Vlad-ZtОценка: 2.3/5 Голосов: 3 |
В Симферополе простаивает крупнейший центр профессиональной переподготовки — Крымский центр профессионально-технического образования (КЦПТО), который способен обучать до 10 тыс. специалистов в год по 40 специальностям: токарей, поваров, сварщиков, портных, водолазов и т.д. Этот «университет для безработных» был создан в 1996 году с целью социальной адаптации депортированных народов (татар, греков, турок-месхетинцев, возвращавшихся в Крым) на деньги, выделенные Европой (в основном Германией), и за счет платежей из Фонда соцстраха Украины. Три арендованных кабинета в здании Симферопольского ДОСААФ за десять лет превратились в лучший образовательный комплекс на Украине.
КЦПТО никогда не был жестко привязан к одной сфере экономики или к нуждам Крыма. Крымским он был только территориально, а управлялся Киевом через республиканский центр занятости. СМИ удалось выяснить, что на I квартал 2014 года баланс учреждения в пересчете на российские рубли составлял примерно 1 миллиард. Это прежде всего два комплекса современных зданий в Симферополе и ряд объектов незавершенного строительства, несколько зданий за городом, автопарк, столовая, корпуса для проживания, швейные и авторемонтные мастерские, бассейн для обучения промышленных водолазов, а также различное современное и дорогостоящее оборудование.
«На данный момент от былого великолепия КЦПТО осталось меньше половины, — пишет ИА «Росбалт». — Видимо, для новых властей уникальная учебная база не представляла особого интереса — в отличие от перспективной недвижимости, которой располагал центр. Юридически история КЦПТО в период перехода Крыма в состав РФ довольно запутанная. У КЦПТО были вспомогательные объекты как в Симферополе, так и в других регионах полуострова, часть из них сегодня отошла крымским МЧС и Минтруда. Сейчас единственное оставшееся у центра здание в Симферополе, где расположены основные учебные места, собираются объединить с Симферопольским торгово-экономическим колледжем — соответствующее распоряжение Совмина Крыма за номером 13-Р датировано 19 января 2016 года. По версии руководства Министерства образования республики, таким образом происходит «процесс оптимизации».
«Однако мнение подавляющего большинства преподавателей КЦПТО и представителей профсоюза (всего — 102 профессиональных работника), с которыми удалось пообщаться журналистам, противоречит картине, описываемой чиновниками, — отмечает издание. — И.о. директора центра Андрей Сухой отметил лишь, что КЦПТО до сих пор существует как самостоятельное юрлицо, сославшись на соответствующее распоряжение главы Крыма Сергея Аксенова. Но другие сотрудники центра подробно рассказали о происходящем». Наталья Пацюра: «У нас что, безработица в Крыму пропала? Абы как эта проблема не решается, мы единственное такое учреждение в Крыму с уникальным коллективом и уникальной материальной базой. Были здесь у нас и Топилин (глава Минтруда РФ — прим. ред.), и Голодец (вице-премьер РФ — прим. ред.), летом 2014 года приезжали, смотрели, «да-да-да, все хорошо, надо сохранить». Приезжали питерские бизнесмены, говорили — у них такого даже близко нет. Вы же мост собрались строить, вам рабочих профессий понадобится много! У нас есть преподаватели, материальная база». Нина Скляр: «Три раза писали президенту Путину, коллектив, профсоюз обращались многократно в Россию к Козаку, ФСБ, в Минтруд, в СКР и Генпрокуратуру. Они перенаправляют письма в прокуратуру Крыма, но от Натальи Поклонской с августа 2014 года ни ответа, ни привета, прокуратура Крыма не видит нарушений. Мы пришли в Россию, и что получилось — более 100 человек центра при ликвидации выгнаны на улицу. Я не понимаю, как такое может происходить. Президент РФ издал указ ликвидировать только госорганы. По ФКЗ-6 мы не должны быть ликвидированы, мы образовательное учреждение. Прежний, украинский директор издал противоправный приказ о ликвидации центра и сам быстро ушел на российскую госслужбу в центр занятости Алушты». Лейла Люманова: «Содержать нашу материальную базу Крым не может, он никогда этим не занимался и, тем более, средств у него нет сегодня. Нас надо было забрать на федеральный уровень, раз правительство Крыма не видит перспектив центра, если он ему не нужен. В марте 2014 года начали выгонять нас с работы в связи с прекращением деятельности. Но при этом должны 2 месяца сверять балансы, передавать имущество по закону, все было сделано за одну ночь. Люди начали бороться за свое выживание, когда увидели, что передают в Минобразования РК, начали пытаться сохранить центр». Виталий Древницкий: «Вы получили в собственность прекрасный многопрофильный комплекс от Украины — и как вы им распорядились? Растащили недвижимость, ладно! Но единственный оставшийся объект с учебным оборудованием присоединяется по какой-то непонятной логике к маленькому узкопрофильному колледжу. Если бы было наоборот — тогда логично. Это оскорбительно, унизительно и неправильно. Верх цинизма, когда автомобиль «Форд Фокус», находившийся на балансе центра, передан аппарату управления Совмина РК. Стыдно должно быть».
