saxОценка: 2.6/5 Голосов: 16 |
В двух номерах приложения «Окна» было напечатано интервью Ирины Солганик с сотрудником Яд ва-Шема Борисом Мафциром. В первой части интервью «Памятник имени» (24.7.2008) читаем: «Один выходец из Житомира, ныне живущий в Израиле, дал деньги, чтобы установить там памятник, а житомирская община, оказавшаяся очень экономной, построила на эту сумму пять памятников. Местная дама-историк стала мне показывать...»
Борис Мафцир сообщил мне имя дамы-историка – Рудницкая Наталья Васильевна, преподаватель Житомирского педагогического университета. Она и является автором вымысла об истории создания памятников. Вероятно, из благих побуждений. И все-таки негоже историку выдавать свой домысел-вымысел за подлинный факт. Вспомним, как под аплодисменты аудитории Эдвард Радзинский сказал, что самым честным ответом историка будут слова «не знаю».
В телефонном разговоре со мной г-жа Рудницкая рассказала, как возникло начало этой истории. Она увидела памятники и изумилась – кем они созданы? И пошла в мастерскую по изготовлению надгробий. А там ей сказали – «Це хтось з Израилю гроши прислав». А дальше о «выходце», об «общине» она досочинила самостоятельно.
Кстати, пятый памятник, установленный на старом житомирском кладбище на средства нашей семьи, – дань памяти жертв голода и Голодомора, что видно из надписи на нем. Но для вящего эффекта дама-историк и его включила в число памятников жертвам Холокоста.
...Подлинная история создания памятников берет начало в 1958 году, когда мы с моей мамой Хаей Народицкой, приехав на ее родину, увидели на окраине Житомира, хуторе Выдумка, валявшиеся на земле черепа и кости расстрелянных евреев. Положив череп (вещественное доказательство) в сумку, я пошла на прием к председателю райисполкома. Председатель Паламарчук с налившимся кровью лицом бешено заорал: «А для какой это агитации и пропаганды вы с чэрэпамы по городу расхаживаете?»
С красивой дамой, вторым секретарем горкома партии, прямо глядя в ее прищуренные глаза, я уже говорила иначе. То, что дети играют черепами в футбол, а берцовые кости у них вместо биты в лапту, касается воспитания учащихся в местной школе. Но ведь может вспыхнуть эпидемия! Останки необходимо закопать. Дама-секретарь согласилась...
В следующий мой приезд (лето 1960 г.) останки были захоронены, а осенью я получила из сельсовета Выдумки разрешение «впорядкувати могилу».
Но почти все евреи, с кем я говорила о необходимости приведения могилы в подобающий вид, либо отчаянно боялись, либо были отвратительно и позорно равнодушны. Я решила выйти на известных соплеменников.
Полковник Липис Филипп Ильич, начальник оперативного отдела штаба 65-й армии генерала Павла Ивановича Батова, создатель музея боевой славы, почетный гражданин Житомира, сказал мне дословно: «Так как я секретарь парторганизации, я не могу заниматься этим делом». Он горько сетовал, что ему не позволили поставить памятный знак у того колодца в степи, в котором утопили его родителей...
Главный раввин Московской хоральной синагоги Иегуда Левин на мое предложение приказать раввину житомирской синагоги привести могилу в порядок и поставить памятник, с тихой печалью сказал, что «наша религия - единственная в СССР, которая не централизована», и он может приказывать только в московской синагоге.
В марте 1961 года в Тургеневской читальне в Москве я разговаривала о могиле на Выдумке с Ильей Григорьевичем Эренбургом. Он был в зените славы, только что получил к 70-летию орден Ленина. В ответ на мою просьбу помочь с установкой памятника Илья Григорьевич с горечью произнес: «Когда я об этом пишу, меня не печатают», – и пожал мне руку.
Больше идти было некуда и не к кому. В каждый свой приезд в Житомир я шла на Выдумку. В 1966 г. вновь увидала на земле крупные берцовые кости. То жительница хутора Шинкаренко развела на могиле огород, посадила картошку. Выкопанные кости она сжигала, пепел шел на удобрение. Две местные хуторянки рассказали, что она сама ту картошку ест и на базаре продает. Довелось мне и увидеть Шинкаренко – огромная медлительная крыса о двух ногах.
