Кладбище Польское, кладбище Русское,
Домики старые, улочки узкие,
А на окраине стертою фрескою
Всеми забытое кладбище Чешское.
Среди деревьев во дворике тихом
Строгий портал – лютеранская кирха.
Храм златоглавый Преображения,
Рядом костёл – находи утешение.
Все мы под небом, все мы под Богом.
Мирно стоит меж домов синагога…
Издревле к этой земле прикипели
Русские, немцы, поляки, евреи.
Ветхий и Новый заветы да Тора –
Всё перемешано. Это – Житомир!
(Владимир Белозерский)
Кладбища – это память о прошлом, оставленная для потомков. Это часть культуры и традиций народа. Отношение к прошлому - показатель культуры человека, нации, государства. Судьба большинства этих памятных мест в Житомире весьма драматична.
Житомир возник не на пустом месте. Археологические изыскания показали, что на территории города в его нынешних границах поселения людей были еще десятки тысяч лет тому во времена позднего палеолита. Древние захоронения времен скифского периода и Киевской Руси обнаружены археологами в районе Корбутовки, Малеванки, Соколовой горы и в долине реки Крошенки. Древние захоронения были обнаружены в XIX веке на Замковой и Подольской горах во время строительства там каменных Крестовоздвиженской и Успенкой церквей, взамен бывших деревянных.
На территории Корбутовского гидропарка в урочище Гремяче (это рядом с троллейбусным кольцом между пляжем и Чудновским шоссе) находится древний курганный могильник VII – V веков до нашей эры с останками сожжённых покойников (обряд трупосожжения). Такой был тогда обычай. Культ очищающего свойства огня играл исключительную роль в погребальных обрядах тех времён. Еще в 20-х годах прошлого века могильник состоял из 55 курганов. Ныне сохранилось 10 едва заметных насыпей, которые поросли соснами. Археологические раскопки курганов производились в 1924 году экспедицией Волынского музея под руководством С.С Гамченко и в 1945 году экспедицией Института археологии АН УССР под руководством Е.В. Махно.
На Малеванке на плато высокого правого берега реки Каменка в парковой зоне (в районе нынешних улиц Якира, Барашевской и Пионерской) был большой курганный могильник, датируемый в пределах X - начала XIII века. Здесь покойники похоронены по обряду ингумации (трупоположение). Их хоронили в дерявянных колодах или просто укладывали на землю по христианскому обычаю - головой на запад. Рядом с телом оставляли различные вещи – украшения, предметы быта, орудия труда. Дружинников хоронили вместе с оружием и амуницией. Все это было обнаружено при раскопках в 1878 году археологом В.Б. Антоновичем и в 1886 году археологом С.С. Гамченко. Тогда могильник насчитывал порядка 300 курганов и занимал площадь около 14 гектаров, а еще раньше их было порядка пятисот. Этот уникальный памятник археологии, бесценные экспонаты из которого сохранились только в Санкт-Петербургском Эрмитаже, стерли с лица земли и застроили в конце XIX и в первой половине XX века. Ныне сохранилось всего три кургана высотой 0,6 – 1,2 метра и диаметром около 8 метров.
На Малеванке, между улицей Закамянской и Вторым Пролетарским переулком, было древнее Татарское кладбище, видимо еще времен татарских набегов на город. В начале 1920-х годов здесь, среди остатков кладбища находили татарские и турецкие монеты. Уничтожено большевиками. В память об этом кладбище в 1990-х годах назван один из новых проездов в районе этого бывшего кладбища - Татарский проезд.
Древнее кладбище времен Киевской Руси обнаружено при рытье траншеи в 1992 году на Замковой горе в районе нынешней Замковой площади. Видимо это было посадское кладбище замка Житомир. В средневековом Житомире, располагавшегося до середины XVII века в границах Замковой горы, кладбище было на развилке двух древних дорог, ведущих из города в села Вильск и Троянов. Теперь это часть улицы Якира между Старовильской и улицей Победы. В 1930-е годы решили построить на углу нынешних улиц Победы и Якира двухэтажный дом для офицеров Красной Армии. Во время рытья котлована обнаружили остатки этого кладбища. Это обстоятельство не смутило местную власть – поступили точно так, как пелось в революционной песне тех лет: «Отречемся от старого мира, Отряхнем его прах с наших ног!». Вот так и отреклись, построив здание на костях своих прадедов. А закончив работу, отряхнули их прах со своих ног. Дом и теперь стоит.
