В древнем городе Житомире из сохранившихся памятников истории и архитектуры пять числятся в реестре государственного значения, и древнейший их них находится на улице Черняховского, 12.
Это здание бывшего Иезуитского монастыря (в реестре памятников – Иезуитского монастыря кельи), датируемое 1724 годом. С его почти трехсотлетней историей связана не одна страница летописи города. Как и все древние здания монастырей, оно хранят свои тайны, обрастая легендами. Чтобы хоть частично раскрыть эти тайны и развеять легенды, отправляюсь на поиски публикаций давно минувших лет.
Прежде всего, кто такие иезуиты, лозунгом которых было «Todo modo» (любым средством – лат.)? Открываю Энциклопедию Брокгауза и Эфрона: «Иезуиты — члены важнейшего монашеского ордена римско-католич. церкви. Иезуитский орден учрежден в 1534 г. Игнатием Лойолой (отсюда другое название И. — Игнатианцы), назвавшим его обществом Иисуса (Societas Jesus) и обрекшим его на борьбу против "адских чудовищ и порождений сатаны", на служение Богу, на совершение подвигов ad majorem Dei gloriam. К обычным трем монашеским обетам Лойола присоединил четвертый — обет беспрекословного повиновения папе. В 1540 г. папа Павел III утвердил орден И., а папа Юлий III чрезвычайно расширил его привилегии. И. объявлены были изъятыми от всякой светской юрисдикции и обложения в пользу государства, а также независимыми от епископов; они не признают никакой другой власти, кроме своего орденского начальства и папы. … Главная, первоначальная цель, которую поставило себе "общество Иисуса", заключалась в подавлении реформации и в защите католической церкви против распространившегося духа сомнения и свободомыслия. … В сферу деятельности ордена входят, главным образом, богослужение, исповедь, воспитание юношества, миссионерство».
В Житомире иезуиты появились в начале XVIII века, основав монастырь с костелом. В отношении более точной даты, то у историков есть расхождения. В Энциклопедии Брокгауза и Эфрона: «В 1724 г. в Ж(итомире) иезуиты основали монастырь и школу». У житомирского краеведа, титулярного советника Тита Иолича Вержбицкого в его «Кратком описании города Житомира», опубликованном в Памятной книжке Волынской губернии на 1888 год: «Когда, въ 1720 году, iезуиты утвердились въ г. Кременце и захватили въ свои руки власть надъ школами въ крае, то Житомиръ тоже не миновалъ ихъ вторженiя; въ 1724 году они основали здесь свою школьную миссiю». У российского историка и этнографа Помпея Николаевича Батюшкова (1811-1892) на странице 220 его книги «Волынь. Историческiя судьбы Юго-Западнаго края», изданной в Санкт-Петербурге в 1888 году: «…въ Житомире iезуитский (монастырь) со школами 1724 г.». У историка, краеведа и преподавателя Волынской духовной семинарии Николая Ивановича Теодоровича (1856–1920-е) в первом его томе "Историко-статистическое описанiе церквей и приходов Волынской епархiи", изданном в 1908 году: «Въ начале 18 века тамъ (в Житомире – Б.Д.) были уже iезуиты, именно съ 1726 года, когда каштеляну Казимiру Стецкому дозволено было сеймомъ основать въ Житомире монастырь вместе съ семинарiей для ордена iезуитовъ».
А вот что пишет польский историк, журналист, библиотекарь и издатель Джозеф Лукашевич (1799–1873), притом более подробно и конкретно: «На следующем сеймике в 1713 г. хорунжий житомирский Вентури Станислав Хамский показал собранной шляхте хоругвь Житомирского уезда, которая была помещена в костеле отцов иезуитов. В 1724 году бискуп киевский и черниговский Самуэль Ожига перенес в Житомир бискупскую кафедру. В том же году каштелян киевский Казимир Стецкий основал здесь иезуитскую миссию, при которой существовала трехклассная школа. Бискуп Анджей Залуский заложил при той школе теологически-нравственные студии (Lukaszewicz J. Historya szkol w Koronie i w Wielkiem Ksiestwie Litewskiem od najdawniejszych czasow do r. 1794. – T. IV. – 1875.– str. 195)». Бискуп – это католический священник, каштелян (castel – замок, крепость) – администратор замка, а сеймик (польск. sejmik, уменьшительное от сейм) - региональное собрание шляхты.
