sebastОценка: 3.8/5 Голосов: 17 |
"Сто сортов-то колбасы" оказались оплачены кровушкой. И развалом
Державы. На самом деле не нужны человеку сто сортов. Тем более- сразу.
Нужно разного и чтобы не оставлять в магазине пол-зарплаты, закупаясь на
семью. Разве я покупаю сто сортов колбасы? Ну, от силы 2-3. Желательно
натуральные, без сои. Но, что странно, без сои как раз колбасы наши,
русские.
И то же самое со всем остальным. Или, если ты выложишь на стол диковинные яства, у тебя "яйца круче"? Ну вот то-то и оно.
Вот любопытные воспоминания о "голоде" в Уфе времён СССР:
Дело тут вот в чем. Со времен совдепа многие слова изменили свой смысл.
Например, сейчас слово «голод» употребляется в смысле описания
болезненных ощущений пустого желудка и крайней недостаточности питания.
Но это только сейчас. Я вам не скажу за всю Одессу – вся Одесса очень
велика; скажу за Уфу, бедный провинциальный город, серый и
бесперспективный в 70-е годы ХХ века, откуда никогда не сменятся было
квартирой в Ленинград, Киев или Кишинев, откуда и мечтать нельзя было
выехать в Краснодар, Ставрополь или Кисловодск на «ПМЖ». Я там жил. Я
помню.
Слово «голод» у совков 70-х годов ХХ века означало вовсе не рези в
животе. Оно изменило свое значение в брежневский хлебосольный период и
стало означать просто отсутствие желаемых деликатесных продуктов.
...Например, наличие хлеба и макарон – это голод. Отсутствие лососевой
икры – при полной доступности кабачковой и баклажанной икры – голод.
Совки так друг другу и говорили – «голод», «голод» - про недоступность
ряда деликатесов – и мы, дети, жадно впитывали эту фальшь, становясь из
пионеров хиппующими детьми перестройки…
Я помню скандал в нашей семье 70-х годов. Покойный уже дядя Вова
начал тянуть про голод, и тогда мой дед-коммунист, фронтовик (тоже уже
покойный) в ярости распахнул створчатые двери в гостиную. Гости увидели
роскошный стол, ломившийся от яств, а дед начал выговаривать дяде Вове:
-Не обессудь, зятек, голод ведь, вот уж чем богаты… по скудости-то нашей…
Покупать ливерную колбасу в 70-е годы было стыдно. Уфимцы считали своим
долгом сказать продавщице и окружающим: «Я для кошечки беру…»
Дед мой однажды на эту кошечку прореагировал сердито. Подошел вслед за дамочкой к прилавку и громко отчетливо сказал:
-А мне тоже ливерной! Для себя!
Хлеб, уксус, соль, перец, горчица практически ничего не стоили. В любой
столовке их можно было кушать сколько угодно, как при коммунизме,
бесплатно. Манную кашу со шматком сливочного масла (только позже я
узнал, что по потреблению сливочного масла мы обошли США в 3 раза!)
приобретали за 10 копеек. А в булочной Уфы всегда можно было подобрать с
пола несколько мелких монеток, чем мы, дети 70-х, охотно пользовались,
подбирая оброненную мелочь (наклонятся за 5 копейками для взрослых было
стыдно) и покупая себе булочки «похрустеть».
Когда совки говорили (и говорят) – «мяса не было», то имеется в виду
вовсе не то, что мяса СОВСЕМ не было. В Уфе (которая очень низко, на
60-м месте, стояла в рейтинге городов СССР) мясо было всегда. Но оно
было на рынке и в кооперативном магазине (уфимцы, помните? Перекресток
Ленина и Коммунистической – ВСЕГДА любое мясо, ВСЕГДА несколько сортов
колбас?). А в магазине наблюдалась некоторая нехватка ДЕШЕВОГО мяса.
Поэтому моя мама вела меня (уфимцы, помните? Во дворе Башпединститута,
там почему-то выдавали…) в очередь за ДЕШЕВЫМ мясным рагу, и мы стояли
по два-три часа, как дураки, за дешевизной, хотя до КООП дойти было –
два квартала.