Во второй половине XVII века Житомиру стало тесно в границах Замковой горы. Начал застраиваться Подол и основные торговые пути, ставшие улицами (нынешние Старовильская, Подольская, Якира, Малая Бердичевская, Черняховского, начало Киевской). Тогда городское кладбище открыли на Охримовой горе (другое название – Кокрин) в районе нынешней улицы 8 марта, где ранее уже было кладбище поселения времен позднего средневековья. В 1930-х годах ученными тут были зафиксированы каменные кресты с надписями XVI – XVII веков.
На Охримовой горе создали рядом три кладбища – православное, католическое (Польское) и еврейское. Польская община появилась в Житомире в XVI веке, когда Житомир вошел в состав Речи Посполитой. Евреи стали селиться в Житомире со второй половины XVII века, а возможно и еще раньше. В «Еврейской энциклопедии» Брокгауза-Эфрона, издававшейся в 1908-1913 годах, о городе Житомир читаем: «…часть жит. староства была отдана в аренду некоему еврею Шлиоме Фоисеевичу еще в 1622 г.». В то время евреи не считались полноправными жителями города, а потому не вносились ни в один реестр.
Католическом кладбище на Охримовой горе разместили возле древнего костела Св. Николая, построенного в XV веке (известен с 1472 года) и уничтоженного казаками Богдана Хмельницкого в 1651 году. На фундаменте костела в 1788 году построили часовню Св. Николая. В 1918 году на этом, уже закрытом в 1779 году кладбище, большевики тайно захоронили массовые жертвы своих репрессий против мирных граждан Житомира.
На территории уже закрытого в конце XVIII века православного кладбища в 1902 году построили Покровскую церковь с усыпальницей внутри нее, которая стала основой формирования нового житомирского некрополя. Покровский некрополь стал одним из наиболее престижных мест захоронения городской элиты. Житомирская газета «Волынь» тогда сравнивала Покровское кладбище по своей красоте с Аскольдовой могилой в Киеве. На фотографии 1908 года (первая иллюстрация слева в верхнем ряду) слева изображена Охримовая гора. Слева вверху в прямоугольной ограде – православное кладбище с Покровской церквой. За ним немного правее – католическое кладбище с часовней Св. Николая.
Еврейское кладбище находилось за католическим в районе нынешних улиц Маяковского и Ольжича., обозначенного на городских планах под названием «Жидівський цвинтар», или «Окописько».
Все эти три древних кладбища в советское время уничтожены и застроены. На территории православного и католического кладбищ в 1930-х годах построили промышленные корпуса артели «Красный гвоздильщик» (теперь УТОС – Українське товариство сліпих). В часовне Св. Николая разместили клуб артели, а в Покровской церкви производственные помещения. Церковь и часовня ныне заброшены и находятся в аварийном состоянии. От еврейского кладбища ничего не осталось. На углу нынешних улиц Маяковского и Ольжича в 1930-х годах прямо на костях построили дома офицерского состава. Так на Охримовой горе исчез целый пласт культуры XVII – XVIII веков, который должен бы охраняться как исторический памятник. Впрочем, во времена большевиков в Житомире уничтожали не только кладбища, уничтожали даже архивы. «Как, например, бесценные дореволюционные фонды Житомирской городской управы в облархиве, сознательно утилизированы "за ненадобностью” после войны. Чего еще можно было ожидать тогда от этой уважаемой организации, которую отдали на растерзание таким "научным” руководителям: сначала малограмотному пролетарию с Урала, который брал участие в расстреле Николая II, а потом бывшему коммунисту-анархисту убийце житомирского банкира?… ( Г. Мокрицкий. Журнал "Родной Город”, выпуск 5, 2001 г.) ».
Древнее христианское кладбище было на Петровской горе (на территории нынешнего парка имени Гагарина) между Старым бульваром и Лермонтовской улицей. Неизвестно когда оно возникло, и когда на нем прекратили хоронить. Еще в 30-х годах XIX века городская власть поставила вопрос о его закрытии в связи с полнейшим его запустением. Интересно, что ни один из опрошенных тогда местных старожилов не смог вспомнить, когда тут последний раз проводились захоронения и есть ли у кого-нибудь родные могилы. Вспоминаю, что в 80-х годах прошлого века в переулке 3-го Интернационала (теперь Шодуаровский) копали траншею для замены водопровода. В земле оказалось много человеческих пожелтевших костей.