За последние два года КЦПТО перешел на российские стандарты, зарегистрировался в ЕГРЮЛ, получил ИНН и мог бы продолжать деятельность — теперь уже в России. За всю его историю было переподготовлено порядка 35 тысяч специалистов. В частности, в 2013 году в центре прошли обучение более 7 тысяч слушателей, 84% из них нашли новую работу. «Но в Минобразования Крыма, похоже, это мало кого интересует, — полагает ИА «Росбалт». — КЦПТО для чиновников — такой же колледж, как тот, с которым его хотят слить (для сравнения: последний, согласно информации на его официальном сайте, за год выпускает всего 400 человек)». Но разница не только в количестве обучающихся или в качестве образования. Основной вид деятельности КЦПТО — профтехобразование и переподготовка для взрослых, а это краткосрочные курсы, совершенно другой контингент и формы работы.
КЦПТО — прежде всего эффективный инструмент для борьбы с безработицей. ПТУ и колледжи не могут заниматься взрослыми людьми, которым некогда сидеть целый день за партой, да и для государства это накладно. В системе профтехобразования зияет дыра. По многим рабочим профессиям сегодня нет ФГОСов (государственных образовательных стандартов) — их просто не успели разработать и утвердить. В России только начали создавать аналоги КЦПТО — так называемые многофункциональные центры прикладных квалификаций (МЦПК). Сейчас их порядка 500, но они существуют не как самостоятельные юрлица, а как УПК при предприятиях, городских администрациях, колледжах, ПТУ.
Краткосрочные курсы переподготовки проводят также различные коммерческие «образовательные организации», напоминает издание. Но их трудно контролировать, если они зарегистрированы в другом федеральном округе и там же получили лицензию, которая действует на всей территории РФ. Например, такая «фирма» приезжает в Крым, допустим, из Краснодара или Ростова-на-Дону, и, не имея ни сотрудников, ни материальной базы, участвует в тендере, демпингует — и выигрывает. По сути, идет торг удостоверениями о якобы пройденном обучении новым профессиям и повышении квалификации. По российскому законодательству проверить качество обучения может только тот территориальный орган, который выдал лицензию, что ему не слишком интересно и не очень «удобно» в рамках международных санкций в отношении Крыма. Да и в других регионах ситуация аналогичная.
«В итоге реальное состояние и результаты работы МЦПК и коммерческих курсов вызывает вопросы — и уж тем более их нельзя сравнить с центром в Симферополе», — отмечает «Росбалт».
Члены профсоюза КЦПТО уверены, что наибольший эффект будет, если центр передадут в подчинение Минтруда РФ. Они не хотят висеть на шее у государства, а готовы приносить стране пользу, обучая специалистов как по госзаказу, так и по заказам конкретных работодателей.
В уникальности симферопольский центра легко убедиться. Например, в каком российском ПТУ можно найти базу для обучения промышленных водолазов? А в КЦПТО имеются профилограф донных отложений (эхолот, который может на 5 метров прощупывать грунт морского дна), гидролокатор бокового обзора, цветная американская видеокамера для обследования труднодоступных мест, работающая на глубине до 70 метров, и ее украинский аналог с манипуляторами (своего рода беспилотный батискаф). Нашелся даже подводный транспортер — по сути, мини-подлодка. Подобное оборудование есть только у военных, у научных, узкоспециализированных институтов, причем далеко не везде.
«Очевидно, что сохранение КЦПТО в первозданном виде могло бы сослужить прекрасную службу не только Крыму, но и всему югу России, — резюмирует издание. — Однако вместо этого КЦПТО фактически уничтожают путем слияния с колледжем. В итоге имущество центра, скорее всего, довольно быстро будет распродано в частные руки. Между тем, борьба с безработицей в условиях кризиса становится все более актуальной. В Крыму уже начали появляться частные конторы, выдающие дипломы о профессиональной переподготовке — их нанимает региональный центр занятости. Профессионализм преподавательского состава и наличие необходимой базы в подобных учреждениях вызывают сомнения. В такой ситуации особенно прискорбно, что полностью оборудованный крымский центр профтехобразования и его уникальные специалисты остаются не у дел».