НескучныйОценка: 3.1/5 Голосов: 13 |
По состоянию на 1 января 1953 года, за два месяца до смерти Сталина, в лагерях, колониях и тюрьмах числилось 2625 тысяч человек, в спецпоселениях – 2753 тысячи, ссыльнопоселенцев, ссыльных и высланных – 65 тысяч. Всего, стало быть, даже без учета не столь многочисленных контингентов административно высланных, - свыше 5,4 миллионов советских граждан, единовременно подвергавшихся репрессиям в форме лишения или очень большого ограничения свободы. Сколько же миллионов подверглось этим видам репрессий за все годы советской власти, особенно же за четвертьвековой период, начиная с «года великого перелома» (1929) до смерти Сталина в 1953? Сколько из них выжило, а сколько погибло?
Окончательно судить о числе лиц, побывавших в заключении, по-видимому, пока рано. Данные о динамике числа заключенных, подобные тем, какие представлены на рис. 1, недостаточно информативны, они не позволяют судить о движении тюремно-лагерного населения на протяжении года, а значит и о том, сколько человек всего прошло через лагеря, колонии и тюрьмы, главное же, о том, каковы были обусловленные этим демографические потери.
Скажем, известно, что между 1936 и 1941 годами число заключенных в лагерях, колониях и тюрьмах увеличилось на 1104 тысяч. Но поступавшее пополнение должно было не только обеспечить этот прирост, но и покрыть убыль в результате освобождения и смертности. Сообщается, например, что в 1937-1938 годах из лагерей было освобождено 644 тысячи человек, а умерло в них 116 тысяч Но число заключенных с начала 1937 по начало 1939 года выросло на 496 тысяч. Значит, число поступивших в лагеря, способных покрыть убыль и обеспечить прирост, только за два года должно было составить 1256 тысяч - примерно в 2,5 раза больше прироста. В другие годы подобная «ротация» могла быть и большей.
Появляющиеся иногда в печати обобщенные данные не вполне ясны и довольно противоречивы. Сообщается, что уже в 1940 году «централизованная картотека ГУЛАГа содержала сведения почти на 8 млн. вошедших к этому времени в его ограды заключенных», а в 1955 г. в архивах ГУЛАГа хранилось 9,5 млн. личных дел заключенных– неужели за 15 лет прибавилось всего 1,5 млн. «личных дел»? Имеется оценка «общего числа заключенных, прошедших исправительно-трудовые лагеря с 1934 по 1953 г.» - 11,3 миллиона человек, но и она, скорее всего, занижена. По другим данным, только за 1934-1947 годы в лагеря поступило (за вычетом возвращенных из бегов) 10,2 млн. человек, да на начало 1934 года в лагерях уже находилось 0,5 млн. Это уже 10,7 миллиона, а мы знаем, что именно с 1947 года население лагерей снова начало разбухать, и к началу 1953 года выросло на 0,9 млн. человек, стало быть, «оборот» был намного большим.
На начало 1945 года число заключенных лагерей и колоний составляло 1,46 млн. (да еще в тюрьмах было 275 тысяч человек), на начало 1951 г. – 2,54 млн., т.е. выросло более чем на 1 млн. человек (и тюрьмы снова не пустовали). Опубликованы документы, свидетельствующие о том, что только в 1947, в 1949 и 1950 годах в лагеря и колонии поступило 3,3 млн. вновь осужденных, и, видимо, что-то подобное было и в другие годы (1945, 1946 и 1948), о которых у нас нет сведений. А это означает, что только в 1945-1950 годах в гостях у советской пенитенциарной системы побывало не менее 6-7 миллионов человек, может быть и больше. Если суммировать все приведенные данные, то становится ясно, что в целом «за оградами» советских тюрем и лагерей за четверть века – с конца 1920-х до 1953 года - побывало никак не менее 20 миллионов человек.
Кроме того, «лагерная статистика не учитывает огромных масс людей, прошедших через лагеря ГУЛАГа не в качестве заключенных, а в ином статусе. Так, в 1943-1945 гг. лагеря ГУЛАГа были определены местом дислокации для мобилизованных в Трудовую армию советских немцев (около 400 тыс. чел.). Через них также прошли в 1945-1950 гг. сотни тысяч человек «спецконтингента», т.е. лиц, задержанных для проверки (в основном репатриантов)» В письме начальника ГУЛАГа на имя Берии в июне 1945 г. говорится, что в лагерях и колониях на 11 мая 1945 г. находилось 1542 тысячи заключенных, из которых 1048 тысяч работали на стройках и предприятиях НКВД и еще 279 тысяч «выделялось другим наркоматам». Но, кроме того, «для других Наркоматов как рабочая сила» выделялось еще 1974 тысяч человек (882 тыс. спецпереселенцев, 104 тыс. мобилизованных немцев, 142 тыс. «окруженцев» из проверочно-фильтрационных лагерей, 580,5 тыс. военнопленных и 265 тыс. интернированных).
Непросто оценить и число людей, прошедших через спецпоселения. Даже если известно число депортированных – основной контингент спецпоселений (а мы видели, что оно известно лишь приблизительно, 6,4 млн. человек принято нами как минимальная оценка), то это говорит лишь об их исходном числе. В отличие от заключенных, спецпоселенцы жили семьями, у них рождались дети, имел место естественный прирост, поэтому число людей, вкусивших прелести жизни в спецпоселениях, было намного большим, чем число депортированных, а тем более прибывших к месту поселения.