В 1979 году хозяйка дома на Корбутовке (район Житомира, примыкающий к реке Тетерев) со страхом рассказала: когда ремонтировали мост через речку Каменку, впадающую в Тетерев, то в песке, что возили машинами с выдумского карьера, «стiльки голiв було, стiльки голiв!» (голов). Песок, густо перемешанный с останками расстрелянных евреев, сбрасывался в реку.
С большой предосторожностью (рядом военный объект-стрельбище) я сфотографировала на Выдумке младшую дочь Мириам, чтобы зафиксировать место могилы. Тогда (в 1985 году) на могиле были разбиты огороды уже нескольких хуторян. Сейчас там построены гаражи.
Я всегда помнила о Выдумке и о своем долге, но по приезде в Израиль по разным личным, семейным причинам ничего не предпринимала много лет.
В конце 1997 года основала счет (1089 шекелей, в сумме 18, мистическое число жизни) и написала в «Еврейский камертон» («ЕК») свою первую статью на тему увековечивания памяти уничтоженных евреев. И дело с огромным трудом начало продвигаться.
Большой удачей явилось заочное знакомство с Владимиром Кириенко, которого мне рекомендовал его бывший учитель, ныне житель Кармиэля Юрий Левант. Все было основано исключительно на личной устной договоренности, без всяких подписей и бумаг. Кириенко выполнил очень трудную работу с безупречной добросовестностью, самоотверженной честностью.
В мае 2000 года был, наконец, установлен памятник на Выдумке. Через 42 года после моих первоначальных попыток. В том же году поставлены два памятника в селе Кодня под Житомиром. А в мае 2001-го года воздвигнут памятник в Богунии.
Первый памятник на Выдумке удостоился торжественного открытия. О кодненских памятниках еврейские организации Житомира не знают и знать не хотят. Даже устроить открытие памятника в Богунии житомиряне оказались не в состоянии. Через год, в июне 2002-го года, эту церемонию организовала бывшая житомирянка, гражданка Америки госпожа Эсфирь Кагановская. Через несколько дней памятник был залит краской. Кагановская поехала в Киев, дала интервью газете «Столичные новости» (№ 22, 2002 г.), и в результате была напечатана статья под названием: «Вандалы в Житомире надругались над американским памятником» с подзаголовком – «Неизвестные надругались над памятником жертвам Холокоста, который возвели в Украине американские конгрессмены». Мой протест газета «Столичные новости» (редактор В. Кацман) не опубликовала. После моей заметки «Неприличие» («ЕК», 07.11.2002 г.) Кагановская исключила из создателей памятника не только Кириенко, но и меня.
Где только можно, она дает интервью, подобное приведенному, в статье «Дорога к храму» (газета «Менора» №167 окт.2004 г.). « Я – член Комиссии по сохранению американского наследия за рубежом, куда включены все еврейские захоронения на территории СНГ…» «Мемориал, открытый с большими почестями в присутствии представителей многих еврейских организаций….через несколько дней был залит краской….». На мой вопрос автору статьи Рене Елизаровой: «Кто же поставил памятник в Богунии?» - я получила насмешливый ответ из-за непонимания мною простых вещей: «Как кто? Американский комитет и житомирская община»…
НИКТО ИЗ НИХ – НИ АМЕРИКАНСКИЙ КОМИТЕТ, НИ ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА ЖИТОМИРА, НИ ЖИТОМИРЯНЕ, ЭМИГРИРОВАВШИЕ В АМЕРИКУ, НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К СОЗДАНИЮ ПАМЯТНИКОВ ЖЕРТВАМ КАТАСТРОФЫ В ЖИТОМИРЕ НЕ ИМЕЮТ. Только один бывший житомирянин, житель Америки Борис Штрайм сделал пожертвование. И это всё.
При входе на старое еврейское кладбище в Житомире большими буквами на украинском языке напечатан текст, извещающий, что кладбище приведено в порядок стараниями Эсфирь Кагановской. Но ей хочется большей славы. И как член американского комитета она ловко присовокупляет свою причастность к созданию памятника в Богунии.
…Я благодарна узнику Сиона Иосифу Бегуну и композитору Дмитрию Якиревичу за их согласие стать членами инициативной группы. Мой муж Абрам редактировал мои статьи и переводил необходимое на украинский язык. Старшая дочь Рахель печатала документацию на компьютере. Но основная тяжесть по осуществлению поставленной цели, конечно, досталась мне. Однако высекать на монументах, что они воздвигнуты по моей инициативе и решающем участии, считаю неэтичным. Но это не повод для фальсификаций и вымыслов.
Рада случаю упомянуть некоторых их тех, кто особенно помог делу. Реувен Мичник (Акко) организовал концерт, доход от которого увеличил счет на 1337 долларов. Бывший житомирянин Шмуэль Кричман (зихроно левраха) предложил мне выступить в руководимом им клубе «Добрые соседи» в Тель-Авиве и затем переслал на счет 1170 шекелей – пожертвования членов клуба. Вообще, немало житомирян, репатриировавшихся в Израиль, участвовали в сборе средств. Так, Фаня Гительман (Ашдод) собрала у земляков 1300 шекелей. Журналистка Лея Алон дала мне возможность выступить в ее программе на радиостанции РЭКА, и более сорока человек пожертвовали свыше четырех тысяч шекелей. Кстати, и вклад нашей семьи свыше четырех тысяч. Наш старый товарищ Леонид Вапняр (США) прислал мне 1000 долларов, из которых 500 – его личные деньги. Без участия откликнувшихся людей не было бы собрано почти 9 (девять) тысяч долларов, на которые Владимир Кириенко и воздвиг четыре памятника жертвам Катастрофы.
А бедная житомирская община не в состоянии даже убрать мусор возле памятника в Богунии. Вопреки еврейской традиции посещать могилы накануне Тша бэ-ав (9 ава), никто туда не ходит. И не удивительно! 16-го ноября 1996-го года мы с мужем пришли в Иерусалиме к главному раввину Житомира, посланцу ХАБАДа Шломо Вильгельму. Я рассказала ему о могиле на Выдумке, о необходимости поставить памятник. В ответ он предложил мне лучше пожертвовать деньги на ремонт житомирской синагоги…
И в заключение я хотела бы процитировать слова уважаемого Бориса Мафцира из интервью Ирине Солганик «Возвращенные имена» («Окна», 18.12.2008): «…я каждый раз поражаюсь количеству памятников, которые вижу»…
А я опять о Житомире и Украине в целом. Могила возле стрельбища снесена по приказу начальства Житомирского военного училища в 1964-м году, и останки закатаны в обваловки тира. (У меня имеется акт об этом кощунстве, составленный Павлом Шмуневским, руководителем поисковой группы в 1999-м году). На другой могиле (Выдумка) стоят гаражи. На третьей, там, где сейчас богунский памятник, еще семь лет назад было укромное отхожее место. Это то, что известно мне лишь на территории Выдумки, Богунии в Житомире. И таких мест в Украине множество. Например, венгерские евреи убиты в селах Купище, Давыдки, Выгов, Клочки, Краснополь Краснопольского района Житомирской области. В 2000-м году там не было ни одного памятного знака, обычный сельский пейзаж.
На 8-м километре Житомир – Новоград-Волынский обнаружено огромное захоронение. Обнаружено - и ладно. Цыгане (вот молодцы!) своих покойных еще тогда, в 1946-47 годах, из ямы отдельной извлекли и похоронили на кладбище. А о евреях, понятно, говорить нечего…
В Украине уничтожено 1,5 млн. евреев. Известно приблизительно 1200 мест массовых убийств. Памятные знаки установлены на трети из них. (Данные сообщены Иосифом Зисельсом, председателем ВААДа Украины).
Действительно, картина поразительная… И это при том, что власти Украины сейчас не препятствуют увековечению памяти жертв Холокоста, и что евреев-миллионеров предостаточно.