Кладбище Польское, кладбище Русское,
Домики старые, улочки узкие,
А на окраине стертою фрескою
Всеми забытое кладбище Чешское.
Среди деревьев во дворике тихом
Строгий портал – лютеранская кирха.
Храм златоглавый Преображения,
Рядом костёл – находи утешение.
Все мы под небом, все мы под Богом.
Мирно стоит меж домов синагога…
Издревле к этой земле прикипели
Русские, немцы, поляки, евреи.
Ветхий и Новый заветы да Тора –
Всё перемешано. Это – Житомир!
(Владимир Белозерский)
Кладбища – это память о прошлом, оставленная для потомков. Это часть культуры и традиций народа. Отношение к прошлому – показатель культуры человека, нации, государства.
Судьба большинства этих памятных мест в Житомире весьма драматична. Сам Житомир возник не на пустом месте. Археологические изыскания показали, что на территории города в его нынешних границах поселения людей были ещё десятки тысяч лет тому, во времена позднего палеолита. Древние захоронения времен скифского периода и Киевской Руси обнаружены археологами в районе Корбутовки, Малёванки, Соколовой горы и в долине реки Крошенки. Древние захоронения были найдены в XIX веке на Замковой и Подольской горах во время строительства там каменных Крестовоздвиженской и Успенкой церквей взамен бывших деревянных.
На территории Корбутовского гидропарка, в урочище Гремяче (это рядом с троллейбусным кольцом между пляжем и Чудновским шоссе) находится древний курганный могильник VII–V веков до нашей эры с останками сожжённых покойников (обряд трупосожжения). Такой был тогда обычай. Культ очищающего свойства огня играл исключительную роль в погребальных обрядах тех времён. Еще в 20-х годах прошлого века могильник состоял из 55 курганов. Ныне сохранились 10 едва заметных насыпей, которые поросли соснами. Археологические раскопки курганов производились в 1924 году экспедицией Волынского музея под руководством С.С. Гамченко и в 1945 году экспедицией Института археологии АН УССР под руководством Е.В. Махно.
На Малёванке на плато высокого правого берега реки Каменка, в парковой зоне (в районе нынешних улиц Якира, Барашевской и Пионерской) был большой курганный могильник, датируемый в пределах X – начала XIII веков. Здесь покойников предавали земле по обряду ингумации (трупоположение). Их хоронили в дерявянных колодах или просто укладывали на землю по христианскому обычаю – головой на запад. Рядом с телом оставляли различные вещи – украшения, предметы быта, орудия труда. Дружинников хоронили вместе с оружием и амуницией. Все это было обнаружено при раскопках в 1878 году археологом В.Б. Антоновичем и в 1886 году археологом С.С. Гамченко. Тогда могильник насчитывал порядка 300 курганов и занимал площадь около 14 гектаров, а ещё раньше их было порядка пятисот. Этот уникальный памятник археологии, бесценные экспонаты из которого сохранились только в Санкт-Петербургском Эрмитаже, стёрли с лица земли и застроили в конце XIX и в первой половине XX века. Ныне сохранилось всего три кургана высотой 0,6 – 1,2 метра и диаметром около 8 метров.
На Малеванке, между улицей Закамянской и Вторым Пролетарским переулком, было древнее Татарское кладбище, видимо ещё времен татарских набегов на город. В начале 1920-х годов здесь, среди остатков кладбища находили татарские и турецкие монеты. Уничтожено большевиками. В память о древнем месте погребения один из новых проездов в этом районе в 1990-х годах назван "Татарским".
Древнее кладбище времён Киевской Руси обнаружено в 1992 году при рытье траншеи на Замковой горе, в районе нынешней Замковой площади. Видимо это было посадское кладбище замка Житомир.
