Живий Журнал
 
ЖЖ Инфо » Мой блог » boris04 » 2012 » Октябрь » 23
boris04 НАШИ ЗЕМЛЯКИ. Леонид Джурмий: Я мечтал стать дирижером! - Очерк Б.Турчинского

boris04


Оценка: 4.8/5 Голосов: 4

НАШИ ЗЕМЛЯКИ. Леонид Джурмий: Я мечтал стать дирижером! - Очерк Б.Турчинского

23.10.2012, 10:01:29 3822 4.8 0

Леонид Джурмий: "Я мечтал стать дирижером!"-Очерк Б.Турчинского

Ремарка, но очень важная

За время, что я начал писать очерки и статьи о своих коллегах-музыкантах для научно-популярного журнала «Оркестр», еще не складывалось, пожалуй, такой необычной ситуации, как на этот раз. У всех, к кому я обращался с просьбой рассказать, каким был дирижер и человек Леонид Джурмий, становилось по-особому тепло на душе, все преображались, с радостью восприняли идею написать о необычном человеке.

Откликнулись мне многие, если не все, к кому я обратился через средства современной коммуникации( facebook, odnoklassniki.ru, vkontakte), в первую очередь из Харьковского оперного театра. Все очень ждут этого очерка – Леонида Джурмия любили все!
Такой бурной радостной реакции коллег я даже и не ожидал…

Вот, какой след в музыке и какую память о себе оставил этот чудесный человек – Леонид Михайлович Джурмий. Вот, как нужно жить и трудиться, чтобы тебя так помнили!

Чтобы помнили

Леонид Джурмий родился 31 января 1941 года, до начала войны оставалось всего полгода…

Жил он со своей мамой, без отца. Детство было тяжёлое, как у многих детей военного времени, поэтому он привык с детских лет к тому, что в жизни надо всего добиваться самому. Наверное, тяжёлое детство, трудности, которые приходилось преодолевать, и закалили его характер, сделали его целеустремлённым человеком, который знал, чего хочет и как этого добиться.

Когда после семи лет школы он поступил в одно из житомирских ПТУ, его дядя, Владимир Васильевич Фесюк, кларнетист оркестра военного училища, сказал: «Давай-ка лучше пойдём в музыкальное училище, в этом году там недобор!».

Большая заслуга в становлении Леонида как кларнетиста и как музыканта вообще, принадлежит Владимиру Васильевичу, дисциплинированному, образованному, очень грамотному в музыке человеку. Именно благодаря его авторитету и первым урокам, Леонидом от него полученным, и появились вскоре первые положительные результаты.

В училище на то время экзамены были несложные: проверили слух, ритм и зачислили Леню на первый курс в класс преподавателя, дирижера оркестра Йосифа Антоновича Древецкого. Как рассказывал Владимир Васильевич Фесюк, Леня не хотел идти на экзамен в училище – характер! – пришлось взять за руку и отвести. После того, как Леонид закончил второй курс, в музыкальное училище приехал новый преподавать по кларнету, Иван Максимович Мостовой, и Лёня перешёл в его класс.

Второй курс Леонид закончил «Северной звездой» М.И.Глинки, что не является высоким показателем, однако за два оставшихся года до окончания училища, мальчик со своими преподавателями сумел подготовить программу со Вторым концертом К.М.Вебера.
Леонид поступает в Одесскую консерваторию, в класс тогда ещё молодого и перспективного преподавателя К.Э.Мюльберга.

Как упоминалось выше, Лёня рос без отца, а его мама на пенсию в 25 рублей не могла помогать своему студенту, поэтому пришлось при первой же возможности идти подрабатывать.

Понятно, студент консерватории не мог идти разгружать вагоны, и поэтому, когда появилось место саксофониста в ресторане, ему ничего не оставалось, как согласиться.

Когда он приходил на урок по специальности после ночной работы в ресторане, то по выражению лица К.Э. Мюльберга было сразу видно отношение маэстро к этому. Конечно, преподаватель был недоволен. Но, зная, как материально нуждается студент, тактично молчал. Леонид всегда с благодарностью потом об этом вспоминал.