Получается в итоге, что не в 1724-м, как у большинства авторов, а еще до 1713 года в Житомире уже были иезуиты, поскольку к тому времени они уже успели построить свой «костел отцов иезуитов». Был ли этот костел временным деревянным или уже постоянным каменным, который мы видим на старом рисунке в иллюстрациях, пока неясно. И еще - основное назначение здания монастыря, которое теперь называют кельями, была миссия иезуитов с трехклассной школой. Это было первое учебное заведение, открытое в Житомире, на базе которого через несколько лет открылись теологически-нравственные студии. Нравственное богословие (моральная теология) - богословская дисциплина, излагающая учение о нравственности, нормах морали. В христианстве нравственное богословие излагает и обосновывает нормы христианской этики. Иезуиты имели репутацию блестящих педагогов и преподавателей. В иезуитских школах изучали грамматику, риторику, диалектику, богословие, арифметику, геометрию, астрономию, теорию музыки, а также начала географии, истории, археологии, природоведения. Важное место отводилось и светскому воспитанию: правилам поведения за столом, умению вести непринуждённую беседу, быть галантным в любых обстоятельствах, поддерживать разговор на любую тему, завоевывать доверие собеседника.
А кто же был архитектором Иезуитского монастыря с костелом? В первой книге второго тома Энциклопедии Житомира краевед Георгий Мокрицкий на странице 29 пишет (со ссылкой на публикацию 1866 года сотрудника «Киевлянина» Горжалчинского И.), что для Коллегии иезуитов в Житомире «за проектом архітектора П. Гіжіцького споруджено комплекс необхідних будівель (костьол, келії ченців, школу, кузню, пекарню, господарські об'екти)». Польский архитектор эпохи позднего барокко иезуит Павел Гижицкий (пол. Pawel Gizycki, 1692 -1762) является автором нескольких десятков храмов, преимущественно иезуитских, в Самборе, Кременце, Луцке, Поддубцах, Старом Чарторийске, в Городище и других. На польском сайте в эниклопедии Wikipedia есть перечень всех его проектов, но житомирского монастыря там нет. Еще следует отметить, что с 1713 по 1723 год Павел Гижицкий еще не работал архитектором, а изучал философию и теологию в Люблине, Сандомире и Кракове. А за оставшийся только один неполный 1724-й год составить проект и построить монастырь с костелом в те времена было практически невозможно. Так, например, Кафедральный костел св. Софии в Житомире строили не менее семи лет, Иезуитский коллегиум в Кременце по проекту Павла Гижицкого – 12 лет, Бернардинский костел в Житомире – 22 года. В биографии другого итальянского архитектора, работавшего в Речи Посполитой, Паоло Антонио Доменико Фонтана (1696-1765) в перечне его проектов есть «Собор отцов Иезуитов в Житомире». Но в его биографии написано, что он приехал из Италии в Речь Посполитую только в 1723 году, и до апреля 1726 года жил в Варшаве. После чего приехал на Волынь и поступил на службу к крупному польскому магнату Павлу Каролю Сангушко. А ведь монастырь иезуитов в Житомире тогда уже был, и уже третий год как школа в нем работала. Жил еще в те времена известный польский архитектор Джакомо Джузеппе Фонтана (1676-1739). Может он?
На рисунке первой половины XIX века (первый слева в верхнем ряду иллюстраций) видно, что костел Иезуитского монастыря в Житомире – кирпичная базилика с элементами готики и двумя башнями на главном фасаде. Сохранившийся главный корпус монастыря (кельи) двухэтажный с высоким цокольным этажом. В плане здание Г-образное с коридорной системой и односторонним расположением помещений. Стены кирпичные оштукатуренные, укрепленные контрфорсами, перекрытия из крестовых кирпичных сводов, перемычки над проемами клинчатые кирпичные. На дворовом фасаде была деревянная лестница для подъема на этажи (не сохранилась). Территория, находившаяся под юрисдикцией монастыря и исключенная из контроля городского самоуправления, располагалась между нынешними улицами Рыльского и Черняховского и называлась Юридикой Иезуитской. Это почти одна треть средневекового Житомира, своего рода «город в городе». Эту землю польский король Август Второй своей привилегией отдал Ордену иезуитов. Здесь они имели собственные ремесленные предприятия, пекарню, бойню, корчмы, жилые дома, вели торговлю и не платили налоги в городскую казну. В 1768 году в Житомире шли бои между российскими войсками и польскими конфедератами. Донские казаки окружили город, гусары ворвались со стороны Станишовки и подожгли дома, в том числе и Иезуитский костел. В костеле сгорел ксендз Зрубицкий.
