коррупционерОценка: 3.7/5 Голосов: 3 |
ОТЕЦ М. КОЗЛОВ: Что будет в эту среду – наверняка, все знают. Татьянин день, праздник российского студенчества, Московского университета, теперь каким-то образом отмеченный и в государственном праздничном календаре. А что стоит за этим? Почему это имя, почему мученица Татьяна? Какое она вообще имеет отношение, если какое-то имеет, к университету и студенчеству? Стандартный ответ, который дается в таких случаях, с одной стороны, кажется, все объясняет, но если посмотреть чуть глубже, не объясняет ровно ничего. Говорится, что 12 января по старому стилю, то есть, 25 по новому, 1755-го года императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета. И поэтому университетская церковь была посвящена святой мученице Татьяне, праздник которой на 12 января и приходится. Логично, казалось бы. Но первый университетский храм был освящен 40 с лишним лет спустя после сего достопамятного события. В живых не было уже никого: ни Елизаветы Петровны, ни Михаила Васильевича Ломоносова, ни Ивана Ивановича Шувалова, в честь матушки которого, вроде бы, и дата эта была выбрана, ни подавно самой матушки. А поводов выбрать любую другую дату и какое-либо куда как более основательное посвящение в честь образованных иерархов, мудрых святителей, русских подвижников учености и благочестия, причисленных к лику святых, было куда как множество. Татьяна же – римская девушка, жившая в третьем столетии. Как покровительница Московского университета, в котором до 17-го года учились исключительно юноши, смотрится по крайней мере парадоксально. И все же я глубоко убежден, что это освящение, посвящение совершенно не случайно. Дело в том, что если мы присмотримся к жизни Татьяны, мы увидим по крайней мере несколько заветов, очень важных и относящихся именно к образованному сословию, к студенчеству и интеллигенции. Какие же? Во-первых, можно и нужно напомнить, что Татьяна была мученицей. То есть, она доказала, что убеждения, вера и то, о чем мы свидетельствуем, что мы проповедуем – это не повод быть смелым на кухне, красиво выступить с трибуны, покричать «Снимайте, снимайте меня», когда ты знаешь, что через полчаса тебя освободят и ты дашь 125 интервью. Татьяна засвидетельствовала серьезность своих убеждений мученической кончиной. Для интеллигенции какое полезное напоминание, что такие вещи как истина, родина, народ, совесть – это не повод для красивой болтовни в СМИ, если мы хотим, чтобы нас считали больше, чем болтунами и чтобы слово «интеллигенция» не употреблялось с оттенком снисходительной недоброжелательности. Второе. Татьяна была при жизни своей дьякониссой. Дьяконисса – это был такой чин древнецерковного служения, который предполагал соединение с чистотой жизни, попечение о заключенных, о больных, о тех, кто лишен крова и кому неуютно в этом мире. Опять же, человеку, достигшему определенного жизненного статуса, благодаря образованию, стартовым возможностям, собственной успешности, реализованному, как теперь говорят, так полезно не забывать, что те, у кого почему-либо в жизни столь успешно это не получилось, не хуже его и не жалкие неудачники, не люди второго сорта, не орки по Пелевину, а ничуть не худшие его люди, которым вообще-то нужно не забывать помочь. Ну, и, наконец, третье. Татьяна в жизни своей сохранила добродетель, которую мне даже непросто произнести вслух по радио. Она была целомудренна, она сохранила добродетель целомудрия. Это не скучное слово из лексикона девушек 18-го столетия или из эпохи викторианской морали, а это слово, которое переводится как «целостность мудрования», как «неразодранность человека на рефлексы и инстинкты», как то, что христиане называют образом и подобием в человеке, сохраняется незамутненным, блистающим как алмаз всеми своими гранями. Ну, разве не хочется хотя бы в своей невесте увидеть такое же, как то, что явила Татьяна? А, впрочем, сами можете узнать, почитав житие святой мученицы Татьяны, с днем памяти которой наступающим я всех вас и поздравляю.
эхо москвы.
добавлю от себя....особенно тех которые находятся здесь в процессе общения с нами.....