snovaОценка: 2.0/5 Голосов: 16 |
На устроенном в этом году в Нью-Йорке «Дне Непримиримости» один из
ораторов очень хорошо и удачно определил сущность большевизма
процитированными им на память словами Священного Писания. Он отнес к
большевикам то, что сказал однажды Господь Иисус Христос нежелавшим
веровать в Него иудеям:
«Вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити: он
человекоубийца бе искони и во истине не стоит, яко несть истины в нем:
егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи» (Иоан.
8, 44).
«Человекоубийство» и «ложь» – вот действительно основные черты, которыми так ярко проявляет себя большевизм.
Это – так, но этим далеко еще не все сказано, не исчерпана до конца
сущность большевизма, как уродливого явления духовной жизни. Большевизм
есть нечто гораздо более страшное.
Корни большевизма – в том пагубном настроении духа свободного и
разумного существа, созданного Богом, которое Денницу сделало диаволом.
Возгордился Денница – высшее и совершеннейшее творение Божие,
залюбовался собой и возомнил о себе, что он ничуть не уступает Богу в
своих совершенствах, что он – равен Богу. И это послужило причиной его
мгновенного страшного падения с той высоты, на которой он находился, в
низины ада, а сам он сделался родоначальником всякого зла – всякой
гордыни, непослушания и противления Богу.
«Как пал ты с неба, денница, сын зари!» – горестно восклицал о нем
пророк: «а говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих
вознесу престол мой… взойду на высоты облачныя, буду подобен Всевышнему.
Но ты низвержен во ад, в глубины преисподней… в преисподнюю низвержена
гордыня твоя, со всем шумом твоим» (Исаии гл. 14, 11-15).
Став на путь гордыни, непослушания, противления Богу, падший Денница, в
слепой злобе своей против Бога, этому же научил и первозданных людей,
внушив им нарушить данную им в раю заповедь Божию, и через них ядом
своей гордыни отравив весь происшедший от них человеческий род.
Не все, однако, полностью и целиком поддались этому богоборческому
настроению. По признаку своего отношения к нему, по степени своего
сопротивления ему или порабощения им, еще в самые древние времена, как
свидетельствует Библия (см. кн. Бытия гл. 4-6), возникло деление людей
на «сынов Божиих» и «сынов человеческих». Последних правильнее, впрочем,
было бы называть теперь «сынами диавола», как и назвал Господь упорно
неверовавших в Него иудеев.
Между «сынами Божиими», стоявшими за правду Божию, и «сынами диавола»,
пытавшимися насадить всюду ложь диавольскую, естественно возникла
борьба. Эта борьба, в сущности, и составляет главное содержание всей так
называемой «истории человечества». Она будет продолжаться и впредь – до
скончания века, ибо диаволу, ненавидящему Бога, ненавистны и служители
правды Его – «сыны Божии». По ясному предречению Слова Божия, именующего
диавола «князем мiра сего» (Иоан. 12, 31), ложь диавольская будет
приобретать все большую и большую власть и силу в этом мiре, о котором
потому и сказал Апостол, что он «во зле лежит» (1 Иоан. 5, 19). Мало
того: по особому попущению Божию, в «последния времена» – времена
антихриста – наступит кажущееся временное торжество лжи диавольской на
земле, пока не явится Господь, Который «убиет антихриста духом уст Своих
и истребит явлением пришествия Своего» (2 Солун. 2, 8). Тогда ложь
диавольская сгинет, и восторжествует окончательно правда Божия, которая и
будет обитать на новом небе и новой земле, после того как прежние
«небеса с шумом прейдут», а «земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3,
10-13).
К атому времени произойдет отсеивание «пшеницы» от «плевел», решительное
размежевание между «сынами Божиими» и «сынами диавола», которое получит
свое окончательное утверждение на Страшном Суде (Матф. 25, 31-46).
Ясные признаки такого «отсеивания», или «размежевания» наблюдаются уже в
наши дни – дни такого явного безстыдно-открытого богоборчества,
дерзкого бунта, непослушания и противления Богу, какого никогда еще не
знала история человечества. Вместе с тем никогда еще не было и такого
господства лжи, не являлось стольких «прельщений» всякого рода, как в
наши подлинно «лукавые» дни: с особо-изощренным искусством облекается
ныне диавольская ложь в призрачную видимость правды, дабы «прельстить,
аще возможно, и избранных» (Матф. 24, 24). И сколь многие действительно
прельщаются или, по крайней мере, становятся в тупик, не будучи в
состоянии разобраться, где ложь, а где правда.
Поистине страшное время мы переживаем, и горе тому, кто этого не сознает, не понимает!