Оппозиция иезуитам дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Иезуиты в Житомире лишились монастыря с костелом, но остались жить в городе. Юридика Иезуитская стала называться с тех пор уже Юридикой Поиезуитской, но продолжала пользоваться прежней привилегией не платить налоги в городскую казну. Это вызывало недовольство, как житомирских мещан, так и магистрата. Мещане неоднократно жаловались на нарушение своих прав в Асессорский суд, а Житомирский магистрат в 1789 году подал жалобу в польский Коронный суд: «…город мог бы развиваться лучше и быть полезным Речи Посполитой, если бы комиссия скарба коронного милостиво позволила предотвратить постоянную несправедливость, которая приводит к упадку города по следующим причинам: юридика поиезуитськая является большим препятствием для города, поскольку при нынешнем устройстве не только пропинация заложена, но и различные ремесла и торговля, такие, как скотобойня, свечи, хлеб, деготь, смола и другие товары продают, а никакого налога городу не платят. Поэтому магистрат выражает просьбу, чтобы и юридика была возвращена городу и платила процент». Пропинация - исключительное право на производство вина и пива и торговлю ими в определенной местности.
О дальнейшей судьбе конфискованных у иезуитов костела и монастыря, читаем у польского энциклопедиста Юзефа Кшивицкого (1838 – после 1908) на странице 903 в XIV томе его Географического словаря Царства Польского и других славянских стран (польск. Slownik geograficzny Krolestwa Polskiego i innych krajow slowianskich), изданного в Варшаве в 1895 году: «В начале XVIII века, после умиротворения края, Казимир Стецкий граф Радван, каштелян киевский, основал в Житомире костел и монастырь для иезуитов. Костел тот в 1773 году закрыли, монастырь превратился в школу, позже основали здесь юрисдикцию, и наконец, превратили в тюрьму, которая существует и сегодня. Костел в 1841 году разобрали и из кирпича построили дом на Чудновской улице». Чудновская улица – это нынешняя улица Черняховского. Оказывается, что не в 1793 году по указу Екатерины II, как сказано в «Энциклопедии Житомира» Георгия Мокрицкого, был закрыт Иезуитский монастырь в Житомире, а еще при власти Речи Посполитой в 1773 году. И уже тогда Юридика стала поиезуитской. И известный рисунок Иезуитского костела теперь следует датировать не 1865 годом (это дата его публикации), а первой половиной XIX века. Это подтверждается и опорным планом Житомира 1852 года, где рядом с монастырем костела уже нет (вторая в верхнем ряду иллюстрация). И новая школа, открытая в уже бывшем монастыре в 1773 году, была не иезуитской.
О школе в здании монастыря, упомянутой Кшивицким, читаем в книге житомирских историков и краеведов Николая Кострицы и Руслана Кондратюка «Житомир: Підручна книга з краєзнавства»: «Житомирське повітове училище, або "школу видзялову", як називалась вона за часів Речі Посполитої, було створено у 1773 році. Для його розміщення були виділені приміщення щойно ліквідованого єзуїтського монастиря. Організаційно училище підпорядковувалося Краківській академії й утримувалось за рахунок коштів Едукаційної комісії. Училище складалося з 6 - 7 класів, а кількість учнів становила близько 600 чоловік (1784 р.). Педагогічний же персонал складався лише із шести вчителів. У двох нижчих класах вчителі викладали всі предмети, в решті – спеціалізувалися за окремими дисциплінами. Першою посадовою особою був начальник училища – префект. В учбовому процесі та внутрішньому розпорядку зберігались традиції попередника – єзуїтської колегії. … Ліквідовано повітове училище вже за часів Російської імперії у 1833 році, в зв'язку з відкриттям Волинської губернської гімназії». «Здесь, - пишет житомирський краевед Георгий Мокрицкий, - в 1816 - 20 годах учился дед большевистского вождя Владимира Ленина (Ульянова) – уроженец волынского городка Староконстантинов, еврей Израиль Бланк, который после крещения стал Владимиром Бланком. Но еще задовго до того, как у него родился известный всему миру внук, записал себя на скрижалях истории тем, что спас в Петербурге от смерти тяжело больного Тараса Шевченко». Студенты (так тогда называли учащихся училища) жили рядом в домах на Студенческой улице. Улица исчезла в конце XIX века.
