Редко когда фильм настолько сходится с твоими мыслями и чаяниями, что кажется, будто режиссер снял его с твоих слов и раздумий. Будто общался с тобой целыми днями… Будто это ты сам снял картину, а не Шахназаров.
Фильм директора киноконцерна «Мосфильм» Карена Шахназарова «Белый тигр» – восклицательный знак в череде картин российского кино. Он переживет своего создателя на много лет – и это безоговорочно. Несмотря на то, что кинолента символична, проникнута глубокими метафорами, носит в себе почти музыкальное философское звучание, работа Шахназарова до крайности, до журналистской остроты актуальна. Картина «Белый тигр» - о заключительном периоде Великой отечественной войны, но при этом она о нашем времени. Она про нас.
«Белый Тигр» - символ европейской цивилизации
Сюжет фильма не сложен. Великая Отечественная война подходит к концу. Тяжелые затяжные бои изматывают обе стороны. Но чем увереннее наступают советские войска, тем чаще на полях сражений появляется огромный неуязвимый немецкий танк особого назначения, прозванный «Белым Тигром». Неумолимо возникает он в дыму сражений, безжалостно расстреливает противника и внезапно исчезает. Никто не может с уверенностью ни подтвердить, ни опровергнуть его существование. Однако советское командование решает для борьбы с ним создать особый танк – специальную модель Т-34.
Экипаж советского экспериментального танка интернационален: командир Иван Найденов, наводчик с казацкой фамилией Крюк и башнер Бердыев. Их задача – уничтожить танк-призрак. Возглавляет танк человек необычной судьбы - почти полностью сгоревший в бою, обреченный на смерть танкист, который неожиданно для всех выживает и возвращается в строй. Он не знает своего имени, не помнит прошлого, но обретает удивительную способность понимать язык танков. Он уверен – неуловимый немецкий танк существует, и его необходимо уничтожить, потому что Белый Тигр – это олицетворение войны, ее ужас и кровь. Немецкий пленный прямо называет этот танк – «воплощением немецкого духа», который не одолеть советским танкистам. И еще добавляет, что танк – мертвый…
Это подтверждает Иван Найденов – командир экспериментальной тридцатьчетверки. После 90% ожогов, чудом выживший, он получил удивительную способность «чувствовать» танки. «Воскресший» русский солдат говорит, что «воплощение немецкого духа» не имеет внутри себя команды танкистов, что оно мертвое, безжизненное, неживое.
Дух фашизма, воплощенный в образе огромного и беспощадного вражеского танка «Белый тигр», тяжелыми гусеницами бороздит землю, превращая в прах всё встреченное на пути. Русский народ, обреченный на страдания, но все-таки поцелованный Богом (у Шахназарова почему-то танковым), представлен в фильме худосочным, но отважным танкистом, способным слышать железные махины и молящимся этому танковому богу. А русский народ огнем не сожжешь, пули его не берут, гусеницы не давят, и он снова и снова восстает из пепла, ведь на его плечах великая миссия — истребление «тигра». Но фашизм — тварь хитрая. Он может стихнуть, может спрятаться, выжидая нового подходящего для себя момента.
Иван Найденов со своими напарниками встречаются лоб в лоб с тигром-призраком, которого боятся даже немцы. В бою удается заклинить немецкому танку башню. Остаются считанные минуты до полного уничтожения бронированного чудовища, но советский танк, набрав грязи в ствол орудия при неудачном маневре, утрачивает возможность добить немца. Тигр, охваченный огнем, как раненный зверь потихоньку уползает в логово. Команда танкистов не покидает танк, как обычно делают немцы в таких случаях. Так и кажется, что ее там просто нет.
«Пока я его не сожгу – война не закончится, товарищ полковник»
Война выиграна, и не просто выиграна – Европа разгромлена. Этими словами начинается финальная сцена фильма, где персонаж, очень похожий на Гитлера, но прямо не обозначенный как таковой, общается с важной персоной в мраморном пышном зале. На фоне танцующих весталок, изображенных на стенах залы, «важная персона», лицо которой находится в тени, внимательно слушает изрекающего правду «гитлера». Слова его падают как свинцовые капли.
«Гитлер» говорит. Европа разгромлена, и на Германию теперь повесят всё… Хотя Германия имела мужество, уверен «Гитлер», попытаться решить две проблемы, о которой думала Европа, но не могла заявить прямо. Первая – это евреи, вторая – это ужасный «кентавр» на севере, так никак и не понятый и поэтому вечно вызывающий страх. Этот «кентавр» - Россия, СССР…
«Белый тигр» — кино о танках, о фашизме, о войне. Это попытка разобраться в природе войны, которая в фильме — техника и история, но не трагедия. Это вопрос к современникам, не живем ли мы сегодня в то время, когда «белый тигр» дождался-таки момента для своего нового появления. Полковник Федотов обращается к Ивану Найденову – выдающемуся советскому танкисту: «Иван, все! Война закончилась! Нет больше «Белого тигра». Исчез он!» На что Найденов отвечает: «Есть он. Уполз. Затаился. Ждет. Будет ждать… 20 лет, 50, 100 лет будет ждать и выползет. Его надо сжечь. Вы же знаете, что это надо сделать, товарищ полковник. Пока я его не сожгу, война не закончится»…
И шо этот поц имеет против евреев?