Личное Счастье.Его можно определить как определенное соотношение:
-с у б е к т и в н о й ценности Жизни;
-о б щ е с т в е н н о й стоимости человека;
-о б " е к т и в н о й ценности его Жизни.
Суб"ективная ценность сама по себе еще не составляет Счастья.
Она только его основа или предпосылка.
Упадок или отсутствие суб"ективной ценности Жизни преграждает путь к Счастью:
-человек,лишенный радости бытия,желания жить,обречен чуствовать себя глубоко
несчастным при наилучших условиях жизни,даже при наличии всех земных благ.
Без суб"ективной ценности жизни личное Счастье невозможно.
Самые несчастные люди на свете:
- прирожденные меланхолики;
-пресыщенные;
-разочаарованные;
-душевно-одинокие.
Есть ли возможность помочь этой беде,-искусственно повысить суб"ективную ценность
Жизни?
Не дать ей опуститься ниже той черты,за которой человеку психологически уже
"нечем жить"?
Возможно есть...
И лучшим средством следует признать приобретение человеком о б щ е с т в е н н о й
стоимости жизни.
Иметь в общественной среде свою нишу,свое Дело,сознавать себя полезным, или по
крайней мере,нужным членом общества.
Чувствовать себя величиной общественной.Это великий источник живительной силы,
энергии жизни для человека,если только социальные инстинкты в нем не убиты.
Старость страшна не столько своими немощами,как таковыми и близостью смерти,сколько
угрозой с о ц и а л ь н о й инвалидности,перспективой потерять о б щ е с т в е н н у ю
стоимость,перестать быть величиной о б щ е с т в е н н о й.
Достаточно известно,как цепко держатся люди преклонного возраста за свое место
и дело в общественной среде,как не хочется им уходить "на покой".Утрата общественной
стоимости способна иногда подкосить высокую и прочную суб"ективную ценность Жизни.
Такие случаи часто встречаются-в том числе и очень тяжелые-с трагическим исходом.
Жизнь Э.Хемингуэя может служить тому примером.
Психический кризис,творческий упадок сил,сила духа уже не могла реализовать
психическую энергию старого тела и ,как результат,трагический уход из жизни....
В молодости,да и в зрелом возрасте, в распоряжении человека есть многое,что может
служить ему заменителем общественного положения.
В эти годы индивидуализм современного человека проявляется с наибольшей силой.
Общественные институты заглушены другими стремлениями.
Социальный альтруизм удерживается в известных границах натуральным эгоизмом
молодости.
Сама задача осуществления общественной стоимости ставится скорее как задача
л и ч н а я,чем общественная.
В антитезе " Я и общество" ударение падает на " Я ".
С возрастом картина меняется.Эгоистические стремления и планы,заботы и влечения,
сопряженные с налаживанием личной жизни,виды на будущее...все это значительно
сокращается или даже совсем отпадает в старости.
Личная жизнь с ее страстями и осложнениями позади,нет видов на личное будущее...
Но без будущего жить нельзя,сложилась привычка и охота жить,поэтому перспектива
л и ч н о г о будущего,заменяется перспективой о б щ е с т в е н н о г о ,коллективного.
Упадок суб"ективной ценности Жизни,обусловленный временем,надо переждать,
перетерпеть с уверенностью,что раньше или позже она начнет повышаться и дойдет
до нормы.
И,наконец,третье слагаемое личного Счастья-
о б е к т и в н а я ценность жизни человека.
При большой высоте этой ценности,она может с избытком возместить и упадок
суб"ективной ценности и недостаток,или даже отсутствие общественной стоимости.
Человек,который осознает,что его Жизнь имеет об"ективную ценность для многих
людей,для общества,что ею дорожат,находит в этом сознании источник животворной
силы.Она заставляет человека,даже вопреки отрицательному жизнеощущению,
убеждаться в том,что жизнь-Святыня,которую надо всячески беречь.И ,даже,если
и нельзя назвать ее высшим благом,то она-основа,источник...для всех ,от низших
до наивысших.
Об"ективную ценность имеет Жизнь всякого человека,способствующего улучшению
и облагораживанию человеческого бытия на земле.
Как бы мал этот вклад не был,он есть нечто положительное, в противоположность
суб"ективной ценности Жизни и общественной стоимости,которые можно приобрести,
но можно и потерять.
Напрашивается вывод,что личное Счастье следует строить на прочном фундаменте
о б " е к т и в н о й ценности Жизни.
Если эта ценность приобретена,все остальное-"приложится",и суб"ективная ценность,
и общественная стоимость...а еси они и не приложатся,то имея об"ективную ценность
Жизни,можно прожить и без них.
=================
Личное Счастье.