В средневековом Житомире, располагавшемся до середины XVII века в границах Замковой горы, кладбище было на развилке двух древних дорог, ведущих из города в села Вильск и Троянов. Теперь это часть улицы Якира между Старовильской и улицей Победы. В 1930-е годы на углу нынешних улиц Победы и Якира решили построить двухэтажный дом для офицеров Красной Армии. Во время рытья котлована наткнулись на остатки этого кладбища. Это обстоятельство не смутило местную власть. Она поступила точно так, как пелось в революционной песне тех лет: "Отречёмся от старого мира/Отряхнем его прах с наших ног! " Вот так и отреклись, построив здание на костях своих прадедов. А закончив работу, отряхнули их прах со своих ног. Дом и теперь стоит.
Во второй половине XVII века Житомиру стало тесно в границах Замковой горы. Начал застраиваться Подол и основные торговые пути, ставшие улицами (нынешние Старовильская, Подольская, Якира, Малая Бердичевская, Черняховского, начало Киевской). Тогда городское кладбище открыли на Охримовой горе (другое название "Кокрин"), в районе нынешней улицы 8 марта, где ранее уже было кладбище поселения времен позднего средневековья. В 1930-х годах учёными тут были зафиксированы каменные кресты с надписями XVI–XVII веков.
На Охримовой горе открыли рядом три кладбища – православное, католическое (Польское) и еврейское. Польская община появилась в Житомире в XVI веке, когда Житомир вошел в состав Речи Посполитой. Евреи стали селиться в Житомире со второй половины XVII века, а возможно и еще раньше. В "Еврейской энциклопедии" Брокгауза-Эфрона, издававшейся в 1908-1913 годах, о городе Житомире читаем: «…часть жит. староства была отдана в аренду некоему еврею Шлиоме Фоисеевичу еще в 1622 г.». В то время евреи не считались полноправными жителями города, а потому не вносились ни в один реестр.
На территории уже закрытого в конце XVIII века православного кладбища в 1903 году построили Покровскую церковь с усыпальницей внутри неё, которая стала основой формирования нового житомирского некрополя (данные краеведа Руслана Кондратюка). Покровский некрополь стал одним из наиболее престижных мест захоронения городской элиты. Житомирская газета "Волынь" тогда сравнивала Покровское кладбище по своей красоте с Аскольдовой могилой в Киеве. На фотографии 1908 года (первая иллюстрация слева в верхнем ряду) слева изображена Охримовая гора. Слева вверху в прямоугольной ограде – православное кладбище с Покровской церковью. За ним (немного правее) – католическое кладбище с часовней Святого Николая.
Католическое кладбище на Охримовой горе разместили возле древнего кладбища, на котором в XV веке был построен костел Св. Нияколая (известен с 1472 года) и уничтоженный татарами в конце XV века. На кладбище в 1788 году построили часовню, назвав ее часовней Св. Николая, в память о бывшем костеле. В 1918 году на этом, уже закрытом в 1779 году кладбище, большевики тайно захоронили массовые жертвы своих репрессий против мирных граждан Житомира. Еврейское кладбище находилось за католическим в районе нынешних улиц Маяковского и Ольжича, обозначенное на городских планах под названием "Жидівський цвинтар", или "Окописько".
Все эти три древних кладбища в советское время уничтожены и застроены. На территории православного и католического кладбищ в 1930-х годах построили промышленные корпуса артели "Красный гвоздильщик" (теперь УТОС – Українське товариство сліпих). В часовне Св. Николая разместили клуб артели, а в Покровской церкви производственные помещения. Церковь и часовня ныне заброшены и находятся в аварийном состоянии. От еврейского кладбища ничего не осталось. На углу нынешних улиц Маяковского и Ольжича в 1930-х годах прямо на костях построили дома офицерского состава. Так на Охримовой горе исчез целый пласт культуры XVII–XVIII веков, который должен бы охраняться как исторический памятник.
Древнее христианское кладбище было на Петровской горе (на территории нынешнего парка имени Гагарина) между Старым бульваром и Лермонтовской улицей. Неизвестно когда оно возникло, и когда на нем прекратили хоронить. Еще в 30-х годах XIX века городская власть поставила вопрос о его закрытии в связи с полнейшим его запустением. Интересно, что ни один из опрошенных тогда местных старожилов не смог вспомнить, когда тут последний раз проводились захоронения и есть ли у кого-нибудь родные могилы. Вспоминаю, что в 80-х годах прошлого века в переулке 3-го Интернационала (теперь Шодуаровский) копали траншею для замены водопровода. В земле оказалось много человеческих пожелтевших костей. Предположительно, нашли останки могил кладбища XVIII века монастыря иезуитов.
