Живий Журнал
 
ЖЖ інфо » Статті » Авторская колонка » Руслан Мороз

Живые в городе мёртвых? Часть первая. Кладбищенская…

Автор: Руслан Мороз, 26.01.2009, 15:22:04
Автор Руслан Мороз

Руслан Мороз

все статьи автора

- Здравствуйте! – приветливо встречает нас прихожанка Свято-Иаковского храма, что находится по улице Победы, Елена Георгиевна Гринчак. Церковь расположена на территории Русского кладбища – вернее всё это представляет собой единый комплекс. Просто церковь построена ещё в XIX веке на самой окраине Житомира, практически за городской чертой, в селе. А вокруг сельских церквушек очень часто размещали кладбища. Первые захоронения датируются примерно 1880 – 1894 годами. Прошло чуть более века, и Свято-Иаковская церковь очутилась в самом центре Житомира.

- Сейчас я вам всё покажу и расскажу. Идёмте!

Мы выходим на двор. Внутри церкви всё ухожено, а вот снаружи её окружают строительные леса – идёт ремонт. На стенах храма несколько памятных табличек. Одну из них сняли строители, чтобы отремонтировать стену. На табличке стоит имя и дата смерти – в прошлом, особо знатных граждан Житомира, здесь хоронили как на Красной площади, чуть ли не в церковной стене.

- Нет, на стене храма только памятная табличка, само захоронение находится в земле, - объясняет Елена Георгиевна, - давайте я вас проведу по кладбищу и всё покажу…

- Кладбище, как вы видите, очень старое. Но до сих пор здесь официально подхоранивают близких родственников покойных. Новые могилы появляются хоть и не очень часто, но сразу становятся объектом внимания подростков, бомжей и прочей публики, которая чувствует себя на кладбище как на городском бульваре. Посмотрите, всё кладбище заросло огромными деревьями, которые от старости и от ветра падают на памятники. Недавно был случай, что огромная ветка чуть не убила женщину, прибиравшую могилку. Кроме того, всё кладбище очень сильно замусорено. Везде не просто какие-то бумажки и остатки венков, здесь
просто огромные завалы мусора: тряпки, пластиковые пакеты и бутылки, металлические
кастрюльки и чайники, в которых что-то готовят на кострах, разводимых тут же – между могилками. Елена Георгиевна показывает на испорченную кострищем надгробную плиту. Здесь, по всей видимости, выжигали из собранных на кладбище венков металлическую проволоку. Моральные аспекты такого действа собирателей металлолома не очень-то волнуют – для бомжей куда важнее пару копеек, которые они выручат за выжженную из венков проволоку. На многих могилках раньше были сделаны оградки. Теперь – только столбики стоят. Елена Георгиевна подводит нас к захоронению, где вместе находится несколько могил.

- Это захоронение 1954 года. Погиб экипаж самолёта. Все вместе погибли и так их вместе и похоронили. Была и тут красивая высокая металлическая оградка, но вы видите – сейчас остались только столбики.

- А вот тут, - снова показывает рукой наша проводница «по загробному миру», - посмотрите, кострище, а рядом валяется чайник. Обычно на костре готовят различные наркотики, колются, а потом отдыхают прямо на могилах. Видите, на могилках кучи тряпья?

Пока мы пытались сфотографировать с разных сторон лежбище наркоманов, мимо прошмыгнул какой-то бомж с огромной сумкой. Видимо, наше присутствие его испугало.

Зато не испугались другие посетители кладбища: неторопливым шагом между могил шла группа подростков примерно от 10 до 14 лет. Этих удалось сфотографировать вблизи – никто не испугался. Зато Елена Георгиевна обратилась к ним по именам. Оказывается, она знает не только как кого зовут из этой малолетней компании, но и кто в какой школе, и в каком классе учится. У некоторых, даже знакома с родителями ребят.

- Что вы тут делаете на кладбище?
- Просто идём. Гуляем…
- Гуляете на кладбище???!!!
- Да. Разве это запрещено?
- Не запрещено, но родители ваши знают, какое место вы выбрали для игр?