Имеются данные о том, что за 9 лет (1932 – 1940) в спецпоселениях родилось свыше 230 тысяч детей, но впоследствии спецпоселения разрослись, к началу 1953 года спецпоселенцев было втрое больше, чем в конце 1930-х, так что за все время родилось никак не менее 1 млн. детей, скорее, даже более – их тоже надо приплюсовать к числу прошедших через спецпоселения. «Для подавляющего большинства спецпоселенцев этот статус являлся наследственным. Дети, родившиеся в их семьях, становились спецпоселенцами с момента рождения».
Если обобщить все высказанные выше соображения, то получается, что общее число граждан СССР, подвергшихся репрессиям в виде лишения или значительного ограничения свободы на более или менее длительные сроки за четверть века - с конца 1920-х до 1953 года – составило не менее 25-30 миллионов человек. Какие это имело демографические последствия?
Опа, а где же 100 миллионов, озвученных Солженицыным?
Да, на демографию это СИЛЬНО повлияло, правда, аукнулось только начиная с 90-ых годов, до этого население, почему-то, упорно росло, вопреки "кровавой политике".
Возможно прозрение, у сильно освидомленных - даже баттхёрт.
В репрессированные вообще нужно записать всё население СССР, т.к. за границу не выпускали, и вся страна была одним большим ГУЛАГом.
Спросите у соЛЖЕницына, он не даст соврать.
"Да кто ты ваще такой???"(с) )))
>>...но это не дает права каждому неведомому таракану так отзываться о признанном всем миром писателе...
(плачет)
Да что ж это такое, и как они это придумывают? )))
" Земляне и халане - две цивилизации, испытывающие друг к другу органическую ненависть, обусловленную колоссальными различиями обоих миров, - и в этом случае от отдельной личности не зависит ничего!
Что бы ни делал разумный индивидуум, на каком бы уровне культурного развития он ни стоял, какими бы знаниями он бы ни обладал - все равно - он не может ни регулировать силу, ни управлять направлением своей органической ненависти; он может только исполнить свой долг - это повеление мира, откуда он родом - он должен осуществить программу, заложенную в нем его биологической конституцией.
Разумная цивилизация неразрывно связана со своим миром, и из-за глобальных противоречий между мирами возникает органическая ненависть между цивилизациями. Органическая ненависть требует одного: "Любой ценой убей чужого!", и это не пустые слова. Для разума нет ничего более ужасного и величественного, чем война разумных цивилизаций, чем смертельная схватка разумов без проигравшего, ибо проигрыш означает тотальное уничтожение."
САЖАЛИ ЛИ В ТЮРЬМУ НА 5 ЛЕТ ЗА ОПОЗДАНИЕ НА РАБОТУ ПРИ СТАЛИНЕ?
На то что вы проверите, а тем более прочитаете - не надеюсь, ведь "всем известно что при Сталине за опоздание сажали".
Или предвоенное время тоже не считается? Кстати,а знаешь когда его отменили?... Так что не бей себя пяткой в грудь с криками "доказательства в студию".
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ
от 26 июня 1940 года
О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений
Согласно представления Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов — Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Увеличить продолжительность рабочего дня рабочих и служащих во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях:
с семи до восьми часов — на предприятиях с семичасовым рабочим днем;
с шести до семи часов — на работах с шестичасовым рабочим днем, за исключением профессий с вредными условиями труда, по спискам, утверждаемым СНК СССР;
с шести до восьми часов — для служащих учреждений;
с шести до восьми часов — для лиц, достигших 16-ти лет.
2. Перевести во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях работу с шестидневки на семидневную неделю, считая седьмой день недели — воскресенье — днем отдыха.
3. Запретить самовольный уход рабочих и служащих из государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, а также самовольный переход с одного предприятия на другое или из одного учреждения в другое.
Уход с предприятия и учреждения, или переход с одного предприятия на другое и из одного учреждения в другое может разрешить только директор предприятия или начальник учреждения.
4. Установить, что директор предприятия и начальник учреждения имеет право и обязан дать разрешение на уход рабочего и служащего с предприятия или из учреждения в следующих случаях:
а) когда рабочий, работница или служащий согласно заключению врачебно-трудовой экспертной комиссии не может выполнять прежнюю работу вследствие болезни или инвалидности, а администрация не может предоставить ему другую подходящую работу в том же предприятии или учреждении, или когда пенсионер, которому назначена пенсия по старости, желает оставить работу;
б) когда рабочий, работница или служащий должен прекратить работу в связи с зачислением его в высшее или среднее специальное учебное заведение.
Отпуска работницам и женщинам служащим по беременности и родам сохраняются в соответствии с действующим законодательством.
5. Установить, что рабочие и служащие, самовольно ушедшие из государственных, кооперативных и общественных предприятий или учреждений, предаются суду и по приговору народного суда подвергаются тюремному заключению сроком от 2-х месяцев до 4-х месяцев.
Установить, что за прогул без уважительной причины рабочие и служащие государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений предаются суду и по приговору народного суда караются исправительно-трудовыми работами по месту работы на срок до 6 месяцев с удержанием из заработной платы до 25%.
В связи с этим отменить обязательное увольнение за прогул без уважительных причин.
Предложить народным судам все дела, указанные в настоящей статье, рассматривать не более, чем в 5-дневный срок и приговоры по этим делам приводить в исполнение немедленно.
6. Установить, что директора предприятий и начальники учреждений за уклонение от предания суду лиц, виновных в самовольном уходе с предприятия и из учреждения, и лиц, виновных в прогулах без уважительных причин — привлекаются к судебной ответственности.
Установить также, что директора предприятий и начальники учреждений, принявшие на работу укрывающихся от закона лиц, самовольно ушедших с предприятий и из учреждений, подвергаются судебной ответственности.
7. Настоящий Указ входит в силу с 27 июня 1940 года.
Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН
Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН