Живий Журнал
 
ЖЖ інфо » Статті » Авторская колонка » Борис Дубман

Музейные мытарства по-житомирски

Автор: Борис Дубман, 19.08.2013, 11:14:48
Автор Борис Дубман

Борис Дубман

все статьи автора

27 октября 1865 года Волынский генерал-губернатор генерал-майор Михаил Иванович Чертков в одном из флигелей своей резиденции на Киевской улице в Житомире поместил для публичного осмотра собранную им коллекцию из 48 образцов горных пород и минералов.

Этот день в истории Житомира считается началом основания Житомирского областного краеведческого музея, а Михаил Иванович Чертков его основателем. А еще мы обязаны губернатору Черткову тем, что еще через пол года, 10 апреля 1866 года в этом же флигеле произошло торжественное открытие первой в городе публичной библиотеки. Чертков был Волынским губернатором с января 1864 по май 1866 годов. Мемуаристы рисуют его человеком честным во всех отношениях.

Коллекционером был и Волынский губернатор действительный статский советник Петр Аполлонович Грессер (Волынский губернатор с августа 1871 по июнь 1878 годов и будущий градоначальник Санкт-Петербурга). Он передал в музей во флигеле более ста образцов ископаемых палеонтологических остатков, минералов и горных пород. Грессер возглавлял также и Волынский губернский статистический комитет. В 1874 году при содействии Грессера музей пополнился еще и ценной коллекцией минералов и горных пород Волыни, собранной по заказу статистического комитета геологом, палеонтологом и археологом Готфридом Осиповичем Оссовским. На базе этой коллекции планировалось открыть собственный минералогический музей. Но не нашлось отдельного помещения. Тогда по инициативе председателя распорядительного комитета Российской публичной библиотеки генерал-майора В. Максимовича все три коллекции объединили и разместили в библиотеке.

Имя выдающегося организатора краеведческого движения на Волыни Готфрида Оссовского до недавнего времени было почти неизвестно. О его житомирском периоде жизни по материалам Государственного архива Житомирской области написал статью ведущий археограф архива Руслан Кондратюк, а его полную биографию - доктор географических наук Николай Кострица. Вот небольшой отрывок из его биографии: «Готфрид Осипович Оссовский родился 8 (20) ноября 1833 года в с. Козаривка Каневского уезда на Киевщине (теперь - Каневского района Черкасской области). Вскоре родители переехали в Житомир, где приобрели квартиру на углу Подольской улицы и Бассейного переулка. В 1853 году юноша получил аттестат о среднем образовании в 1-й Житомирской гимназии и в этом же году стал студентом Киевского университета св. Владимира. Но учеба завершить не удалось. В 1855 г. Г. Оссовского, как военнообязанного, мобилизовали в армию и отправили на русско-турецкую войну. В 1855-56 годах участвовал в обороне Севастополя. Лишь в 1862 году Г. Оссовскому удалось в чине подпоручика выйти в отставку и устроиться служащим в Волынский губернский статистический комитет... Совместно с Иваном Билыком, О. Б. Братчиковым, П. А. Косач, Л. В. Крушинским и другими единомышленниками, Г. И. Оссовский организовал краеведческий центр при Волынском губернском статистическом комитете».
Во флигеле Губернаторского дома публичная библиотека с музеем в тесноте находились более тридцати лет.

После Второй мировой войны на левой стороне Киевской улицы (тогда Ленина) на участке между нынешними улицами Героев Сталинграда и Московской из всех зданий чудом уцелел только бывший Губернаторский дом и его правый флигель. Это тот флигель, где во второй половине XIX века была первая публичная библиотека с музеем - памятники истории и архитектуры, построенные в 1804 году. Их 1957 году снесли, чтобы освободить место для нового строительства. На месте губернаторского дома в 1958 году построили кинотеатр «Украина», а на месте флигеля - жилой пятиэтажный дом с книжным магазином на углу с улицей Щорса.