Старинное Монастырское кладбище, основанное в XVIII веке, было на левом берегу реки Тетерев, на территории бывшего Монастырского сада. Оно ранее принадлежало монастырю сестер милосердия Шариток, а затем - Богоявленскому Монастырю. Воспоминание о нём оставил Святослав Рихтер: «Мы с тетей Мэри пошли в монастырь. Он был на Бердичевской, деревянный, украинской архитектуры … был чудный день, за нами остался монастырь, который звонил во все колокола, старый сад, внизу с ручейком, как в "Обрыве" Гончарова. Мы дошли с тетей Мэри до монастырского кладбища. Кладбище выходило на обрыв к Тетереву, и мы там сели, смотрели, а колокола все звонили…». Сад в 1960-х годах вырубили, монастырь закрыли, церковь монастыря снесли, кладбище уничтожили, территорию застроили.
В конце XVIII и в начале XIX веков в Житомире появилось несколько больших городских кладбищ для общин разных конфессий: католическое (Польское), Лютеранское, православное Вильское(Русское), Еврейское, Чешское.
Польское кладбище является памятникам архитектуры XIX века и одно из старейших польских некрополей Украины, наравне с известным Личаковским во Львове. Участок под кладбище был куплен на территории Новой Рудни (ныне улица Короленко) в 1799 году. Основано в 1801 году. В 1840 году сюда перенесли с Охримовой горы со старого католического кладбища останки людей, ранее похороненных там в склепах. Вот как описал это кладбище в середине XIX века Юзеф Игнаци Крашевский (жил в Житомире с 1853 по 1858 год): «Над берегами Камянки выбрано место для католического кладбища, раскинутое в леске на холмиках, которое творит грустный, но чрезвычайно волшебный образ. Посередине стоит костел на наивысшем хребте горы, крыша и стены которого возвышаются над густой массой деревьев. Роскошные и скромные склепы – рассеянные по развесистому пространству этого поля покойников, среди которого кое-где расцветает одичавший цветок, посаженный еще рукой печали живого».
Кладбище известно фамильными захоронениями известных шляхетных династий Домбровских, Манюшко, Чацких. Тут находятся могилы первого польского военного летчика, погибшего в бою, Бронислава Мациевича; всемирно известного композитора и пианиста, ученика Ференца Листа Юлиуша Зарембского; почётного гражданина Житомира генерала Владислава Прессера; художника-академика Леонардо Страшинского; участника Крымской войны 1853 – 1856 годов генерал-майора В.В. Качинского; купца 2-й гильдии Рудольфа Карловича Тайбер и других выдающихся деятелей. Возле недавно отреставрированной часовни Святого Станислава, построенной в 1840 году и разрушенной во время Второй мировой войны, находятся захоронения католического духовенства, начиная с середины позапрошлого столетия. Рядом с величественным памятником епископу Кароль Антонию Недзляковскому есть скромная могила жертвы сталинского террора ксёндзу Анджею Федуковичу. Благодаря ему был построен Епископский дом в Житомире (теперь Областной краеведческий музей). Многие уникальные памятники в этом месте упокоения душ в советское время были уничтожены, все склепы взломаны и разграблены мародёрами. Кладбище закрыто для захоронений с 1976 года.
Разделённое забором слева от входа на Польское кладбище находится старое Лютеранское (немецкое) кладбище. Немецкие переселенцы начали заселять Житомир в первой половине XIX века. Житомир особенно привлекал немцев из аристократических семей. Среди членов немецкой общины Житомира были музыканты, банкиры, архитекторы, инженеры, предприниматели, издатели, даже руководители Житомира (в 1883 – 1886 годах городским главой был Оскар Эрнстович Трулль). Это была небольшая община (порядка 1 % населения города), но самая образованная. Семьи Рихтеров (предки знаменитого пианиста Святослава Рихтера), Арндтов, Штейнов, Эншей, Ферстеров, Вильке, Шедель, врача Генриха Нат (в его доме жил писатель Александр Куприн), действительный статский советник Матус Баумгартен – это не просто фамилии. Это часть интеллектуальной элиты нашего города.
