.Осло), работают в лучших коллективах нашей
страны (в Большом театре, БСО , Симфоническом оркестре п/у П.Когана и
других коллективах страны).
Вот некоторые из них:А.Арзуманов,А.Рынзин,А.Раев-оркестр Большого
театра.Д.Никитин-симфонический оркестр
В.Федосеева,В.Демидов-симфонический оркестр П.Когана.
-Да, Борис, но это не только индивидуальная педагогическая работа. Я
постоянно провожу мастер-классы во многих городах, оказываю большую
методическую помощь творческим коллективам средних специальных учебных
заведений. Неоднократно участвовал в международных и всероссийских
конкурсах в качестве члена жюри (Тбилиси), в отборочном туре конкурса
«Концертино» (Прага), в открытом Международном конкурсе «Учитель и
ученик».
Из материалов Интернета:
«Работает Владимир Степанович Шиш по своей собственной методической
системе, по его словам, - близкой европейской. Его преподавательская
позиция звучит так: «Из десяти учеников, восемь должны быть играющими,
хорошими профессионалами, и только два могут быть лодырями». Как тонкий
психолог, Владимир Степанович даёт своим ученикам ощущение творческой
свободы, но при этом всегда чутко следит за процессом становления
молодого исполнителя, прислушивается к интересам и стремлениям
студентов…».
«…Он старается заинтересовать и объяснить студенту не технические
трудности, а музыкальный образ и форму произведения. А главным для себя
считает воспитать грамотного музыканта, понимающего смысл исполняемой
им музыки. Шиш твёрдо уверен: «копирование, «передирание» чужого
исполнения – это непонимание. Нужно раскрыть, поискать и понять, почему
композитор написал именно такую тему и сделать так, чтобы она
зазвучала, потому что нет плохих композиторов, но есть плохие
исполнители…выучить – это несложно, это может любой, а вот понять
замысел произведения и передать его – это дано не каждому».
-В прошлом году у тебя состоялся юбилейный концерт, о котором мне
рассказали: это было на таком уровне, что трудно передать словами!
-Начиналось выступление с «гимна валторнистов» –второй частью пятой
симфонии П.Чайковского. В концертной программе участвовали студенты
класса из разных учебных заведений. Были представлены как сольные, так и
ансамблевые номера – октет валторн. Самому младшему участнику Саше
Труфанову было всего 13 лет. Он лауреат (Гран-При) Второго конкурса юных
исполнителей на духовых инструментах имени В.М.Блажевича. Старшее
поколение учеников было представлено артистами оркестра Большого театра.
-Поздравляю с еще одним званием, которым тебя наградили: Заслуженный
деятель московского музыкального общества! Мне из Москвы друзья
переслали послание, которое тебе было зачитано на юбилейном концерте,
состоявшимся в Большом зале колледжа имени Гнесиных. И я не могу его не
поместить в своем очерке:
Уважаемый Владимир Степанович!
Вы великолепный музыкант и педагог, настоящий профессионал своего дела,
Ваш творческий и педагогический путь необычайно ярок и неповторим!
Говоря о Вашем исполнительском мастерстве, хотелось бы особо отметить,
что Вас знают во всех уголках нашей страны и за рубежом как
прекрасного оркестранта и сольного исполнителя. Популяризуя валторну, Вы
проводите множество сольных концертов и мастер-классов. И всегда,
слушая «золотой ход валторны», мы вспоминаем о Вас, ведь Вы и валторна
неразделимы!
Мы ценим, что Вы многие годы работаете в Колледже имени Гнесиных
на отделении «Духовые и ударные инструменты» и передаете свой богатый
опыт молодежи, открывая им волшебный мир искусства и музыки. У Вас
множество учеников, которые показывают прекрасные результаты, поступают
в престижные высшие музыкальные учебные заведения страны, многие из
них играют в лучших оркестрах России и за рубежом.
Дорогой Владимир Степанович! В этот торжественный день от всего сердца
поздравляем Вас с юбилеем, желаем творческого долголетия и покорения
новых вершин!
-Володя, наше интервью подошло к концу. Спасибо тебе за
исчерпывающие ответы, которые помогли нам лучше узнать тебя, раскрыли
некоторые «секреты» твоего мастерства. Что бы ты на прощание пожелал
читателям научно-популярного журнала Оркестр?
-Дорогие мои коллеги! Неважно, какого вы возраста: только ли вы
начинаете свою жизнь в искусстве или уже прошли значительные вехи
нелегкого пути нашей профессии, для музыканта это не имеет значения.
Главное – будьте всегда терпеливы и настойчивы! Помните, что путь к
мастерству лежит через упорный труд и через любовь к этому труду!