Древнее Монастырское кладбище, основанное в XVIII веке, было на левом берегу реки Тетерев на территории бывшего Монастырского сада. Это кладбище ранее принадлежало монастырю сестер милосердия Шариток, а затем - Богоявленскому Монастырю. Воспоминание о нем оставил Святослав Рихтер: «Мы с тетей Мэри пошли в монастырь. Он был на Бердичевской, деревянный, украинской архитектуры … был чудный день, за нами остался монастырь, который звонил во все колокола, старый сад, внизу с ручейком, как в «Обрыве» Гончарова. Мы дошли с тетей Мэри до монастырского кладбища. Кладбище выходило на обрыв к Тетереву, и мы там сели, смотрели, а колокола все звонили…». Сад в 1960-х годах вырубили, монастырь закрыли, церковь монастыря снесли, кладбище уничтожили, территорию застроили.
В конце XVIII и в начале XIX веков в Житомире появилось несколько больших городских кладбищ для общин разных конфессий: католическое (Польское), Лютеранское, православное Русское (Вильское), Еврейское, Чешское, Старообрядское.
Польское кладбище является памятникам архитектуры XIX века и одно из старейших польских некрополей Украины, наравне с известным Личаковским во Львове. Участок под кладбище был куплен на территории Новой Рудни (ныне улица Короленко) в 1799 году. Основано в 1801 году. Кладбище известно фамильными захоронениями известных шляхетных династий Домбровских, Манюшко, Чацких. Тут находятся могилы первого польского военного летчика, погибшего в бою, Бронислава Мациевича; всемирно известного композитора и пианиста, ученика Ференца Листа Юлиуша Зарембского; почетного гражданина Житомира генерала Владислава Прессера; художника-академика Леонардо Страшинского; участника Крымской войны 1853 – 1856 годов генерал-майора В.В. Качинского; купца 2-й гильдии Тайбер Рудольфа Карловича и других выдающихся деятелей. Возле недавно отреставрированной часовни Святого Станислава, построенной в 1841 – 1846 годах и разрушенной во время Второй мировой войны, находятся захоронения католического духовенства, начиная с середины позапрошлого столетия. Рядом с величественным памятником епископу Антонии Каролю Недзляковскому есть скромная могила жертвы сталинского террора ксендза Анджея Федуковича. Благодаря ему был построен Епископский дом в Житомире (теперь Областной краеведческий музей). Многие уникальные памятники на кладбище в советское время были уничтожены, все склепы взломаны и разграблены мародерами. Кладбище закрыто для захоронений с 1976 года.
Разделенное забором (слева от входа на Польское кладбище) находится старое Лютеранское (немецкое) кладбище. Немецкие переселенцы начали заселять Житомир в первой половине XIX века. Житомир особенно привлекал немцев из аристократических семей. Среди членов немецкой общины Житомира были музыканты, банкиры, архитекторы, инженеры, предприниматели, издатели, даже руководители Житомира (в 1883 - 1886 годах городским главой был Оскар Эрнстович Трулль). Это была небольшая община (порядка 1 % населения города), но самая образованная. Семьи Рихтеров (предки знаменитого пианиста Святослава Рихтера), Арндтов, Штейнов, Эншей, Ферстеров, Вильке, Шедель, врача Генриха Нат (в его доме жил писатель Александр Куприн), действительный статский советник Матус Баумгартен - это не просто фамилии. Это часть интеллектуальной элиты нашего города. На Лютеранском кладбище покоится бабушка Святослава Рихтера Елизавета фон Райнке, генерал от инфантерии Николай Оттович Дуве, известный в дореволюционные времена житомирский врач Генрих Натт, известный меценат и художник барон Иван Максимилианович де Шодуар. Кстати, надгробный памятник генералу Дуве ваял скульптор Григорий Олишкевич – автор памятника Пушкину на Старом бульваре. В 30-е годы прошлого века с Лютеранского кладбища стали исчезать надгробные плиты, большинство из которых обнаружилось затем на Смолянском и на Вильском (на улице Победы) кладбищах, причем на могилах «безвременно ушедших» партийных и советских чиновников. Фамилии прежних «хозяев» стирались, а на их место записывались новые. В 1970-х годах прямо на кладбище построили кооперативные гаражи. Сегодня на этом кладбище можно наблюдать разве что грандиозные заросли да поваленные могильные памятники, кучи мусора и гаражи. Кладбище снято с городского учета. Это заброшенное кладбище навевает тоску и оставляет неприятный осадок. Оно должно бы служить укором живым, но вызывает только скупые сухие отклики слабого возмущения, или и вовсе оставляет многих равнодушными.
