Живий Журнал
 
ЖЖ інфо » Статті » Авторская колонка » Леонид Федорчук

19. Альфред Грибер и наши приключения. Глава из "Собачьей жизни" часть вторая.

Автор: Леонид Федорчук, 20.08.2010, 14:40:12
Автор Леонид Федорчук

Леонид Федорчук

все статьи автора

"Вопрос из зала:
- А из каких комплектующих изделий вот вы,
житомиряне, делаете свои электробаяны?

Ответ Федорчука Л.И.:
- Житомир, как вы знаете, расположен в Полесье.
И нам удобнее всего - из полесской картошки!"

(Реальная цитата с прессконференции)

В этой книге я много писал о своём друге Алике. Он в своей жизни повидал такое, что несколько моих комплиментов в его адрес абсолютно не способны вскружить ему голову. Как, впрочем, и его позитивы, направленные в мой адрес, совершенно не изменят меня. Но в этой последней главе своего повествования, передавая ему эстафету рассказов об электромузыке, я должен внести некоторую ясность относительно нашего длительного совместного сосуществования, как некоего творческого дуэта, для того, чтобы было понятно, почему в его рассказах я почти постоянно рядом, а если не я, то кто-то из наших опытных ребят всегда ему помогают охмурять своей музыкой самых красивых девчат СССР. Тому есть несколько важных причин, о которых я и собрался вам рассказать.

С первого дня, когда только зарычал первый эстрадин, было ясно, что работать дальше без профессионального музыканта мы не сможем. Так уж получилось, что с момента моего рождения перед Великой Отечественной войной, никому в голову не приходило обучать меня музыкальной грамоте. А когда звучание забугорного электрооргана встряхнуло и перевернуло всё моё существо, мне было около 18 лет, и оставалось только сожалеть о том, что я не владею ни гитарой, ни клавишами. И было понятно, что я этому никогда не научусь, хотя теоретически я мог одолеть по книгам музыкальную теорию, гармонию и полифонию, мелодику и композицию, учение о метре и ритме, но мои пальцы оставались совершенно несмышлёными. Мне часто снилось, что я играю и даже сочиняю музыку, но это были только сны. Видимо, это было слишком много для одного человека - стать сразу и образцовым конструктором эстрадинов, и образцовым музыкантом. В феврале 1964 года мне было только 23 года, но это уже было слишком много для Моцарта, музицировавшего с четырёх лет.

Оставалось только искать музыканта, который вдохнёт жизнь в мои электронные творения. Поиски эти велись постоянно на протяжении пяти лет. У нас появился Лев Вайнштейн, который, скажем так, был слишком стар для этой юной профессии, и не очень к ней тяготел, потом явилась дева Вероника Горбаченко, которая немного поработала у нас, потом были ещё и ещё кандидаты, фамилий которых я не буду называть - они все меня не устраивали. Если бы я не был атеистом, то написал бы так: "Господь, как настоящий меломан, мне помог; определив меня творцом инструментов, и дав мне великую чувствительность в позвоночнике, по которому всегда будет идти благородный мороз, если я буду слышать сверхталантливое исполнение музыки, послал мне талантливого представителя своего возлюбленного народа, который будет моим постоянным спутником во всех наших поисках и свершениях". Но я напишу так: волею случая из города Гурьева, что у чёрта на куличках, вдруг явился в город Житомир юный Алик Грибер, послушав игру которого, я почувствовал холодок в спине, как бывало иногда, когда я слышал симфонии Моцарта и сонаты Бетховена, и решил я тогда никогда с ним не расставаться, пока будет жить моё стремление совершенствовать эстрадины. Это была первая причина, по которой я должен был быть вместе с Аликом. Когда играли на эстрадинах другие музыканты, я непроизвольно морщился или кривил губы. А вот Алик, наверное, никогда не вспомнит такого моего выражения лица. Я всегда слушал его с благоговением, считая что мне просто очень повезло в жизни.