На Лютеранском кладбище покоится бабушка Святослава Рихтера Елизавета фон Райнке, генерал от инфантерии Николай Оттович Дуве, известный в дореволюционные времена житомирский врач Генрих Натт, известный меценат и художник барон Иван Максимилианович де Шодуар. Кстати, надгробный памятник генералу Дуве ваял скульптор Григорий Олишкевич – автор памятника Пушкину на Старом бульваре. В 30-е годы прошлого века с Лютеранского кладбища стали исчезать надгробные плиты, большинство из которых обнаружилось затем на могилах партийных и советских чиновников на других кладбищах. В 1970-х годах прямо на кладбище построили кооперативные гаражи. Сегодня на этом кладбище можно наблюдать разве что грандиозные заросли да поваленные могильные памятники, кучи мусора. Кладбище снято с городского учета. Это заброшенное кладбище навевает тоску и оставляет неприятный осадок. Оно должно бы служить укором живым, но вызывает только скупые сухие отклики слабого возмущения, или и вовсе оставляет многих равнодушными.
Русское православное кладбище на нынешней улице Победы сравнительно хорошо сохранилось. Его ещё называют "Вильским" – по аналогии с улицей Вильской (теперь улица Победы). У входа на него стоит Яковлевская церковь, построенная в 1837 году в каноническом стиле, памятник архитектуры. Существованием этого храма на Вильском кладбище горожане обязаны княгине Ольге Феодоровне Потёмкиной, которая решила увековечить память своего покойного мужа - генерал-лейтенанта князя Якова Алексеевича Потёмкина. 24 октября 1837 года церковь была освящена. Стоит отметить тот факт, что это был первый православный каменный храм города. Все другие православные святыни Житомира в то время были деревянными.
На этом кладбище похоронено много выдающихся людей нашего города. Для примера лишь несколько фамилий: Сергей Карпенко - украинский актер, народный артист УССР; Семен Шаржинский – волынский губернский почтмейстер, близкий приятель Николая Гоголя и Александра Пушкина, знакомый Тараса Шевченко и академика живописи Аполлона Мокрицкого; меценат с чрезвычайно интересной судьбой господин Константин Роше; единственная дочь всемирно известного философа Николая Бердяева. Русское (Вильское) кладбище - уникальный памятник истории и культуры, монументального искусства. По сравнению с другими, этому кладбищу повезло больше, поскольку с 1930-х годов оно выполняло функции центрального городского кладбища, но следы варварства есть и тут.
Памятником истории и культуры является и старое Еврейское кладбище. Оно находится с левой стороны улицы Большой Бердичевской, не доезжая Смолянки, на берегах речки Путятинки. В конце XIX и в начале ХХ века еврейская община была самой большой в Житомире. Житомир был тогда одним из центров культурной и религиозной еврейской жизни. На кладбище похоронены иудейские цадики (святые), много хорошего сделавшие для нашего города деятели культуры, врачи, педагоги, юристы, инженеры, архитекторы. В течении XIX и начала XX века здесь создавались уникальные памятники, значительная часть которых была уничтожена в советское время, и особенно во время немецкой оккупации города. Так что кладбище сохранилось частично: почти все захоронения XIX века уничтожены.