Русское православное кладбище на нынешней улице Победы сравнительно хорошо сохранилось. Это кладбище еще называют Вильским – от названия улицы (бывшее название улицы Победы – Вильско-Шоссейная, затем Большая Вильская). У входа на кладбище стоит Яковлевская церковь, построенная в 1837 году в каноническом стиле, памятник архитектуры. Существованием этого храма на Вильском кладбище горожане обязаны княгине Ольге Феодоровне Потемкиной, которая решила увековечить память своего покойного мужа - генерал-лейтенанта князя Иакова Алексеевича Потёмкина, возведя на его могиле каменный храм. 24 октября 1837 года церковь была «по чинопоследованию освящена». Стоит отметить тот факт, что это был первый православный каменный храм города. Все другие православные святыни Житомира в то время были деревянными. На этом кладбище похоронено много выдающихся людей нашего города. Для примера лишь несколько фамилий: Сергей Карпенко - украинский актер, народный артист УССР; Семен Шаржинский – волынский губернский почтмейстер, близкий приятель Николая Гоголя и Александра Пушкина, знакомый Тараса Шевченко и академика живописи Аполлона Мокрицкого; меценат с чрезвычайно интересной судьбой господин Константин Роше; единственная дочь всемирно известного философа Николая Бердяева. Русское (Вильское) кладбище - уникальный памятник истории и культуры, монументального искусства. По сравнению с другими, этому кладбищу повезло больше, поскольку с 1930-х годов оно выполняло функции центрального городского кладбища, но следы варварства есть и тут.
Памятником истории и культуры является и старое Еврейское кладбище. Оно находится с левой стороны улицы Большой Бердичевской, не доезжая Смолянки, на берегах речки Путятинки. В конце XIX и в начале ХХ века еврейская община была самой большой в Житомире. Житомир был тогда одним из центров культурной и религиозной еврейской жизни. На кладбище похоронены иудейские цадики (святые), много хорошего сделавшие для нашего города деятели культуры, врачи, педагоги, юристы, инженеры, архитекторы. В течении XIX и начала XX века здесь создавались уникальные памятники, значительная часть которых была уничтожена в советское время, и особенно во время немецкой оккупации города. Кладбище сохранилось частично. Почти все захоронения XIX века уничтожены. В 1970-х годах на старой части кладбища с левой стороны речки Путятинка построили большой гаражный кооператив, МЖК "Интернационал", спортивное ядро училища №15. В глубине кладбища рядом с Путятинским переулком в братских могилах похоронены сотни жертв большевистских репрессий 1937 - 1940 годов. Согласно сообщению посольства Чехии, 28 сентября 1938 года на еврейском кладбище в Житомире были казнены и похоронены 77 чехов, которые жили и работали в Житомире и в окрестных селах.
На Крошне на улице Маршала Рыбалко сохранилось небольшое Чешское кладбище, которому уже 130 лет. Приезд чешских колонистов в Житомир был обусловлен указом Александра II от 1873 года, по которому им давались большие льготы. В село Крошня (теперь один из районов Житомира) В 1878 году прибыло 52 семьи чешских переселенцев. Чехи привезли с собой высокую культуру земледелия, технологию хмелеводства и пивоварения. Среди них было много мастеров высокой квалификации: плотники, слесари, кузнецы, каменщики. На всю округу были известны каменотес Вацлав Длоуги, колбасник Иосиф Громадецкий, хмелевод и общественный деятель Вацлав Мали, владелец кирпичного завода Иосиф Бубен. Но наибольшую память о себе оставили непревзойденные пивовары: Иосиф Махачек, Богдан Янса, Игнатий Альбрехт, Вацлав Крупичка, Вацлав Михалек. В память о первых чехах-поселенцах на Крошне есть улица Вячеслава Мали (он был инициатором развития хмелеводства на Крошне), переулок Альбрехта (Альбрехты построили на Крошне знаменитый пивзавод). Все они похоронены на этом кладбище.
