коррупционерОценка: 3.0/5 Голосов: 4 |
Суть начатых реформ в электроэнергетике означает резкий переход к рыночному ценообразованию
По легенде, когда Майкл Фарадей демонстрировал публике свои опыты с электричеством, та твердила: «Игрушка забавная, но пользы от нее никогда не будет». Среди скептиков был канцлер британского казначейства, и ему великий ученый сказал: «Сэр, вполне вероятно, что вы в скором времени сможете обложить это налогом!»
По другой легенде, суд оправдал одного из первых в истории похитителей электричества. Тот самовольно протянул провода и освещал квартиру на шару. А служители Фемиды решили, что украсть можно только нечто, имеющее «все признаки материального существования, то есть вес, объемность и протяженность». А электричество таковыми свойствами не обладает.
Видимо, такое обывательское представление о «не вполне материальности» электричества и привело к тому, что этой сферой руководство страны почти не занималось. Да, все признавали, что сложившаяся схема, когда вся произведенная энергия сливается в общий котел, а потом распределяется между потребителями по установленным сверху тарифам — мягко говоря, неидеальна. Что всякое госрегулирование тарифов создает почву для коррупции, и политика дешевого электричества ведет к тому, что в основные фонды отрасли никто не вкладывается. Что перекрестное субсидирование — признак нехорошей экономики. Признавали, но ничего не делали, несмотря на данные европейцам обещания.
А сейчас вдруг срочно затеяли реформу — чтоб к назначенной Европой дате успеть. Хотя всё равно не успеем.
А ведь электричество — это даже не газ, который можно попытаться заменить углем, дровами или соломой. Именно направленное движение заряженных частиц может претендовать на звание «крови промышленности» с гораздо бóльшим основанием, чем нефть. Но вокруг газовых и нефтяных вопросов страна который год танцует танцы с бубном, а вот по поводу электроэнергии как-то никто не задумывается.
Суть начатых реформ в электроэнергетике означает резкий переход к рыночному ценообразованию. И страна на эти грабли уже наступала. Причем дважды.
В первый раз — когда еще на излете Советского Союза отпустили цены на всё-всё-всё. Это называлось шоковой терапией.
Второй раз — когда перешли на новые принципы ценообразования для российского газа. И шок испытали химики с металлургами.
Один из посылов нынешней электрической реформы — уйдет перекрестное субсидирование, населению придется платить чуть больше, зато промышленности — меньше. Дескать, именно так произошло при проведении аналогичных преобразований в Великобритании. Там в итоге электричество подешевело. У нас, увы, будет только дорожать.
Сегодня промышленный потребитель в Германии платит за киловатт-час со всеми налогами 12–13 евроцентов, в Польше и Чехии — до 11–12 евроцентов. А, к примеру, Запорожский ферросплавный завод с 1 января получил рост тарифов на 30%, платит (с НДС) около гривни, то есть те же десять евроцентов, но стонет и требует снижения расценок. Но, во-первых, у тепловой генерации сейчас появляются новые собственники, и им нужно будет возвращать вложенные деньги, да и инвестировать в построенные еще во времена СССР станции и линии электропередачи (а инвестировать в самом деле нужно — иначе без электричества останемся). Во-вторых, эти собственники тесно дружат с государством (точнее, с высокопоставленными госчиновниками), так что оно их одергивать не будет. В-третьих, газ для Украины дорожает.
Пугает не сам факт проведения реформы. Пугает ее слабое аналитическое сопровождение. Вопрос-то сложный, пронизывающий всю экономику. Значит, к созданию переходных механизмов нужно привлекать и энергетиков, и промышленников, и экономистов, и даже социологов. Нужно считать, какие тарифы экономика потянет, какие — нет. Какой рост электрических цен население «взорвет» (что особенно актуально перед выборами — оппозиция-то подсуетится), а какой оно со скрипом, но «скушает». Какие можно придумать компенсаторные механизмы для наиболее уязвимых отраслей (той же ферросплавной промышленности). Например, им навстречу могли бы пойти другие монополии — хотя бы та же «Укрзалізниця». Впрочем, ее, как и энергетических госмонополистов, сегодня тоже корпоратизируют.
Впереди у нас, блин, чернота-а-а-а-а!
Похоже, пора учиться печи класть, угли жечь, закупать комплекты ручного столярного, слесарного и с/х инструмента и перебираться куда-нибудь в лес. От "цивилизации" подальше. Пару коровок прикупить...
я внимательно прочел в эксперте и другую аналитику по этой теме....
резюмировать прочитанное могу такими словами....
в ближайшем будущем нас ничего хорошего не ждет....для промышленности посредством этой реформы цена понизится...для населения повысится....
есть там и два варианта развития событий....негативный и умеренный....
я склоняюсь к первому...
хоть в первом и написано что будет социальный взрыв это далеко от истины....скорее всего выростет уровень неуплат....
Быдло же надо гнобить, что бы не вякало. На то оно и быдло.
понижать и повышать это вопрос дискуссионный....
я здесь о другом хотел заострить внимание....я о том что начинают новую реформу....
но блин я непомню ниодной реформы которая достигла бы цели о которой говорилось при ее запуске....
есть одна...это введение гривны....но те кто принимают решение они сам...вернее им самим она была жизненнонеобходима.
в данном случае мне вам нечем возразить...у нас действительно государство олигархическое....именно таким его задумывал кучма...и главный аргумент его был в том что бы был внутренний собственник он же инвестор....
но даже и в этом случае пошло все наперекосяк....единственное что оставалось кучме это выстраивать систему сдержек и противовесов....
о реформах уже речь не шла говорил советник кучмы академик гальчинский.
да бросьте вы излагать эти теории заговоров...какой вашингстонский обком....
а как же вы обьясните мне разновекторность во внешней политике....
ой нескажите...после 2004 года куда рванули все...правильно в москву....
но вы правы в том что деньги в москве никто не хранит...детей тоже мало кто учит..ну разве что колесников...да и недвижимость у него там есть....но в сочи точно из элиты никто неотдыхает...
вот такой вот парадокс.