Вторая причина более прозаична: уже первая попытка "выезда в люди", описанная мною в первой части этой книги (глава "Космодромисты"), дала мне понимание того, что наши первые образцы могут быть несовершенными, и нужна профессиональная страховка неожиданных случаев отказа, особенно в ответственных случаях демонстрации новых инструментов. В процессе производства инструменты испытываются и постоянно дорабатываются, так что надёжность их возрастает, но даже и серийные образцы вполне могут отказать по третьей причине, о которой я расскажу ниже. Ну, а мы должны были показывать и рекламировать новые инструменты, иногда опытные образцы, изготовленные порою без необходимой оснастки и собранные, как говорят, "на коленке", по принципу "аби трималося", то есть, не заводскую продукцию, прошедшую строгую проверку ОТК. Ну как я мог бросить своего родного музыканта, оставив один на один с возможной поломкой? Нет, я был и рядом, и надёжен, как паяльник, отвёртка и пассатижи в моём походном чемоданчике. А чтобы быстро отремонтировать опытный образец, его нужно было знать настолько хорошо, что иногда это доступно только его создателю, протащившему его неоднократно через свои мышцы, пальцы, мысли и нервы.

А третья причина была самой страшной и коварной, потому что мы, как конструкторы, устранить её не могли, не покинув СССР. Как-то недавно мне приснился кошмарный сон: меня вызывает главный инженер и требует перевести всю музыку на транзисторы П13 вместо МП40... И я просыпаюсь, обливаясь холодным потом; понимаю, что это был сон, но долго не могу прийти в себя... Это самая острая боль моих воспоминаний: видеть и знать, что можно сделать лучше, но продолжать делать посредственно... И понимать, что у тебя просто нет иного выхода.

А всё происходило из-за чего: на товары культбыта не давали комплектации, которая положена была на военные изделия. Вернее, всё было так: тебе нужен диод, который запланирован только на военную продукцию. Добейся, докажи, что это перспективно - и дадут. Но чаще всего, когда речь шла о сотнях таковых наименований продукции, то и ездить и доказывать было нерентабельно - всё равно не дадут. А это значит, что обходиться надо было только второсортной продукцией. Соотношение было простое: на культбыт шло всё то, что не потребляла спецпродукция военных ведомств. А она не потребляла только того, что было никому не нужное.

Мы начинали делать ЭМИ в 1964 году. Тогда даже учебники по радиотехнике, усилительной технике и электронной технике не содержали электронных схем на транзисторах - всё было на электронных лампах. Переходный период. Конечно, мы с Волошиным понимали, что глупо делать на лампах - габариты, питание - кошмар, всё равно придётся переходить на транзисторы. Но первые германиевые транзисторы в СССР были похожи на бабушкину лотерею - параметры их разнились так, что предвидеть нормальную работу какого-то из них даже в простом режиме переключения было невозможно. А когда речь шла о колебаниях температурного режима, то предусмотреть, что у тебя откажет на жаре или в холоде - было тоже невозможно. А мы должны были гарантировать чёткую работу ЭМИ в любых условиях, от минус 10 до плюс 45 градусов Цельсия, пока пальцы ещё могут нажимать на клавиши.

Почему это происходило? Элементарно: полупроводниковые технологии требовали не то, что высокой степени чистоты при своём производстве, они требовали высочайшей степени чистоты, исчисляемой на атомы возможных примесей. На некоторых конвейерах полупроводниковых предприятий работали только девственные девушки в условия искусственного климата, созданного специальными громадными станциями поддержания чистоты. Но в начале процесса перехода на транзисторы поддерживать с большой точностью необходимые условия не все умели и могли, да и наша ментальность ковыряния в носу была просто непреодолимой. И разные заводы выдавали совершенно разную продукцию: что получше было, шло в оборонную промышленность, а всякое несуразное - для обыкновенных изделий. Вот и Николай Иванович вспоминал, когда возникла настоящая проблема на молодом заводе: приборы выпрямительной системы почти все по погрешности выходили за рамки допустимого, и виною были поставляемые нам полупроводниковые диоды с завышенными значениями обратного тока.

