Киевлянин Олег Педан — кукольник. Режиссер, сценарист и аниматор фильмов «Светлая личность», «Никого нет дома», «Ключ», «Домик для улитки», «Самый маленький» и еще около десятка других.
Место работы — «Укранимафильм».
Но самой работы нет. Прославленная государственная студия мультипликационных фильмов уже два года как ничего не производит, в долгах как в шелках, люди — без зарплаты, последний проект, первый отечественный полнометражный мультфильм «Кто боится дядюшку Бабая» заморожен. Что делать в таком случае специалисту, хоть и высокого уровня, но все-таки узкому? Куда податься?
Педан работает. Голова думает, идеи рождаются, перекочевавшие из студийной мастерской станочки и инструменты движутся, появившиеся из пыли и стружки механические куклы оживают. Время от времени Олег Игоревич в поисках новых идей и деталей инспектирует домашний скарб или вместе со своим другом, художником всех его мультиков Игорем Котковым, отправляется на куреневский «блошиный» рынок.
Игрушки делал себе сам
Кукол «во плоти», иными словами, человекоподобных — лишь несколько: мальчик из мультфильма «Самый маленький», плотник из «Никого нет дома», часовщик из «Светлой личности». Остальные — это винтики, колесики и прочие металлические детали, удивительным образом сложившиеся в существа с головой, ногами и руками. От них трудно оторваться: мелкие и мельчайшие детали хочется разглядывать, руки-ноги, клювы-крылья двигать. Возникает желание впасть в детство и поиграть, придумав какую-нибудь историю о птице-ложконосе, чьи крылья — алюминиевые ложки, а клюв — пинцет; об авиаторе с непослушными волосами-проволокой и крыльями, как у Икара; о Папе Карло, забавляющем младенца Буратино золотым ключиком.
Педан сам как ребенок. Только вошел в зал — и сразу к лосю-часам, своей последней работе, сделанной к выставке. Давай что-то подкручивать! «Голова — старинная машинка для стрижки: выбросить жалко, применить негде, а ручки на рога похожи...» — объясняет факт создания рогатого тикающего существа мастер. После недолгого разговора выясняется, что технический человек Олег Педан по духу никакой не технический, скорее — наоборот — всю жизнь его тянуло к гуманитарному: литературе, истории, искусству. А разбираться в механике заставила жизнь. Детская.
Семья жила в Днепропетровске, отец работал на «Южмаше». Родители дворовых друзей, работая на международных авиалиниях, привозили своим чадам разные занятные безделушки. Очень хотелось и Олегу: ну хотя бы вертолетик, который взлетает, если потянуть за веревочку... И он начал мастерить игрушки — из деревяшек, ручек и прочего хлама. Теперь уже его друзья умирали от зависти при виде самолетиков, корабликов и ракет, которые сами запускались.
После переезда в Киев и окончания школы Олег подал документы на операторский факультет в институт им. Карпенко-Карого. Но его фотоработы заняли только 11-е место, а проходных было 7. Ушел служить в армию, а после поступил на биофак, стал ихтиологом. Изучал рыбье сообщество на научном уровне, пока на заре беспросветных 90-х не понял всю бесперспективность своей работы.
— И пустился во все тяжкие, — рассказывает Олег о поисках своего места в жизни, — мебельная фабрика, разные кооперативы, даже кузнецом-молотобойцем был. Не работал разве что водителем трамвая, хотя, наверное, это тоже было бы интересно.
«Забрел» в анимацию
Как-то осенью гулял по парку на Лесном и дошел до сада, куда забирался еще ребенком, — киностудии «Киевнаучфильм», сегодняшнего «Укранимафильма». Там приняли с распростертыми объятиями: требовался грузчик и столяр. Начал столярничать. Позже познакомился с ребятами из мастерской кукол, взяли попробовать, на что способен. Наука была простая — подглядывал за хорошим аниматором, который работал за соседним столом. Потом подумал: если кто-то может придумать кино, то почему не я?
От работы над куклами оставалось много всяких деталей, в том числе перегоревшие лампочки. Стал приделывать им руки-ноги — получались всякие звери-люди. Проходивший рядом режиссер воскликнул: «Это же готовый мир! Пиши историю». Написал, редактор обработал, кукольники-коллеги помогли сделать до полусотни героев-лампочек, и появился мультфильм «Светлая личность».
После работы лампочками Лампочки собираются, чтобы отдохнуть в своем городе. Город освещает один-единственный фонарь, которым заведует Выключатель. Ворона-воровка выкручивает из фонаря лампочку, и город погружается во тьму, жители падают и разбиваются. Выключатель влюблен в Лампочку, выставленную в витрине. Именно она, «светлая личность», и спасает всех, ввинчиваясь в фонарь.