В разговор вклинивается Елена Георгиевна:
- И родители знают, и в школу я к ним ходила, и в милицию обращалась. Толку никакого. Милиция, спасибо им, конечно, приезжает всегда быстро, но запретить детям куда-то ходить или не ходить – не может. В школе та же ситуация. Там говорят, что отвечают за детей в урочное время. А где играют дети после школы – это уже забота родителей. Действительно, Елена Георгиевна хорошо знает этих подростков. Обращается к ним по имени, говорит,
кто где живёт, и в какой школе и в каком классе учится.

С одной стороны, конечно, правильно, но всё же, кроме знаний, школа должна хоть как-то воспитывать подростков. Раньше этим в школах занимались специальные завучи по внеклассной работе. Теперь – никто. А родители просто самоустранились от воспитания своих чад. Не до того, целый день на работе, какой уж там контроль, если своё чадо видишь только поздно вечером. Ребята одеты довольно прилично, значить родители то  как-то заботятся о детях. Вот только материальный аспект взаимоотношений детей и родителей значительно преобладает над духовным.

Расспрашиваем «пришельцев – экстрималов» дальше. Детки без смущения рассказывают дальше:
- Да, приходим на кладбище играть. Но мы ведём себя нормально. А кроме нас тут ещё собираются готы и сатанисты. Бывают бомжи и беглые зеки. Те вообще в склепах в теплое время неделями живут. До тех пор, пока милиция не турнёт. А мы не готы, мы просто хотели увидеть духов…

После такого ответа невольно начинаешь думать о психиатре…

Один из парнишек на велосипеде оказался более разговорчивым, но сфотографировать
себя разрешил только со спины, чтобы лица не было видно и не захотел себя назвать каким-нибудь именем, даже вымышленным.

- Готы в принципе здесь спокойные. Придут, посидят… Памятники не ломают… Просто сидят…
- А наркотики принимают?
- Ну, иногда… Когда хотят увидеть или пообщаться с душами умерших. Тогда забираются в склепы и там ночуют. Если тепло, то могут спать прямо на могилках. Но ломать что-то – не ломают.
- А оградки кто ворует?
- Это здесь бомжи живут, вот и разламывают всё, что можно куда–нибудь сдать. Да вы про готов ни чего не знаете! Я сам был готом. Да, приходили ночью сюда, но это было просто интересно. Однажды притащили кошку, и я сам отрубил её голову!
- Зачем ???!!!
- Посмотреть, как она умирает. Это очень … ну, просто интересно…
- И кровь пили ???
- Да нет же !!! Кровь пьют сатанисты, которые собираются в старых склепах. Там они и наркотиками колются и кровь пьют. Только не подумайте, что они кого-нибудь из людей убивают. Ловят кошек и собак. У них перерезают горло и пьют кровь. Только она противная. Поэтому часто смешивают кровь с пивом и так пьют.
- А если нет ни кошек, ни собак ?
- Могут друг у друга вену или просто руку надрезать и так пить. Совсем чуть-чуть. Не до смерти. Но это редко бывает. Обычно ловят кошек.
- А почему ты говоришь, что был готом? Сейчас ты с ними, что, не общаешься?
- А-а-а-а…. Так, надоело….
- Можно ещё вопрос? А кто тут разрывает склепы и подрывает могилки ???
- Сатанисты. Им это нужно. Я же говорил, что они тут часто бывают… Ну, всё, я поехал, мне некогда…

И наш юный собеседник помчался куда-то на своём велосипеде, мастерски
выруливая между оградок.

Елена Георгиевна, видимо, совершенно не удивилась содержанию нашего разговора. С таким она встречается постоянно.

То, что Русское кладбище превратилось в самый настоящий притон, давно известно и городскому начальству. Только пока всё одни разговоры. За кладбищем никто не ухаживает, упавшие памятники уже покрылись слоем мха. На кладбище нет ни сторожа, ни служащего, который хотя бы регулярно убирал мусор. А ведь по действующему законодательству они обязательно должны быть. За это отвечает «Специализированный комбинат коммунально-бытового обслуживания», который, к слову, находится рядом. На самом кладбище отсутствует источник воды, забор местами просто отсутствует, везде неподъемные горы мусора.