Но если в заводском приборе было только два диода, в карманном приёмнике - 5-6 полупроводниковых триодов, в качественном приёмнике - 12-15 транзисторов, в телевизионном приёмнике - 20-30, то в эстрадине полупроводниковых приборов иногда насчитывалось более тысячи. И какой из этой тысячи и когда себя проявит негативно, зависело в основном от производителя этих полупроводников. Поскольку нам доставалась только некачественная часть производимых изделий, то и риск ненадёжной работы эстрадинов был чрезвычайно высок. Многие транзисторы буквально "плавали" по параметрам, могли изменить их через полугодие или больше, иначе говоря, мы всегда чувствовали себя неуверенно и не знали, каким образом можно поправить ситуацию. Иногда были доступными и хорошие диоды и транзисторы, но они были слишком дорогими, превышая все рассчитанные допустимые цены наших изделий.

Однажды, с целью вывода нашего направления на новые рубежи, Минприбор приобрёл нам в Италии электроорган фирмы "Фарфиза". Он по железной дороге проследовал от Анконы (Италия) до Москвы, затем из Москвы до Житомира. Мы его установили у себя в отделе, включили. Оказалось, он работает как новенький - никаких последствий от транспортировки не было. Функционировали все узлы. Схемные решения нас почти не интересовали - до всего мы уже давно додумались.
Больше всего меня интересовали комплектующие изделия. Выпаивали из плат и проверяли диоды и транзисторы. Это были миниатюрные отличные кремниевые изделия с минимальным разбросом параметров. Полно специализированных микросхем с маркировкой Голландии, Англии, США, Швейцарии, Франции. Нам до этого было как до неба... Предмет острой зависти. И ещё одно: на отделку использовались материалы, о которых мы могли только мечтать. Только клавиатура и переключатели чего стоили: всё из этрола с фантастическим глянцем поверхностей... Ребята, у нас этого ничего не было! Мы не могли по качеству не то, что соперничать, стыдно было видеть наши изделия, поставив их рядом...
Мысль наша опережала итальянцев. А реальность опускала нас на то место, которого заслуживала наша страна. И здесь мы были бессильны...

А Альфред садился за "Фарфизу" и играл. У меня шёл мороз по спине. Но не так сильно, как при звучании нашего электробаяна. Вот и Алик поворачивал ко мне лицо, улыбался и говорил:
- Иванович, ведь у нас звучит-то всё лучше! Ну и что, что баян старый и клавиатура задрипанная? Но звучит выразительнее! Веселее смотри, Иванович! Мы тоже чего-то стоим! Мы ещё много чего сделаем, и переплюнем проклятых капиталистов! Мы их уже во многом переплюнули!

А что? Ведь он верно говорил, наш Алик! Мы были ещё молоды и верили в свою житомирскую звезду! Я глядел в глаза своим сотрудникам, обступившим нас. И тоже видел в них жажду и веру. Жажду сделать лучше и веру, что мы сообща это сумеем!

Потому, что важна не сама жизнь, а её содержание...

  С нашими баянами и другими ЭМИ с "Электроизмерителя" не получилось не потому, что их не рекламировали хорошие музыканты. Альфред по сути был лучшим тогда. Вся наша продукция продавалась и покупалась, и кормила всё производственное объединение. Это не получилось потому, что СССР и вся его промышленность рухнула в одночасье в 1991 году. Именно в этом и состоит огромная трагедия нашего поколения, которому не дали завершить начатое и передать эстафету своим детям и внукам, т.е., вам. Потому мы и пишем об этом - это наши слёзы на похоронах того, что могло бы жить и процветать... Я думаю, умные наши житомирцы понимают это... и снимут шляпы... 

 Полагаете, приятно сидеть на пепелище того, во что вложена вся сознательная жизнь?.. И сознавать, что это утеряно по сути безвозвратно?.. И что лучшие из нас уже умерли, а мы на пороге?.. И что скрытно в нас живёт надежда, что кто-то из земляков наших вернёт Житомиру славу первого в огромной стране города, создающего волшебные звуки?... Иначе зачем нам об этом писать? Или нам за это деньги платят? А не мы тратим время и силы на то, чтобы достучаться до вас? И тратим денежки из утлой пенсии, чтобы отредактировать и произвести корректуру своей писанины? И издать эту лебединую песню?