На пригородной дороге, ведущей в село Пряжев (теперь это улицы Довженко и Российская Слободка) в середине XIX века появилось Старообрядческое кладбище. Старообрядцы-пилиповцы (Пилипоны), спасаясь от жестоких преследований в России, прибыли в Житомир в 1810 году и поселились на землях Бернардинского монастыря, основав свое село Пилипоновка. Это в районе нынешней улицы Михайловской. Михайловская улица раньше и называлась Пилипоновской. Пилипоны прославились как отличные строители и ткачи. В 50-х годах XIX века губернатор Синельников переселил старообрядцев в район нынешней улицы Довженко. Этот район и теперь еще называют Русской Слободкой. Вместо старой деревянной старообрядческой церкви Пилипоны построили себе каменную церковь на Провиантской улице (ныне улица Довженко). Церковь в советское время снесли. На ее месте теперь стоит хлебопекарское училище. Кладбище закрыли в 1971 году. Территорию застроили. От кладбища почти ничего не осталось. Сохранилась семейная могила Пироговых. Представитель этого старообрядческого рода А.К. Пирогов был домовладельцем домов № 51 и № 53 на улице 1 Мая, в которых жили Александр Довженко и Святослав Рихтер.
В 20-х годах XIX века еще одна группа старообрядцев-беспоповцев переселилась из Польши и Пруссии в пригород Житомира Каракули (теперь там жилой массив Хмельники). Они занимались выращиванием овощей и фруктов, а также грабарским промыслом. Построили свою церковь Покрова Святой Богородицы. Церковь сохранилась и является памятником архитектуры. Старообрядческое Каракульное кладбище тоже сохранилось.
В XIX веке основали Павликовское кладбище между Павликовкой и Малеванкой на углу улиц Андреевской (теперь – Черняховского) и Антоновской (теперь – Пролетарская). Основано было кладбище как место захоронения умерших от эпидемий, но со временем оно стало центральным кладбищем жителей Павликовки, Малеванки, Закамянки и Корбутовки. Следует отметить, что это было первое в городе кладбище с участками разных конфессий: православных, католиков, евреев и мусульман. Помню, что еще в 1950-х годах там стояли красивые памятники из полированного лабрадорита. На памятниках были надписи на разных языках. Павликовское кладбище ликвидировали в 1960-х годах полностью. Его засыпали двухметровым слоем земли и построили профтехучилище и спортивную площадку. Это почти напротив Технологического университета.
В начале XIX века появилось новое мусульманское кладбище на левом берегу реки Тетерев на хуторе Щенявского. Это в районе нынешних переулков Цюрупы и Пионерских лагерей. Хутора уже давно нет, кладбища тоже.
На Большой Бердичевской улице, где теперь городская больница № 1, в XIX веке был комплекс зданий Богоугодных заведений. А рядом (на углу нынешних улиц Большой Бердичевской и Жуйко) было старое кладбище, где хоронили покойников Богоугодного заведения и жертв холерных моров. На кладбище была часовня. В начале ХХ века тут построили здание Мариинского детского приюта. При советской власти в 1920-х годах в здании приюта создали кустарную мебельную артель, которая потом стала Житомирской фабрикой музыкальных инструментов. При строительстве новых цехов и складов фабрики кладбище уничтожили, часовню снесли.
На Смолянке с правой стороны бывшей дороги (теперь улица Селецкая) в маленький хутор Селец было небольшое кладбище Богоугодных заведений, возникшее в середине XIX века. На его базе в 1890 году было основано новое православное Смолянское кладбище. Здесь похоронены многие достойные люди нашего города, в том числе семья Бориса Тена. Вначале Борис Тен был похоронен на Корбутовском кладбище, а не на Смолянке, где лежат мать, сын, жена и брат Михаил. Позже прах перенесли, куда он завещал.
По архивным данным здесь, на территории этого кладбища, производились массовые захоронения жертв Голодомора 1932-1933 годов. В 2008 году на кладбище установили памятную доску жертвам Голодомора. Старые надгробья XIX века на кладбище практически не сохранились.