Сбереглась могила цадика раввина Аарона из Житомира. Он был был одним из учеников основателя хасидизма рабби Исроэля Баал Шем-Това. Среди тех, кто покоится на кладбище, в уцелевшем склепе находятся цадики: равин Мордехай из Котельни (умер в 1913 году), раввин Мордехай из Коростышева (умер в 1916 году), раввин Моше из Коростышева (умер в 1920 году), раввин Яков из Коростышева (умер в 1941 году). В 1970-х годах на старой части кладбища с левой стороны речки Путятинка построили большой гаражный кооператив, МЖК "Интернационал", спортивное ядро училища №15. В глубине кладбища, рядом с Путятинским переулком, в братских могилах похоронены сотни жертв большевистских репрессий 1937–1940 годов. Согласно сообщению посольства Чехии, 28 сентября 1938 года на Еврейском кладбище в Житомире были казнены и похоронены 77 чехов, которые жили и работали в Житомире и в окрестных селах.
На Крошне на улице Маршала Рыбалко сохранилось небольшое Чешское кладбище, которому уже 130 лет. Приезд чешских колонистов в Житомир был обусловлен указом Александра II от 1873 года, по которому им давались большие льготы. В село Крошня (теперь один из районов Житомира) в 1878 году прибыло 52 семьи чешских переселенцев. Чехи привезли с собой высокую культуру земледелия, технологию хмелеводства и пивоварения. Среди них было много мастеров высокой квалификации: плотники, слесари, кузнецы, каменщики. На всю округу были известны каменотес Вацлав Длоуги, колбасник Иосиф Громадецкий, хмелевод и общественный деятель Вацлав Мали, владелец кирпичного завода Иосиф Бубен. Но наибольшую память о себе оставили непревзойденные пивовары: Осип Махачек, Богдан Янс, Игнатий Альбрехт, Вацлав Крупичка, Вацлав Михалек. В память о первых чехах-поселенцах на Крошне есть улица Вячеслава Мали (он был инициатором развития хмелеводства на Крошне), переулок Альбрехта (Альбрехты построили на Крошне знаменитый пивзавод). Почти все они похоронены на этом кладбище. Игнатий Альбрехт похоронен на Вильском православном кладбище.
На пригородной дороге, ведущей в село Пряжев (теперь это улицы Довженко и Российская Слободка), в середине XIX века появилось Старообрядческое кладбище. Старообрядцы-пилиповцы (пилипоны), спасаясь от жестоких преследований в России, прибыли в Житомир в 1810 году и поселились на землях Бернардинского монастыря, основав своё село Пилипоновка. Это в районе нынешней улицы Михайловской. Михайловская улица раньше и называлась "Пилипоновской". В 50-х годах XIX века губернатор Синельников переселил старообрядцев в район нынешней улицы Довженко. Этот район и теперь ещё называют "Русской Слободкой". Вместо старой деревянной старообрядческой церкви пилипоны построили себе каменную церковь на Провиантской улице (ныне улица Довженко). Церковь в советское время закрыли, верхнюю часть здания разобрали. Уцелевшую нижнюю часть стен и фундаменты использовали при строительстве Первого хлебозавода с хлебопекарным училищем. Кладбище закрыли в 1971 году. Территорию начали застраивать да так, что от кладбища почти ничего не осталось. Но сохранилась семейная могила Пироговых. Представитель этого старообрядческого рода А. К. Пирогов был домовладельцем домов № 51 и № 53 на улице 1 Мая, в которых жили Александр Довженко и Святослав Рихтер.
В 20-х годах XIX века ещё одна группа старообрядцев-беспоповцев переселилась из Польши и Пруссии в пригород Житомира Каракули (теперь там жилой массив Хмельники). Они занимались выращиванием овощей и фруктов, а также грабарским промыслом. Построили свою церковь Покрова Святой Богородицы. Церковь сохранилась и является памятником архитектуры. Старообрядческое Каракульное кладбище тоже сохранилось.
В XIX веке основали Павликовское кладбище между Павликовкой и Малёванкой на углу улиц Андреевской (теперь – Черняховского) и Антоновской (теперь – Пролетарская). Основано было кладбище как место захоронения умерших от эпидемий, но со временем оно стало центральным кладбищем жителей Павликовки, Малеванки, Закамянки и Корбутовки. Следует отметить, что это было первое в городе кладбище с участками разных конфессий: православных, католиков, евреев и мусульман. Помню, что еще в 1950-х годах там стояли красивые памятники из полированного лабрадорита. На памятниках были надписи на разных языках. Павликовское кладбище ликвидировали в 1960-х годах полностью. Его засыпали двухметровым слоем земли и построили профтехучилище и спортивную площадку. Это почти напротив Технологического университета.
