AziatОценка: 1.5/5 Голосов: 8 |
Операция по защите мирных жителей в Ливии по мере развития все более и более явно становится атакой непосредственно на Каддафи. Сегодня уже почти очевидно, что целью НАТО является именно свержение легального ливийского лидера, и это вызывает искренние удивления. Да, он – сложный в общении человек, но в последние годы проявлял достаточную для того, чтобы считать его адекватным руководителем, лояльность. А сегодня кто его свергает? Группа людей, среди которых – такое количество преступников и террористов, что дух захватывает. То же НАТО дает им оружие, расчищает дорогу – и в результате и усиливает позиции мусульман-фундаменталистов, и откровенно террористических организаций, и расшатывает ситуацию в Европе, куда уже хлынул новый вал беженцев, и… Да много еще чего. И, спрашивается, зачем? Qui, так сказать, prodest?
Частично я пытался дать ответ на этот вопрос в предыдущем тексте, посвященном Ливии, но кое-что осталось «за кадром», кое-что прояснилось в последнее время... И вот сейчас имеет смысл об этом поговорить. Прежде всего нужно отметить, что геополитические процессы – крайне медленные, и то, что сейчас происходит, было заложено еще пару-тройку, а то и больше лет назад. А то, что происходит сейчас, проявится еще не скоро. Вот и вспомним, что тогда происходило.
К власти в США пришел новый президент, от новой партии, который решил сменить силу в качестве главного аргумента мировой политики на создание локальных коалиций. Соответственно, он начал сколачивать эти коалиции, исходя из тех ресурсов, которые он тогда имел, и четкого понимания, что эти ресурсы никуда не денутся. Вот это и стало главной ошибкой, поскольку довольно быстро стало ясно, что ресурсов становится все меньше и меньше. Знакомым с нашей теорией кризиса это стало бы ясно сразу, но в Вашингтоне книжек не читают (точнее, читают только «свои» книжки).
Как следствие, внешняя политика Вашингтона стала получать удар за ударом, а главное, стали усиливаться его региональные конкуренты: Китай, Индия, Турция. Нет, они, по большей части, совершенно не стремились к активному противостоянию, просто один за другим перехватывали рычаги контроля над региональными процессами. При этом внешнеполитическая машина Вашингтона продолжала крутиться и промахивалась все чаще и чаще.
Самое смешное, что она при этом разрушала то, что удалось создать Бушу и республиканцам (поскольку методы, которыми были достигнуты эти результаты, противоречили тем, которые использовали новые хозяева Белого дома), да и нового создавала мало, в силу уже явной неадекватности ресурсов и ситуации желаниям и амбициям. И в некоторый момент, а именно после выборов, в результате которых республиканцы стали возвращать себе участие во внешней политике США, стало понятно, что с этим нужно что-то делать.
В частности, обнаружилось, что Обама сильно поругался с Израилем, который, в свою очередь (а что делать?), начал «дружить» с Китаем. И при этом и тот, и другой все сильнее и сильнее контролировали север Африки с его запасами нефти и газа. Нефти и газа в США достаточно, но вот Европа… С ней тоже возникли серьезные проблемы, поскольку Евросоюз во многом живет на экспорте в США, а последние стали ей «перекрывать форточку». Пока только чуть-чуть, но процесс по мере развития кризиса будет усиливаться, а это значит, что монополии США в регионе может прийти конец. И в этой ситуации тот, кто дает Европе сырье, может перехватить управление в ЕС в целом или отдельных его странах. Китай уже начал это делать (через выкуп долгов проблемных стран), Россия тоже участвует в процессе через строительство газопроводов. В такой ситуации излишняя дружба Китая и Израиля со странами Северной Африки становится для США критической.
Исторически эти режимы были близки США, но, во-первых, эта близость шла через республиканцев, а значит, не могла быть поддержана Обамой с его внешнеполитическими инструментами. Во-вторых, Обама за последние два года сильно снизил свой авторитет, много чего пообещав, но почти ничего не исполнив. Режимы подумали – и сделали свой выбор, а значит, нравится это кому-то или нет, в Вашингтоне поняли, что они должны пойти «под снос», поскольку их новая ориентация никак не могла устроить не только нынешних, но и любых руководителей США.
Вопрос о том, могли ли США вернуть рычаги контроля, остается открытым. Может быть, и могли, но для этого нужно дождаться выборов, когда республиканцы окончательно возьмут контроль над внешней политикой в свои руки. А пока Обама оказался бессилен противостоять экспансии Китая (с помощью Израиля) в регионе, и ждать ему больше было нельзя. Дальше уже начиналась техника: там – чуть-чуть подтолкнуть, там – подкинуть оружия, здесь – организовать пару провокаций.… И всё, поскольку объективные проблемы в регионе были в достаточном количестве. Другое дело, что с этим делать дальше.
Стабильные режимы частично уже уничтожены, частично будут снесены в ближайшее время, поскольку иначе они уж точно перейдут под контроль Китая как единственного гаранта безопасности. К власти пришли пусть и формально проамериканские, но гораздо более слабые режимы, которые неминуемо будут дестабилизировать ситуацию и еще более подрывать систему контроля за стабильностью. Когда к власти придут республиканцы, они обнаружат, что единственный шанс что-то сделать – вводить войска, но еще один Афганистан или Ирак США не потянут. И кто будет виноват?
Можно, конечно, сказать, что Обама. Но на самом деле идет объективный процесс распада Pax Americana, и кого бы США потом ни признали виновным, остановить его уже не получится.
Михаил Хазин