А не понимают многие и не понимают самого главного.
Не понимают того, что большевизм уже повсюду торжествует свою духовную
победу – далеко за пределами СССР – и в других странах и в рядах самой
нашей русской эмиграции, будто бы борющейся с ним.
Забывают то, что большевизм это отнюдь не одна только политическая
система, а прежде всего – наиболее яркое и откровенное выражение, в наши
дни, диавольской гордыни, дерзкого неистового бунта, своеволия,
непослушания и противления Богу и Его Божественному закону. Именно в
этом заключается коренная сущность человекоубийственного и исполненного
диавольской лжи большевизма, а «человекоубийство» и «ложь» – это только
«производные» – естественные, так сказать, логические последствия такого
богоборческого настроения.
На наших глазах, не без успеха, стремится большевизм к мiровому
господству. И при нынешних умонастроениях масс он легко этого может
достигнуть, если люди, наконец, не поймут, что борьба с большевизмом не
есть политика и не должна вестись в области одной только политики.
Большевизм – это целостное мiровоззрение, но отнюдь не атеистическое,
как принято думать, а богоборческое. Он претендует на то, чтобы стать
всеобъемлющей идеологией, совершенно вытеснив веру в Бога и заняв место
этой веры в сердцах людей. А потому борьба с большевизмом в сфере одной
только политики ни к какому положительному результату привести не может.
Целостному мiровоззрению большевизма должно быть, прежде всего,
противопоставлено столь же целостное мiровоззрение, и притом не
отвлеченное, а жизненное, находящее себе действительное осуществление в
жизни людей.
Борьба с большевизмом настоящая, последовательная, разумная – это борьба за правду Божию против лжи диавольской.
Это – борьба «сынов Божиих» против «сынов диавола».
Только тот и может надеяться на успех в этой борьбе, кто сознает себя
«сыном Божиим», кто ведет себя и живет достойно этого высокого звания.
Кто же, заявляя себя «антибольшевиком», в душе своей остается причастным
большевицкой идеологии богоборчества: гордыни, бунтарства, своеволия,
непослушания и противления Богу и Его Божественному Закону, тот и сам
себя и других обманывает. Не под силу такому борьба с большевизмом, и ни
к чему она не приведет.
Печальные опыты прошлого, казалось бы, всех нас должны бы были научить,
что диавольскую силу большевизма победить можно только силою Божиею.
Лишь креста Господня боится диавол, а человеческое оружие, вплоть до
самой атомной бомбы и всех ухищрений современной разрушительной техники,
ему не страшно.
Еще менее страшны диаволу политические программы, которыми некоторые
наивные политические деятели думают запугать и победить большевизм.
Бумага ведь все терпит! И разве мы не видели, к чему привели на деле
такие прекрасные сами по себе лозунги, как «свобода», «братство» и
«равенство»?
Довольно празднословия и празднописания!
Кто хочет не на словах, а на деле спасать Россию (а с нею теперь и весь
мiр!) от большевизма, тот должен начать с самого себя. Он должен
тщательно проверить себя, не живет ли в его собственной душе чего-либо
от богоборческой идеологии большевизма? нет ли в нём непослушания и
противления Богу и Его Божественному Закону? не одержим ли он гордыней,
самолюбием и своеволием? не чванится ли он своим материалистическим
мiровоззрением и не прикрывает ли им свою порабощённость разным
низменным страстям и порокам, оправдывая свои животные инстинкты и
считая их законными для себя? не переживает ли он, хотя бы по временам,
бунтарского настроения духа, отвергая все высокие духовные авторитеты и
ставя ни во что своих законных, от Бога поставленных пастырей, духовных
руководителей, родителей, наставников и начальников? не бывает ли в нем
резких проявлений грубости, дерзости и разнузданного противления, когда
кто-либо или что-либо становится на пути осуществления им его
эгоистических, самолюбивых, тщеславных или низменных страстных
стремлений и вожделений?..
У кого живут в душе подобные настроения, кто легко поддается им, не
борясь с ними и не обуздывая их голосом трезвенного благоразумия, тот
по-настоящему бороться с большевизмом не способен, ибо такой – одно с
богоборцами-большевиками, он единодушен и единомышлен с ними, а сатана,
как засвидетельствовал об этом Сам Господь Иисус Христос, «разделиться
на ся» (сам с собою) не может (Матф. 12, 26).