Этот фильм завел Олега. Идеи и истории рвались из него, чтобы стать сюжетами. Но в стране конец 90-х. Серьезные проблемы со средствами. Человек стремится к мечте, а ему мешают — просто достали! — это и об Олеге, и о его герое Плотнике из фильма «Никого нет дома».
Плотник залез в картонную коробку, но его не оставляют в покое то Дихлофос (баллончик с ручками-ножками), то Милиционеры (наручники, связанные одной цепью), то Соседка (кофеварка в очках)... Каждое вторжение оставляет в коробке дыру и разрушает мир героя. Но вопреки всему мечта осуществляется: кораблик построен, и Плотник отправляется в далекое плавание.
На студии не на что стало снимать: из зарубежной Казани пленка больше не поступала, шосткинская — очень плохого качества, «Кодак» — не по средствам. Мультипликаторы купили самые дорогие на тот момент цифровые фотоаппараты и продолжили работу. Кукла повела головой, глазами, подняла палец — клац! — кадр. Чуть согнула ногу, чуть распрямила руку — клац! — еще кадр. К концу дня — аж 5 секунд будущего фильма! «Любое движение раскладывается на фазы в зависимости от характера героя и его возраста. Они закладываются уже в его конструкции и механике», — рассказывает Олег.
Кукольная мультипликация — не для избранных!
Фильм «Ключ», где Олег Игоревич выступил режиссером, сценаристом и автором кукол, вышел в 2004 г. В нем весь мир, кроме Дедушки-часовщика, — часовые механизмы, даже собака. Когда попросил коллег принести поломанные часы, Педана ими буквально завалили. Среди железок оказались даже куранты 1812 г. Часть механизмов стала куклами, часть корпусов — кукольными домами, а часть и того и другого — коллекцией часов Олега: если он видел, что ремонт возможен, вытачивал недостающие детальки и возвращал часы к жизни. Реальный факт, о котором говорили в новостях, — космический телескоп «Хаббл» вышел из строя, а потом вдруг заработал после столкновения с неопознанным летающим объектом — Педан положил в основу своего фильма «Самый маленький», вышедшего в 2006 г.
Крошечного мальчика, ниже колена ростом, все называют Малой. Чтобы его так не называли, он решает сделать что-нибудь значимое. Представляет себя машинистом паровоза, полководцем, в холодильнике открывает еще один Северный полюс, начитавшись Кусто, залезает в стиральную машину. В конце концов садится в чайник и улетает в космос, где случайно сталкивается с «Хабблом», после чего телескоп возобновляет работу.
Я помню этот мультик, а после того, как на выставке подержала за руку самого Малого, захотелось увидеть историю о нем еще раз. И чтобы мой сын увидел и потом когда-нибудь — внуки. Захотелось, чтобы появлялись другие такие истории — с доброй фантазией, учили мыслить, мечтать, стремиться к поступкам. Только возможно ли это в будущем, если уже сегодня кукольную анимацию практически выжила виртуальная, быстрая в изготовлении и менее глубокая по мысли?
— Сейчас в Киеве работают около десятка коммерческих студий, — рассказывает Олег. — Французы, поляки создают рисованные компьютерные мультсериалы, пользуясь трудом наших талантливых ребят, чьи имена даже не отражаются в титрах. Дочь Алена трудится в одной из таких студий, получает вполне приличные деньги. Но что обидно: она, как и другие, рискует всю жизнь остаться винтиком в этой, существующей в строгих творческих рамках, системе, так и не сумев самовыразиться.
Олег Педан беспокоится не только за дочь, но и за себя, и коллег по цеху, за судьбу «Укранимафильма» и кукольной анимации.
— Консервация — страшная вещь: стрелки часов стоят, работа тоже, а жизнь идет. Когда нам перестали платить, люди еще продолжали ходить на работу, потому что они любят ее, она им дает внутреннее равновесие. Когда ходить было уже незачем, я устроился на завод токарем. В коммерческой фирме стриг кусты. Разгадав старый пиратский секрет, собирал парусники в бутылках. На кусок хлеба заработать можно. Но ведь куда важнее, чтобы люди делали то, что умеют и умеют хорошо, — говорит аниматор.
Кукольная мультипликация не обречена, верит Олег Педан, ее не вытеснит виртуальный мир компьютерных героев. «Если есть область творчества, то рано или поздно она будет востребована», — считает он.