Но тут включался какой-то нелепый механизм экономности – совок считал
грехом переплачивать за мясо, и иногда некоторые наши соседи летали
самолетами за дешевым мясом в Москву. Сейчас это звучит, как бред, но
тогда было реальностью. Авиабилет был дешев, тетки опоясывались сумками и
перли авиарейсом множество дешевого мяса из Москвы. То ли так им
дешевле было покупать, то ли просто столицу повидать хотелось – не знаю…
Друзья моего отца получили как-то премию. Слетали в Волгоград покушать
черной икры, вернулись к вечеру, жены до сих пор об этом перелете ничего
не знают. Лихо?
Для мальчишки 70-х годов сам слух о том, что немцы в ресторанах «платят
каждый за себя» казался клеветой на вожделенный Запад. Как можно – в
ресторане всегда платит за друга кто-то один, обычно тот, кто
приглашает, но уж никак не пополам… Много горя мы выкушали с друзьями,
прежде чем научились делить на доли ресторанный счет…
Еды было так много, что мы ходили друг к другу обедать без приглашения
или даже уведомления. Бабушка и не спрашивала – Саш, а сколько сегодня
приведешь друзей? Двоих? Троих? Пришли, сколько зазвал, бабушка тотчас
мечет на стол – НЕ СЧИТАЛОСЬ В УФИМСКОЙ СЕМЬЕ ЭТО ЗА ТРАТЫ…
Жили мы весьма широко – и мать и отец получали много выше среднего. А
вот сестра отца работала на заводе, получала 120 рублей в месяц и тянула
двоих детей. Отец, заглядывая к ней, всегда проверял холодильник: есть
ли достаток в продуктах. Она купила кооперативную квартиру-
двухкомнатную, со всеми удобствами, за 4 тыс. рублей, часть денег дал
отец, не в долг, а просто так. Мог себе позволить… Вы сейчас можете
родной сестре оплатить четверть покупки квартиры? И не в долг, а с одной
конструкторской премии на заводе?
Поэтому, анализируя источники по совдепу и воспоминания совков, историк
должен быть очень осторожен, помнить, что слова поменяли смысл очень во
многом. Голод – это не отсутствие продуктов питания, а отсутствие
деликатесов. Бедность – это не когда в бараке, а когда квартиру
покупаешь, занимая у родных. Отсутствие чего либо – на самом деле не
отсутствие, а неготовность переплачивать по коммерческой стоимости. Без
своего жилья – это не тогда, когда жильё приобрести не можешь, а когда
ждешь бесплатного от государства, будто оно вечный твой должник. Совок
как рассуждал – «Я хоть завтра пойду и куплю кооперативную квартиру – но
чего это?! Что это, я должен с зарплаты своей метры квадратные
оплачивать?! Шиш, обязаны дать! Мне деньги для другого понадобятся!
Может, мне ещё и в дворники устроится, чтобы квартиру мне государство
соизволило дать?!» (В Уфе квартиру в городском доме сразу получал любой,
кто изъявлял готовность работать дворником).
Очень многие проблемы с торговлей, как помню я (не надеясь на детскую
память, я спросил у матери, она подтвердила) возникли не в 1975, 79, 80,
84, а в 1989-91, т.е. уже под влиянием «перестройки». Аберрация
человеческой памяти такова, что люди ЗАПОМНИЛИ ПОСЛЕДНЕЕ – пустые
прилавки 1989-91 годов, ЗАБЫВ НАПРОЧЬ, что в 1970-88 прилавки уфимских
магазинов были вовсе не так уж пусты. Были, конечно, и очереди – но
какие? Брали-то ведь продукты, как ненормальные! Вареной колбасы каждый
брал по 4-5 палок – куда?! Вот вы представьте себе, что пришли вы в
современный магазин и купили пять палок вареной колбасы – как на вас
посмотрят?
Была и другая особенность. Хлеб уфимцы покупали рюкзаками. Буханок по
20-30. Зачем? Сухари сушить? Нет, хлебом откармливали в пригородах
свиней. Так дешев был советский хлеб (а какой это был хлеб! Ароматный,
хрустящий, таял во рту, строго натуральный продукт!) что обходился
дороже комбикорма.