В том и заключается главное зло и безнадежность нашей эмигрантской
жизни, что многие из нас – едва ли не большинство! – совсем не вникают в
диавольскую сущность большевизма. Выступая в качестве борцов с
большевизмом, они не замечают того, что сами являются носителями, а иной
раз – и яркими выразителями его духа, вводя, таким образом, в
заблуждение и самих себя и других. Именно в этом причина, что, несмотря
на столь очевидную для многих губительность человеконенавистнического
большевизма, он до сих пор не мог быть побежден. И никогда не сможет
быть побежден, пока борющиеся с ним сами будут носить яд большевицкий в
своих душах.
altНельзя забывать, что большевизм – это духовная зараза, которой начало
болеть наше русское общество еще задолго до революции 1917 года. А
потому крайне неразумно, в противовес гнусным хулителям царской России,
злословящим то, чего не знают (Иуд. 1, 10), идеализировать полностью
всё, что было в прежней дореволюционной России. Только крайняя духовная
слепота (если не преднамеренная злоумышленность) может оправдывать
разного рода вакханалии и безобразные безнравственные явления в нашей
эмигрантской жизни тем, что так, мол, было и прежде в царской России.
Если бы всё было тогда хорошо и благополучно, то не было бы революции,
не было бы кровавого торжества большевизма! Не призывал бы еще в те
времена наш великий всероссийский пастырь приснопамятный отец Иоанн
Кронштадтский к нравственному очищению, ко всенародному глубокому
покаянию, к перемене нравов языческих на христианские, грозя в противном
случае неизбежной карой Божией за богоотступничество, за безбожье, за
умножение беззаконий.
А мы – увы! – испытав на себе все страшные, кровавые последствия этого
богоотступничества и попав в результате этого заграницу, продолжаем и
здесь, в основной своей массе, идти все тем же путем, который привел
нашу Родину к большевизму. Где же тут здравый смысл? где простая
человеческая логика?
И не к нам ли следует отнести теперь слова великого ветхозаветного
пророка Исаии, обращенные им некогда, по повелению Божию, к
жестоковыйному Израилю:
«Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство?» (Ис. 1, 5).
И не понимают, в большинстве своем, православные русские люди,
оказавшиеся заграницей, что все наши здешние беды и нестроения, все наши
нелады, распри, несогласия, взаимная вражда и разделения, начиная со
столь печальных церковных расколов, церковно-приходских смут и волнений,
постоянных разладов и распадов в среде наших национальных и
общественных организаций и кончая скорбными явлениями развала настоящей,
нормальной семейной жизни и обезличением отдельных русских людей,
продающих свое первородство за чечевичную похлебку и сливающихся с
окружающей их, зачастую глубоко преступной средой, – объясняются не чем
иным, как живущей в душах их большевицкой заразой – духом диавольской
гордыни, непреклонно-упрямого, до смешного доходящего самолюбия и
самомнения, явного или скрытого богоборчества, дерзкого, наглого
бунтарства, своеволия, разнузданности, непослушания и противления Богу,
Святой Церкви, церковным правилам и установлениям, тысячелетним
священным традициям.
Необходимо, наконец, понять, что кроме большевизма в сфере
чисто-политической, есть еще большевизм духовный, извнутри разлагающий
человеческие души, а потому еще более губительный и опасный; что область
этого духовного большевизма в настоящее время во много-много раз шире,
чем область большевизма политического, и что последний черпает главную
для себя силу и поддержку в этом духовном большевизме.
Духовный большевизм – главная опора большевизма политического в
предпринятом им грандиозном плане завоевания всего мiра. И пока мы не
обратим должного внимания на борьбу с этим духовным большевизмом в наших
собственных душах, на решительное искоренение и преодоление его в нашей
церковной, общественной, семейной и личной жизни, безплодными останутся
все наши надежды на какое-то лучшее будущее для нас, для России и для
всего мiра.
И если мы действительно, а не на словах только, стремимся к этому
лучшему будущему и к спасению нашей Родины, а с нею и всего мiра от
нависшей уже над ним страшной угрозы большевизма, то должны понять, что –
путь к этому лежит не через нынешнее нездоровое увлечение устройством
постоянных парадных банкетов и всевозможных увеселительных собраний,
балов и вечеров, «с танцами до утра», праздно-мечтательными речами и
легкомысленным времяпрепровождением, столь не вяжущимся с серьезностью
переживаемого нами времени, – а только через полное обновление нашей
жизни в духе истинной Христовой веры, в духе подлинной православной
церковности, соединяющей нас с Богом и подающей нам ту благодатную силу
Божию, без которой невозможно сокрушить сатанинское царство большевизма.
Ибо – «без Мене не можете творити ничесоже», ясно сказал Господь (Иоан. 15, 5).
http://rpczmoskva.org.ru/otecheskie-...tml#more-15374