…Так бежали годы учёбы в консерватории, и когда на четвертом курсе было прослушивание на Всесоюзный конкурс исполнителей на духовых инструментах, приехал из Харькова послушать духовиков главный дирижёр харьковского театра оперы и балета, Евгений Дущенко. После прослушивания он предложил Лёне и его однокурснику гобоисту Васильеву место в оркестре харьковской оперы. Пятый курс консерватории Леонид Джурмий уже жил между Харьковом и Одессой. Это был 1963 год, и с этого года начался новый, Харьковский период его жизни.

Техника игры благородная, содержательная

Леонид начинал работать в оркестре как кларнетист, но увлечение еще в консерваторские годы дирижированием дало себя знать, проявилось ярко. В своей книге «Записки кларнетиста» профессор К.Э.Мюльберг писал: «Леонид Джурмий подходил к занятиям осмысленно. Играл вдумчиво, культивировал мягкий густой звук. Его техника отличалась благородством и содержательностью. Увлекал слушателей звуковыми и тембральными достоинствами кларнета. Он несколько сдерживал свободу пассажей. Особенно он выигрывал на тембре звука кларнета при исполнении Концерта Ля Мажор В.А. Моцарта…».

И далее в книге маэстро Мюльберга о музыканте Леониде Джурмие: «Весьма успешны были и его занятия по дирижированию. Занимался он дирижированием у доцента Веры Петровны Базилевич. Здесь он чувствовал себя как дома, его музыкантская уверенность, профессионализм и авторитетность не имели «проколов».

О дирижировании – сам Джурмий

Вот что говорил о своем дирижировании сам Леонид Михайлович.

«Стать дирижёром помог мне случай. Срывался балетный спектакль – не было дирижёра. В театре знали, что я мечтаю о дирижировании, в одесской консерватории я посещал факультативно дирижерский класс. Первая проба прошла довольно удачно, во всяком случае, балет я не подвёл. Не зря говорят, что необходимость является нам в одежде случайности. Если бы не этот случай, были бы, видимо, и другие попытки. Но дирижёром я бы всё равно стал, уверен».

…Должен был состояться дневной спектакль «Лебединное озеро», но, как на грех, заболел дирижёр. Спектакль был под угрозой срыва. И Джурмий вызвался провести этот спектакль.
Ночь просидели с Валерием Ковтуном, впоследствии народным артистом СССР, солистом Большого театра (помните творческий и семейный союз – балетная пара – Татьяна Таякина и Валерий Ковтун), который танцевал одного из главных персонажей, под пластинку «прокручивали» детали. Спектакль прошёл успешно. Так Джурмий, можно сказать, получил путевку в большое дирижирование. И о том деле, которому служил, Джурмий говорил так: «Профессия дирижера предельно сложная работа!».

Новые постановки, новые творческие удачи

Впоследствии было много постановок, творческих удач. Дирижер Джурмий работал с выдающимися мастерами хореографии – Н.М. Дудинской и К.М.Сергеевым, М.Э.Лиепой и Г.М. Майоровым, дирижировал спектаклями с участием прославленных Н.Семизоровой, Н.Павловой, В.Гордеева, М.Лавровского, оперных солистов Е.Мирошниченко, А.Соловьяненко.

Среди его высших творческих достижений – первопрочтение современных балетов на харьковской сцене. Таких, как «Барышня и хулиган» Д.Шостаковича, «Тысяча и одна ночь» Ф.Амирова, «Сеньора из Валенсии» Ю.Саульского, «Прометей» Э.Аристакесяна, «Сотворение мира» А.Петрова.

Особенно плодотворным было сотрудничество с современными украинскими композиторами, многие из которых – В.Золотухин, В.Губаренко, Г.Жуковский, И.Ковач, – считали его не только интерпретёром, но и просто личным другом.

Отношение Леонида Михайловича к работе, к музыке, было неистовое: он не знал, что такое работать вполсилы. В последние годы Леонид Михайлович Джурмий был главным дирижером театра.

Оркестр Джурмия выступал с такими известными всему Советскому Союзу исполнителями, как Муслим Магомаев и Юрий Гуляев, Евгения Мирошниченко и Анатолий Соловьяненко. В основном, все концертные выступления оркестра с солистами проводил дирижер Джурмий. У него это хорошо получалось, ему доверяли.