В «перестройку» со свинокормильцами пытались бороться, ввели норму – не
более 5 батонов белого хлеба на руки. Ввели и другое: в каждом подъезде
поставили бачки с хрюшкой – «Для пищевых отходов». Совки же никогда не
съедали (за Уфу ручаюсь) столько, сколько готовили, очень много
оставалось объедков. В промышленных масштабах недоеденное уфимскими
капризулями свозили на свинофермы – какая с человеческой пищи свинина
получалась, ого-го!
Я-то её помню. Мы ездили к знакомым в деревню, в колхоз, к простым
сельчанам, колхозникам. Когда-то мать в их деревне начинала врачебную
практику, связи остались до сих пор. Для встречи, не считая иных
закусок, сельчане мариновали нам ВЕДРО ШАШЛЫКА. И это в СССР, в убогой
БАССР, откуда трехкомнаную на кишиневскую коммуналку сменять было
проблемой!
Ведро – большое, натуральное, плотно набитое чистым мясом, очень
интересно было мне, ребенку, наблюдать, как готовили шашлык. Это ведь в
каждый приезд было – и опять же, за расходы в семье не считалось.
Задумал отец купить картошку. А сельчанин и говорит – чего там покупать?
Иди в сарай, набирай, сколько надо, сколько в багажник влезет! Тоже мне
товар – картошка!
Я помню это очень хорошо, потому что влез в разговор взрослых и ляпнул глупо:
-Это же бессовестно!
Взрослые умолкли, недоуменно глядя на меня.
-Это же бессовестно с нашей стороны! – поправился я, и все засмеялись, а я густо покраснел.
Совки, конечно, жили иначе и думали иначе, чем сейчас. У них были иные
ценности, иные приоритеты, иные мотивы для действия. Часто их щедрость
(по нынешним временам, сказочная) была связана вовсе не с их богатством,
а с широтой души.
Не хватало очень многого. Когда мне об этом напоминают – я обычно отвечаю: А СЕЙЧАС ВАМ ВСЕГО ХВАТАЕТ?
И обычно человек задумывается, начинает осмыслять – ешкин кот, ведь и сейчас полно того, чего не хватает, и даже поболе того…
Советская жизнь отличалась крайней, я бы сказал, папуасской простотой.
По настоящему ценные вещи в ней стоили дешево, как золотой песок
папуасов, а какая-нибудь копеечная дрянь могла стоить очень дорого, как
стеклянные бусы в диком племени. Мой дед был парторгом крупного военного
завода. Летчик, прошедший войну от Халхин-Гола до Берлина, полковник
авиации, кавалер орденов Ленина, Красного знамени, Александра Невского и
других. В строящихся заводом домах деду предлагали на выбор любую
квартиру.
Дед оставался с семьёй в коммуналке, объясняя свой долг коммуниста так:
«Я, как парторг, не имею права жить в отдельной квартире, пока не вытащу
из бараков последнего рабочего». Как капитан, он покидал корабль
послевоенной бездомности последним…
Я был шокирован фразой из фильма «Крестный отец», где босс мафии кого-то
ругает – мол, как ты смел явиться в джинсах сюда, где все в шерстяных
костюмах? Шокирован был я потому, что джинсы были очень дороги, могли
обойтись не в одну зарплату, а шерстяные костюмы всеми совками
презирались и не ценились. Не ценили совки с простотой папуасов и
натуральную кожаную обувь – ей в Уфе были завалены все обувные магазины.
Когда в школе в 80-х годах мы начали борзеть, учитель истории, помню,
предложил нам сходить и посмотреть, сколько в магазине обуви. Ответ наш
поражает совковым идиотизмом:
-Дык, Сергей Борисович, она же вся тупорылая!
Иначе говоря, не того фасона, который нам хотелось. Дешево, доступно, из
натуральной кожи, но не того вида! Теперь то я понимаю, что в мире
тупорылой обуви наиболее тупорылыми были мы…
Поэтому, если услышите от совка занудную песню акына «я не мог купить
дочери сапоги» - уточните, о сапогах ли речь идет или о конкретном
фасоне сапог. Увидите, что он не мог купить дочери «такие же, но с
перламутровыми пуговицами», или, как завзятый халявщик, хотел купить
такие же, но в два раза дешевле.