Реставрировать кладбище просто некому. Понятно, что если имеются захоронения ещё с XIX века, то за ними просто некому ухаживать. Вот и пытаются прихожане Свято-Иаковского храма сами хоть чуть-чуть привести территорию в порядок. Отбивают атаки сатанистов, готов, бомжей и разного рода «искателей приключений». С благодарностью отзываются о милиции. Говорят, что приезжают всегда быстро и даже несколько раз милиция задерживала заночевавших в склепах разыскиваемых преступников. Также, с завидной регулярностью милиция «гоняет» готов, сатанистов и остальную нечисть. Только без поддержки городских властей это борьба вряд ли будет выиграна прихожанами Свято-Иаковского храма.

Более того, сейчас борьба идёт даже за кладбищенскую землю, официально принадлежащую храму. Три домика, построенных на территории кладбища, видать
приглянулись кому-то с ненормальной психикой. Вряд ли человек в здравом уме захочет жить на кладбище. А дома, в одном из которых раньше находилась церковная школа, уже частично приватизированы. Заброшенный сарай, практически без крыши, предприимчевые жители этих домов успели продать за четыре тысячи (!!!) долларов. Сарай – это одно только название – практически остались только фундамент и стены. Внутри тоже полная разруха. Мы сделали осторожную попытку проникнуть на неогороженную территорию между домишками – впечатление, что дворик кто-то превентивно бомбил: кучи различного мусора, хлама, каких-то тряпок на верёвках. Всё выглядит так, как будто здесь Андрей Тарковский
снимал свой знаменитый фильм «Сталкер». Чтобы не покалечиться, мы, сделав пару снимков, поспешно покинули это место.

Елена Георгиевна показывает нам документы, письма и заявления прихожан Свято-Иаковского храма. Много подписей, перечислено множество доводов в пользу того, чтобы вернуть церкви её законное имущество, которое под шумок приватизируется, не смотря на все санитарно-правовые нормы. Ну, нельзя просто постоянно жить на кладбище! Это же, казалось бы и младенцу понятно! Ан, нет, мало того, что приватизировали часть домов, а на остальных висит табличка «продаю», напротив, через дорогу уже заканчивается строительство многоэтажного жилого дома, тоже расположенного к кладбищу ближе, чем это
допускается самыми либеральными санитарными нормами. Наверное, это какой-то
садо-мазохистский менталитет: жить в квартире с видом на заброшенное кладбище и пускать туда играться своих детей.


Полностью заросшее кладбище. Очертания захоронений только угадываются


Снимок сделан внутри одного из склепов. Под полом находится захоронение. Видны кучи венков – они мягкие и используются в качестве матраца. Сверху накинут украденный в церкви коврик. Видимо здесь жили несколько дней. Прямо над захоронением.


Внутри этого склепа видны обломанные у других памятников кресты. Их сложили вместе и даже украсили цветами. На стене надпись «Готика»



Это фотография уже другого склепа. Он более разрушен. К тому же, когда-то залитый цементом ход вниз, куда опускали гробы, давно взломан. Кто и что искал в старых гробах – не известно. Склеп давно разрушен.


Испорченное огнём надгробие


Захоронение 1954 года. Здесь лежит весь экипаж разбившегося самолёта. Первоначально была сделана высокая оградка. В настоящее время, и это видно на фото – остались только столбики.


Дети на кладбище. Играют и никого не боятся. Мечтают увидеть своими
глазами «живого» духа.


Повалившееся от времени дерево, которое чудом не задавило прибиравшую
могилку женщину. Сверху ствол спилили, но оставшийся пень убирать ни кто
не хочет. Ответственных за приведение кладбища в «нормальный» вид нет.


Снова куча выжженной проволоки. К ней добавилась ещё большая куча
мусора. Убирать, разумеется, тоже некому.


Разломанные вандалами каменные кресты и костёр устроенный прямо
на могиле.


Тряпки, куски выломанной оградки, небольшие коврики – всё это чья-то
лежанка.


Захоронение известных в своё время людей.
 Дата захоронения на табличке – 1912 год


Со старых памятников, практически со всех, сбиты кресты. Тут, по
всей видимости, «коллективное творчество». Кресты сбивали и сатанисты и
просто вандалы.


Разрушенные кладбищенскими вандалами памятники. В милицию ни кто
не обращался. Во-первых давно нет уже и родственников в живых, а во-вторых
никто и не помнит когда это произошло. Сторожа то на кладбище нет, хотя
по правилам должен быть круглосуточно.


Тоже ночное лежбище. А чтобы не так страшно было, на могилке поставили
свечу. Какие тут проводились ритуалы, можно только догадываться.


Это тоже склеп, только открытой формы. В левом нижнем углу видна
подушка. Кто-то безмятежно отдыхал прямо над захоронениями.


А этот склеп примечателен тем, что его стены некоторое время выполняли
роль почтового ящика.


А вот на верху, в отверстии оставляли свои записки и письма неизвестные
завсегдатаи этих мест.


Надписи на стенах склепа. Вверху надпись «Готика», а ниже изображён
«ключ жизни». Этот символ имеет давнюю историю и использовался ещё древними
египтянами за несколько тысяч лет до нашей эры. В наше время этот символ
чаще всего означает «вечную жизнь». Слово «готика» видно совершенно чётко.
И кто после этого будет утверждать, что на кладбище бывают только вандалы?


Сейчас разрушенный склеп когда-то был произведением искусства. Люди
тогда намного уважительнее относились к тому, что ждёт нас по ту сторону
жизни.


Полуразвалившийся забор. Виден знаменитый сарай со сгнившей крышей,
который смогли продать за четыре тысячи долларов.


Уцелевшие склепы забили досками, но это мало помогает. Доски вырывают
и без труда  проникают во внутрь.


Дома на принадлежащей кладбищу земле уже обложены кирпичом. Некоторые
квартиры в них даже приватизированы. На многочисленные обращения к городским
властям пока в ответ только пустые обещания. А эта часть дома срочно продаётся.
Кто хозяин – неизвестно. На все запросы и жалобы ответы уклончивые и неопределённые.


Внутренний «интерьер» дворика бывших церковных домов – сплошная
мусорка


Вид на четырёх тысяче долларовый сарай с гнилой крышей. Чтобы не
покалечиться на этой мусорной свалке, пришлось срочно покинуть территорию


Многоэтажки, построенные через дорогу, значительно ближе, чем это
допустимо санитарными нормами. Да и вид из квартиры на кладбище особой
красотой не порадует


Ещё одна лежанка внутри склепа на кладбище


Дети, играющие среди могил.


«Самый смелый», бывший гот, который согласился с нами побеседовать.
Однако сфотографировать разрешил только со спины. В целях безопасности.


За кладбищенской стеной, на данное время тоже разрушенной, маленькое
озеро. Елена Георгиевна рассказала, что раньше здесь плавала уточка, которую
все подкармливали и не обижали. Однако, нашёлся отморозок, который «просто
так» свернул уточке шею и выкинул. Теперь здесь живут только лягушки.


Елена Георгиевна показывает то, что осталось от кирпичной стены.
Вокруг одна разруха…


Разломанный металлический памятник. На первый взгляд, как будто
кто-то хотел разломать памятник на металлолом. Однако земля под поднятым
основанием на удивление свежая. Может кто-то что-то там искал???


Снова костёр на могилках. Какие-то кулёчки, баночки и тому подобное.
Словом, кто-то некоторое время тут жил. Прямо на могилках.


Снова горы мусора…


А вот и один из «жильцов». Бомж неторопливой походкой обошёл нас
и скрылся в проломе забора.


Руническая трёхлопастная свастика. Использовалась ещё на заре цивилизации
как символ плодородия и изобилия у древних арийцев, а потом и у славянских
племён. В ХХ веке четырёхлопастную свастику использовали фашисты. Только
обратите, пожалуйста, внимание на то, что свастика, как и фашистская четырёхлопастная,
вращается против часовой стрелки. Тогда как символ плодородия у древних
народов вращался по часовой стрелке, символизируя развитие и движение вперёд.
Изображённая же свастика символизирует обратное: упадок и разрушение, и
даже может также означать войну.