Начиная с 1995 года, оркестр оперного театра под управлением Л.Джурмия выступал два раза в году в разных городах Германии. С таким именитыми итальянскими певцами как Piero Cappuccilli, Fiorenza Cossotto,Giorgio Casciarri. Концерты назывались просто и понятно: «Верди», «Пуччини», «Россини».

Наедине со всеми

Из воспоминаний о беседах Леонида Джурмия с его племянником Александром Фесюком, который тоже пошел по стопам своего отца Владимира Васильевича и дяди, став хорошим кларнетистом.

«Профессия дирижера в опере и балете – это очень ответственная и предельно сложная работа. Главное тут координация многих элементов сценического искусства – оркестра, хора, вокалистов, массовки и хореографии. Ведь все, что мы видим на сцене – по сути это трудоемкая и ежедневная работа каждого из них по отдельности, и только лишь потом – в группах, соединяясь в единый стиль, в темп и образ».

Знаменитое высказывание Станиславского «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве» музыканты Джурмия перефразировали по-своему: «Ты должен любить музыку, а не себя в музыке».

Музыкантам известна интересная мысль о том, что дирижер связан непосредственно не с инструментом, а с двумя группами людей, на которые направлена его воля. Первая группа – оркестр. Он должен играть так, как будто это не музыканты, а сам дирижер играет на каждом инструменте собственными руками.

Вторая группа – публика, дирижер стремится превратить ее в единого слушателя. Кроме всего прочего, дирижер – он еще и организатор всего сценического действа. Когда поднимается занавес, за кулисами остаются все те, кто готовили спектакль, и только дирижер остается от имени всего творческого коллектива наедине и с залом, и с оркестром. Уникальна поэтому его роль!

Педагоги глубокие, разносторонние.

Вторым важным педагогом в Одесской консерватории, которому многим обязан Леонид Михайлович, была доцент Вера Петровна Базилевич. Первый – это, само собою, педагог по специальности.

Вера Петровна была удивительно глубоким, тонким и разносторонним музыкантом. Она окончила Одесское музыкальное училище по классу кларнета и фортепиано, а консерваторию, как музыковед. Также, как и впоследствии Джурмий, с увлечением занималась дирижированием (класс профессора А.И.Климова).

Но это далеко не все из ее музыкальных дарований. В оперном театре Вера Петровна играла на органе и клавесине, в музыкальном училище вела класс симфонического оркестра. Для военных музыкантов Одесского военного округа регулярно проводила курсы «дирижирование духовым оркестром».

В консерватории у нее обучались многие и неважно, с какой кафедры. Это были и хормейстеры, и духовики, и народники. «Теоретикам» же она вела курс инструментоведения.
Самым сильным педагогическим даром Веры Петровны было умение найти особый подход к каждому студенту, подобрать ключик к его индивидуальным способностям. Такой ключ она нашла и к Леониду, почувствовав его необычный талант, прирожденную музыкальность и большое стремление стать дирижером.

Интересная деталь в биографии

Кроме уроков дирижирования, которые Джурмий брал у Веры Петровны, дополнительно, на старших курсах консерватории, он проходил дирижерскую практику в оркестре штаба Одесского военного округа. Начальником военно-оркестровой службы тогда был опальный генерал-майор из Москвы, Иван Васильевич Петров (в Москве он был в свое время начальником всей оркестровой службы СССР и за что-то был смещен). «Маршал Жуков в музыке», так называли его, с намеком, видимо на то, что одно время и Жукова тоже «услали» в Одессу…

Чем-то Ивану Васильевичу понравился этот молодой человек, и он к нему с симпатией относился. Летом оркестр штаба играл в местном парке имени Шевченко популярную музыку, тогда это было модно.

Генерал Петров позволял Леониду дирижировать оркестром, чем тот очень гордился и иногда даже в ущерб летним каникулам оставался в Одессе, чтобы иметь эту великолепную возможность.

Любимый преподаватель по специальности

Калио Мюльберг всегда особенно выделял своих наиболее талантливых учеников, и в будущем все они добились большого успеха.

