коррупционерОценка: 2.0/5 Голосов: 4 |
Об уговоре и приговоре
Юлия Мостовая «Зеркало недели. Украина» №35, 30 сентября 2011, 22:00
Прошедшая неделя, как ожидалось, должна была дать ответы на два самых острых вопроса: как будет решена с Россией газовая проблема и что будет с Тимошенко. Неделя прошла, а общество ответов не получило. Они по-прежнему находятся в том месте, где и раньше, — в голове Януковича. Как говорил незабвенный персонаж фильма «Формула любви»: «Голова предмет темный и исследованию не подлежит». Но мы рискнем.
Встреча в Завидово, которую Виктор Янукович, Владимир Путин и Дмитрий Медведев провели на триедине, была инициирована российской стороной. Разумеется, и дата была выбрана не случайно — 24 сентября, день проведения этапного съезда «Единой России», а главное — выдвижения Дмитрием Медведевым Владимира Путина в президенты, избрания Дмитрием Медведевым Владимира Путина президентом и назначения Владимиром Путиным Дмитрия Медведева премьером. Виктор Янукович, несмотря на присланное приглашение, отказался стать гостем съезда. Однако и без массовки Янукович понял мессиджи: «Тут все едино и схвачено; в „разводки" играть заканчивайте; четко понимайте, кто главный и с кем придется иметь дело».
Как и прогнозировало ZN.UA, основными темами двусторонних переговоров стали геополитический выбор Украины и поиск направления решения газового вопроса. О чем договорились президенты в полном объеме, не знает никто, кроме них. Выводы, к которым они пришли, зафиксированы на бумаге и существуют в двух экземплярах. Осмелюсь предположить, что даже премьер-министр Украины с ними не ознакомлен, поскольку его заявление на малом Кабмине в понедельник, сделанное, безусловно, не для широкой общественности, о том, что Украина снизит взимаемую плату за транзит, а Россия — цену на
объем газа, потребляемый бюджетной сферой и социалкой, были, по сути, опровергнуты министром топлива и энергетики Юрием Бойко. Он публично заявил, что речь о снижении цены на транзит не идет. Из всех существующих вариантов развития событий, как-то: разрыв газовых контрактов в Стокгольмском арбитраже; создание двустороннего консорциума «Газпромом» и НАК «Нафтогазом»; поглощение «Газпромом» НАК «Нафтогаза»; вхождение Украины в Таможенный союз с последующим снижением цены на импортируемый из России газ; создание трехстороннего (НАК—«Газпром»—ЕС) газотранспортного консорциума — был выбран один, последний. Окончательный ли это выбор? Не факт… Как сообщают источники ZN.UA, российская сторона не сказала твердое «да». Она сказала: «Ну, в принципе, да». Эту информацию подтверждают наши конфиденты и с российской стороны. Президенты определили хрупкий коридор, в котором намерены искать взаимоприемлемое решение. Остались мелочи, в которых, как известно, дьявол. Этих «мелочей» сотни. Назовем лишь некоторые.
Первое. В настоящий момент украинская власть форсированно занимается разделением НАК «Нафтогаза» на автономные структуры по добыче, хранению и транспортировке. На базе каких новосозданных предприятий нарастет трехсторонний консорциум? По нашим данным, Киев настаивает на том, чтобы в консорциум входила только большая труба — без капиллярной системы доставки газа украинским потребителям и без ПХГ. Отсутствие подземных хранилищ газа в украинском видении трехстороннего консорциума россиян не радует. Добьются ли они в рамках консорциума контроля над уникальной системой ПХГ, отличающей киевскую трубу от всех северных и южных потоков? Не согласованная деталь.
Второе. Распределение долей в консорциуме. По данным ZN.UA, в настоящий момент отрабатывается вариант «40—40—20». Первые две доли получают Украина и Россия, третью, в виде «золотого ключика», — ЕС. Является ли это распределение окончательным, защищает ли оно интересы Украины, заинтересует ли ЕС — не согласованная деталь.
Третье. На Ялтинской встрече комиссару ЕС по вопросам энергетики украинской стороной было сделано гипотетическое предложение об участии в консорциуме. И, как нас заверили, было получено гипотетическое согласие. Однако, как и кем Евросоюз будет представлен в консорциуме — не согласованная деталь.
Четвертое. В Завидово речь шла о том, что сторона ЕС может быть представлена конкретными немецкими, французскими и итальянскими газотранспортными компаниями. Разумеется, давними и проверенными партнерами «Газпрома». Это означает, что, по сути, при сохранении формального расклада «40—40—20», на практике он превратится в «60—40». Не в пользу Украины.