Вообще, конечно же, советские страсти, для нас – депрессированных 90-х
годов, ждущих реабилитации и осуждения культа ЕБНа, кажутся смешными,
глупыми и жалкими. Это либо капризы, либо доведенная до абсурда
скаредность (часть совков – та, что не стеснялась подбарить упавшую
копейку – была крайне мелочной), либо требование от КПСС земного рая
здесь и сейчас.
Настоящих потребительских проблем человек в 70-е годы не знал. Можно
сказать про нас, советских граждан эпохи «застолья» словами Высоцкого –
«жили книжные дети, не знавшие битв, изнывая от МЕЛКИХ своих
катастроф…».
Кто-то стоял в очереди за кирпичами на дачу. Стоял с ночи. Обругал всех в
очереди, сам был обруган, и сейчас делает круглые глаза – «ты че,
кирпича-то было не достать!!!».
Правильно. Страна активно строилась, чтобы вам, халявщикам, бесплатно
дарить 11,5 млн. квартир в пятилетку. Это при том, что страна платила
вам зарплаты, на которые вы вполне могли бы и купить себе квартиры, как
сестра моего отца, простой инженер на обычном заводе с зарплатой ниже
средней.
Поэтому – кирпича и другого стройтовара делали очень много, но его все
равно не хватало. А ждать и терпеть вы не умели – вот и лезли с матом в
какие-то ночные очереди, чтобы получить в глаз за жадность…
Закрытость реального горя была столь тотальной, что за горе совок
принимал вполне искренне мелкую житейскую неприятность. Приведу два
примера. Мать моего друга, партработник, боролась за 100% голосование на
своем избирательном участке. Все проголосовали, только некий
Вася-сапожник портит статистику: отказывается голосовать.
И вот, весь райком, весь этот синклит сатрапов и раввинов, заваливается к
Васе-сапожнику в коммуналку: почему, Вася, не голосуешь за народную
власть?! Вася давай выкобениваться: а чего это я должен голосовать, вы
мне квартиру дали?
В итоге дали Васе квартиру, он проголосовал (на тех самых, «выборах без
выбора», с единственным кандидатом), а райком отчитался о 100%
голосовании на участке. И всем хорошо.
На самом деле, плохо, конечно, потому что от удовлетворения таких
вонючек (чтоб не воняли) страдали честные и скромные, не приученные
просить и побираться. Во многом именно удовлетворение воняющих,
прикормка врагов режима и погубили СССР. Но – факт был, из песни слова
не выкинешь…
Выпадало и скромным. Одна знакомая, родила, мать одиночка. И тут край, и
там… Бросилась в райком КПСС, к партийному секретарю – сунула ему
младенца в руки: на, партийный, теперь он твой, тяжело мне эту ношу
нести… Офигел бедный партноменклатурщик, и так и эдак крутился, чтобы
ребенка забрали у него, квартиру матери-одиночке выделил… Сходите
сегодня с младенцем в районную администрацию…
Есть у нас в Уфе т.н. «деревня дураков». Это – дома тех, кто достал
советскую власть требованиями бесплатного жилья. Им сказали в начале
80-х: вот что, ребята, готовых квартир для вас нет, если так невтерпеж
ждать до 2000 года, мы даем вам место, все стройматериалы, инженера в
руководители, стройте себе сами.
И построили. Плохо, правда, ванные на кухне у них и все такое – не
профессионалы, все же. Но стоит «деревня дураков» посередь Уфы, и стоит
там жильё маленько дешевле, чем в других кварталах: на пол-мильончика
скидывают риэлторы…
Не такими уж дураками оказались советские дураки, выстроили себе после
работы, во внеурочное время, городские квартиры. А жить там непрестижно…
Я лично живу в «уфимском малибу» - самом лучшем месте города. Там
вселилсь в огромную квартиру ещё мои папа и мама, потому что без папиных
иззобретений самолеты в СССР не летали, а мама – основоположница
гастритной кумысологии. Им обоим не стыдно было сказать – за что они
имеют элитную квартиру в элитном районе.
Пусть нынешние покупатели самых дорогих в Уфе квартир, мои новые соседи,
объяснят – за какие заслуги они попали в этот дом. Искренне хотел бы,
чтобы у них это получилось, но боюсь – не справятся…
http://sceptic-rus.livejournal.com/3112034.html