После присоединения Правобережной Украины к Российской империи в 1793 году, включая и Житомир, бывший монастирь иезуитов сыграл решающую роль в вопросе выбора административного центра губернии. Вначале выбрали Заславль (в древности – Изяславль), потом Звягель, переименовав его в Новоград-Волынский, но губернские учреждения поместили в Житомире в свободных зданиях Поизуитской Юридики. В «Кратком описании города Житомира» Т.И. Вержбицкого на странице 12 читаем: «5 Iюля 1795 года Высочайше повелено быть губернскому городу въ Новоградволынске, при м. Звягле; а до устройства "приличныхъ зданий для помещения губернскихъ присутственных мест, то, доколе дома тамъ не будутъ построены, учредить на первый случай пребыванiе оныхъ въ г. Житомире, где и ныне находится Губернское Волынскаго Наместничества Начальство". Самый же город Житомиръ повелено обратить, въ числе другихъ городовъ, въ уездный городъ». Но ведь в мире нет ничего более постоянного, чем временное. Уже через два года (в 1797 году) наместник генерал-аншеф Тимофей Иванович Тутолмин перевел свою резиденцию в Житомир. Вот свидетельство непосредственного участника тех событий Яна Дуклана Охотского в его «Записках XVIII века», изданных Юзефом Игнацием Крашевским в 1874 году: «Изъ трехъ конфискованныхъ домовъ у Левандовского (умершаго в Смоленске) устроили присутственныя места, а изъ поiезуитскаго монастыря – острогъ. В этом зданiи также поместилось: Управленiе наместничества (нынешнее Губернское Правленiе), Казенная Палата, Палаты Уголовная и Гражданская и Высшiй Земскiй Судъ».
Тюрьма (острог), занимавшая вначале только часть помещений бывшего монастыря, со временем заняла все здание. В 1873 году в тюрьме состояло арестованных 1932 мужчин и 186 женщин (5% жителей Житомира!). Была тут и своя домовая церковь. У Николая Ивановича Теодоровича в первом томе "Историко-статистическое описанiе церквей и приходов Волынской епархiи" есть ее описание: «Церковь во имя Поклоненiя св. веригамъ частнаго и славнаго апост. Петра, что при тюрьме на Чудновской улице. Когда и кем построена, неизвестно. В 1873 году, после пожара, повредившаго ее, вновь возобновлена и освящена на средства тюремнаго Комитета. Домовая, помещается въ одной изъ залъ каменнаго тюремнаго зданiя. Утварю, ризницею и богослужеб. книгами посредственна. Содержится за счетъ тюремнаго Комитета». Перечисляя лучшие здания города Житомира в 1887 году, историк Тит Иолич Вержбицкий отмечает: «В числе зданiй занимаетъ видное место… тюремный замокъ (быв. зданiя Житомирскаго монастыря и коллегiи iезуитовъ)». Улицу, которая тогда начиналась от Чудновской улицы, огибала тюрьму и вновь выходила на Чудновскую улицу, назвали Острогской. Острогом тогда называли тюрьму. Теперь это слово устарело. Улица эта возникла во второй половине XIX века из трех старых улиц Юридики (Студенческой, Рынковой и Рыбной), и исчезла в результате застройки квартала в 1960-х годах.
117 лет при Российской империи, вплоть до 1914 года, здание бывшего монастыря использовалось в качестве тюрьмы, пока не построили новую на Ипподромной улице (ныне улица Ватутина). «Але в часи Громодянської війни, - пишет житомирський краевед Георгий Мокрицкий, - місць у новій в'язниці тим чи іншим новим "господарям" для своїх політичних ворогів не вистачало, і колишні єзуїтські келії час від часу знову перетворювалися на тюремні камери… Саме з них у 1920 р. визволяв в'язнів автор роману "Как закалялась сталь" легендарний Микола Островський. Факт достатньо загальновідомий. А от наступний – ні! Як згадує Всеволод Петров, "… Житомир був осередком одної з двох чеських дивізій (і штабу чеського корпусу – авт.), які формувалися на Україні". До знайомства зі спогадами, цієї інформації не було, або вона абсолютно перекручена в усіх радянських енциклопедіях… Насправді ж штаб корпусу і одна його дивізія дислокувалися у Житомирі. І саме зі спогадів В. Петрова дізнаємося, що "чеські легіонери стояли у приміщеннях в'язниці", тобто єзуїтського монастиря. Командував корпусом генерал Шокоров, штабом – генерал М. Діхтеріхс (останній є автором спогадів про криваве вбивство більшовиками родини Ніколая II). Це іще один історичний факт і нові прізвища для цієї пам'ятки – останньої "із могікан" на колишній Юридиці».
