Живий Журнал
 
ЖЖ інфо » Статті » Місто, Україна

Житомирская капелла «Орея», на грани уничтожения

Автор: Людмила Кучеренко, КВ, 14.07.2008, 21:36:34

Гран-при за выбитыми стеклами

Обладатель множества престижных наград, житомирская капелла «Орея», на грани уничтожения


На одном из концертов Двенадцатого хор-феста «Золотоверхий Киев» в Колонном зале имени Лысенко коллектив, которым руководит Александр Вацек, так исполнял современную музыку, что дух захватывало от восторга. А после выступления хормейстер обратился к публике и рассказал о бедственном положении коллектива, который находится на грани распада.

Заслуженный артист Александр Вацек      ВСПОМНИЛ маэстро наших чиновников и депутатов, так называемых «слуг народа» — одни, мол, нарастили огромные животы и не выходят из своих кабинетов, а другие публично дерутся вместо того, чтоб заботиться о тех, кто приносит славу Украине. И попросил откликнуться людей, которые могли бы помочь капелле, с грустью констатировав, что в противном случае этот концерт может оказаться для «Ореи» последним. Вспомнился старый анекдот. Стоят в центре Крещатика два украинца, к ним подходит иностранец, и на английском, французском, немецком и итальянском языках спрашивает, как пройти к оперному театру. Не получив ответ, он уходит. Тогда один мужчина говорит другому:  «Видишь, кум, какой умный человек, сколько языков он знает». А второй отвечает: «Ну, и много ли ему это дало»? С этого же вопроса началась наша беседа с Александром Вацеком после концерта.

— Хоровая капелла «Орея» — победительница 22 престижных международных конкурсов, обладатель семи Гран-при. И что это вам дало?
— Ничего.


— Как же так? Вы ведь всегда были профессиональным коллективом высокого уровня, гордостью своей страны. И она должна вас поддерживать, по крайней мере, ваше городское начальство.
— Это огромный обман и мистификация. Мы не профессионалы, мы аматоры. Большинство хористов не имеют музыкального образования, некоторые из них окончили культпросветучилище. Один консерваторец есть — профессиональный органист. Но ни у кого из наших хористов нет вокальной школы. Приходится все начинать с «азов». Поэтому для достижения хорошей формы коллектива, как со стороны дирижера, так и со стороны участников капеллы, необходимы огромные усилия, тяжелейший труд, которые, увы, очень мало у нас ценятся.
    В глаза нам говорят, что мы — самые лучшие, что мы культурные послы Украины. А на деле, вместо поддержки со стороны чиновников, мы видим одну лишь зависть. Они думают что мы много денег привозим из зарубежных турне. У меня же нет времени и возможности носить им «подарки». Поэтому с высшей категории оплаты «Орею» перевели на вторую. 


— И все-таки вы ездите... В каких странах гастролируете?
— Франция, Бельгия, Испания, Германия. В апреле в Италии нас просто фантастически принимали.


— Недавно вернулись из Марибора (Словения), где получили очередной Гран-при.
— Это один из самых серьезных и престижных конкурсов, победитель которого попадает на «Гран-при Европа», открывающий невероятные перспективы: выступления в Венгрии, Болгарии, Греции, Италии.


— И вы поедете в это турне?
— К сожалению, нет. Это правило начинает действовать только для победителей следующего года. Но для нас это очень важная победа. Там были настолько серьезные соперники, что я думал — мы будем десятыми.


— В конкурсе участвовали аматорские коллективы?
— Сейчас это понятие размыто. Встречаются учебные коллективы, показывающие мировой уровень исполнительства. Нас можно считать профессионалами, потому что мы — муниципальный хор и нам платят деньги... по 600—700 гривен в месяц. Нам говорят: зарабатывайте себе сами на жизнь, давайте каждый день концерты. Где вы видели, чтоб певец каждый день выступал? Так и голос потерять недолго. Поэтому приходится самому спонсировать свои поездки.


— Как-то вы продали даже свой автомобиль, чтоб вывезти хор на гастроли.
— Это было в 1994 году, на французские визы подняли цены, не хватало несколько тысяч. Вот и пришлось продать машину.
    Сейчас наше положение не намного лучше. Мои мастер-классы хотят посещать коллеги из-за границы. Но мне страшно пригласить их в то помещение в Житомире, где мы репетируем: окна затянуты полиэтиленом, стекол нет, кругом грязь. Разумеется, в таких условиях энтузиазм у людей падает. От нас уходят лучшие голоса...


— Как же удается выживать?
— Слава Богу, нас знают, приглашают в разные страны на гастроли. Но концерты эти организовывают не профессиональные менеджеры, а, скажем, настоятели церквей. Они не в состоянии обеспечить хорошую рекламу, а соответственно — и сборы. Настоящего агента в Европе у «Ореи» нет. К тому же, у коллектива нет своего автобуса, а за аренду транспорта приходится отдавать большую часть заработанных денег.
    Недавно мы гастролировали по городам Германии. Там нас просто носили на руках, несмотря на то, что в это же время проходил чемпионат Европы по футболу, и даже мировые знаменитости не собирали залы. Но у «Ореи» был ошеломляющий успех. Устроители гастролей просили еще раз приехать. Обещали, что тогда уже залы будут полными.


— Это правда, что ваш хор вошел в двенадцать лучших ансамблей мира (включая и инструментальные)?
— Да, по международному рейтингу «Полифолия». В конце октября они организуют международный фестиваль-ярмарку в Сент-Ло, Франция. Уже куплены билеты на самолет. Все затраты организаторы берут на себя. Но мы (в смысле, капелла) можем не дожить до этого...


Каждый концертный номер в исполнении «Ореи» — настоящий спектакль — Восемь лет вы работали в Чехии, с 1996-го до 2003-го. Говорят, после возвращения вам пришлось побороться, чтоб вернуться назад в вашу «Орею».
— Да. Я оставил ее ученикам. А потом они уже не хотели отдавать капеллу, пользовались тем, что бренд «Орея» был хорошо раскручен, но никаких новых контактов не завели, а старые уже прекратились. И теперь мне приходится начинать все сначала. 


— Не жалеете, что вернулись в Украину?
— Нет. Я и сейчас могу оставить «Орею» и ездить по миру, давать мастер-классы. Меня знают в Европе, я — член жюри различных международных конкурсов. Но я не хочу этого.


— А семья ваша как относится к такому подвижничеству?
— Жена порой просто плачет от бессилия. Она в восторге от того, что мы делаем на сцене. Но ее сердце разрывается, когда видит, что за границей нам устраивают овации, целуют, падают на колени, пишут хвалебные статьи. А дома наши доходы — ниже среднего уровня.


  • Высшие награды «Ореи»:

Гран-при Пятого хорового конкурса в Майнхаузене (Германия, 1993)
Гран-при 24-го конкурса в Туре (Франция, 1995)
Золотой диплом Второго Международного конкурса имени Роберта Шумана в Цвиккау (Германия, 1995)
Гран-при конкурса в Монтрьо (Швейцария,!998)
Гран-при конкурса имени Брамса в Вернигерод (Германия, 1999)
Гран-при конкурса имени Лятошинского (Киев, 2007)
Гран-при конкурса в Мариборе (Словения, 2008)

Автор: Людмила Кучеренко, КВ, редактор рубрики "Місто" на ЖЖ.info

http://www.kv.com.ua/archive/19150/culture/19182.html
Місто | 14.07.2008 | Переглядів: 8046

Коментарів: 0