Пятое. Кто будет проводить оценку газотранспортной системы Украины? Удовлетворятся ли вы выводами нанятой НАКом компании Mott McDonald?
Шестое. Чей менеджмент будет осуществлять непосредственное руководство консорциумом? Кто и что гарантирует прозрачность его работы? Очередной Шредер или выход на IPO? :-)
Седьмое. Источники ZN.UA сообщают, что, в случае доведения до конца задуманного, цена на российский газ, поставляемый в Украину, упадет до уровня 200—230 долл. за тысячу кубометров. Это падение случится вследствие изменения формулы? Предоставления скидки? Возвращения к практике межправпротоколов, предполагающих ежегодное согласование цены?
Восьмое. Останутся ли в контрактах, ранее подписанных либо новых, пункты о штрафных санкциях и принцип «бери или плати»?
Девятое. Получат ли центрально- и среднеазиатские страны доступ к российской транзитной трубе в случае заключения прямых контрактов на поставку газа Украине?
Десятое. Кто будет покупателем импортного газа для украинских потребителей? Будет ли это один субъект для бизнеса, социальной и бюджетной сфер?
Вопросов масса. На поиск основных ответов взято время до конца октября. Переговорщики назначены и поселены в самолеты «Киев—Москва», «Москва—Киев». Хрупкий процесс переговоров, начиненный подводными камнями соответствия желаний и возможностей, частных и государственных интересов, конфликтами прозрачных и непрозрачных решений, пошел. Как только между собой все утрясут — планируют слетать в Брюссель.
Разумеется, газ не был единственной темой общения руководства двух стран. Разговор о нем, в принципе, стал возможен только после обсуждения евроинтеграционных намерений Банковой. Москва в очередной раз поставила под сомнение целесообразность европейского выбора, формально сделанного Киевом. Источники ZN.UA с обеих сторон подтверждают, что Путин не пытался оказывать жесткого давления на Януковича в вопросе по вхождению Украины в Таможенный союз. Он лишь пытался объяснить, что Украину в ЕС никто не ждет; что ЕС никогда не примет решение, идущее перпендикулярно интересам России; что на страже интересов Москвы в Европейском Союзе стоит ряд стран во главе с Германией; что Украина не выдержит тамошних правил игры; а самое главное — ныне существующую цену на газ, которую Россия готова изменить, если Украина спрячется под «крышей» Таможенного союза. Высокая цена на газ не позволит украинской власти реализовать в преддверии выборов задумки, направленные на повышение зарплат и пенсий. Рейтинг обвалится, и Банковая потеряет власть. Выбирайте — либо вы дружите с нами, либо с вами не дружит электорат.
Позиция Януковича, как утверждают в его окружении, была следующей. В Таможенном союзе нам ловить нечего. Выбор вектора движения Украины сделан, но мы очень надеемся, что с братским российским народом мы сохраним самые тесные и дружеские отношения. Если, конечно, руководство такой великой страны, как Россия, будет выполнять данные ею обещания, в частности по изменению несправедливой формулы образования цены на газ. Ведь именно это Дмитрий Анатолиевич Медведев обещал еще во время подписания Харьковских соглашений. Если Российская сторона не намерена выполнять своих обещаний, то мы будем искать другие пути восстановления справедливости. Как видите, в бюджет 2012 г. забита цена природного газа — 416 долл. Украине будет очень тяжело, но мы выстоим. Просто в этой ситуации мы будем понимать, что не связаны дружескими отношениями с вашей страной. Под вопрос будут поставлены нахождение Черноморского флота РФ в Севастополе; наше НЕучастие в программе ПРО и ряде других инициатив и организаций, к которым Россия относится весьма насторожено. Вы можете сохранить цену на газ, но при этом потерять Украину. Выбор — за вами.
Несмотря на заверения источников в том, что все было сказано именно так, сложно представить себе, что Янукович именно так и именно об этом говорил с Путиным. Однако сегодня он выглядит как человек, наконец-то решившийся сказать долговынашиваемое «нет». Другой вопрос, чем продиктована такая позиция. Ответ на него мы, в принципе, знаем. Во-первых, Янукович категорически не желает быть миноритарным акционером на территории, которую искренне считает своим охотхозяйством, — вхождение в Таможенный союз дало бы право хозяевам Кремля определять, где и какую долю президент Украины будет иметь. Положение, в которое попал Лукашенко, тому пример. Права мажоритария во что бы то ни стало Янукович стремится сохранить за собой. Во-вторых, его мотивация, как это ни странно, состоит в следующем: он хочет иного качества вхождения в историю. Янукович убежден, что формальная привязка Украины к ЕС, которая должна произойти под его патронатом, вымарает все нелицеприятные главы, ранее в нее вписанные. Удивительный персонаж, считающий возможным достижение двух целей: стать самым богатым человеком в Украине и президентом, присоединившим страну к цивилизованному миру...