В 1897 году библиотека с музеем справили новоселье в новом красивом двухэтажном здании Российской публичной библиотеки на Новожандармской улице (теперь Пушкинская). В конце 1898 года в музее было уже три отдела – природно-исторический, нумизматический и промышленный, в которых числилось 2117 экспонатов. В декабре 1900 года в Житомире было создано Товарищество исследователей Волыни, и музей в феврале 1901 года перешел под его опеку. Первым его заведующим был известный краевед, историк и археолог Яков Васильевич Яроцкий. Официальное открытие музея произошло в 1902 году. В этом здании музей находился 14 лет. Здание сохранилось и является памятником архитектуры. Теперь в нем Житомирская областная библиотека для детей.

Новый этап становления музея связан с именем выдающегося геолога и географа Павла Аполлоновича Трутковского. Благодаря его ходатайству перед Волынским губернатором Александром Павловичем Кутайсовым, музей в 1911 году из тесных помещений публичной библиотеки переехал в Дом трудолюбия на углу улиц Гоголевской (теперь площадь Житный рынок) и Хлебной. П.А. Трутовский возглавил инициативную группу по разработке Статуса музея, и 8 апреля 1913 года Статус подписал министр народного просвещения. 1 января 1914 года музей стал самостоятельной организацией «Волынский центральный музей» и первым его заведующим был Сергей Адамович Бржозовский. В это время в фондах музея было уже 8292 экспоната. Большинство из них это подарки исследователей и коллекционеров. Павел Аполлонович Трутовский передал в музей личную коллекцию горных пород, минералов, грунтов, геологических карт, монет, фотоснимков и книг.

15 мая 1893 года в Житомире в Архиерейском подворье на Большой Бердичевской улице открылся еще один уникальный музей – Волынское епархиальное древлехранилище. Заслуга в этом принадлежит архиепископу Волынскому и Житомирскому Модесту (в миру Даниил Константинович Стрельбицкий). Еще в 1892 году преподаватель истории Житомирского женского духовного училища Орест Авксентиевич Фотинский подал архиепископу Модесту ходатайство о необходимости создания при древлехранилище историко-археологического товарищества, а также проект его устава. После рассмотрения устава местной комиссией его направили на утверждение в Синод. Указ Синода за № 5157 от 2 ноября 1892 года разрешал «…как дело полезное и желанное» создать Церковно-археологическое товарищество и древлехранилище в память 900-летия Волынской епархии (Центральный государственный архив Украины в Киеве. – Ф. 2094. – Оп. 2. – Дело 1121. – Стр. 6).

У Николая Ефимовича Кострицы читаем: «За розпорядженням Модеста, духовенству єпархії входило в обов'язки ретельно збирати за спеціально розробленою програмою відомості про історичне минуле краю, передавати до Давньосховища всі цінні предмети и пам'ятки старовини, які знаходились у церквах, монастирях, приватних зібраннях священиків». Заведующим Древлехранилищем назначили уроженца Волыни, выпускника Киевской духовной академии Ореста Авксентиевича Фотинского, который удачно сочетал в одном лице как организационные, так и научные функции. Его правой рукой был волынский кафедральный протоиерей Николай Николаевич Трипольский, который наряду с профессиональной и общественной деятельностью занимался научной работой в области церковной истории и краеведения. 2 января 1894 года в помещении Древлехранилища торжественно открыли Церковно-археологическое товарищество.

Вскоре Древлехранилище стало одним из крупнейших музеев на Украине. Возникла необходимость построить специальное здание для музейных экспонатов и библиотеки. Житомирский краевед профессор Николай Ефимович Кострица в статье «Бiля витокiв наукового пiзнання краю» пишет, что его начали строить в 1894 году на Вильской улице (ныне Победы), на участке, принадлежащем Преображенскому кафедральному собору. Руководил строительством настоятель этого собора, член распорядительного комитета Товарищества краевед Н.Н. Трипольский. Планировали в 1896 году справить новоселье, но из-за недостачи средств у Товарищества пришлось уже почти законченное здание на несколько лет передать в аренду часть здания Товариществу опекунства, а часть - под народную чайную. Лишь в начале ХХ века Древлехранилище переехало в собственное здание. Здание Древлехранилища не сохранилось. Его снесли в начале 1980-х годов при расширении территории завода «Электроизмеритель».

