Alex_BeNDeRОценка: 3.7/5 Голосов: 7 |
Легче что-то придумать, что-то сотворить, чем понять, как оно работает, и почему оно вообще работает. Это отражает природу реальности, и наше место в ней. Мы, в первую очередь, существа воспринимающие. Без восприятия реальности на нее нельзя повлиять. Во вторую очередь мы воздействуем на реальность. Но что мы такое? Мы, люди, затеряны, безосновательны, мы колышемся на волнах поступающей из-вне информации, но что есть сам этот плывущий поплавок – вопрос, сложный и разрешимый ли?
Мы – фильтр, мы замечаем яркие грани мира, мы следим за тем, как он существует, как бьется и движется бытие. Но видим мы не все, многое остается «за кадром», как количественно, так и качественно. Мы ограничены в наших возможностях по времени, мы ловим лишь часть, лишь отблеск реальности. Нельзя прочитать книгу за один момент, читать приходится постепенно и старательно, отбирая, фильтруя, отсеивая нужное и интересное. А интересное, в свою очередь, это лишь отклик нас самих, нашего внутреннего, а посему это, фактически, не новое для нас, а лишь подходящее.
Существует ли какая-либо реальность, общая для каждого? Что такое вообще эта реальность? Может мы не воспринимает ничего вовсе? Наше взаимодействие с миром происходит вытеснением, наталкиванием на вещи. С определенной точки зрения можно сказать, что мы получаем не информацию о реальности, а, напротив, информацию о том, чего в ней нет. Чтобы понять, что объект твердый или нет, его нужно потрогать, возможно, ударить. Нужно, чтобы мир проявил себя на наш запрос, и мы его зарегистрируем. Для познания всегда нужна обратная связь. Познание – это реакция, а реакция требует начального действия. Реальность – это, в нашей природе вещей, лишь набор ответных реакций, лишь поток информации. И это всё… Остальное – это мы сами. И это восхитительно.
Реальность это не ресурс, и её как и бы нет вовсе. Мы не можем «добыть» кусок реальности, и завладеть ею, лишив её кого-то еще. И при этом она не одинакова для каждого отдельного человека, ведь не одинаковы и мы сами. Реальности нет вне нас; есть мы, есть информация от наших рецепторов, и есть наша реальность, наш мир. Мы – это не наше тело, мы чем-то выше, чем-то ниже его. С другой стороны мы – это не только наше тело, но и мир, с которым мы взаимодействуем.
Возьмите самые элементарные вещи, рассуждать о которых, кажется, даже глупо ввиду их банальности и простоты. Но что мы знаем о них? Если задуматься, поразмыслить, то мы не знаем ничего. Ощущение своей отверженности, своей безосновности в понимании неизбежно наступает в попытке понять саму суть. Мы делаем что-то, мы знаем, как это делать, но мы не знаем, по сути, почему это происходит. Наше познание работает на принципе относительности, сравнения одного с другим, и оно не абсолютно. Познание – это лишь инструмент приспособления, нахождения своего места относительно других вещей. Классический пример: мы знаем, что если бросить предмет, то он упадет вниз. Мы догадались, что виновата в этом сила тяготения, гравитация, масса самого тела и так далее. В общем, тут работает «сила», но что же такое эта сила? Это просто слово, закрывающее неведомое. Да, можно что-то расписать математически, объяснить физически, но попытка понять, почему же это самое объяснение справедливо, почему оно работает – и опять то же чувство растерянности.
Удивительно насколько человеческая психика предметно ориентирована. Мы оперируем словами, мы выделяем отдельные куски мира – предметы, мы наделяем также их свойствами. Если с отделением, опредмечиванием проблем не так много, то вот с объяснением свойств этих самых предметов большие сложности. Наша инертность психики заставляет нас все больше и больше ориентироваться на предметность, на дискретность мира, мы не можем понять его по-другому. Но ведь не факт, что мир таким и есть. Ту же гравитацию упорно стараются «притянуть» к гравитону, опредмеченой частице мира, которая якобы и объясняет сам процесс взаимодействия, но с другой стороны тот же гравитон с позиции объяснения взаимодействия – просто кусок, так сказать, программного кода, заставляющего плясать другие частицы мира определенным образом. Это как байт информации, меняющий состояние того самого предмета с одного на другое. Но почему?
А, может, нет никаких предметов вовсе? Возможно, это лишь попытка нашего существа поддерживать свое внутреннее состояние, поддерживать его статичность? Восприятие необходимо нам, чтобы поддерживать свое постоянство, чтобы приспосабливаться к постоянно давящему на нас миру. Это лишь инструмент, и все. Мы не можем понять, почему вещи взаимодействуют тем или иным образом, мы лишь констатируем сам факт их природы, описываем законы, по которым она движется, но в чем суть самой этой природы – это фундаментально неподъёмный вопрос. Есть ли реальность, или её нет, мы остаемся заложниками нашего восприятия. Мы пользуемся им ежесекундно, мы живем благодаря ему, мы восхищаемся им. И в то же время мы безапелляционные его заложники. Мы не знаем ничего, но пользуемся этим обстоятельством, этим незнанием каждый момент нашей жизни…
А вообще, очень интересно и доходчиво если конечно можно использовать слово доходчиво в таких темах.