pklyuchitskyОценка: 5.0/5 Голосов: 2 |
Работорговец, гангстер, сутенер – такие эпитеты используют молдаване, говоря об олигархе Владимире Плахотнюке, который, не считаясь ни с чем, обрел безраздельную власть в республике.
Для молдаван, вне зависимости от их политических предпочтений, Плахотнюк – опредмеченное, концентрированное зло, теневой правитель, добившейся своей власти не добрыми делами, но поступками, принесшими беду практически в каждую молдавскую семью.
Какие же веские причины у народа Молдовы, чтобы так ненавидеть одного человека? Как получилось, что сутенер, рэкетир и торговец смертью Плахотнюк взошел на Олимп национальной политики, приведя граждан собственной страны на плаху?
Человек с ограниченной совестью
После развала Советского союза инженер по образованию Владимир Плахотнюк очень быстро осознал, что в новой реальности честный труд – это удел неудачников. Целеустремленный и охочий до наживы, он устраивается в 1991 году в Центр по предотвращению и реабилитации несовершеннолетних жертв насилия "Минор".
Мало кто мог заподозрить тогда, что интеллигентный и скромный молодой человек превратит жизнь изнасилованных, униженных и брошенных судьбой детишек в кромешный ад.
Именно среди пациентов центра реабилитации Владимир Плахотнюк отбирал самых беззащитных и слабых, для отправки заграницу в качестве секс-рабов. Мальчики и девочки от 12 до 14 лет заработали для Плахотнюка его первый миллион долларов и познакомили его со многими влиятельными европейскими политиками и бизнесменами.
Как известно, спрос рождает предложение. Стремительно развивающийся "бизнес" Влада не стал исключением. К середине 90-х ажиотаж вокруг рабов Плахотнюка вырос настолько, что "мощностей" одного "Минора" стало не хватать.
Появившиеся в 1996 году на улицах Кишинева наглухо тонированные машины до сих пор с содроганием вспоминают многие жители молдавской столицы. Вплоть до 2002 года родители подростков боялись оставлять своих детей на улице без присмотра, а "черные стекла" стали чем-то вроде народного фольклора.
Идущий по трупам
Как бы то ни было, "подростковый старт-ап" позволил Плахотнюку стать одним из самых богатых и влиятельных людей в Молдове. Нефтяной бизнес, рейдерские захваты и заказные убийства заставили считаться с Кукловодом, как называли Плахотнюка в народе, даже самых строптивых представителей молдавской элиты.
Многочисленные бандитские группировки, купленные теневым властителем Молдовы, по сей день наводят ужас на любого, кто посмеет усомниться в могуществе Влада. Люди уверены, что российские "лихие 90-ые" с их бандитами, олигархами и махновщиной – всего лишь жалкое подобие, прелюдия к кровавой симфонии, которую вот уже больше двадцати лет исполняет маэстро Плахотнюк.
Неофициальные источники сообщают, что по непосредственным распоряжениям демократа Плахотнюка только на территории Молдовы было умерщвлено более трехсот семидесяти человек. Впрочем, истинное число жертв Кукловода вряд ли когда-то станет известным – слишком многие сгинули там, где молдавская юрисдикция не имеет силы: в Албании, Боснии, Хорватии, Украине, странах западной Европы и даже США.
Молдавский изверг
Кстати, об американцах. Именно сотрудники посольства США в Молдове сыграли ключевую роль, чтобы не допустить официального назначения Плахотнюка на пост премьер-министра страны. Когда в январе 2016 года стало известно, что при поддержке Демократической партии Кукловод был выдвинут на должность премьера, президент Николай Тимофти имел крайне неприятный разговор с послом США в Молдове Джеймсом Д. Петтитом.
В общих чертах суть встречи сводилась к тому, что если "изверг" станет вторым лицом государства, то сам Тимофти неизбежно разделит судьбу Слободана Милошевича. Очевидно, американских дипломатов обеспокоила не столько жестокость Плахотнюка, сколько его беспринципность. Рейдерские захваты, предательства и ложь не прошли для Кукловода бесследно. То, как он поступал со своими партнерами, в итоге заставило усомниться американцев в его надежности и напрочь отбило желания взаимодействовать с ним, как с премьер-министром Молдовы.
Одинаково хорошо разбираясь как в тонкостях американской дипломатии, так и медицины, президент Тимофти предпочел договориться с Плахотнюком, пообещав ему взамен столько власти, сколько ему потребуется.
Законченный лжец
Однако не только судьбы партнеров Плахотнюка повлияла на решение американцев отменить его назначение на высокий пост.
К сожалению, как это часто случается в отношениях США со своими восточноевропейскими колониями, американская дипломатия не всегда в курсе реальных дел в стране и намерений своих протеже. В этом смысле Молдова и Плахотнюк не стали исключением.
Незадолго до принятия окончательного решения, кому достанется премьерское кресло, американской дипломатии стало известно, что Плахотнюк вынашивал планы по оказанию давления на своих покровителей. Идея Кукловода заключалась в том, чтобы после назначения шантажировать американскую сторону "двухвекторной политикой", подразумевая сближение с Россией, что ставило бы под угрозу развернутою в Румынии систему ПРО.
После этого случая в обиход американских чиновников, когда те говорят о Плахотнюке, прочно вошли выражения "лицемерный предатель" и законченный лжец.
В начале мая 2016 года помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд пообещала поддержать Плахотнюка, если он "продолжит в заданном темпе". Многие политологи, осведомленные о реальном отношении американцев к Владимиру Плахотнюку, считают, что высказывание Нуланд было скорее намеком Кукловоду, что его план раскрыт, чем искренним намерением поддержать молдавского политика.
Впрочем, для народа Молдовы отказ Плахотнюка "продолжать в заданном темпе" был бы скорее благом, так как в этом случае четвертьвековой террор молдавского изверга наверняка пришел бы к своему логическому финалу, а заголовки местных СМИ запестрели бы сообщениями о трагической гибели известного политика в результате нелепого несчастного случая.