Я начала использовать метод символдрамы, когда ко мне на консультацию пришла замужняя женщина, которая испытывала гомосексуальное влечение. Направили её ко мне после прохождения лечения в психиатрической больнице по причине затянувшейся депрессии. С пациенткой был проведён цикл психотерапевтических занятий по методу символдрамы. При работе были использованы мотивы основной ступени символдрамы. Последовательность мотивов была такова:
1. Цветок. 2. Дерево. 3. Луг. 4. Мастерская по изготовлению сосудов. 5. Исследование дома. 6. Подарок.
Всего состоялось 9 занятий продолжительностью 1,5 часа. Кроме представления образов на занятиях затрагивались темы о взаимоотношениях с родителями, мужем, дочерью. Предлагалось вспомнить наиболее значимые чувства из раннего детства. Расслабление проводилось по схеме, предлагаемой Х. Лейнером – переживание тепла, тяжести и расслабления во всех частях тела. Пациентка удобно устраивалась в кресле, закрывала глаза и представляла, что ей хотелось бы немного отдохнуть. Представление образов длилось 15-20 минут. Последующие занятия начинались с обсуждения образа. На первом занятии при работе с мотивом Цветок пациентка представила сосновый и берёзовый лес, реку с мостом и шлагбаум возле леса. Возле леса растут полевые цветы. Они не подошли ей для образа – слишком простенькие. На символическом уровне хвойный лес – мужское, отцовское начало (иголки продолговатые, фаллические), а лиственный лес – женское, материнское начало (листья округлой формы). Пациентка не могла определиться, выбирая между пионом и розой. Это свидетельствует о нарушенной идентификации пациентки и расщеплении личности. В образе поставила пион в вазу на столе, но сразу же пожалела, что не выбрала розу. На рисунке нарисовала сиреневую розу в вазе сиреневого цвета. После образа у пациентки разболелась голова, возникло напряжение в затылочной части. Прослеживается расщепление сексуальности пациентки на мужскую и женскую. Также после образа она сказала, что не знает - чувства её в образе настоящие или искусственные. Что свидетельствует о расщеплении личности, о двух линиях поведения – желаемой и действительной. На следующем занятии был проведён мотив Дерево для приобретения ресурсного состояния и релаксации. Потом была проведена беседа на тему значимых событий прошлой жизни. Самый запоминающийся случай из детства, когда мама с папой лежали на кровати. Грудь у матери была не прикрытая. И пациентка взяла её за грудь и говорит: ”Это грудь моя”. С матерью пациентка на близкие темы не общалась. После школы жила 3 года с девушкой, как семейная пара. Потом девушка уехала в другой город и они расстались. После тяжёлой разлуки решила быть, как все – вышла замуж и родила ребёнка. Семейная жизнь не удовлетворяет, с мужем говорили о разводе, но ради ребёнка живут вместе. Девочке 13 лет. Два года назад полюбила женщину, но она её не поняла. После этого пациентка перестала спать ночью, делать домашнюю работу, лежала постоянно, пила кофе и курила, почти ничего не ела. Часто была мысль, как-то отключить сознание. После этого пациентка была доставлена мужем в психиатрическую больницу, где под действием капельниц начала спать. После окончания лечения была направлена ко мне на психотерапию. На следующем занятии был проведён мотив Луг. Пациентка представила летний луг без границ, речку внизу. Она полежала на мягкой траве. На спуске к речке трава стала более жёсткой, появилось болото с лягушками. Пациентка не смогла спуститься к речке. Тогда она представила новый образ – песчаный берег. Вошла в реку и стала плавать в прохладной воде. Вода для неё сначала оказалась нестерильной и опасной для питья. Но после моих слов: ”В образе ты можешь делать всё, что тебе хочется”, пациентка представила, что вода чистая и стала пить. Вода оказалась сладкой на вкус. Символика свидетельствует о расхождении у пациентки между реальным образом матери и желаемым. В этом образе тоже присутствует на заднем фоне берёзовый лес, на переднем – сосновый. Также на другом берегу построена церквушка, куда она заходит и ощущает покой и прилив сил. Следующий мотив, с которым мы работали, - Мастерская по изготовлению сосудов. Мастерская находиться на плоту с навесом, который плывёт по реке. Пациентка лепила руками сначала длинный сосуд, потом круглый, потом опять длинный. В итоге ей не понравился изготовленный сосуд, и она решила выдуть его из стекла. Получился огромный хрупкий шар зеленоватого цвета, в середине которого воздух. Она захотела поместить туда всё прекрасное, что есть в мире - цветы, луга, леса, детей, тепло, солнце, небо. Потом