ЖЖ інфо » Статті » Прес-релізи, Місто, Україна |
Лай собаки вдруг, слышу, раздался,
И бессонный петух прокричал.
Бедный гений в мозгах застучался -
Сочинять я куплеты начАл.
Александр Балдёнков
Эти немудреные стихи провинциального поэта цитировала героиня Инны Чуриковой в фильме "Тема". Недавно в Житомире, на концертах IV Международного фестиваля современной музыки "Житомирская музыкальная весна" имени композитора Александра Стецюка они вспомнились, возникла неожиданная параллель:
Александр Михайлович Стецюк родился на Полесье, в селе Белокоровичи,
окончил Житомирское музучилище по классу трубы и Казанскую консерваторию
как композитор. В Казани учился у А.С.Лемана, будущего заведующего
кафедрой композиции МГК им. Чайковского. Всю жизнь прожил в Житомире. В
талантливом музыканте смолоду объединились несколько профессий: был
заведующим музыкальной частью и дирижером Житомирского
музыкально-драматического театра им. И.Кочерги. Оставил обширное
композиторское наследие: симфоническую, хоровую, вокальную, камерную
музыку, произведения для отдельных инструментов, духового оркестра,
театра.
Добрые ростки дала его преподавательская деятельность в
Житомирском училище, где он вырастил и "пустил по свету" более десятка
известных российских и украинских композиторов. Из них наиболее
деятельным учеником, главным организатором фестиваля "Житомирская
музыкальная весна" стал заслуженный деятель искусств России Сергей
Жуков - выпускник Московской консерватории по классу композиции Михаила
Чулаки, член Союза композиторов России.
Ему принадлежала идея проводить ежегодно весной музыкальный форум памяти учителя, и уже четыре года музыкант осуществляет его художественное руководство. Жукову помогает дружная команда кафедры музыки Житомирского унивеситета им. И.Франко во главе с проректором по науке Натальей Сейко и заведующей кафедрой Оксаной Плотницкой. У них не было денег, меценатов, спонсоров, но при поддержке областного Союза поляков Украины (председатель Виктория Лясковская-Щур) и Ассоциации объединенных искусств (президент Маргарита Моисеева) - фестиваль состоялся и длился почти неделю. К его началу университет даже издал сборник статей по проблемам современной музыки.
Второй озаглавили "Славянские народы на культурной карте Европы (Украина, Польша, Сербия)". Его провела житомирский музыковед Ирина Копоть, бескорыстный популяризатор серьезного искусства в родном городе. Концертная программа легла на плечи ровенского камерного оркестра (дирижер Сергей Хоровець), с которым солировала львовская скрипачка Лидия Футорская.
Третий назывался "Классики и современники". Он включил семинар молодых музыковедов, затем - концерт киевских музыкантов, скрипача Ореста Смовжа и флейтиста Игоря Ермака. С ними выступил пианист Арсен Яковенко. Все трое - студенты НМАУ им. Чайковского (классы Д.Ткаченко, О.Кудряшова и Н.Гридневой, соответственно). Их сменил вечер памяти А.Стецюка и авторский проект его сына Дмитрия, подготовленный местными исполнителями. В американский день композитор из США Ричард Камерон-Вулф рассказал о состоянии современной американской музыки. Он, его коллега Кристофер Берг и эквадорский барабанщик Кристиан Орозко (магистрант Одесской музыкальной академии) порадовали слушателей новинками собственных "творческих портфелей".
В тот же вечер квартет гитаристов Харьковского университета искусств им. Котляревского представил американский "сегмент" интернационального проекта "Лабиринт". Его европейская часть состояла из музыки Германии, Нидерланд, Франции и Швейцарии. Ее озвучили сопрано Вера Калбергенова (Россия-Швейцария) и Рустам Комачков (виолончель, Москва), которым аккомпанировала московская пианистка Элеонора Теплухина. Затем играли музыку Сергея Жукова, Екатерины Кожевниковой и Германа Галынина (Россия); Всеволода Сиренко и Владимира Зубицкого (Украина). В исполнении участвовало житомирское фортепианное трио Amabile и дочь худрука фестиваля, обладательница народного голоса и аутентической манеры пения, молодая певица Екатерина Жукова.