Во время Первой мировой войны, в связи с наступлением немецких войск, в 1915 году значительная часть экспонатов Древлехранилища была эвакуирована в Харьков, и после 1917 года передана Харьковскому музею украинского искусства. В 1919 году оставшуюся в Житомире часть коллекции Древлехранилища передали Волынскому центральному музею. Судьба экспонатов, эвакуированных в Харьков, трагична. В октябре 1941 года во время эвакуации музейных ценностей из Харькова на восток, эшелон был уничтожен фашистами. Лишь небольшая часть уцелевших экспонатов находится теперь в Харьковском историческом музее и в Харьковской научной библиотеке имени Владимира Короленко.

Во дворцах богатейших людей Волынской губернии, таких как графов Ильинских, магнатов Терещенко, князей Сингушко, баронов Шодуар, хранились собранные ими уникальные коллекции, уцелевшие части которых стали впоследствии экспонатами Волынского музея в Житомире. Фамильная коллекция древностей баронов Шодуар находилась до 1908 года в Ивнице (ныне село Андрушевского района Житомирской области). Ян Йозеф де Шодуар приобрел это имение в 1814 году. В двухэтажном дворце, построенном во второй половине XVIII века вотчинником Юзефом Чернецким, сын Яна Йозефа Станислав создал музей. Его музей был одним из богатейших в Европе и заключал в себе огромную коллекцию монет, гравюр, первобытных русских древностей, греко-римских древностей (найденных на местах греческих поселений по берегам Черного моря), картинную и портретную галереи. В его огромной библиотеке (до 40 тысяч томов) хранились старинные рукописи и старопечатные книги, автографы польских королей. Коллекцию, которую начали собирать еще его отец Ян и дядя Антуан, продолжили его сын Максимилиан и внук Иван.

В Житомире, Иван Максимилианович де Шодуар в своей усадьбе на углу Банной улицы (ныне Лермонтовская) и Беккеровского переулка (ныне Шодуаровский) в 1905 году начал строительство четырехэтажного дворца с флигелем по проекту киевского архитектора З.И. Журавского. В январе 1908 года Иван Максимилианович в два этапа перевез сюда фамильный музей. В своем парке с теплицей на высоком берегу Тетерева он собрал коллекцию деревьев из разных континентов и климатических зон и установил в нем скульптуры, которые ранее украшали Ивницкий парк. А имение в Ивнице продал сахарозаводчику Михаилу Ивановичу Терещенко. От бывшего имения Шодуаров в Ивнице почти ничего не осталось - парадные въездные ворота в стиле барокко, три башни ограды, хозяйственное здание и парк, довольно запущенный. К сожалению, великолепный дворец там разобран.

С приходом советской власти в 1918 году усадьба барона Шодуара подлежала национализации, и тяжело больного парализованного Ивана Максимилиановича срочно готовили к перевозке в больницу Красного Креста. По распоряжению барона некоторые вещи отдавались на сохранение его прислуге. Картины и семейные портреты спрятали на чердаке его главного здания на улице Бульварной, № 28 (ныне это Старый Бульвар, дом № 22). Барон переписал завещание, где фамильную коллекцию и библиотеку завещал своей домоправительнице Анне Ивановне Вальд: «…завещая А.И. Вальд… библиотеку и коллекции, созданные трудами деда моего С.И. де Шодуара, прошу ее, однако, библиотеку и коллекции передать в течение возможно непродолжительного времени в собственность Киевскому Университету Святого Владимира».