Это заслуженный артист России, доцент Российской академии музыки им. Гнесиных, лауреат всесоюзного и международного конкурсов, солист симфонического оркестра И.Оленчик; доцента академии Гнесиных, заслуженный работник культуры России, кандидат искусствоведения Н.Волков. Заслуженный артист Украины, профессор лиссабонской консерватории (Португалия), дирижер В.Стоянов, профессор Киевской национальной академии музыки В.Тихонов. Доцент Донецкой академии музыки Е.Сурженко.

Список этот можно было бы еще долго продолжить. Но на самом почетном месте среди всех выдающихся имен учеников Мюльберга всегда был, пожалуй, Леонид Джурмий. Ведь из всех выпускников Калио Эвальдовича, именно он стал наиболее известным дирижером.

В1971 году педагог Калио Мюльберг был в Харькове председателем государственной комиссии в музыкальном училище. Леонид пригласил его на репетицию оркестра, представил коллективу с большой гордостью: «Это мой учитель!».

В оркестре был еще один выпускник консерватории, кларнетист Илья Замчук, а также гобоист Лев Васильев, не ученик Мюльберга, но тоже из Одесской консерватории. Это был костяк, когорта одной общей образовательной музыкальной линии.

Волнуют воспоминания…

У Леонида Джурмия было много друзей среди музыкантов: гобоист Лев Васильев, кларнетист Владимир Бобров, трубач Геннадий Гришин, скрипач Г.Куперман, валторнист В.Якобчук.
Владимир Афанасьев лауреат Всесоюзного конкурса исполниетей в Алма-Ате в 1984 году, концертмейстер группы ударных инструментов. Много лет он проработал с Леонидом Джурмием. Сегодня Владимир работает в Салониках, в государственном симфоническом оркестре Греции, концертмейстер группы ударных инструментов. Работает и вспоминает друга, учителя.




-Владимир, расскажите, пожалуйста, о Леониде Джурмие. Расскажите о нем и как о музыканте, и как о человеке!

-Борис, вы взволновали меня своей просьбой рассказать о человеке, который мне бесконечно дорог… Джурмий принимал меня в 1984 году, молодого тогда музыканта, на работу, всячески опекал, помогал, поддерживал, как мог. Сами понимаете как это важно работнику нашего цеха, который только входит в обширный репертуар!

Хочу, отметить, что сам он партитуры дирижируемых постановок знал наизусть! Дирижер он был очень интересный и пользовался уважением всего коллектива! Самым главным в его работе музыканта было, на мой взгляд, то, что он все «слышал – и музыку слышал, и слышал людей». Эрудированный, грамотный и очень интеллигентный. Очень умело работал с оркестром на репетициях, никогда у него не было ничего лишнего. Замечания делал очень тактично, не унижая достоинства музыканта. Не было у него такого, как у некоторых дирижеров, ну, знаете: «Давайте еще раз с начала!». Все всегда с первого раза, все к месту, все по назначению.

В оркестре у него было много единомышленников и друзей. Это, прежде всего концертмейстер оркестра заслуженный артист Украины Г.М.Куперман (Григорий Моисеевич до сих пор работает в оркестре – Б.Т.), кларнетист Н.В.Бобров (сегодня – зав.духовым отделом музыкального училища, дирижер оркестра – Б.Т.), инспектор оркестра валторнист В.Якобчук, концертмейстер группы виолончелей Людмила Судакова, тромбонист Л.Виноградов. Да что там говорить – буквально все его любили и играли, и думали с ним в унисон!

Вспоминаю трудные 90-е годы. Только благодаря своей личной симпатии, большому уважению к Леониду Михайловичу мы приходили на работу. Разруха была во всем. Денег не платили. А мы репетировали и выступали. Вот какой был у него авторитет, такое было к нему уважение.

Борис, спасибо вам, что пишите об этом удивительно душевном, прекрасном человеке и превосходном музыканте! Память о нем должна жить долго, он этого достоин. В последние годы жизни Леонид Михайлович Джурмий был главным дирижером театра. Лучшей кандидатуры на тот момент не было. И он с этим блестяще справлялся.

О друге

Несколько вопросов другу Леонида по музыкальному училищу. Небольшой диалог с заслуженным деятелем искусств Украины, преподавателем кларнета и дирижером оркестра Борисом Фишерманом.

-Борис Михайлович, вы хорошо знали Леонида Джурмия по учебе в училище. Каким он вам запомнился со студенческих времен?