На фестиваль приехала делегация Латвии. Молодой хореограф Санта Гринфелде провела мастер-класс современной танцевальной пластики в колледже культуры. Глава Правления Союза композиторов Латвии, 35-летняя Гундега Шмите рассказала о творчестве коллег, продемонстрировала записи последних лет, познакомила с достижениями латышей в области новых композиторских и исполнительских техник. Звучали хоровые партитуры, записанные коллективом Рижского радио. Немалую часть этой сложнейшей музыки исполняли участники самодеятельных коллективов, подтвердив живость, сохранность и, в добром значении, "поколебимость" традиций хорового пения в Латвии. С большим интересом украинские, американские и российские коллеги перенимали неизвестные приемы "на слух" и рассматривали проекции партитур.
В концерте "Тандем" участвовала молодежь. Хореографический номер на музыку флейтового концерта А. Стецюка в исполнении Майи Клавини и пианистки Эвии Белицкой танцевали артистки рижского "Театра движения" Ансиса Рутенталса. Их своеобразная, выразительная пластика, помноженная на музыку украинца и видео-оформление латышской художницы Катрины Саушкиной, вызвала живой интерес публики. Запоминающимся эпизодом стали два опуса композитора Екабса Ниманиса. В них сочетались приемы электронной и конкретной музыки, сонористики, видео-инсталляции (это было интересно, но уже не совсем ново). Хотя фигура композитора, одетого в лабораторный белый халат, чтобы лучше выделяться в темноте, манипулирующего на фоне экрана компьютером с записями звуков заводских машин-дыроколов и своим кларнетом - явление любопытное.
В заключительный день подводили итоги. Обсудили, что удалось, а что нужно "подтянуть". Посетовали на отсутствие пяти тысяч гривен на прокат рояля (не говорю о его приобретении для города). Немало критики прозвучало в адрес чиновников Житомира, в том числе от недоумевавшего главы латышской делегации, директора рижского Центра современного искусства Каспарса Лиелгалвиса. Он рассказал о невыполненных обещаниях предоставить в распоряжение фестиваля зал филармонии и обеспечить проживание в гостинице (все демократично жили в общежитии университета)...
Днем в немецкой кирхе, где в начале прошлого века музицировали дед и отец Святослава Рихтера, состоялся концерт духовной музыки. Играла московская органистка Мария Макаренко, харьковский квартет гитаристов и пели вокалисты: контртенор Рустам Яваев (Москва) и сопрано Вера Кальбергенова. Хорошая школа обоих певцов и замечательная акустика доставили удовольствие. В завершение прозвучала Месса-Brevis Владимира Златоустова (Москва) для женского хора, органа и контртенора.
Глубокая, непростая музыка, во многом опирающаяся на интонации еврейского мелоса, была воспринята в едином порыве артистов и слушателей. Трагические раздумья сменялись залихватской, ироничной пляской-гротеском, скорбные диалоги скрипки и виолончели - чуть ли не бытовой полькой, переходившей в вопрос "над кем смеетесь?".
Контрастом прозвучала музыка ученика Шостаковича Г.Свиридова. Популярный
"Романс" из фильма "Метель" радовал знакомыми мелодиями, поэтическими
образами, нежными тембрами и идеальным ансамблем. После антракта
возникла вторая "параллель": музыканты сыграли Трио Стецюка, оставив
впечатление выпуклой образности, больших эмоциональных контрастов и
влияния Д.Шостаковича. На смену пришла музыка его ученика С.Жукова.
В сопровождении трио Вера Кальбергенова исполнила вокальный триптих "Эхо". Прелестные гротесковые аллюзии возникли в остро-диссонансной музыке на пушкинский текст (вспомним дуэт "Слыхали ль вы?" из "Евгения Онегина" и рахманиновский романс "Не пой, красавица, при мне"). Вправленные в модернистскую ткань, они подчеркнули талантливую разноликость автора. Завершила фестиваль шуточно-ироничная сюита на музыку к пьесе-пантомиме А.Шницлера "Фата Пьеретты". Персонажей традиционного европейского театра эпохи позднего Возрождения - любовный треугольник, неизбежность выбора - композитор передал в трех музыкальных образах. Гротеск Пантомимы и салонно-утрированная сентиментальность Вальса обрамили яркий центр триптиха - Танго. В завершение музыка "истаяла" как светлый призрак: угасание, многоточие:
Серьезный, умный фестиваль порадовал людьми, мешающими забыть композитора-земляка.
Печально только, что городским властям Житомира "до лампочки" Лятошинский, Падеревский,
Стецюк и прочие Рихтеры начала ХХI века.
Ольга Кизлова, Фото Екатерины Жуковой
Автор: Ольга Кизлова, редактор рубрики "Місто" на ЖЖ.info