В 1919 году Волынский центральный музей был национализирован и передан в подчинение Волынскому губернскому комитету охраны памятников искусства и древностей. Для поиска произведений изобразительного и прикладного искусства, которые хранились в частных коллекциях, во дворцах и бывших помещичьих усадьбах, при комитете была создана группа энтузиастов во главе с художником и искусствоведом Д.Е. Антоновым. В его группе были художник А.Г. Концеров, отставной офицер И.С. Раузе, орнитолог В.И. Бруховский, геолог С.В. Бельский, этнограф В.Г. Кравченко. Благодаря этой группе в музей попали настоящие жемчужины мирового искусства, основу которых составила коллекция барона Ивана Максимилиановича де Шодуара. Сразу после смерти барона 5 мая 1919 года следователи составили опись его имущества и передали их 26 мая 1919 года в отдел юстиции при ревкоме. Комиссия по разбору коллекции Шодуара при Волынском губернском комитете передала в городской музей картины и библиотеку в конце мая. Отдельные вещи из коллекции поступали в музей и в 1920 году. Они растворились среди других экспонатов из-за частого игнорирования инвентаризаторами записей об источнике их поступления.

Волынский центральный музей в бывшем Доме трудолюбия не мог вместить всех национализированных ценностей. В склад национализированного имущества превратили и помещения Семинарийского костела. Ненадлежащая охрана музейных ценностей и привлечение к работам по их перевозке на открытых подводах неконтролируемых помощников из числа ученической молодежи и военнослужащих приводила к кражам. Многие экспонаты в неотапливаемых помещениях портились. Вместо реставрации их просто списывали. И ко всему появилась еще одна беда - в музее в конце 1920-х годов несколько раз работала комиссия Госторга, которая изымала ценные музейные экспонаты для продажи через сеть магазинов антикварной торговли.

В усадьбе барона Ивана де Шодуара в его дворце в 1921 году откроют главный корпус музея с геологическим, зоологическим и ботаническим отделами и собственным ботаническим садом с оранжереей в нижней части усадьбы (теперь городской парк культуры и отдыха имени Юрия Гагарина). Этнографический и исторический отделы разместят в доме № 10 на улице Карла Либкнехта (здание бывшего Волынского епархиального древлехранилища). В бывшем Доме трудолюбия на углу улиц Гоголевской и Хлебной (где музей был открыт еще в 1911 году) остался отдел археологии, искусства, труда и промышленности. В 1922 году Д.Е. Антонов станет руководителем созданного нового художественного отдела музея. В 1924 году в этот отдел перешла часть коллекции закрытого в Староконстантинове музея. Открытие художественного отдела для посетителей состоялось 3 октября 1925 года.

В 1924 году в фондах музея было 94 тысячи экспонатов, в том числе тысяча картин и 10 тысяч гравюр. Библиотека музея насчитывала 200 тысяч книг. В мае 1925 года музей получил статус научно-исследовательского учреждения и стал называться Волынский научно-исследовательский музей. С 1928 года решением Главнауки при геологическом и этнографическом отделах музея была открыта аспирантура. Аспиранты учились три года и получали стипендию. С 1931 года музей стал называться Волынским государственным музеем, а после образования Житомирской области – Житомирским областным научно-исследовательским краеведческим музеем.

С начала 1930-х годов для музея наступили тяжелые времена. Началась компания преследования сотрудников музея и репрессий. Научная деятельность была практически приостановлена. Часть библиотечных и архивных фондов изъяли и передали в Винницкий филиал Всенародной библиотеки Украины, часть, включая рукописи, гравюры и автографы исторических деятелей, в центральную научную библиотеку АН УССР, часть в Институт польской пролетарской культуры и в Харьковскую научную библиотеку. Рукописи и архив из собрания Шодуара поступили в Национальную библиотеку имени Вернадского в Киеве. В середине 1939 года все отделы музея были переведены в помещения бывшей шодуаровской усадьбы.