-Я учился на два курса старше, но мы дружили. С ним невозможно было не дружить. Во многом он был примером для нас. Всегда аккуратен, скромно, но модно одет. Он был красивым парнем! Притягивал к себе людей. К тому же был спортсмен, хорошо играл в футбол. Всегда дружелюбен, помогал другим во всем, чем мог. И, конечно, учился очень хорошо. Тяга к учебе и овладению кларнетом была у него огромная.

Б.Т.
-Уже, будучи дирижером харьковского театра оперы и балета он довольно часто приезжал в Житомир навестить маму, которую обожал, своих родных. Я знаю, вы всегда с ним встречались. О чем были беседы, что интересного он вам рассказывал?

Б.Ф.
-Тут я многое могу рассказать, но это займет много страниц.

-Я знаю, что вы занимались у одного и тоже преподавателя, Калио Эвальдовича Мюльберга, только в разное время.

-Джурмий очень гордился, что попал в класс Мюльберга, много хорошего о нем рассказывал, о его методике преподавания и его исполнительском мастерстве. Для него Мюльберг был идеал совершенства. И как человек, и как музыкант.

«Я так скучаю по тем временам…»

А вот, что рассказывает о Джурмие Людмила Судакова, концертмейстер группы виолончелей харьковского театра оперы и балета.

Леонид Михайлович был классным кларнетистом, это вы, наверное, знаете лучше меня, я слышала отзывы о его игре, все восторженные! Когда я пришла работать в оперный театр, Леонид уже был дирижером, тогда, в основном, балетных спектаклей.
Знакомство состоялось на спектакле «Легенда о любви». Спектакль был поставлен Маргаритой Арнаудовой очень талантливо, музыка потрясающая, как и сам сюжет, и исполнение великолепное. Вот тогда я и поняла, что лучше оперного театра, работы никакой не может быть.

Много было настоящих друзей среди нашей творческой братии. Это народный артист Украины прима-балерина Светлана Колыванова, худрук балета Артур Иванович Пантыкин, народный артист Украины солист балета Теодор Попеску, ныне покойный. Очень много приезжало самых разных постановщиков, которые всегда находили общий язык с дирижёром Джурмиём. Запомнились Сергеев с Дудинской из Ленинграда, знаменитый Мессерер из Москвы, также ленинградец Боярчиков, Алисия Алонсо и А.Плисецкий, которые ставили «Кармен-сюиту», М.Газиев, А.Шикера из Киева, он поставил «Спартак».

Атмосфера в театре была очень живой и творческий. А дирижер был такой красивый, что не влюбиться в него было невозможно! В Джурмия были влюблены, по-моему, все женщины, которые его окружали.

Потом мы жили в одном общежитии, были соседями. Общежитие было от управления культуры, и там проживали актёры всех театров города Харькова. Было весело, отмечали вместе все праздники. Много было встреч с интересными людьми, часто бывал композитор Виталий Губаренко. Он дружил с Леней. Мы поставили несколько спектаклей этого композитора – балет «Каменный властелин», оперу «Нежность». Я так скучаю по тем временам…

Не столько авторское, сколько личное.

После слов коллег Леонида Михайловича, Людмилы Судаковой и Владимира Афанасьева о человечности и необыкновенной притягательности Леонида Джурмия, я не выдержал и решил вставить и несколько своих слов в воспоминания об этом удивительном добром и открытом человеке.

Летом я побывал в Украине, на своей родине в Житомире, чтобы посетить могилу отца и увидеть друзей. По дороге во Львов мы остановились в новом районе города. И вдруг я вспомнил, что когда-то тут были маленькие одно-двухэтажные дома, которые давно снесли, чтобы освободить место новостройкам. И тут жила мама Леонида.

Уже, будучи студентом Одесской консерватории, Леня приезжал к ней. В один из приездов мой папа попросил, чтобы он позанимался со мной на кларнете. Конечно, Леонид не отказал.
Надо сказать, что тогда, поступление в консерваторию из нашего города было делом редким. И уже сам поступивший, как бы превращался в звезду местного масштаба. Не помню, что я играл и не помню, о чем меня наставлял учитель. Но хорошо помню атмосферу урока и то тепло, которое он излучал. Этого забыть невозможно.

