«Наших жён превратили в рабынь...»
Это
письмо, поступившее в редакцию газеты «Коммуниста» из города Бердичев
Житомирской области, — без подписи. И мы вполне понимаем его автора —
отца малолетних детей. Он разоблачает капиталистическую эксплуатацию на
примере отдельного предприятия, называя конкретные имена.
«Работа
на Бердичевской швейной фабрике, — пишет муж одной из работниц, — уже
давно превратилась в ад. Режим труда ненормирован, в первую смену
бригада швейного цеха работает с 6.45 до 17.00, а то и до 19.00. Осенью
этого года женщин заставляли трудиться каждые выходные с удлиненным
рабочим днем. Подобный произвол вроде бы подтверждался приказом
директора швейной фабрики Г.А.Линчика — производились срочные отгрузки
продукции зарубежным заказчикам. Иначе, дескать, они перестанут с
фабрикой сотрудничать.
А то, что наши жены уже третий месяц не
отдыхают, директора и его свиту не волнует. Женщины работают словно
роботы — 11 часов подряд, потом 7 часов на сон, два — на дорогу и — все
сначала. Что у них остается для семьи? Для себя? Дети просто не видят
своих матерей.
А к швеям время от времени вызывают «скорую помощь»
— инсульт у 32-летней, гипертония у 43-летней... Недаром швейную
фабрику жители города называют «душегубкой» (как при фашистах!)
Если
же какая-то из работниц заводит разговор о непосильном труде, ее сразу
же вызывают «на ковер» и говорят: не нравится — вы свободны, а бригаду
провоцировать на бунт нечего!
Профсоюзная организация швейной
фабрики — ни гу-гу в защиту швей. Председатель профсоюза Н.Л.Трошкина
на цеховые собрания почти не ходит. А если и придет, то всегда
выступает на стороне руководства, а не тружениц. Создается впечатление,
что наших жен превратили в рабынь...»
Я убеждена, что у многих из вас, уважаемые читатели, после прочтения этих строк в памяти зазвучало:
Рученьки терпнуть,
злипаються віченьки,
Боже, чи довго тягти?.. «Швачка»
Павла Грабовского входила в обязательную школьную программу во времена
СССР. Целые поколения советских учеников бодро декламировали
стихотворение на уроке литературы, вряд ли задумываясь над тем, что
стоит за его строками. А стояло вот это горе работниц Бердичевской
швейной фабрики, которым теперь
Кров висисає оте остогиджене,
Прокляте нишком шиття... Нетерпимый
к гнету украинский поэт Павел Грабовский пошел на каторгу, ибо поднимал
своих современников на революционную борьбу. Он и умер в Сибири, в
городе Тобольске, завещав похоронить себя рядом с декабристами —
«первыми русскими благовестителями свободы».
Мы изучали
произведения Грабовского в школе, но большинство из нас так и не
поняло, что такой тяжелый, изнурительный, беспросветный труд бывает
только в классовом обществе. Там, где царит частная собственность на
средства производства. А поэтому, когда капитализм как серый волк
прыгнул на шею Украины из руховских лозунгов 1990 года, мы его
абсолютно не испугались. Подумали, что это — независимость...
Теперь
трагедия бедной швеи Грабовского раздробилась в судьбах наших
современниц — швей из полесского города Бердичева. Да разве только их?
По всей Украине голод и безработица вынуждают тысячи людей тяжело
работать за копейки и терпеть произвол хозяев. Эксплуататоры не
смотрят, кто перед ними — мужчины, женщины-матери или подростки. Им
нужна прибыль в собственный карман, а из кого она будет выжата —
абсолютно неважно! На трудовое законодательство «эффективным хозяевам»
вообще наплевать — они сами себе власть в капиталистическом обществе.
Стачка!
Именно так коротко звучит самый главный ленинский совет тем, кто хочет
«пресечь издевательство над собой»: «Стачки приучают рабочих к
объединению, стачки показывают им, что только сообща могут они вести
борьбу против капиталистов...» От отдельных стачек рабочие могут и
должны перейти «...к борьбе всего рабочего класса за освобождение всех
трудящихся от гнета чиновников и гнета капитала...»
То есть: одну
строптивую работницу Бердичевской швейной фабрики можно вызвать на
«ковер». Но если в ответ на притеснения эксплуататоров прекратит
работать вся бригада или даже цех, господин директор задумается. Ему
станет жалко... Нет, не измученных женщин, разумеется, а своей
потерянной прибыли. Поразмыслим и так: поскольку буржуи увольняют
«бунтовщиц», значит, они боятся неповиновения со стороны работниц.
Ведь, в конце концов, не директор шьет изделия, приносящие прибыль, а
десятки квалифицированных швей, которые вместе — сила!
По словам
В.И.Ленина, стачка, вытекающая из самой сущности капиталистического
общества, является началом борьбы рабочего класса. Тем не менее она —
всего лишь одно из средств этой борьбы и успешно проходит там, где
рабочие (работницы) стремятся бороться, умеют предъявить руководству
предприятия свои требования и поддерживают связь с коммунистами.
«Я
не хочу, чтобы моя жена стала инвалидом! Поэтому очень прошу: если вы
не боитесь давления со стороны власти, если вам небезразлична судьба
людей, пожалуйста, отреагируйте на этот крик души как можно скорее...»
— заканчивает свое письмо в редакцию житель Бердичева.
Нам
действительно очень небезразлична судьба тружениц Бердичевской швейной
фабрики. Поэтому мы желаем работницам, а также всем трудящимся
буржуазной Украины как можно быстрее овладеть стратегией и тактикой
борьбы за социализм, в которой коммунисты их непременно поддержат.
а шо, паспорти повідбирали? чи роботи більше в Бердичеві немає? Йдіть на інше підприємство та й спокійно заробляйте в умовах, які влаштовують. Це вільна країна.