9 июля 1941 года Житомир был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. Разработанные еще в 1936 году планы эвакуации музейных экспонатов на случай войны реализовать не успели. В музее разместились квартиры гебитскомиссара Курта Клемма и глав его администрации. Часть художественной коллекции музея изъяли «во временное пользование» для украшения интерьеров Гебитскомиссариата (здание на углу улиц Михайловской и Большой Киевской, где теперь магазин «Квартал»). Остальные экспонаты переместили в здание бывшего автодорожного техникума на углу нынешних улиц Старовильской и Ольжича, в подвал Преображенского кафедрального собора и в здание сельхозинститута на Втором бульваре.

В Центральном государственном архиве высших органов власти и управления Украины в коллекции документов Оперативного штаба рехсляйтера Розенберга под шифром ф. 3676 оп. 1 д. 49 л. 73-74 есть выдержка из донесения в штаб рейхсмаршала Великонемецкого рейха за июль 1942 года об учете культурных ценностей Волынского центрального музея в Житомире, в том числе собрания Шодуаров для вывоза в Берлин. Значительная часть экспонатов музея во время оккупации была разграблена и вывезена оккупантами. Картинную галерею музея спас (уже во второй раз) заведующий зоологическим отделом музея Всеволод Ильич Бруховский. В ноябре 1943 года он забил гвоздями двери в комнаты, где коллекция находилась перед вывозом в Германию, а самые ценные экспонаты, рискуя жизнью, спрятал в тайниках подвала Преображенского кафедрального собора. Следует отметить, что Всеволод Ильич в 1937 году по ложному доносу был арестован НКВД и до 1940 года находился в лагерях. После войны Бруховский вновь заведовал зоологическим отделом музея. Количество экспонатов, которые собрал Всеволод Ильич превысило 700 экземпляров. В 1967 году 77-летнего Всеволода Бруховского, проработавшего тогда в Житомирском музее всю свою трудовую жизнь, наградили орденом Трудового Красного Знамени - случай для музейных работников уникальный. Умер он в 1969 году, похоронен на Смолянском кладбище в Житомире. В память о нем на Крошне один из застраиваемых новых проездов в 1997 году назван проездом Бруховского.

Перед смертью Всеволод Ильич рассказал житомирскому историку Виктору Липинскому про печальную судьбу музея – бывшего дворца Ивана де Шодуара: «На початку окупації тут надумав оселитися гебітскомісар Клемм. Художні цінності він дбайливо перевіз до приміщення тодішнього сільгоспінституту, а природничі експонати наказав викинути просто неба. … Деякий час будинок пустував, а в 1943 році німці завезли і склали у погребах бочкоподібні металеві емкості невідомо з чим. Спішно залишивши Житомир у листопаді 1943 року, вони не забули про будинок. Поставили біля Зарічанського кладовища батарею гармат і прицільно розсріляли його, поки він не загорився... Стіни будинку були дуже міцні, але відновлювати будинок чомусь не стали. Ламати стіни довелось тракторами у 1951 році. Подейкували, що автором цієї акції був тодішний голова міськвиконкому Гриша. Цікаво б виявити, хто справжній ініціатор». Председателем горсовета тогда был Андрей Ботнарев, но в те годы не горсовет принимал решения, а партийные органы. А этот памятник истории и архитектуры вполне можно было восстановить (смотрите вторую фотографию слева в третьем ряду иллюстраций к этому очерку). Восстановить нужно было только сгоревшие от пожара перекрытия, крышу и заполнения проемов.

