KAPJICOHОценка: 2.6/5 Голосов: 10 |
Нашел интересную информацию о корнях Хеллоуина.
Многие считают этот праздник чужим и чуждым для нашей местности, а христианские ортодоксы видят в нем опасность и поклонение злым силам. :)
Но мне всегда интересно узнавать, что-то новое о других культурах и обычаях.
Ко всему прочему такие события добавляют в нашу жизнь больше разнообразия и веселья.
Немного истории.
Самайн (Samhain) - Главный
кельтский праздник (Праздник перехода к зиме), который открывал один из
четырех сезонов, отмечался в ночь на 1 Ноября, дабы задобрить и
умиротворить темные силы неизвестного.
В
ирландской эпической традиции это день великих деяний. Вот что говорится
в старинной уладской (Улад - самая большая область в древнейшей
Ирландии) саге про Самайн: "Раз в год собирались все улады вместе в
праздник Самайн, и длилось это собрание три дня перед Самайном, сам день
Самайна и три дня после него. И пока длился праздник этот, что
справлялся раз в году на равнине Муртемне, не бывало там ничего иного,
как игра да гулянье, блеск да красота, пиры да угощенье. Потому-то и
славилось празднование Самайна во всей Ирландии."
Самайн -
момент открытого столкновения внешнего и потустороннего мира. В этот
день разверзались холмы и из них выходили сиды* c целью сватовства или
добычи чудесных предметов. Мудростью, ростом и красотой они,
естественно, превосходили простых смертных. В человеческую же жизнь они
предпочитали по возможности не вмешиваться. Сиды обладали даром
прорицания и некоторые сиды обладали долголетием. Они также владели
тремя магическими дарами - Фед Фиадой (видимо магическая дымка, делающая
их невидимыми), пиром Гоибниу (те кто принимал участие в этом пире был
избавлен от старости и смерти) и чудесными свиньями Мананнана, вновь
являющимися целыми и невредимыми наутро после пира.
1 Ноября
также конец выпасного сезона (кельты перво-наперво были отменными
скотоводами). В этот день все земные дела откладывались для отпугивания
нечисти, на холмах жгли костры вокруг которых танцевали и пели, а по
улицам ходили ряженные. В начале начал, Самайн был несомненно
пастушеским праздником, дающий содействие силам прироста и плодородия,
задабривающий смерть и держащий в безопасном положении силы зла,
угождающий богам (и позже определенному святому, который заменил их)
жертвами, и как четкое разграничение между радостями сбора урожая и
трудностями приближающейся зимы.
В средние века на Самайн пекли
особые хлебцы из овсяной муки, покрытые заварным кремом. Хлебцы эти были
разнообразной формы - треугольные, квадратные круглые с отверстием по
середине, причем предпочтение отдавалось последней форме. При выпечке
старались их не поломать, так как тогда это считалось дурным знаком. В
этот день пастухи выходили в поле и разламывая пополам хлебцы кидали их
через плечо, что считалось лучшей оградой скота от волков, орлов и
лисиц.
Samhain, - а позже "Hallowe'en", судя по самым ранним
кельтским записям был самым важным и зловещим праздником Кельтского
года. Изначально он праздновался в ночь на 1 Ноября и далее весь
следующий день. Тогда верили что весь мир кишит богами и духами
язычников-кельтов и потусторонний мир становится видимым и доступным
человеческому роду. Обитатели сверхестественного мира могли свободно
смешиваться с толпой, обладая особенностями связанными с опасностью для
человеческого существования.
Изначально Друидический праздник,
Самайн сопровождался, как указывают Ирландские рукописи, многими
примирительными соглашениями и остался самым популярным календарным
праздником, праздновавшимся, сохранив многие ритуалы, еще в этом
столетии.
В этот день обычно предсказывали будущее по середине
ореха, по капустным кочерыжкам, капали яичный белок в воду и так далее,
но иногда человеческое стремление к знанию будущего получало неожиданные
и возможно нежеланные ответы на заданные вопросы. Главное было
соблюдать осторожность. Потусторонний мир мог показаться в непривычном и
устрашающем человеческий взор виде, или же кто-нибудь из того мира, мог
сыграть злую шутку с одним из искателей ответов, заставив его поверить в
то, что ему пригрезилось, как в то, что произошло с ним на самом деле.