Шприцы валяются прямо в склепе. Пусть теперь кто-нибудь убедит нас
в том, что «детки» просто игрались и пели песенку Крокодила Гены.


Познания «деток» в английском языке в другом месте могли бы просто
умилять. Но надпись в склепе «Lord of the World», что можно перевести как
«Князь мира» или «Властелин мира», что означает одно из имён Сатаны.

Продолжение следует…

P.S. По настоятельной просьбе прихожан Свято-Иаковского храма, передаём большую благодарность сотрудникам милиции, помогающим «отлавливать» непрошенных гостей на территории кладбища и приходящим на помощь в любое время суток.
Автор: Руслан Мороз, редактор рубрики "Руслан Мороз" на ЖЖ.info http://zazhitomir.info
Руслан Мороз | 26.01.2009 | Переглядів: 5109
Редакція сайту може не розділяти думку автора статті
та відповідальності за зміст матеріалу не несе.
Коментарів: 13
Korvin
1 Корвін (Korvin)   • 16:40:51, 28.01.2009 [Материал]

Все, що тут описано і стосується "готов, сатанистов и остальной нечисти" - не просто маячня, а потік безглуздого словесного поносу. Я не буду стверджувати, що на кладовищі бувають лише вандали. Там живуть бомжі. Там бувають і готи, звичайно. Але хоч трохи, ну хоч трохи поцікавтесь особливостями їх субкультури, щоб звинувачувати їх у паплюженні кладовищ. Не можна з такою упередженістю і відсутністю хоча б базових знань по сабжу давати якісь оцінки і робити певні висновки.
Наслухались "героя" з його баснями про жертвоприношення... Він вам би і про ритуал "чорної меси" міг би розповісти...
Анх - може намалювати будь-який задрот, як і такі знаки як пацифік, пентакл чи символ анархії. Але це не означає, що автор сього художнього твору є хіппі, сатаністом чи анархістом. Швидше навпаки, реальний симпатик певної субкультури такими позерськими речами займатися не буде.

" - А мы не готы, мы просто хотели увидеть духов…
После такого ответа невольно начинаешь думать о психиатре…"
Ну, вам мабуть і правді варто задуматися про психіатра, якщо це у вас викликає таку реакцію. Усвідомте, це діти, для них ще не сформовані такі етичні категорії як "святість" чи "блюзнірство", і це нормально! А питливий дитячий розум штовхає на дослідження світу найрізноманітнішими методами. Не переносьте ваш релігійний фанатизм на здорову дитячу поведінку.

Я не кажу, що не варто доглядати за кладовищами, але точно не варто продукувати істерію а ля "куда катітся етот мір", коли ви помічаєте щось, що не співпадає з вашими релігійними догмами.

п.с. Цікаво, ви в координації з В. Свободою пишете? А то просто якийсь дубляж виходить, якщо прочитати це - http://zhzh.info/publ/21-1-0-753

OldPoliceman
2 Руслан Мороз (OldPoliceman)   • 18:39:05, 28.01.2009 [Материал]

Корвин, Вам, видимо, не знакомы правила приличного тона. Впрочем, судя по Вашему аватару, и тем бредням, которые Вы рожали на сайте, и демонизм и вся остальная нечесть Вам прямо-таки греют душу. Вопрос только, а хоть Душа - то у Вас осталась, или Вы её уже продали Дьяволу ??? Поэтому, когда Вы пишите, что для ребёнка !!!???нормально???!!! просидеть целую ночь на кладбище в склепе, то действительно, с Вами разговаривать уже поздно...
Господь Вам судья...
gp
3 Виктор Зинченко (gp)   • 00:16:29, 29.01.2009 [Материал]

корвин, хватит на все смотреть сквозь розовые очки
" и тем бредням, которые Вы рожали на сайте" - полностью поддерживаю автора
Korvin
4 Корвін (Korvin)   • 17:46:58, 29.01.2009 [Материал]

Ваш господь мені не суддя.
"корвин, хватит на все смотреть сквозь розовые очки " - ви мабуть зовсім не читали сайт, раз у вас є висновки відносно мого позитивного бачення оточуючої дійсності.
Брєдні - це подібні публікації. Фанатична параноя і фантастична убогість.
"Увы вам" (с)
OldPoliceman
5 Руслан Мороз (OldPoliceman)   • 19:13:36, 29.01.2009 [Материал]