После освобождения Житомира горисполком принял решение открыть музей в здании на углу нынешних улиц Старовильской и Ольжича (тогда Менделя и Маловильская), куда уже свезли при оккупации основную часть экспонатов. В мае 1944 года музей уже принимал посетителей. И я, тогда еще подросток, был частым посетителем этого музея, что производило на меня неизгладимое ощущение. От обилия экспонатов захватывало дух. Возле входа в музей на деревянных подставках стояли две древние чугунные пушки. Стены лестничной клетки были увешаны кольчугами, шлемами, щитами, копьями, мечами. На первом этаже я попадал в удивительный мир зверей и птиц. Это были чучела, но они выглядели как живые. И сделаны они были руками Всеволода Ильича Бруховского. Были там и бивни мамонта и кости неведомых ископаемых зверей. Здесь не было специальных залов для картинной галереи. Картины висели на стенах всех помещений. Их было очень много. Запомнился стенд, в котором лежал серебряный венок с надписью от интеллигенции города, возложенный к памятнику Пушкину в день его открытия. Интересным был и новый отдел музея «Великая Отечественная война». И при всей тесноте в этом сравнительно небольшом здании целое помещение на втором этаже посвятили Герою Социалистического Труда, лауреату трёх Сталинских премий первой степени академику Трофиму Денисовичу Лысенко. Мы тогда еще не знали, что он был основателем псевдонаучного направления в биологии. Музей тут находился до 1969 года. Здание сохранилось, но теперь оно имеет печальный изуродованный вид. Всю архитектуру выше карниза разобрали, балкон убрали, балконную дверь и часть окон просто заложили кирпичом.

С 18 марта 1950 года музей стал называться «Житомирский областной краеведческий музей». В том же году ему были переданы остатки ликвидированных музеев Бердичева и Коростеня. Весной 1970 года музей переехал в новые помещения. Отдел природы поместили в правом крыле закрытого тогда Семинарийского костела (в остальной части здания были областная филармония и областной дом народного творчества), остальные отделы - в красивом здании бывшей римо-католической Луцко-Житомирской епархии (Епископский дом) на Замковой горе, построенном в 1909 году. Сначала тут планировалось поместить только художественный отдел, который насчитывал более двух тысяч экспонатов, а на Старовильской оставить исторический отдел. Тогдашнее руководство музея от такого предложения отказалось, что было грубой ошибкой. С тех пор более 90% из более 150 тысяч экспонатов музея лежат в запасниках, и их никто из нынешнего поколения житомирян никогда не видел. Разве что сами сотрудники музея.

В 1985 году из Крестовоздвиженской церкви убрали склад бакалейной базы. Освободившееся здание церкви по ненадобности решили снести, но потом все же решили использовать здание под музей природы. Реконструкцию церкви под музей закончили в 1987 году. В шести залах музея была представлена экспозиция из более полутора тысяч экспонатов. Здесь посетители знакомились с живописными ландшафтами Житомирского края. Экспонаты музея рассказывали о водных богатствах края, его климате, животном мире, экологии. В музее была коллекция палеонтологических находок. Тут можно было увидеть кости и череп пещерного медведя, громадного шерстистого носорога и части рогов гигантского оленя, а на месте нижнего храма церкви установили скелет мамонта и поместили коллекцию минералов и полезных ископаемых. 27 сентября 2011 года на Кафедральной улице проходил церковный праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. На этом празднике руководители города и области официально передали Крестовоздвиженскую церковь в собственность Житомирской епархии Украинской православной церкви. Экспонаты музея природы пришлось перенести на хранение в соседнее здание бывшего Магистрата.

На Замковой площади возле костела Святой Софии стоял одноэтажный дом с колоннами, построенный еще в XVIII веке. Это была Плебания (дом настоятеля костела) – памятник истории и архитектуры. В этом доме в начале XIX века неоднократно собирался кружок декабристов. В советское время - жилой дом. В начале 1980-х годов у отцов города возникла идея в нем открыть отдел археологии краеведческого музея. Жильцов отселили, в 1988 году дом снесли "до основанья, а затем" … так ничего и не построили. Остался только полуразрушенный фундамент. Проектную документацию сдали в музей на вечную память. На этом месте теперь строят новое здание музея природы. Строительные работы начали в сентябре 2012 года. Планировалось, что к концу 2012 года здание уже накроется крышей, а к концу 2013-го новый музей будет сдан в эксплуатацию. Во время избирательной компании в 2012 году тогдашний кандидат в депутаты губернатор Сергей Рыжук так и заявил: «До первого снега строительная организация "Житомирстрой" должна свести один подземный этаж и три надземных, и накрыть их крышей». Скоро конец 2013 года, а строительство музея замерло на уровне фундамента.