Наш собеседник друг Леонида, Владимир Бобров

Зав.отделом духовых инструментов Харьковского музыкального училища имени Б.Н.Лятошинского, преподаватель класса кларнета.

-Владимир Николаевич, я знаю, вы дружили с Леонидом. Вы помните, когда он только приехал к вам в театр? Помните его первые шаги как дирижера? Ведь вы с ним работали очень долго….

-Леонид приехал в театр на место первого кларнетиста. Коллектив принял его тепло, он как-то быстро располагал к себе людей. На кларнете играл хорошо, музыкально, с красивым звуком. По всему было сразу видно – приехал музыкант!

В коллектив и в репертуар оркестра он влился быстро. Читка с листа была отличная. Конечно, я и не предполагал, что через некоторое время случай возведет его за дирижерский пульт.
Хотя в дружеской беседе он мне рассказывал, что проходил дирижирование в одесской консерватории и очень любит дирижирование, мечтает стать дирижером. Но что такое мечта? У многих она так и остается мечтой. Но как, оказалось, у многих, только не у Леонида.
Не хочу повторяться, вы, наверное, уже написали про его первый спектакль и случай, почему ему доверили его вести. Это было «Лебединое озеро» Чайковского. Хочу сказать, что мы все болели за Леонида во всех его начинаниях, желали ему удачи. Мы его признали уже после первого спектакля. У него было все, чтобы стать дирижером оркестра: руки, слух, музыкальная гибкость, чувство формы и стиля и многое, многое другое.

Ему вначале доверяли балетные спектакли и концерты с участием вокалистов или инструменталистов. Но затем он дирижировал и оперными постановками. Шаг за шагом приобретал уверенность, стоя за дирижерским подиумом. Талант, он и есть талант. Все спектакли знал наизусть.

А как он слышал оркестр! Просто поразительно. Я как друг всегда радовался его успехам. Вот такой Леня в моей памяти. Прекраснейший человек и замечательный дирижер. Рано он ушел. Все его вспоминают очень и очень по-доброму.

-Владимир Николаевич, а не было ли у Леонида ностальгии по кларнету?

-Думаю, была, конечно. Ведь Леонид был прекрасный кларнетист! Иногда вдруг он мне говорил: «Дай мне позаниматься недельку-вторую, я бы еще показал класс». Но он всецело был поглощен работой дирижера и на другое просто не оставалось времени.

-А когда вы почувствовали, что Леонид как дирижер состоялся? Сколько времени прошло с того самого «Лебединого озера», где надо было спасать положение и Леня стал за пульт?

-Трудно сказать… но фрак явно шел ему! Окунулся с головой в партитуры, он же трудоголик! Довольно быстро мы уже и привыкли, что у нас новый дирижер. Ему все помогали, причем не только музыканты, буквально все, вплоть до рабочих сцены.

-А была ли у Леонида любимая постановка?

-Леонид дружил с композитором Виталием Губаренко и в 70-х годах был постановщиком на харьковской сцене его балета «Каменный Властелин» и оперы «Нежность». Прекрасная музыка! Да и Леонид, как постановщик, был на высоте. Отлично справился с работой. Знаю, не понаслышке, что композитор был очень доволен.

А еще балет «Тысяча и одна ночь» азербайджанского композитора Фикрета Амирова. Восточная, колоритная музыка со всеми компонентами современной музыкальной технологии. Сложна для исполнения, но и интересна. Леонид и с ней справился блестяще.

Уважаемый Борис, хочу выразить вам огромное спасибо не только от себя, но и от всех творческих работников Харьковского театра оперы и балета, что вспоминаете на страницах журнала «Оркестр» этого прекрасного человека и музыканта – всеми нами любимого Леонида Джурмия!




Говорят: «Человек тогда счастлив, когда он востребован». Леонид Джурмий был востребован временем и оставил яркий след в истории музыкальной культуры. Мы будем помнить это!

Прикреплённые изображения:
boris04 НАШИ ЗЕМЛЯКИ. Леонид Джурмий: Я мечтал стать дирижером! - Очерк Б.Турчинского
Администрация сайта zhzh.info может не разделять точку зрения авторов опубликованных материалов и ответственность за них не несет.

Комментариев: 0


Объявления:

Читайте ЖЖ.инфо