И вы думаете, к кому обращены слова моего стихотворения "Костёр", завершающего первую книгу?

А рано утром тихо сам угасну,
Осыпавшись золой, тепло своё губя...
Но не печальтесь: я был очень счастлив,
Отдать другим до искорки себя.

Но и бывало так: огня боятся тыщи,
Неблагодарною растоптан я ногой.
От огорченья на седых моих кострищах
Не вырастет трава. Годами – ничего...

Но среди вас всегда один найдётся,
Кто трепетно хранит к огню свою любовь,
И спичка к коробку когда-то прикоснётся -
Из пепла я, как Феникс, встану вновь!

Таким образом, друзья мои читатели, я отдаю вам эти книги как символический коробок спичек. Сейчас реально осуществить то, к чему мы только подбирались, компьютерные технологии позволяют это сделать - не схемное, а программное проектирование ЭМИ. Существуют мощнейшие процессоры, любые микросхемы. Вам не надо будет работать на отходах производства слабо развитой страны. Доступны любые отделочные материалы. Конечно, начать - это очень сложно в нынешних условиях, но перед вами пример реального: сумел же простой житомирский парень однажды осуществить свою мечту?

А теперь я передам слово Альфреду, своему старому соратнику. Пусть он расскажет вам то, что сам видел и чувствовал. Путь наш всё же был долгим, сложным, но интересным...

Автор: Леонид Федорчук, редактор рубрики "Леонид Федорчук" на ЖЖ.info


Леонид Федорчук | 20.08.2010 | Переглядів: 4708
Редакція сайту може не розділяти думку автора статті
та відповідальності за зміст матеріалу не несе.

Коментарів: 18
Kvan
1 Александр (Kvan)   • 17:35:34, 20.08.2010 [Материал]

Т.е. на лампах вы уже ничего не делали?
"Однажды, с целью вывода нашего направления на новые рубежи, Минприбор приобрёл нам в Италии электроорган фирмы "Фарфиза"
Минприбор думал что вы их итальянские идеи стырите? Интересно что думали на "Фарфизе", когда ваши ЭМИ разбирали...
Ответ: В принципе, это, конечно, интересно...
Не знаю, что Вам ответить. Мы жили, мы старались... На лампах - да, ничего не делали. А "Фарфиза" - это было здорово...
Но, как я рассказывал, они идейно отставали от нас. Нам нечего было тырить. Но они были на хорошем уровне по внешнему виду... И по надёжности элементов...
И это, к несчастью, стырить тоже было невозможно. Потому что зависело не от нас...
Альфред
2 Альфред Грибер (Альфред)   • 18:14:04, 20.08.2010 [Материал]

Ну что же, как говорили в армии, "пост сдал - пост принял". Эстафетную палочку я у тебя забираю. Правда, я сейчас нахожусь по уровню воспоминаний в 1971 году. Пока доберусь до 1984 года - 20-летия электромузыки в СССР - пройдёт еще много рассказов. Придётся интенсифицировать свой писательский труд.
Ответ: Да, Альфред, дорогой, придётся. Надо торопиться. Но медленно :)))
Николай Иванович прислал мне свои воспоминания...
Я их выложил в главе "Его величество..."
Кстати, мне надо твои фото для книги. Желательно соответствующие по времени с описываемыми событиями.
Kvan
3 Александр (Kvan)   • 21:01:25, 20.08.2010 [Материал]

"Полно специализированных микросхем с маркировкой Голландии, Англии, США, Швейцарии, Франции"
- А были ли у нас тогда уже микросхемы? Было-бы интересно узнать и о появлении оных.
- Интересно было-бы глянуть схему первых (первого) "Эстрадинов".
П.С. я под "вы" имел ввиду завод, не подумайте ничего плохого :)
Ответ: Схемы первых эстрадинов публиковались в журнале "Радио" и в книге В. Волошина, Л. Федорчука "Электромузыкальные инструменты", М. "Энергия", 1971 г.
Думаю, что и в архиве завода что-то сохранилось, но доступа не имею.
Мкросхем у нас не было, но в моей первой книге рассказывается, как мы организовывали их производство. Поздно, конечно, но "Эстрадин -084" уже был собран на специализированных микросхемах, производство которых в Вильнюсе мы-таки организовали.
Kvan
4 Александр (Kvan)   • 09:07:12, 21.08.2010 [Материал]