В 2005 году Житомирская облгосадминистрация приняла решение передать музею здание бывшего Магистрата для размещения в нем исторического отдела музея. В этом здании Магистрат размещался с 1807 года почти пол столетия, а после его упразднения использовалось в качестве жилого дома с лавками и магазинами на первом этаже. Здание магистрата сильно пострадало в 1941 году, но, поскольку оно было памятником архитектуры государственного значения, в 1951 году его восстановили. Капитальный ремонт начали в июле 2006 года. Планировали, что через три года новый исторический отдел музея встретит своих первых посетителей. Прошло уже семь лет, и никто не знает, когда же ремонт будет закончен. На завершение ремонта денег пока нет.

А главный корпус музея, где будет Житомирская картинная галерея, уже три года закрыт для посетителей. Там идет ремонт. За эти три года успели отремонтировать только систему отопления и сменить окна на главном фасаде. Нужно еще менять стропила на крыше, ремонтировать кровлю, сменить окна на остальных трех фасадах, произвести внутренний ремонт помещений, благоустроить территорию и выполнить наружное электроосвещение. Директор музея Лариса Грузская надеется, что ремонт здания завершится в следующем году. А пока что коллекцию картин из фонда музея житомиряне могут увидеть в других городах. В прошлом году они были на выставке в Москве, а скоро будут в Киеве в музее Западного и Восточного искусства. Сотрудники музея не отдыхают. Они читают лекции в учебных заведениях, детских лагерях, организовывают переносные выставки. Говорят, что мытарства души на пути в рай длятся очень долго - сорок дней. Мытарства музейных экспонатов в Житомире на пути к нормальным условиям их хранения длятся уже сто сорок восемь лет.

P.S. В очерке использованы архивные материалы, справочная литература, материалы Всеукраинской научно-краеведческой конференции, посвященной 145-летию основания Житомирского областного краеведческого музея, публикации историков и креведов Николая Кострицы, Руслана Кондратюка, Лидии Дахненко, Георгия Мокрицкого, Сергея Мищука, Виктора Липинского и других авторов, а также и мои воспоминания.



Иллюстрации верхнего ряда:
Первая слева – Волынский генерал-губернатор генерал-майор Михаил Иванович Чертков – основатель краеведческого музея в Житомире. Портрет работы А. В. Маковского (1897 год). Государственный Русский музей.
Вторая - Волынский губернатор действительный статский советник Петр Аполлонович Грессер. Фото 1880-х годов, автор -  Bergamasco. Источник -  Библиотека Конгресса США.
Третья - Готфрид  Осипович Оссовский. Фото 1880-х годов, автор неизвестен. Источник - http://www.ma.krakow.pl/x/zdjecie/30;/archiwum/ksiezniczka .
Четвертая - Архиепископ  Волынский и Житомирский Модест (в миру  Даниил Константинович Стрельбицкий) – основатель Волынского епархиального древлехранилища. Фото конца XIX века, автор неизвестен. Источник - http://www.nne.ru/bishops/b_29.php .
Пятая – Барон Станислав де Шодуар – основатель фамильного музея в Ивнице. Портрет середины XIX века. Житомирский краеведческий музей.
Шестая - Барон Иван Максимилианович де Шодуар – основатель фамильного музея в Житомире. Фрагмент фотографии 1914(?) года, автор неизвестен. Житомирский краеведческий музей.
Седьмая - Всеволод Ильич Бруховский - основатель зоологического отдела Житомирского краеведческого музея. Фото 1960-х годов, автор неизвестен.