В марте 1919 года в камере смертников бывшего монастыря ожидал своей участи будущий кинорежиссер, кинодраматург, художник и писатель Александр Довженко. Спас его инспектор РКИ Александр Саввич Грищенко. В августе 1919 года Довженко снова был арестован Волынской ЧК и просидел в этой же тюрьме три месяца как "враг Рабоче-Крестьянского Правительства". Тюрьма тут была и при сталинских репрессиях. В 1941 году, сразу после немецко-фашистской оккупации Житомира, на территории бывшей Юридики было создано гетто, куда за считанные дни согнали все еврейское население, не успевшее эвакуироваться. Многие умерли тут от голода, холода и болезней. Из гетто людей партиями вывозили на грузовых машинах на Богунию в район хутора Довжик на казнь. Здание бывшего иезуитского монастыря превратили в тюрьму для пойманных участников антифашистского подполья и прочих неугодных режиму житомирян, где фашисты под пытками допрашивали узников. Со слов очевидцев, переживших оккупацию, эта тюрьма была «пристанищем ада на земле».
Многие здания бывшей Юридики были разрушены немцами еще в начале войны при бомбежках города. Остальные здания полностью уничтожены при освобождении города в 1943 году, в том числе и Хоральная синагога – памятник истории и архитектуры XVIII века. Случайно уцелел Иезуитский монастырь. В нем после войны (до 1970 года) находились областные обувная и книжная базы. Потом этот памятник истории и архитектуры государственного значения забросили. Здание разрушается, превращаясь в руины. Так на наших глазах гибнет еще один уникальный памятник духовного прошлого Житомира. А ведь можно было средства, отпущенные в 2012 году на строительство нового здания музея природы, использовать для реставрации этого древнего здания монастыря, и тут сделать музей.
Борис Дубман
Февраль 2014
P.S. Улицу Черняховского в 2016 году переименовали в улицу Леха Качинского, а улицу Ватутина – в проспект Независимости.
картинка кликабельна
Иллюстрации верхнего ряда:
- Первая слева – Бывший Иезуитский монастырь. Рисунок первой половины XIX века. На переднем плане хаотичная застройка, возникшая на Поизуитской Юридике после закрытия монастыря в 1773 году, на втором плане – заброшенный и разрушающийся Иезуитский костел, за ним – здание бывшего монастыря, превращенное в тюрьму. Под рисунком на польском языке написано: «Бывший костел Поезуитский в Житомире». Рисунок подписан на борту: «К. PRZYKORSKI. "Иллюстрированный еженедельник", № 283 от 25.02.1865, с.68».
- Вторая - Фрагмент опорного плана Житомира 1852 года, где цифрами обозначены: 1 – Чудновская (ныне Черняховского) улица, 2 - здание бывшего Иезуитского монастыря, 3 – река Каменка, 4 – место, где находился до 1841 года Иезуитский костел.
- Третья - Поизуитская Юридика. Вид с правого берега реки Каменка. В центре снимка вверху большое белое здание – бывший Иезуитский монастырь (кельи), используемое под тюрьму. Фото 1873 года, автор - А. Желинский.
Иллюстрации нижнего ряда:
- Первая слева – Уничтоженная при немецко-фашистской оккупации Житомира Поизуитская Юридика. В центре снимка руины Хоральной синагоги. Фотография сканирована из книги «Житомирщина в період тимчасової окупації німецько-фашистськими загарбниками 1941-1944 рр., збірник документів» издательства "Радянська Житомирщина", 1948.
- Вторая – Заброшенный бывший Иезуитский монастырь. Фото 2008 года, автор – Виктор Галанин.
- Третья - Руины заброшенного бывшего Иезуитского монастиря. Фото 2009 года, автор – Анна Голтвянская.
Описка - або у вас, або у Мокрицького. Має бути 1793 р.
Дякую за матеріал!
Спасибо за замеченную опечатку в тексте. Текст уже исправлен.
http://foto.zhzh.info/photo/7-0-685