Скачал, спасибо. Почитаю.
sax
5 sax (sax)   • 01:58:37, 22.08.2010 [Материал]

Почему то Ваши баяны пользовались спросом у свадебных музыкантов, профессионалы предпочитали играть на тульских заказных, а профессиональные ансамбли того времени, использовали элетро -органы не советского проиводства.Я не баянист просто высказываю то, что видел в те далёкие времена.
Ответ: Наблюдение верное. Оно соответствует реалиям того времени, и об этих реалиях я говорю именно в этой главе. Да и в жизни так: один пьёт коньяк, другой водку, третий предпочитает самогон, четвёртый шмордяк...
Альфред
10 Альфред Грибер (Альфред)   • 13:10:05, 23.08.2010 [Материал]

Электронный баян "Эстрадин-8Б" пользовался спросом у разных музыкантов, в том числе, и у профессиональных. Что же касается тульских заказных баянов, то они никогда не были электронными.Поэтому сфера их применения не может быть сопоставима с электронным баяном.
sax
6 sax (sax)   • 12:57:53, 22.08.2010 [Материал]

Я бы не стал сравнивать музыку с алкогольной промышленностью, мне кажется, что для Вашего баяна, как раз и нехватало музыканта с именем,т.е знаменитого баяниста того времени.таких как Паницкий , Безфамильнов,и т.д хотя они без денег ничего бы не делали, но эти проблемы богатый электро -измеритель мог решить легко.Я ни сколько не умоляю достоинсва Альфреда Грибера но все же?ИМХО.
Ответ: Мы пересекались со многими баянистами класса того, о котором Вы пишете. Но смысл? Альфред тоже экстра. Дело не в этом. Вы просто не вдумались в текст этой главы...
Никакой суперпрофессионал, выходя на сцену, не станет рекламировать инструмент. Он рекламирует себя, а об инструменте старается вообще не говорить. Главное, чтоб всё сверкало...
Альфред
11 Альфред Грибер (Альфред)   • 13:18:00, 23.08.2010 [Материал]

Знаменитые баянисты того времени, такие как Паницкий, Бесфамильнов и другие занимались своей личной концертной деятельностью и, к тому же, на электронных инструментах не играли. Им это и не надо было. У них была своя жизнь. Да и не всякий классический баянист смог бы легко переучиться игре на электронном баяне, который нужно было любить и чувствовать, как самого себя.
Ромашка
7 Пе (Ромашка)   • 15:49:11, 22.08.2010 [Материал]

Это не музыка, это околомузыкальные эксперименты
Ответ: Каждый вправе это оценивать по-своему... Дадим слово музыканту.
Альфред
12 Альфред Грибер (Альфред)   • 13:30:12, 23.08.2010 [Материал]

Непонятно, что Вы называете околомузыкальными экспериментами. Если музыка, которая исполнялась на электронном баяне, это, по вашим словам, не музыка, то как Вы объясните тот факт, что Всесоюзная фирма грамзаписи "Мелодия" в Москве предложила мне в 1975 году записать стереофонический диск-гигант "Звучит Эстрадин", где я исполнил различные произведения, в том числе, и классические. Я на днях в своей авторской колонке опубликую рассказ "Международное признание". Советую Вам его прочесть. Возможно, Вы поменяете свою точку зрения. Кстати, в моей авторской колонке уже опубликованы рассказы об электромузыкальных инструментах завода "Электроизмеритель". Кому интересно, вот ссылка: http://zhzh.info/publ/43
Ромашка
14 Пе (Ромашка)   • 14:50:58, 23.08.2010 [Материал]