помещает себя в этот шар. Шар символизирует материнскую утробу, беременность. И пациентка находит шар в образе, как ресурсное состояние для себя. Место, где ей было уютно и хорошо до рождения. Сомнения при изготовлении сосуда свидетельствуют о нарушенной половой идентификации. Выйдя из шара, почувствовала дискомфорт. Представила гору и постепенный подъём на неё. Несёт шар в руках. Нравиться сам процесс подъёма, до вершины быстро дойти не хочет. Теперь идёт наверх за руку с дочерью и несёт шар. Захотелось взять с собой ещё одного человека – любимую женщину. Хочет нести шар и женщину взять за руку. В образе пациентка начинает плакать и говорит, что чувствует острую боль. Она осознала, что дочери уделяет мало времени. Не знает, что делать с шаром. Положила шар на землю и взяла за руки женщину и дочь. Потом всё-таки поместила шар в сумку за спиной и пошла по направлению к вершине, держа за руку женщину и дочь. Сказала, что хочет на этом закончить образ, потому что вершина – это разочарование в том, что уже никуда не надо стремиться. Пациентка не захотела подниматься на вершину и осталась в процессе подъёма. В этом же образе переносится в просторный уютный дом, который хочется назвать своим. Она сидит на полу, шар лежит у неё между ног. Хочет выйти из комнаты и оставить шар лежать посередине. Шар такой же хрупкий и наполненный цветами. Чувствует гармонию и спокойствие. Хочет выйти из этой комнаты и из образа. После образа сказала, что ей трудно было вернуться в реальность. У пациентки разболелась голова и она спросила меня: ”Не слишком ли я инфантильная? ”. Следующий мотив, который я провела с пациенткой, Исследование дома. Пациентка сразу же очутилась возле водопада среди огромных просторов воды. Чтобы представить дом, ей надо улететь куда-то далеко. Взлетела вверх, внизу мелькает много чего. Наконец остановилась на лугу. Посреди луга стоит дом. Он совсем не вписывается в пейзаж: двухэтажный, 4 большие окна, вокруг дома тропинка, цветы. Подходит ближе. Двери двойные, ручка металлическая, ступеньки невысокие. Открывает дверь. Перед глазами гостиная: вскрытый лаком деревянный пол, в помещении пусто. Идёт по круглой лестнице наверх в спальню. Кровать среди комнаты двухспальная с двумя подушками и застеленная белой постелью. Хотелось бы застелить её красным скользким ситцем, и чтобы было много маленьких подушек. В доме тепло. В спальне есть гардеробная. Там много женской спортивной одежды, но есть и деловая и романтическая. Есть женская шляпа - такая как мужская. Теперь пациентка хочет посмотреть, что находится внизу. На кухне мебель, стеклянный стол, лёгкие стулья. В холодильнике овощи и фрукты. Есть водопроводная вода. В ванной и туалете чисто и там стоят цветы. Пациентка захотела вернуться в спальню и заняться там сексом с любимой женщиной. Этот образ будет иметь для неё смысл, когда она в этом доме будет ждать любимую женщину. Хочется наслаждаться сексом с ней до истощения. После секса можно пойти и приготовить что-то на кухне. Достаёт бутылку вина из холодильника и шоколад, садится в гостиной на коврик и чувствует себя одинокой. После образа сказала, что ей было очень хорошо, но это всё иллюзия и идеал, к которому важно стремиться. На следующем занятии я провела с пациенткой мотив Подарок. В свет от костра вышла её любимая женщина и подарила ей себя. Подарила также своё внимание, дружбу, заботу. Костёр большой и греет очень далеко. В процессе терапии пациентка проявила себя на пограничном уровне. Состояние её характеризуется периодическими провалами на психотический уровень. По окончанию психотерапии она стала больше анализировать, меньше сомневаться в своих чувствах, происходящих событиях. Самовосприятие дезинтегрировано. Подвержена сильным неопределённым эмоциональным состояниям. Нет стабильной психосексуальной и социальной ориентации. Доминирующие аффекты – депрессия, отчуждение, хронический страх, периодами ужас. Доминирую механизмы защиты – идеализация, расщепление, рационализация. Страх начинает испытывать, когда теряет значимый объект – любимую женщину. Когда знает, что женщина присутствует в её жизни, то чувствует себя спокойно. На последней консультации пациентка сказала, что удивляется тому, как она довела себя до психиатрической больницы. Уверенна, что дальше способна сама управлять своей жизнью.
Литература: 1. Лёйнер Х.: Кататимное переживание образов. М., 1996
Прикреплённые изображения:
Марина, за советы платят охотнее, но это нарушение работы с клиентом. Приходят у нас на консультацию именно за советом, а в итоге понимают, что решать нужно всё самим и выбирать тоже.