В северо-западной части Вильского (Русского) кладбища в 1943 – 1945 годах создали Военное кладбище № 1. Здесь в 113 братских и 819 одиночных могилах похоронено 1144 советских воинов. В числе похороненных на кладбище 1074 погибших в боях за освобождение Житомира и умерших в 1944 -1945 годах в житомирском госпитале и 70 военнослужащих житомирского гарнизона, умерших в 1946 – 1965 годах. С левой стороны улицы Селецкой в 1945 -1948 годах создали второе Военное кладбище № 2, на котором перезахоронили из могил, находившихся в разных частях города, останки советских воинов, погибших в боях за освобождение Житомира. В 29 братских и 425 одиночных могилах здесь покоятся 742 воина. На кладбище установлен памятник погибшим солдатам и каменные плиты с именами Героев Советского Союза, погибших в боях за освобождение Житомирщины. О местах захоронений жертв фашистской оккупации города я расскажу отдельно.
Помимо городских кладбищ в Житомире была еще традиция захоронений возле и внутри городских церквей. Такие захоронения считались особенно почетными. В цокольном этаже Преображенского кафедрального собора с 1876 года хоронили умерших Волынских архиереев (похоронено три архиерея). В 1903 году Архиепископ Модест (Стрельбицкий) открыл в этом цокольном этаже Анастасиевскую церковь, а при советской власти цокольный этаж храма использовали под рыбный склад.
В 1918 – 1919 годах скверик возле собора использовался как кладбище для погибших воинов Украинской Народной Республики. В советское время кладбище уничтожили, и могилы не сохранились. В августе 1941 года возле Преображенского кафедрального собора в подземном склепе похоронили руководителей ОУН(м) Николая Сциборского и Омеляна Сенника. Их могила сохранилась.
В 1859 году в стене подвального помещения Свято-Михайловского кафедрального собора похоронили житомирского купца Михаила Федоровича Хаботина, построившего этот храм на свои средства. В 1960 году при реконструкции храма под лекторий общества «Знания» (а его подвала под склад магазина "Спорттовары") прах Хаботина извлекли и вывезли в неизвестном направлении. Есть предположение, что перезахоронили на Русском (Вильском) кладбище.
В 1976 году все действующие тогда кладбища были закрыты, и открыли новое общегородское Корбутовское кладбище на западной околице Житомира в Корбутовском лесу. Житомиряне его сразу прозвали кладбищем «Дружба».
Упавшие деревья распиливают и убирают, а ремонт повреждённых ими могил, памятников, оградок НЕ делают...
Хлебопекарное училище, вместо снесенной церкви, построили при советской власти на улице Довженко в доме № 38 (возле хлебзавода). Официально оно называлось техническим училищем № 44. Сейчас этого училища уже нет. В этом здании находятся другие организации. Рукопись статьи была написана раньше, и теперь уже следует вместо слов "На ее месте теперь стоит хлебопекарское училище" читать: "На ее месте построили хлебопекарное училище".
Так и хочется напомнить..-Берегите Землю,вам в ней лежать и лежать...
http://www.proza.ru/pics/2011/12/20/1176.jpg?1997
Иллюстрации верхнего ряда:
Первая слева – Вид Житомира с Подола. Фото 1908 года на почтовой открытке, автор неизвестен.
Вторая – Центральная аллея Польского кладбища в Житомире с разрушенной часовней Святого Станислава. Фото 1960 года, автор – Борис Дубман.
Третья – Польское кладбище в Житомире. Фото 1960 года, автор – Борис Дубман.
Четвертая – Польское кладбище в Житомире. Фото 2008 года, автор – Анна Голтвянская.
Иллюстрации среднего ряда:
Первая слева – Лютеранское кладбище в Житомире. Фото 2011 года, автор – Анна Голтвянская.
Вторая – Взломанный и разграбленный мародерами склеп на Лютеранском кладбище в Житомире. Фото 2011 года, автор – Анна Голтвянская.
Третья – Русское кладбище в Житомире. Фото 2010 года, автор – Анна Голтвянская.
Четвертая – Могила губернского почтмейстера Семена Даниловича Шаржинского на Русском кладбище в Житомире, автор – Анна Голтвянская.
Иллюстрации нижнего ряда:
Первая слева – Еврейское кладбище в Житомире. Фото 2010 года, автор – Дима Демянчук.
Вторая – Еврейское кладбище в Житомире. Фото 2011 года, автор – Михаил Белявский.
Третья – Чешское кладбище в Житомире. Фото 2011 года, автор – Олег Мановский.
Четвертая – Смолянское военное кладбище # 2 в Житомире. Фото 2009 года, автор – Олег Кожухарь.