Вот посмотрите на термины, если мы говорим о музыке. Мне, как музыканту, понятно: атака звука, штрихи, динамика, интонация и т.д. В ответе на № 8 я читаю: полупроводники, усилители, лампы и т.д. Знаю, какая долгая и кропотливая работа музыканта (пусть это будет скрипка, кларнет) добиться красивого, никогда и ничем незаменимого естественного звука. Это искусство! На это уходят лучшие годы жизни! А выразительность! Какой электробаян или любой другой электроинструмент заменит по тембру натуральный звук инструмента в исполнении мастера? Давным давно мой коллега гобоист назвал всё это одним словом:"пластмассовая музыка". Конечно, электромузыка имеет право на жизнь, шоубизнес представить сегодня без этого невозможно. Но я бы не придавал и не выделял так значение электроинструментов.
И ещё. Я никого не хотел обидеть или умалить то, что Вы делали. Если так случилось, то прошу извинения. В любом случае Ваша деятельность достойна уважения. Надеюсь, что и Вам понятна моя мысль.
KARSTEN
8 Karsten (KARSTEN)   • 23:02:03, 22.08.2010 [Материал]

как то посчастливилось познакомиться с елетрайбом ЕМХ от Корг (http://farm3.static.flickr.com/2548/4157472867_c318d5e0eb.jpg). Удивило то, что до сих используют лампы в своих сэмплерах. Наверно так качественнее.
Ответ: Кстати, да. Характеристики полупроводников отличаются от ламповых в самой нижней части своей: у ламп почти линейна, а у полупроводников параболическая. Самые качественные усилители мощности звука делаются только на лампах.
sax
9 sax (sax)   • 11:56:27, 23.08.2010 [Материал]

Я не согласен , знаю много муз- фирм,вот например Ямаха ,где именно пропагандировать муз- инструменты берут знаменитостей.Например они в Москве устраивали выставку своих духовых инструментов , на которых играли не японцы, а знаменитый кларнетист Эди Даниелс, американец, которого в мире кларнетовой музыки знают почти все , прийдя на выставку люди слушали не только виртуозную игру , но и посмотреть ,а может и купить инструмент,почему то своих японцев фирма проигнорировала,вообще надо у них многому поучиться.
Альфред
13 Альфред Грибер (Альфред)   • 13:41:01, 23.08.2010 [Материал]

А каких знаменитых музыкантов того времени в СССР, играющих на электронных
музыкальных инструментах Вы знаете? Был один единственный Ансамбль ЭМИ под управлением Мещерина. И всё. Это на традиционных музыкальных инструментах играли знаменитости. Скажу честно, в 1975 году, когда я выступал с электронным баяном в Москве, в Сокольниках на международной выставке "Связь-75", то посмотреть на меня и послушать приезжала вся Москва, включая министров и Политбюро. И многие знаменитости того времени оставили мне свои восторженные отзывы. Не любят у нас искать пророка в своём отечестве.
sax
15 sax (sax)   • 15:19:24, 23.08.2010 [Материал]

Уважаемый Альфред! Я не в коем случае, опять повторюсь, не умоляю Ваши достоинства как музыканта , с удовольствием читаю ваши рассказы, и вспоминая те далёкие годы,за что очень признателен, просто мне кажется ,что в то время пропагандировать электро -баян, нужно было такими методами, как это делают большие муз фирмы , и как результат ,их продукция пользуется большим спросом во всём мире,почему так не получиолось с нашим баяном?Я просто высказал своё мнеие, но не исключаю,что оно ошибочно.С уважением.
Ответ: Можно, я отвечу вместо Альфреда?
Смотрите, пожалуйста, окончание главы 19. Там Вы найдёте ответ на Ваш комментарий.
Альфред
16 Альфред Грибер (Альфред)   • 12:44:32, 25.08.2010 [Материал]

Дорогой Лёня! А ты знаешь, что мне вдруг пришло в голову, читая все комментарии к твоим статьям. Мы ни перед кем не должны оправдываться. Время было такое. И если мы создали то, что создали на строгом дефиците материалов и комплектующих, то нам за это полагается только почёт и уважение. Потому что памятников нам всё равно никто не поставит. Но зато мы с тобой нашей книгой воздвигнем памятник тому времени и нашему электромузыкальному братству.
Ответ: Пожалуй, да... Мы честно работали, и сделали всё, что смогли...
1-10 11-11