Очевидно, для Януковича цивилизованный мир — это то место, где никто не претендует на рыбу, которую в «кэшевых» потоках ловит Юра Енакиевский, и на удочки в виде активов, которые накапливает Ахметов к взаимному удовольствию. Цивилизованный мир требует принятия наивных законов, которые легко корректируются циничной практикой. Цивилизованный мир имеет свои интересы и аппетиты, которые гораздо меньшие, чем у мира альтернативного. Попросту говоря, цивилизованный мир — это гнездо лохов, клондайк и эльдорадо. Но, кажется, на пути к нему есть одна преграда. Тимошенко.
На прошлой неделе оптимисты почти праздновали победу. Три законопроекта, зарегистрированных в Раде, вселяли надежду на то, что путь к освобождению Юлии Владимировны найден и открыт. Да, Обама в ООН Януковичу ничего не сказал о политических репрессиях. Но попросил переговорить с Хиллари Клинтон, а та тему молчанием не обошла. Да, Янукович не дал твердого обещания Меркель. Но его ответ канцлер Германии расценила как явно обнадеживающий.
Многие ждали освобождения Тимошенко из-под стражи в первый день возобновления судебного заседания. Признаюсь, и я на это рассчитывала, наивно полагая, что семь верст для президента не крюк, и что, раз совершив ошибку, он поймет, что ее необходимо исправить. Речь не о справедливости, не о милосердии, не о джентльменстве. Откуда?! Речь о холодном расчете. Прилетевший в Украину Пол Манафорт — американский политтехнолог, сопровождающий политкомбинации Януковича уже многие годы, настоятельно, по данным ZN.UA, рекомендовал выпустить Тимошенко, подчеркивая то, что политик, проведший в тюрьме два месяца и не нарастивший рейтинг, не представляет опасности для действующей власти. Услышал ли политтехнолога клиент? Не думаю. Особенно, если учесть, что группа, занимавшаяся аудитом деятельности правительства Тимошенко, выполняет нынче в вашингтонских кабинетах функцию, от которой отказался Пол Манафорт: пытается объяснить, почему нужно оставить за Януковичем право дать срок Тимошенко.
В России тема Юлии Владимировны тоже поднималась. Отголосками ее обсуждения оптимисты делились очень охотно: «И Путин, и Медведев просили ее отпустить. Говорят, хочешь посадить — сажай. Но не за это». Логично для второй стороны контрактов, за одобрение которых Тимошенко стремятся упечь на семь лет. Сразу два источника принесли весть о том, что Янукович пообещал Путину освободить Юлию Тимошенко ко дню рождения будущего российского президента. Мерзко, правда? «Теперь ты украшение стола...». Деталь. Оттенки мира нецивилизованного.
Однако с возвращением к работе судьи Киреева и прокурора Фроловой надежды на просветление стали таять. Выдохнув после Москвы и получив шанс на решение одной из основных экономических проблем, Янукович, похоже, рассуждает следующим образом. С Востока острой угрозы нет; ассоциацию с ЕС рано или поздно все равно подпишем; зона свободной торговли нужна ЕС куда больше, чем нам. Это у них кризис, который, кстати, через пару недель смоет с газетных полос фото Тимошенко. Так почему же я должен ее отпускать?
Попробую ответить на этот риторический вопрос. Тимошенко нужно отпустить, Виктор Федорович, потому что ее водворение за решетку — не что иное, как ваша трусость. Потому что ваши субботние собеседники из Завидово вас не помиловали, а просто отложили начало казни до мая месяца следующего года. Потому что ваши пятничные варшавские собеседники, может, и хотели бы на что-нибудь закрыть глаза, но им искренне не дадут этого сделать народы возглавляемых ими стран, а своекорыстно — ваши субботние собеседники.
Потому, что освобождение Тимошенко продемонстрирует потенциальным союзникам и откровенным противникам вашу состоятельность как президента, умеющего принимать, пускай, и болезненные для себя, но прагматичные решения. В противном случае они увидят рефлектирующего удельного князька либо узколобого диктатора, с которым и отношения будет выстраиваться соответственно. Скажем так, не по-партнерски.
Потому, что единожды поддавшийся соблазну отмщения, обязательно повторит это во второй раз, в третий, в десятый. Что в конченом итоге рискует обернуться самыми неприятными последствиями. И для страны. И для вас, Виктор Федорович, тоже.