В начале XIX века появилось новое мусульманское кладбище на левом берегу реки Тетерев на хуторе Щенявского. Это в районе нынешних переулков Цюрупы и Пионерских лагерей. Хутора уже давно нет, кладбища тоже.
На Большой Бердичевской улице, где теперь городская больница № 1, в XIX веке был комплекс зданий Богоугодных заведений. А рядом (на углу нынешних улиц Большой Бердичевской и Жуйко) было старое кладбище, где хоронили покойников Богоугодного заведения и жертв холерных моров. Здесь находилась часовня. В начале ХХ века тут построили здание Житомирского детского приюта. При советской власти в 1920-х годах в здании приюта создали кустарную мебельную артель, которая потом стала Житомирской фабрикой музыкальных инструментов. При строительстве новых цехов и складов фабрики кладбище уничтожили, часовню снесли.
На Смолянке с правой стороны бывшей дороги (теперь улица Селецкая) в маленький хутор Селец было небольшое кладбище Богоугодных заведений, возникшее в середине XIX века. На его базе в 1890 году было основано новое православное Смолянское кладбище. Достопримечательностью кладбища является старая деревянная Свято-Николаевская церковь. Её в 1885 году решил построить на собственные средства житомирянин Семен Матлахов на могиле своей жены, Варвары Матлаховой, и обратился с прошением к архиепископу Волынскому и Житомирскому Палладию. Получив разрешение, он к 1889 году успел поставить сруб на каменном фундаменте. Видимо денег ему не хватило, поскольку последующие 7 лет церковь не строилась. На достройку церкви дали деньги многие жители окрестных домов, но больше всего денег дал Григорий Гроза. Церковь была достроена им и 22 октября 1896 года освящена архиепископом Волынским и Житомирским Модестом. В 1908 году Григорий Гроза умер, и был похоронен за алтарем церкви, рядом с могилой его дочери. Могила мецената сохранилась до сегодняшнего дня.
В 1918 году, по благословению архиепископа Евлогия, настоятель этой церкви Аркадий (в миру Аркадий Иосифович Остальский) организовал Свято-Николаевское братство. Члены братства оказывали помощь нуждающимся и больным, хоронили умерших, не имевших родных и близких. Свято-Николаевская церковь ни разу не была закрыта и является памятником архитектуры местного значения. На этом кладбище похоронены многие достойные люди нашего города, в том числе семья Бориса Тена. Вначале Борис Тен был предан земле на Корбутовском кладбище, а не на Смолянке, где лежат мать, сын, жена и брат Михаил. Позже прах перенесли, куда он завещал. По архивным данным, на территории этого кладбища, производились массовые захоронения умерших во время искусственно созданного смертельного голода 1932–1933 годов. В 2008 году на этом кладбище установили памятную доску жертвам Голодомора. Старые надгробья XIX века на кладбище практически не сохранились.
В северо-западной части Вильского (Русского) кладбища в 1943–1945 годах создали Военное кладбище № 1. Здесь в 113 братских и 819 одиночных могилах похоронено 1144 советских воина. В их числе 1074 погибших в боях за освобождение Житомира и скончавшихся в 1944–1945 годах в житомирском госпитале, а также 70 военнослужащих житомирского гарнизона, умерших в 1946–1965 годах. С левой стороны улицы Селецкой в 1945–1948 годах создали ещё одно Военное кладбище № 2, на котором перезахоронили останки освободителей из могил, находившихся в разных частях города. В 29 братских и 425 одиночных могилах здесь покоятся 742 воина. На кладбище установлены памятник павшим солдатам и каменные плиты с именами Героев Советского Союза, убитых врагом в боях за освобождение Житомирщины. О местах захоронений жертв фашистской оккупации города я расскажу в очерке "Цена Победы для Житомира".
