ЮркоОценка: 2.3/5 Голосов: 27 |
Татарская общественность настойчиво предлагает руководству РФ придать татарскому статус второго государственного языка страны. Попытки продвижения татарского языка предпринимались и ранее, однако они особенно активизировались после признания Казани третьей столицей России.
Основной причиной своего требования представители татарской общественности указали на то, что татары являются второй по численности нацией в России, а татарский - второй по распространённости язык в стране. Кроме того, в пользу своей инициативы националисты приводят тот факт, что для большой части тюркоязычных гастарбайтеров, наводнивших в последние годы Россию и не сподобившихся выучить русский, татарский язык является средством общения
Всемирный форум татарской молодежи под предводительством председателя организации, одного из координаторов националистского движения «Узебез» («Мы сами») Руслана Айсина уже собирает подписи в поддержку этой инициативы. По информации Айсина, за несколько дней татарские активисты уже собрали более тысячи подписей, причём, не только в Татарстане, но и в других местах компактного проживания татар: в Самарской, Саратовской и Челябинской областях, а также в соседнем Башкортостане. Задача националистов - собрать сто тысяч подписей.
«На них (татар, - РО) в своё время равнялись почти все мусульманские и тюркские народы, - утверждает Руслан Айсин. - В той же Средней Азии, например, почти все представители интеллигенции - татары. Кроме того, ни для кого не секрет, что в нашей стране множество мигрантов из стран ближнего зарубежья. Для них татарский язык - это средство общения. А им тяжеловато понимать какие-то рабочие термины на русском языке».
По мнению Айсина, решение вопроса о признании татарского вторым государственным языком будет также и показателем уровня толерантности России.
Очевидно, что эта инициатива, в продвижении которой задействованы все региональные административные и медиа-ресурсы Татарстана, была бы невозможна без санкции президента республики и согласования с местными властными и бизнес-элитами. Тем более, учитывая авторитарный характер республиканской власти с одной стороны и ожидаемые грядущие перемены в руководстве Татарстана - с другой.
Большинство федеральных российских политиков не разделяют стремления татар придать своему языку государственный статус. Так, заместитель председателя Госдумы Любовь Слиска назвала татарскую инициативу издержками «весеннего обострения», отметив при этом, что в России, кроме русских, живёт больше всех не татар, а украинцев и белорусов.
«На татарском говорит всего 4% населения страны, а остальные 96% им не пользуются, - отметил первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей Аркадий Баскаев. - Не может быть татарский вторым языком, если в стране проживает 80% русских».
Баскаев также напомнил, что в случае принятия подобного решения государству придётся потратить гигантские средства на изменение документации и прочего.
«Если это случится, остальные народы, проживающие в России, вправе потребовать утверждения своего языка третьим государственным, и так далее», - добавил зампред комитета по делам национальностей.
Для справки: татарский язык, кроме Татарстана, распространён также в ряде районов Башкортостана, Марий Эл, Удмуртии, Мордовии, Тюменской, Ульяновской, Саратовской и в некоторых других областях России, а также в отдельных районах Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении. Число говорящих на татарском в России по состоянию на 2002 год - около 5,3 млн человек.
В лексическом отношении татарский проявляет наибольшую близость башкирскому, затем ногайскому, каракалпакскому, казахскому, балкарскому, узбекскому и кумыкскому языкам.
Наряду с русским языком, татарский является государственным языком Республики Татарстан, в соответствии с законом Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан», принятым в 1992 г. В Татарстане и в местах проживания диаспоры существует развитая сеть учебных и воспитательных учреждений, в которых используется татарский язык: дошкольные учреждения с татарским языком в качестве воспитания, начальные и средние школы с татарским языком в качестве средства обучения всем предметам, а также начальные и средние школы, в которых язык изучается как предмет.
Очевидно, что инициатива татарских националистов, в случае её реализации, ведет к разрушению единого культурно-языкового пространства России. Если татарский язык получит статус второго государственного, Российская Федерация может в очень недалёком будущём трансформироваться в славяно-тюркскую конфедерацию, в жизнеспособность которой в качестве государственного формирования верится с трудом.
Стоит также отметить, что татарские националисты, стоящие за «языковой» инициативой, действуют в русле продвигаемой отдельными политическими силами и спецслужбами Турции идеи построения «Великого Турана». Идея построения «Турана» - квазиимперии, призванной объединить все тюркоговорящие народы в единое государство, - активно насаждается турецкими эмиссарами по всему миру, и в первую очередь - на постсоветском пространстве. При этом известны многочисленные факты контактов татарских националистов с идеологами «Турана».
Таким образом, требование татарской «общественности» и инициативы националистически настроенной молодёжи можно расценивать как непосредственную угрозу государственному суверенитету и территориальной целостности России.