Цитата: "Ваш господь мені не суддя. "
Ответ: Корвин, засуньте свой нонконформизм себе сами знаете куда! Я Вас не оскорблял и поэтому требую к себе такого же отношения! Если Вам что-то не нравится, то это Ваши проблемы, а не окружающих. Может у Вас было трудное детство, то тогда настоятельно рекомендую обратиться Вам к хорошему психотерапевту. Хотя, как говорится, горбатого могила исправит...
gp
6 Виктор Зинченко (gp)   • 01:48:45, 30.01.2009 [Материал]

я имел ввиду сквозь пальцы.
Корвін, по твоему надписи на склепах, поломанные надгробия и украденные заборы это нормально? жду ответ - ДА или НЕТ
и не важно кто тому виной - гопы, готы, боты, бомжи
Outcast
7 АлисА (Outcast)   • 09:21:06, 30.01.2009 [Материал]

> Надписи на стенах склепа. Вверху надпись «Готика»
> Слово «готика» видно совершенно чётко
Вообще-то мне там четко видно слово "Готы" (Goths), а не"Готика". Или это издержки фотоаппарата?
Кстати, какой есть у автора фактический материал, подтверждающий причастность именно готов и сатанистов к разрушениям, кроме россказней подростка и предвзятого мнения "загробной проводницы"?
OldPoliceman
8 Руслан Мороз (OldPoliceman)   • 15:12:55, 30.01.2009 [Материал]

На № 7:
Ещё раз
Действительно, слово "Готика" только на третьей фотографии. А что касается фактического материала и установления лиц, которые "гуляли" на кладбище, то можете обратиться к
прихожанке Свято-Иаковского храма Елена Георгиевна Гринчак. У неё материалов на целый талмуд наберётся. Кстати, это могут подтвердить и в милиции, сотрудников которой неоднократно вызывали на место. Что касается деловой переписки по этому делу с милицией, прокуратурой, горисполкомом и т.д., то я не стал размещать их на сайте, потому что их НУ ОЧЕНЬ МНОГО! Вы сами можете зайти в храм и там Вам покажут пухлые папки с официальной перепиской.
OldPoliceman
9 Руслан Мороз (OldPoliceman)   • 15:19:42, 30.01.2009 [Материал]

В догонку на № 7:
Цитата: "Кстати, какой есть у автора фактический материал, подтверждающий причастность именно готов и сатанистов к разрушениям, кроме россказней подростка и предвзятого мнения "загробной проводницы"?"
Ответ: Что значит "предвзятого мнения"??? Большая часть ночных посетителей вылавливалась милицией, и на них составлялись протоколы, сообщали родителям и в школу. Так что Вы называете "предвзятым мнением" ??? Или Вы тоже, как и Корвин, иногда ходите на кладбище "пощекотать себе нервишки" ??? Поэтому и мнение у Вас "непредвзятое"???
Korvin
10 Корвін (Korvin)   • 17:36:55, 30.01.2009 [Материал]

Руслан Мороз, на кладовища "пощекотать себе нервишки" я не ходжу. Мені це не проймає, жодним чином.
"жду ответ - ДА или НЕТ "
Ні. Це ненормально. Ца має каратися. В кожному окремому випадку має бути знайдений винний і покараний.
Але не варто вішати примітивні ярлики, які абсолютно далекі від реальності. "Це роблять готи...", "це роблять сатаністи..." Та це роблять вандали, і це не конкретна субкультура, а узагальнена назва недоумків, яким в кайф щось ламати, нищити, паплюжити. І стаття в КК є відповідна, за вандалізм. Але не за "готизм" чи "сатанізм"!
Не нагнітайте істерію. Це конкретні випадки, кожен з яких має розглядатися КОНКРЕТНО. А те, що вони сиплють убогими перлами, ще нічого не значить. Я думаю, там, якщо пошукати, можна і "панкс нот дет" знайти і "Цой жив". Дорубаємося до Цоя і всіх прихильників радянського року?
1-10 11-13