Иллюстрации второго ряда:
Первая слева – Губернаторский дом в Житомире. Справа флигель, в котором с 1865 по  1897 год находился краеведческий музей. Рисунок карандашом, тонированный акварелью,
от 7 сентября 1870 года, автор – Наполеон Орда. Национальный музей в Кракове.
Вторая – Российская публичная библиотека в Житомире на Пушкинской улице, в которой с 1897 по 1911 год находился краеведческий музей. Фото на почтовой открытке начала ХХ века.
Третья – Бывший Дом трудолюбия в Житомире, в котором с 1911 по 1939 год находился музей. Фото конца XIX века, автор неизвестен.
Четвертая - Архиерейское подворье в Житомире, в котором с 1893 до начала ХХ века находилось Волынское епархиальное древлехранилище. Фото начала ХХ века, автор неизвестен. Житомирский областной литературный музей
Пятая – Дворец в Ивнице, в котором с 1814 по 1907 год находился фамильный музей баронов Шодуаров. Фото конца XIX века, автор неизвестен. Житомирский краеведческий музей.

Иллюстрации третьего ряда:
Первая слева – Дворец барона Ивана де Шодуара в Житомире, в котором с 1908 по 1919 год находился фамильный музей баронов Шодуаров, а с 1921 по 1941 год -  краеведческий музей. Фото 1930-х годов, автор неизвестен. Источник – семейный архив А.И. Магаза.
Вторая – Бывший дворец барона Ивана де Шодуара, сгоревший в результате артобстрела в 1943 году. Фото середины 1940-х годов, автор неизвестен. Источник – книга "Житомирщина в період тимчасової окупації німецько-фашистськими загарбниками", 1948 г.
Третья – Преображенский кафедральный собор в Житомире, в подвале которого в годы немецко-фашистской оккупации города хранилась часть музейных экспонатов.  Фото 1962 года, автор – Борис Дубман.
Четвертая – здание бывшего Окружного суда в Житомире (ныне Государственный агроэкологический университет), где в годы немецко-фашистской оккупации города хранилась часть музейных экспонатов. Фотография на почтовой открытке начала ХХ века.
Пятая – здание на углу нынешних улиц Старовильской и Ольжича, где в годы немецко-фашистской оккупации города хранилась большая часть музейных экспонатов, а с 1944 по 1969 год – Житомирский областной краеведческий музей. Фото 1955 года, автор – Борис Дубман.

Иллюстрации нижнего (четвертого) ряда:
Первая слева – Семинарийский костел в Житомире, где с 1919 по 1921  год находился склад национализированных ценностей для музея, а с 1970 по 1987 год в части его помещений – отдел природы Житомирского областного краеведческого музея. Гравюра второй половины XIX века.
Вторая – Начало реконструкция Крестовоздвиженской церкви под Музей природы. Музей природы находился тут с 1987 по 2011 год. Фото 1985 года, автор – Борис Дубман.
Третья – Главный корпус Житомирского областного краеведческого музея на Замковой площади. Фото 2013 года, автор – Анатолий Магаз.
Четвертая - Здание бывшего Магистрата на Кафедральной улице в Житомире, где планируется открыть Исторический отдел Житомирского областного краеведческого музея, а ныне – временное хранилище экспонатов Музея природы. Фото 2010 года, автор - zt-gregori.
Пятая – Проект нового Музея природы на Замковой площади в Житомире. Источник - http://zhzh.info/news/2013-04-02-15554
Музейные мытарства по-житомирски

Автор: Борис Дубман, редактор рубрики "Борис Дубман" на ЖЖ.info


Борис Дубман | 19.08.2013 | Переглядів: 8218
Редакція сайту може не розділяти думку автора статті
та відповідальності за зміст матеріалу не несе.

Коментарів: 2
OldBoys
1 OldBoys (OldBoys)   • 10:37:20, 23.08.2013 [Материал]

Прекрасная {{censored|~~~}}
Ronny
2 Сергей (Ronny)   • 15:54:21, 25.08.2013 [Материал]

Борис, Вы супер!