blondОценка: 2.3/5 Голосов: 12 |
Можно ли простить измену? Если это предательство своего избирателя. То, что сейчас особенно актуально для новоявленных депутатов-мажоритарщиков. На тех, кто готов поступиться принципами - особая надежда для формирования большинства в Раде. Подумаешь - прошёл выборы под красным флагом, а там, гляди, уже воюет под синим. Цвета - условные, а вот случаи реальные.
Политиков, меняющих свою ориентацию, в Украине называют "тушками", перебежчиками. Нынешние парламентские выборы показали - люди такого не прощают, поэтому многим "тушкам" сказали "нет". Избавит ли это наш парламент от дальнейших кадровых манипуляций? Или найдутся свежие "тушки"? Таких искал Сергей Ружицкий.
На мясокомбинате их производят тысячи в сутки. Производительность так называемых парламентских тушек куда скромнее - менее сотни за весь созыв. Тушки - термин давно перекочевавший из пищевой отрасли в политическую. Так называют депутатов, которые за определённые бонусы переходят под крыло другой политсилы. То есть, не депутат, а просто мясо, не имеющее своих твердых убеждений. Неверного политика дразнят ещё и "птушкой". В переводе с белорусского - птицей. Мол, летает из партии в партию - в края потеплее.
Алексей Гарань, профессор политологии Киево-Могилянской академии:
- Це явище дуже складно перекладається на англійську мову, коли потрібно перекласти виникають цілі дебати як перекласти слово "тушка". В підсумку лінгвістичної дискусії західні колеги кажуть, що для того аби на заході зрозуміли що таке "тушки" - його треба перекладати як "політікал простітушн", тобто політична проституція.
В случае тушек - торговать приходится скорее голосом, чем телом. Причём таким видом проституции занимаются не только в Украине. Один из самых знаных в мире "перебежчиков" - Уинстон Черчилль. Он не раз перебегал из Консервативной партии в Либеральную. Изменяют и американские политики, перемещаясь с республиканского лагеря в демократический и в обратном направлении. Вот только в украинском политикуме синдром тушкования - куда более распространён.
Алексей Гарань, профессор политологии Киево-Могилянской академии:
- Безумовно, це негативний процес, тому що це є обман виборців. Тобто, ми обирали вас, знаючи що ви будете представляти певну політичну позицію, а потім виявляється що ви її змінили.
- Куровський – "регіонал", Палиця тоже, хоча по факту буде, Рибаков - це гуляющий товарищ.
Таких гуляющих товарищей перед этими выборами набралось аж 85 кандидатов. Это результат исследования гражданской организации "Честно". В список тушек активисты внесли не только перебежчиков. Но и тех, кто часто голосует в унисон с оппонентами, а не своей фракцией. Ребята средствами агитации пытались разъяснить людям - перед тем, как голосовать - узнайте: не склонен ли ваш кандидат к измене.
Сергей Ружицкий, корреспондент:
- В парламенте есть кнопкодавы, тушки. Их мысли только о кормушке. Чтобы не допустить в Раду нехороших людей - гражданские активисты перед выборами проводили разъяснительную работу. В почтовых ящиках можно было найти листовки. Людям предлагали протестировать кандидата. Например, изменял ли он своей политсиле, голосовал чужой карточкой, как часто пропускал заседания.
В итоге, в парламент прошли только 26 перебежчиков. Тушонка пришлась избирателю не по вкусу. Среди тех, кому избиратель измену простил - Тариэл Васадзе, Давид Жвания, Олег Ляшко, Василий Петьовка. За бортом Рады - Михаил Поплавский, Леонид Грач и много других.
Вадим Гудыма, представитель гражданской организации "Честно":
- З одного боку люди почали більше зважати на політичну історію, на те, що лежить за плечима у цих політиків, хто вони такі, чим відзначились. І зокрема, тушкування було одним з найбільших політичних гріхів і люди в принципі впізнають цих тушок.
Свежепереизбранный нардеп Александр Фельдман тоже в чёрном списке организации "Честно", то есть, тушка. Бывший "бютовец", а теперь "регионал" не скрывает - кто-то тушкуется за деньги, кто-то за должности, кто-то уходит из-за разногласий с партийным руководством. Cвой переход к регионалам он объясняет именно политическими мотивами.
Александр Фельдман, народный депутат Украины:
- Я бы так огульно не говорил - переход, тушки. Есть партийная дисциплина, если партия относится к человеку, который от нее избирался хорошо и он куда-то переходит, значит мягко говоря он совершил подлость. Если партия не помогает реализовываться, если нет возможности выполнить обещания перед избирателями, если нет возможности просто работать - люди начинают искать ту команду, в которой они могут работать.
Искать команду, в которой можно поработать тушки будут и в новом парламенте, правда количество перебежчиков значительно уменьшится. Так массово менять ориентацию, как в прошлом созыве, депутаты вряд ли будут.
В раде прошлого созыва самое большое количество мигрантов оказалось в "БЮТ-Батькивщине". В парламент по её списку прошли 156 человек - почти 60 из которых подалИсь в бега. Поредели ряды и у Народной самообороны - девять бойцов из десяти перешли на службу в лагерь оппонентов.
Алексей Гарань, профессор политологии Киево-Могилянской академии:
- Після цих виборів тушок будуть шукати не стільки серед тих, хто обраний за партспиками, а серед мажоритарників, з яких більшість, насправді, є залежними. Тобто вони під час виборів кажуть виборцям, ми є незалежними, а потім вони ідуть в коаліцію до провладної більшості. Тут найбільша небезпека тушок і полягає
Вадим и его соратники по антитушковскому движению довольны проделанной работой, но уверяют - полностью избиратель откроет глаза нескоро. Выборы еще не закончились, а в офисе организации уже кипы новых листовок.
- Загальний наш меседж - фільтруй Раду - голосуй свідомо. Слідкуй за політикою, намагайся підвищити її якість. Це має робити громадськість, бо від самих політиків цього очікувати, нажаль не варто.
Судьба тушки, обычной мясной тушки, складывается так, что подрумяненной и ароматно пахнущей - ее съедают. Жизнь парламентской - часто заканчивается так же.
Сергей Ружицкий, Сергей Килимник и Павел Лысенко. "Подробности недели", телеканал "Интер"
В обществе, где даже сексуальная ориентация не константа, про другие константы говорить просто смешно.