Один из методов предсказания будущего было размещение шести
тарелок с различным содержанием на полу. Девушки завязывали друг другу
глаза и указывали место где была уложена тарелка, и каждая указанная
тарелка говорила о уделе, предназначеном девушке. Также в этот день
молодые люди с закрытыми глазами определяли фигуру и размер своих
супругов вытаскивая кочаны капусты и предсказывали будущее швыряя орехи в
пламя. Можно было еще гадать по камням, разместив их в костровище.
Во
многих районах каждый дом имел свой собственный костер, зажигаемый
только в Самайн - "samhnag" и обычно один из домов был местом собрания
всех жителей.
В ранней кельтской традиции, Самайн близко
ассоциировался с похоронными холмами, где как полагали существуют входы в
потусторонний мир, и в этом смысле, празднование Хэлловина в
Фортингэйле, в начале Долины Льва в Пертшире особенно интересно.
Сам
праздник там состоял отчасти в необычной манере проведения, будучи по
существу праздником общинной природы, отдельно от чего-либо еще, и это
продолжалось и в этом столетии. Другой необычной чертой в этом районе
Высокогорья, где сохранилось так много архаичных (устаревших) традиций,
была дата, в которую праздник обычно имел большую силу - 11 ноября.
Необычная дата Самайна здесь, была приурочена к дате Фортингэйл Фейл
(Фортингальской Ярмарки) и между двумя этими собраниями было много общих
ассоциаций. В других местах, церемония проходила в традиционную дату, и
активность в праздновании менялась из региона в регион.
Samhnag
(костер) делался общими усилиями и также насыпался холм, известный под
названием Carn nam Marbh (Холм Смерти). Местная традиция заключалась в
том, что холм (фактически - курган Бронзового Века) собирался из тел
жертв перенесших ужасные мучения (чуму), погребенных старой женщиной с
повозкой, запряженной белой лошадью. Его венчал камень известный под
названием Clach a'Phlaigh (Чумной камень). Несмотря на то, что люди
живущие поблизости знали о Фортингэйльской церемонии, только местное
население участвовало в ней.
В других местечках обычно зажигают
индивидуальные кострища и этим обычно занимаются дети. Каждый житель
участвует в приготовлениях которые начинаются за месяц до события.
Молодежь использовалась для приготовления хвороста (утесника
обыкновенного (раст.)), которого только здесь большое изобилие. Это
происходило в ночь за день до праздника. Для увеличения размеров костра
использовались лесные стружки и смоляные (дегтевых) бочки. Старейшина
фактически выстраивал костер на вершине Холма Смерти.
В
финале, когда костер зажигался и все брались за руки, как только он
воспламенялся, и танцевали вокруг холма по часовой и против часовой
стрелки. Как только огонь начинал тускнеть, юноши брали из костра
горящие охапки хвороста и бегали по всему полю с ними, а после
подбрасывали их в воздух и танцевали вокруг них, когда они падали на
землю.
Когда затухал последний уголек, мальчики соревновались в
прыжках вокруг остатков огня. Когда все заканчивалось, молодые люди
возвращались домой и занимались предсказаниями, а люди постарше шли в
Фортингэйлл Хотел, где танцевали с большим весельем. Костер был
абсолютным центром внимания до тех пор пока эта традиция жила. Последний
самайнский костер был зажжен на холме в 1924.
После заката, во
многих регионах, любой из молодежи, кто мог нести горящий торф или
головешки костра Samhnag, выбегал и бегал от костра к границе своих
хозяйств и обратно с этими горящими головнями в порядке защиты семейных
шествий от фэйриез* и всех злобных сил. После того все дома были очищены
силой священного огня, все жители местечка могли собраться вместе и
разделить вместе празднование этой традиции. Орехи и яблоки стали
регулярной пищей праздника.
Когда праздник подходил к концу,
новый огонь, зажженный от священного общинного огня переносился в каждый
дом, и это происходило потому, что подобно Бельтановским огням, огонь
Самайна был сделан из огня защищающего от беды, огня зажженный трением
двух кусков дерева.
На Гебридах мальчики наряжались как
ряженные и ходили из дома в дом; много убытков приносилось ими в эту
дикую ночь - ворота снимались с петель, тележки переворачивались и т.д.
Этот
древний праздник почти окончательно сошел на нет не только потому, что
молодежь перестала интересоваться им, и не потому, что люди перестали
помнить о нем, но потому что было остановлено хранителем, который
утверждал, что это великое действо на холме заменилось только игрой и
потеряло свой глубинный смысл.
* сиды, фэйриез - волшебный
магический "народец", чья родина - остров Tir-Nan-Og, лежащий на
восходе солнца. Многие в России, и не толькоу нас, называют их эльфами.