Помимо городских кладбищ, в Житомире, по традиции, умерших хоронили возле и внутри городских церквей. Такие захоронения считались особенно почётными. В цокольном этаже Преображенского кафедрального собора с 1876 года нашли упокоение Волынские архиепископы: Агафангел, Тихон и Модест. В 1918–1919 годах скверик возле собора использовался как погост для погибших воинов Украинской Народной Республики. В советское время кладбище уничтожили, а с ним и могилы…
В августе 1941 года возле Преображенского кафедрального собора в подземном склепе похоронили руководителей ОУН(м) Николая Сциборского и Омеляна Сенника. Их захоронение сохранилось до наших дней. В 1859 году под алтарной частью подвального помещения Свято-Михайловского кафедрального собора похоронили житомирского купца Михаила Федоровича Хаботина, построившего этот храм на свои средства. В 1960 году при реконструкции храма под лекторий общества "Знания" и его подвала под склад магазина "Спорттовары", прах Хаботина извлекли и вывезли в неизвестном направлении. Есть предположение, что перезахоронили его на Русском (Вильском) кладбище.
В 1976 году все действующие тогда кладбища закрыли, и открыли новое общегородское Корбутовское кладбище на западной околице Житомира в Корбутовском лесу. Житомиряне его сразу прозвали кладбищем "Дружба".
В очерке использованы архивные материалы, справочная литература, публикации краеведов Руслана Кондратюка, Николая Кострицы, Александра Тарабукина, Георгия Мокрицкого и многих других авторов.
Борис Дубман
Декабрь 2011
P.S. Часть улиц и переулков, упомянутых в этом очерке, в 2016 году переименовали: улицу Якира – в Трояновскую, улицу Черняховского – в Леха Качинского, улицу 1 Мая – в улицу Святослава Рихтера, улицу Пролетарскую – в улицу Скульптора Олишкевича, переулок Пионерских лагерей – в переулок Политехнический, 2-й Пролетарский переулок – в переулок Закамянский, переулок Цюрупы – в улицу Шпаковскую. Вернули прежние названия: улице 8 Марта – Трипольская, улице Маяковского – Владимирская.
Иллюстрации верхнего ряда:
Первая слева — Вид Житомира с Подола. Фото 1908 года на почтовой открытке, автор неизвестен.
Вторая — Центральная аллея Польского кладбища в Житомире с разрушенной часовней Святого Станислава. Фото 1960 года, автор – Борис Дубман.
Третья — Польское кладбище в Житомире. Фото 1960 года, автор – Борис Дубман.
Четвертая — Польское кладбище в Житомире. Фото 2008 года, автор – Анна Голтвянская.
Иллюстрации среднего ряда:
Первая слева — Лютеранское кладбище в Житомире. Фото 2011 года, автор – Анна Голтвянская.
Вторая — Взломанный и разграбленный мародерами склеп на Лютеранском кладбище в Житомире. Фото 2011 года, автор – Анна Голтвянская.
Третья — Русское кладбище в Житомире. Фото 2010 года, автор – Анна Голтвянская.
Четвертая — Могила губернского почтмейстера Семена Даниловича Шаржинского на Русском кладбище в Житомире, автор – Анна Голтвянская.
Пятая — Фрагмент плана города Житомира 1915 года. Слева – древнее православное кладбище на Охримовой горе, справа внизу – древнее католическое кладбище.
Шестая — Фрагмент плана города Житомира 1915 года. Павликовское кладбище с участками разных конфессий. Участки (слева направо) – еврейский, магометанский (мусульманский), православный, католический.
Иллюстрации нижнего ряда:
Первая слева — Еврейское кладбище в Житомире. Фото 2010 года, автор – Дима Демянчук.
Вторая — Еврейское кладбище в Житомире. Фото 2011 года, автор – Михаил Белявский.
Третья — Чешское кладбище в Житомире. Фото 2011 года, автор – Олег Мановский.
Четвертая — Смолянское военное кладбище № 2 в Житомире. Фото 2009 года, автор – Олег Кожухарь.